Организация экологического образования в рамках дополнительного образования
методическая разработка

Гоц Лариса Николаевна

Организация экологического образования в рамках дополнительного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гоц Лариса Николаевна,

педагог дополнительного образования

МАУДО Сургутского района

«Центр детского творчества»

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:

  • гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
  • наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.

Современная ситуация, сложившаяся в отношении между обществом и окружающей средой, отличается сложностью и противоречивостью: с одной стороны - негативное воздействие на окружающую природную среду человека в виде возрастающего потребления природных ресурсов, с другой стороны - острота ситуации не учитывается. Как строить образовательный процесс, какие принципы должны быть положены в основу образовательной модели экологического обучения - это те проблемные вопросы, решение которых определяет формирование конкретной модели и методов экологически образовательной деятельности учащихся. Необходим качественно новый подход к экологическому образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы и бережному отношению к ней. Воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая была бы способна опираться на идеи эволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы - задача, стоящая перед педагогами.

Одной из форм обучения в настоящее время является «проектирование» или «проектная деятельность». Данная форма обучения по направлению экология успешно внедрена нами в объединениях «Здоровое питание», «Младшая сестра милосердия».

В результате выполнения проектов у обучающихся развивается креативность мышления - ряд мыслительных качеств, благодаря которым возможно осуществление творческого процесса. В числе креативного ряда качеств можно отметить: открытость опыту, наблюдательность, чувствительность к новым проблемам, самостоятельность, необычность, нестандартность.

Приобщение учеников к научной работе играет в процессе экологического образования огромную роль, поскольку является предпосылкой осуществления идеи непрерывности в развитии образовательно-научных традиций.

В процессе научно-исследовательской работы происходит освоение исследовательских ориентиров, усвоение исследовательского и методологического аппарата

Работа над проектами экологической направленности позволяет не только повысить уровень экологического образования и воспитания обучающихся, но также способствует вовлечению  в решение экологических проблем региона.  Экологическое образование в данном случае ориентировано на раскрытие потенциальных неповторимых способностей учащихся.

В составе экологической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра» обучающиеся принимают непосредственное участие в научно-исследовательской деятельности. Лаборатория работает уже несколько лет. Результатом работы является реализация следующих проектов:

  1. Использование лекарственных растений при изготовлении кислородных коктейлей для повышения резистентности к патологии простудного характера среди подростков Федоровского центра дополнительного образования

В данной работе были  исследованы варианты  профилактики простудных заболеваний среди школьников, используя природные богатства флоры Югры и разработаны купажи кислородных коктейлей с фитокомпонентами местной лекарственной флоры. Проект успешно реализуется в работе фито-бара Центра.

  1. Проект «Влияние фитогормона гетероауксина на рост, развитие, качество салатных культур (на примере кресс-салата)»

Ресурсы сельского хозяйства ХМАО весьма ограничены сложными климатическими условиями. Возникает необходимость различных видов растений и совершенствования технологий их выращивания.  Юные исследователи центра совершенствовали процесс выращивания кресс-салата с применением фитогормона гетероауксина

  1. Какой хлеб мы едим?

В данной работе проводился экологический анализ составляющих хлеба

В нашем питании не всегда присутствует технологически правильно приготовленный хлеб, что со временем может привести к нарушению здоровья человека. В данной работе мы проводили качественный анализ различных видов хлеба и пришли к выводу, что не все виды хлеба безопасны для здоровья человека. Данная информация поможет выбрать хлеб для безопасного питания;  может быть использована для проведения профилактических бесед на школьных собраниях и классных часах; для общего развития самих обучающихся в целях самообразования и саморазвития и для  информирования населения при проведении акций по здоровому питанию.

  1. Сравнительный качественный анализ хантыйской и русской кухни

Целью данного проекта является исследование и проведение сравнительного анализа кулинарных традиций угорских народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе и русской кухни. Юные исследователи рассматривали экологическую составляющую продуктов питания, характерных для кулинарии коренного населения и русской кухни.

Блюда  русской и национальной кухни коренных народов Югры  имеют в своем составе оригинальные ингредиенты, особенность приготовления, и в результате, коренным образом отличаются друг от друга.

В целом блюда русской кухни обладают более выраженной энергетической ценностью.  Минеральный состав русских блюд более разнообразен.  Витаминный состав русской и хантыйской кухни не однозначен -  большей витаминной ценностью (витамины B9, E) у ханты обладает оленина, чага (B6, PP), в остальном соотношение более равномерное.

  1. Одним из направлений проектной деятельности центра является социальный проект – «Быть здоровым – это Здорово!!!!»

МАУ ДО «ФЦДО» – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений городского поселения Фёдоровский, общественными учреждениями, семьями воспитанников.

В рамках социального партнерства мы проводим огромную работу в этом направлении. Наиболее активно и продуктивно развивается  сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям.

Наша работа  строится по трём основным направлениям: 

Проведение месячников здоровья и здорового образа жизни;

Организация и проведение массовых мероприятий, флешмобов совместно с одним из социальных партнёров - Федоровской городской больницей;

Участие в муниципальных, окружных конкурсах, конференциях  медико-экологического направления.

Результаты исследований ежегодно успешно докладываются на муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и экологических форумах.

Районный эколого-краеведческий слет «Мы расскажем о себе»,

Эколого-краеведческий слет «Югра – наш дом, мы в нем живем»

районной научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду»

Федерально-окружное соревнование Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому  федеральному округу г. Челябинск

 Окружная научная конференция школьников «Новое поколение и Общество знаний»

Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» г. Обнинск

Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеев

Продолжаются исследования в области совершенствования технологии выращивания зеленных культур в условиях ХМАО, планируются работы по изучению интродукции растений нашего региона.  Запланирована разбивка аптекарского огорода, открытие минитипографии и мини лаборатории.  А также расширение деятельности фитобара. Будет продолжена работа Агитбригады в рамках уже существующего социального партнерства с дошкольными учреждениями поселка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании

Описание опыта работы по формированию экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании....

Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества

Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....

Правовое воспитание в рамках дополнительного образования

Правовое воспитание детей должно начинаться не в старших классах на уроках правовой грамотности, а намного раньше. Мы живём в век, когда можно говорить и делать то, что считаешь нужным, свободно. Но г...

Статья "Организация экологического образования в условиях агрошколы"

Раработка и внедрение модели Ресурсного Центра рачительных землепользователей Муромского района....

Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре

Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".

"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...

Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования

Для применения и расширения  знаний в школе необходимо  проводить и применять различные  внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, ...