Организация экологического образования в рамках дополнительного образования
методическая разработка
Организация экологического образования в рамках дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Организация экологического образования в рамках дополнительного образования | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Гоц Лариса Николаевна,
педагог дополнительного образования
МАУДО Сургутского района
«Центр детского творчества»
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака:
- гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;
- наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции.
Современная ситуация, сложившаяся в отношении между обществом и окружающей средой, отличается сложностью и противоречивостью: с одной стороны - негативное воздействие на окружающую природную среду человека в виде возрастающего потребления природных ресурсов, с другой стороны - острота ситуации не учитывается. Как строить образовательный процесс, какие принципы должны быть положены в основу образовательной модели экологического обучения - это те проблемные вопросы, решение которых определяет формирование конкретной модели и методов экологически образовательной деятельности учащихся. Необходим качественно новый подход к экологическому образованию и воспитанию, целью которого должно стать обучение осмысленному пониманию природы и бережному отношению к ней. Воспитать гармонически развитую, экологически подготовленную личность, которая была бы способна опираться на идеи эволюции природы и общества, устойчивого развития биосферы - задача, стоящая перед педагогами.
Одной из форм обучения в настоящее время является «проектирование» или «проектная деятельность». Данная форма обучения по направлению экология успешно внедрена нами в объединениях «Здоровое питание», «Младшая сестра милосердия».
В результате выполнения проектов у обучающихся развивается креативность мышления - ряд мыслительных качеств, благодаря которым возможно осуществление творческого процесса. В числе креативного ряда качеств можно отметить: открытость опыту, наблюдательность, чувствительность к новым проблемам, самостоятельность, необычность, нестандартность.
Приобщение учеников к научной работе играет в процессе экологического образования огромную роль, поскольку является предпосылкой осуществления идеи непрерывности в развитии образовательно-научных традиций.
В процессе научно-исследовательской работы происходит освоение исследовательских ориентиров, усвоение исследовательского и методологического аппарата
Работа над проектами экологической направленности позволяет не только повысить уровень экологического образования и воспитания обучающихся, но также способствует вовлечению в решение экологических проблем региона. Экологическое образование в данном случае ориентировано на раскрытие потенциальных неповторимых способностей учащихся.
В составе экологической лаборатории «Экология. Здоровье. Югра» обучающиеся принимают непосредственное участие в научно-исследовательской деятельности. Лаборатория работает уже несколько лет. Результатом работы является реализация следующих проектов:
- Использование лекарственных растений при изготовлении кислородных коктейлей для повышения резистентности к патологии простудного характера среди подростков Федоровского центра дополнительного образования
В данной работе были исследованы варианты профилактики простудных заболеваний среди школьников, используя природные богатства флоры Югры и разработаны купажи кислородных коктейлей с фитокомпонентами местной лекарственной флоры. Проект успешно реализуется в работе фито-бара Центра.
- Проект «Влияние фитогормона гетероауксина на рост, развитие, качество салатных культур (на примере кресс-салата)»
Ресурсы сельского хозяйства ХМАО весьма ограничены сложными климатическими условиями. Возникает необходимость различных видов растений и совершенствования технологий их выращивания. Юные исследователи центра совершенствовали процесс выращивания кресс-салата с применением фитогормона гетероауксина
- Какой хлеб мы едим?
В данной работе проводился экологический анализ составляющих хлеба
В нашем питании не всегда присутствует технологически правильно приготовленный хлеб, что со временем может привести к нарушению здоровья человека. В данной работе мы проводили качественный анализ различных видов хлеба и пришли к выводу, что не все виды хлеба безопасны для здоровья человека. Данная информация поможет выбрать хлеб для безопасного питания; может быть использована для проведения профилактических бесед на школьных собраниях и классных часах; для общего развития самих обучающихся в целях самообразования и саморазвития и для информирования населения при проведении акций по здоровому питанию.
- Сравнительный качественный анализ хантыйской и русской кухни
Целью данного проекта является исследование и проведение сравнительного анализа кулинарных традиций угорских народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе и русской кухни. Юные исследователи рассматривали экологическую составляющую продуктов питания, характерных для кулинарии коренного населения и русской кухни.
Блюда русской и национальной кухни коренных народов Югры имеют в своем составе оригинальные ингредиенты, особенность приготовления, и в результате, коренным образом отличаются друг от друга.
В целом блюда русской кухни обладают более выраженной энергетической ценностью. Минеральный состав русских блюд более разнообразен. Витаминный состав русской и хантыйской кухни не однозначен - большей витаминной ценностью (витамины B9, E) у ханты обладает оленина, чага (B6, PP), в остальном соотношение более равномерное.
- Одним из направлений проектной деятельности центра является социальный проект – «Быть здоровым – это Здорово!!!!»
МАУ ДО «ФЦДО» – открытая социально-педагогическая система, тесно взаимодействующая со всеми типами образовательных учреждений городского поселения Фёдоровский, общественными учреждениями, семьями воспитанников.
В рамках социального партнерства мы проводим огромную работу в этом направлении. Наиболее активно и продуктивно развивается сотрудничество с образовательными и общественными учреждениями в период подготовки к массовым мероприятиям.
Наша работа строится по трём основным направлениям:
Проведение месячников здоровья и здорового образа жизни;
Организация и проведение массовых мероприятий, флешмобов совместно с одним из социальных партнёров - Федоровской городской больницей;
Участие в муниципальных, окружных конкурсах, конференциях медико-экологического направления.
Результаты исследований ежегодно успешно докладываются на муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах и экологических форумах.
Районный эколого-краеведческий слет «Мы расскажем о себе»,
Эколого-краеведческий слет «Югра – наш дом, мы в нем живем»
районной научно-практической экологической конференции «Молодежь исследует окружающую среду»
Федерально-окружное соревнование Российской научно-социальной программы «Шаг в будущее» по Уральскому федеральному округу г. Челябинск
Окружная научная конференция школьников «Новое поколение и Общество знаний»
Всероссийский конкурс «Юность. Наука. Культура» г. Обнинск
Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо»
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений имени Д.И. Менделеев
Продолжаются исследования в области совершенствования технологии выращивания зеленных культур в условиях ХМАО, планируются работы по изучению интродукции растений нашего региона. Запланирована разбивка аптекарского огорода, открытие минитипографии и мини лаборатории. А также расширение деятельности фитобара. Будет продолжена работа Агитбригады в рамках уже существующего социального партнерства с дошкольными учреждениями поселка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании
Описание опыта работы по формированию экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании....
Экологическое образование в рамках деятельности школьного научного общества
Деятельность школьного научного общества довольно разнообразная. Однако, одним из основных направлений деятельности является экологическое образование....
Правовое воспитание в рамках дополнительного образования
Правовое воспитание детей должно начинаться не в старших классах на уроках правовой грамотности, а намного раньше. Мы живём в век, когда можно говорить и делать то, что считаешь нужным, свободно. Но г...
Статья "Организация экологического образования в условиях агрошколы"
Раработка и внедрение модели Ресурсного Центра рачительных землепользователей Муромского района....
Физическое развитие и воспитание учащихся, занимающихся восточными единоборствами в рамках дополнительного образования по физической культуре
Внутренняя потребность выделиться, привлечь к себе внимание, занять свою социальную нишу бывает сильнее моральных н...
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования".
"Подходы к планированию содержания интегрированных занятий экологической направленности в системе дополнительного образования". На современном этапе развития наше общество нуждается в реализации ...
Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования
Для применения и расширения знаний в школе необходимо проводить и применять различные внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, ...