Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании
статья по теме

Горобинская Лариса Владимировна

Описание опыта работы по формированию экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opisanie_opyta_raboty_gorobinskoy_lv.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры воспитанников в дополнительном образовании

Экологическое    образование официально признано сегодня как одно из приоритетных направлений совершенствования деятельности  образовательных систем. Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни,  характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой.

              Обретение экологической культуры – экологического сознания – это единственный выход из сложившейся ситуации. Воспитание экологической культуры следует начинать с раннего детства. Это ответственный период в жизни человека, в нем закладываются основы отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нем.  

Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.

Экологическое образование изучает не объекты окружающего мира, а отношение к ним людей, вследствие чего оно влияет на этические, ценностные идеалы, стремится ограничить потребительский смысл жизни человека. Главное для устойчивого развития – переход к экологической культуре, а культуры вне воспитания не бывает.

Поэтому ЦЕЛЬЮ моей работы является экологическое воспитание детей в дополнительном образовании.

Для реализации этой цели поставлены следующие ЗАДАЧИ:

  1. Способствовать формированию у воспитанников  познавательных интересов;
  2. Познакомить с природой Ямала, её флорой и фауной, основными понятиями экологии растений, видового многообразия лекарственных трав, правил сбора, сушки, хранения  и применения природного материала (для творческой работы с ним);
  3. Вооружить  практическими  умениями  и  навыками  по  выращиванию растений и уходу за животными;
  4. Развивать навыки и умения исследовательской работы;
  5. Развить  у воспитанников  наблюдательность, воображение, фантазию, инициативу, самодеятельность;
  6. Пробудить  в детях  интерес  и  любовь  к  природе,  бережное  отношение  к  ней;
  7. Воспитывать культуру  труда,  готовить  к  свободному  выбору  направления  будущей профессиональной деятельности.

               Экологическое воспитание детей предполагает:

  1. воспитание  гуманного отношения к природе  (нравственное воспитание);
  2.  формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  3.  развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её);
  4.  выработка первоначальных практических навыков по уходу за растениями и животными.

В качестве методологической основы образовательной деятельности использованы: философские положения о взаимодействии человека с природой, основанные на идеях и принципах «русского космизма», философии всеединства, (Н.А. Бердяев, Л.Н. Гумилев, В.В. Зеньковский, В.О. Ключевский, B.C. Соловьев, Н.Ф. Федоров, П.А. Флоренский, К.Э. Циолковский, А. Швейцер), учение о биосфере и ноосфере В.И. Вернадского, современные философско-экологические исследования в контексте концепции «Устойчивого развития» (А.А. Гусейнов, Э.А. Гирусов, Ф.И. Гиренок, Н.М. Мамедов, Н.Н. Моисеев).

Детское творческое объединение «Мир природы» посещает 50 воспитанников.  В детском творческом объединении могут заниматься воспитанники младшего и среднего возраста. При комплектовании групп учитывается возраст воспитанников. Так,  в одну группу записываю воспитанников с  разницей в возрасте не более одного – двух лет. Младшая группа - 1-3 класс, средняя - 4-6 классы.

 Комплектование в группу воспитанников одного возраста позволяет построить занятие соответственно их возрастным особенностям, определить методику проведения занятий, подход к распределению заданий, организацию коллективных работ.

Программа детского творческого объединения «Мир природы» - это интегрированный курс.  Он включает сведения из нескольких дисциплин: ботаники, экологии, трудового обучения, растениеводства, цветоводства.

Программа рассчитана на три года обучения на 360 часов:

- 1 год обучения – 144  учебных часов;

- 2 год обучения – 144   учебных часов;

- 3 год обучения – 72 учебных часов.

Для первого года обучения занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, для второго года обучения три раза в неделю по 2 часа, для третьего года обучения один раз в неделю – 2 часа.

Количество воспитанников в группах 10-12 человек. Такое количество воспитанников обусловлено техникой безопасности и санитарно-гигиеническими нормами для нашего помещения.

      Реализация экологического воспитания и образования с учетом местных условий обеспечивается через все виды деятельности:

  1. Занятия (фронтальные, групповые, индивидуальные, игровые сюжетные, занятия - путешествия, занятия - сказки, занятия-опыты);
  2. Экскурсии и наблюдения за объектами живой и неживой природы;
  3. Труд в детском творческом объединении;
  4. Элементы исследовательской деятельности;
  5. Праздники и развлечения;
  6. Просмотр видео- и прослушивание  аудиоматериалов о природе;
  7. Беседы и разговоры с воспитанниками о природе.

        Следует остановиться  на некоторых формах и методах работы, проводимых в детском творческом объединении «Мир природы», в направлении экологического воспитания  воспитанников.  

В детском творческом объединении «Мир природы» сложился коллектив единомышленников, где царит творческая атмосфера. Стараюсь личным примером  демонстрировать  воспитанникам правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с воспитанниками  участвую в природоохранной деятельности, учу правилам, по которым живёт природа, учу организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе и иметь осознанное желание беречь её. Формой экологического воспитания можно считать природоохранную акцию  «Марш парков», которая на протяжении нескольких лет проходит в нашем поселке (районе).  

Летом  воспитанники детского творческого объединения «Мир природы» разбивалют клумбы возле всех зданий МОУ ДОД «Красноселькупский центр дополнительного образования детей», думаю, данная работа стала традиционной.

        Каждую весну высаживаем овощные культуры: оконно - балконные огурцы и томаты, лук – батун;  зелёные культуры: укроп, петрушку, кресс-салат.

Одним из важных условий экологического образования в детском творческом объединении является организация и экологизация  развивающей предметной среды. Стремлюсь к тому, чтобы среда создавала  условия для:

  1. познавательного развития воспитанника;
  2. эколого-эстетического развития;
  3. оздоровления ребёнка;
  4. формирование нравственных качеств;
  5. формирование экологически грамотного поведения;
  6. экологизации  различных видов деятельности ребенка.

С этой целью в кабинете детского творческого объединения создан «Уголок живой природы», где живут хомячки, кролик, черепаха, попугайчики и аквариумные рыбки. В кабинете много живых растений, за которыми ухаживают воспитанники объединения. Ключевое значение имеет практическая деятельность воспитанников. Самостоятельный или совместный труд в детском творческом объединении по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет приобрести воспитанниками умения, правильные способы практического взаимодействия с   природой  т. е. приобщиться к сознательному процессу.  

Особое внимание уделяю такой форме работы, как экскурсии. Воспитанники знакомятся с лесом как с экосистемой, познают некоторые связи ее обитания, получают представление о значении леса в жизни человека. Дети узнают, что лес - это источник стройматериалов, сырье для изготовления бумаги; место отдыха и укрепления здоровья, преподносит человеку свои дары (грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы) и поэтому человек должен знать, любить его, заботиться о нем. В этом случае наибольшее значение имеет логика построения беседы педагога с воспитанниками   -  четкая последовательность вопросов, помогающая понять воспитанникам причинно - следственные связи, сформировать выводы, сделать обобщения.

      Возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о растениях, животных, явления неживой природы выдвигает наблюдение в разряд наиболее значимых методов. С его помощью воспитанники познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах, и пр.), но и их связь со средой.

      Наблюдения, опыты и практические работы с предметами природы способствуют накоплению у воспитанников запаса достоверных конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом  для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему, раскрытия причин и взаимосвязей, существующих в природе. Без конкретных представлений о предметах и явлениях воспитанники не смогут овладеть теми знаниями, которые они должны получить в  детском творческом объединении, осознать простейшие связи между отдельными явлениями природы.  В   ходе  наблюдений, опытов и практических работ воспитанники  получают и определенные практические умения и навыки. Например, умения наблюдать и фиксировать результаты наблюдений, пользоваться лабораторным оборудованием.

      Давая задания для самостоятельных наблюдений, не следует упускать их экологическую направленность. Воспитанникам необходимо напомнить об отношении к наблюдаемым объектам, указывать объекты, занесенные в Красную книгу и особо охраняемые на территории данной местности, и т. п. И наконец, не следует пренебрегать напоминанием о правилах безопасного поведения во время наблюдений. Так, не следует рекомендовать вести наблюдения в местах, где случаются оползни, обвалы и т. п., самостоятельно наблюдать за водными растениями, за растениями на обрывах; отыскивать крупных животных,  брать животных в руки и др.

      Практика показывает, что полезно в детском творческом объединении вывесить и памятку-инструкцию к наблюдениям. Она может быть примерно следующей.

      КАК НАБЛЮДАТЬ В ПРИРОДЕ.

  1. Найди предмет для наблюдений тот, что указал педагог, или выбери его сам.
  2. Рассмотри сначала предмет в целом, чтобы запомнить его очертания, общую форму, преобладающую окраску.
  3. Наметь для рассматривания отдельные части, детали предмета. Внимательно рассматривай каждую часть. Старайся запомнить форму, окраску, размеры, положение по отношению ко всему предмету каждой намеченной части.
  4. В ходе наблюдений не причиняй вред предметам природы. Помни всегда, что природа нам дарит здоровье, создает вокруг нас красоту, она кормит и поит  нас, и каждый из нас должен быть её защитником.
  5. По результатам  наблюдений сделай записи, зарисовки в «Дневнике наблюдений». Если запись или рисунок получаются неточными, повтори еще раз наблюдение.

       Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке. Каждая экскурсия имеет три этапа: подготовка к экскурсии, её проведение, обработка материалов экскурсии и использование их на следующих занятиях.

      В структуре самой экскурсии выделяются следующие основные моменты:  вводная беседа, самостоятельная работа воспитанников по выполнению заданий, беседа по материалам самостоятельных работ, подведение итогов экскурсии. Остановимся подробнее на каждой части.

      Вводная беседа и инструктаж № 7 «по охране труда при проведении прогулок, турпоходов, экскурсии, экспедиции»  к экскурсии могут быть проведены в  кабинете или  на  месте экскурсии. В ходе её сообщается цель экскурсии, выясняется готовность воспитанников к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично).         

      Чаще всего на экскурсии всем воспитанникам даются одинаковые задания, но иногда воспитанники разбиваются на группы, и каждая группа получает особые задания. В ходе наблюдений по этим заданиям воспитанники приходят к каким-то своим выводам. Бывают случаи, когда эти выводы бывают ошибочными. В таких случаях даю дополнительные задания для наблюдений, которые помогут получить достоверные знания. Например, на осенней экскурсии воспитанники знакомятся с отличительными признаками деревьев, кустарников и трав. Очень часто воспитанники отмечают такие отличительные признаки этих групп растений: деревья высокие, кустарники поменьше, а трава совсем маленькая. Нужно показать на молодое деревце. Воспитанники знают, что это дерево, но оно ниже кустарника. Среди травянистых растений можно найти деревья первого года жизни. Они будут ниже некоторых трав. Так путем дополнительных заданий и сравнений будут опровергнуты неверные выводы воспитанников, и они будут подведены к правильным знаниям. Добытые таким образом знания  отличаются большей прочностью, доказательностью, чем полученные при простом рассказе  об отличиях этих групп растений.

      По материалам проведенных наблюдений обязательно провожу беседу. Она может проводиться одновременно с наблюдениями: где дети получают задание, выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда можно давать сразу несколько заданий, воспитанники выполняют их, затем через определенное время по моему сигналу  собираются в указанном месте, где и проводится беседа.

      В конце всякой экскурсии подвожу итог, где проговариваем те основные сведения,  которые воспитанники узнали на экскурсии.

      На экскурсии воспитанники делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен – ровно столько, сколько нужно для последующей работы в детском творческом объединении. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок. Сразу, после экскурсии, сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения заложить в гербарные сетки для просушки или поставить в воду.

     Кроме того, эти знания являются основой воспитания ребёнка, развития его жизненно важных качеств.

      Остановимся подробнее на воспитательном аспекте наблюдений, опытов и практических работ.

Наблюдая предметы природы, проводя с ними опыты, воспитанники изучают природу, познают её. В связи с этим у них складывается убеждение в том, что окружающий нас мир познаваем.  И наконец, в ходе наблюдений и опытов воспитанники не только узнают новое, но и проверяют на практике ранее полученные знания. Таким образом, в ходе наблюдений, опытов и практических работ у воспитанников начинают формироваться следующие взгляды на мир:                                                                                                                                                                                                                                          

1) окружающий мир реально существует и познается человеком;                                  

2) предметы и явления природы взаимосвязаны, природа представляет собой единое целое;                                                                                                                        

3) окружающий мир не является чем-то статичным,  он  постоянно изменяется;                                                                                                                                                                 4) теоретические знания связаны с практикой, а значит, человек может управлять природой в своих интересах.

      В неразрывной связи с воспитанием любви к родной природе идет формирование у воспитанников бережного отношения к ней.  Напоминаю воспитанникам о недопустимости каких-либо сборов растений в природе во время экскурсий и самостоятельных наблюдений без моего разрешения. При этом надо иметь в виду, что простые запреты «не рви», «не  ломай», «не разоряй» нередко не только не приводят к желаемым результатам, а вызывают противоположное действие. Поэтому, проводя такую работу, стараюсь показать на конкретных примерах, к чему приводит нерадивое отношение к природе. Полезно также обращать внимание на бесполезность сборов растений. Так, собранные букеты некоторых растений, например водных, быстро вянут и их просто выбрасывают. На экскурсии или во время наблюдений обращаю внимание воспитанников на  цветущие растения занесенное в «Красную книгу», на его красоту, отмечаю, что оно охраняется, поэтому рвать его – значит нарушать закон об охране природы.

      Наблюдения и опыты способствуют эстетическому воспитанию детей. В самом деле, общение воспитанника с природой – это могучий источник развития эмоций. Хороший эффект в формировании эстетических вкусов воспитанников дает развитие  воображения воспитанников, их фантазии в процессе наблюдений. Например, наблюдая за облаками,  как бы случайно подмечаю и говорю, что это облако похоже на большую гору, покрытую снегом или на медведя. После этого сами воспитанники находят в облаках сходство с какими-то предметами. Велика связь эстетического воспитания с формированием в воспитанниках бережного отношения к природе, с нравственным развитием воспитанников, с  воспитанием таких качеств личности, как доброта, сострадание, чуткость, гуманизм, ответственность за свои поступки, культура поведения  в природе, культура труда и т. п.

      Наблюдения, опыты и практические работы  способствуют умственному развитию воспитанников, так как  увиденное  в природе или  в детском творческом объединении вызывает у воспитанника стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. В связи с наблюдениями, опытами и практическими работами у воспитанников возникают многочисленные «почему», с которыми они обращаются ко мне или на которые стремятся найти ответ сами. При этом  воспитанники анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ним речи. Не случайно большое значение наблюдениям в природе как к средству развития логического мышления придавал К. Д. Ушинский: «…считаю эти приметы (приметы природы) самыми удобными, чтобы приучить детский ум к логике. По моему убеждению, логика природы есть самая полезная логика детей». В связи с этим уместно заметить, что наблюдения, опыты и практические работы формируют у воспитанников умение вести исследовательскую работу.

По сравнению с простым наблюдением исследовательская работа является более сложной формой изучения природы, так как она предполагает:

  1. активное воздействие на изучаемое явление или предмет,
  2. умение соотнести наблюдаемые в исследовательской работе явления и процессы с тем, что происходит в природе, и сделать выводы,
  3. специально подготовленные условия проведения.

        Использование исследовательской деятельности в детском творческом объединении «Мир природы» началось с 2001-2002 учебного года. Первая исследовательская работа была посвящена  выгонке тюльпанов  и гиацинтов в  комнатных условиях при воздействии искусственного освещения. Исследовательской работой занимались воспитанники: Журавлева Наташа, Козлова Мария, Кунин Алексей, Беца Ксения.

        Воспитанники детского творческого объединения принимали участие в посадке луковиц, следили за динамикой роста и развитием луковиц, вели фенологические наблюдения, результаты которых записывали в «Дневник наблюдений».

В результате выполнения исследовательских работ воспитанники  наглядно убеждаются в том, какое значение для роста и развития растений имеет тепло, свет, уход и делают соответствующие выводы и сравнения.  А самое  важное в этой работе, что используется труд как средство положительного эмоционального воздействия на воспитанника, как источник удовлетворения  его нравственных и эмоциональных потребностей.

        Хочется остановиться и на таких формах работы с воспитанниками как воспитательные мероприятия экологическо-биологической направленности. Все они проводятся по заранее  разработанным сценариям, играют свою роль в процессах обучения и воспитания воспитанников.

    Экологические и натуралистические, природно-защитные  и биологические мероприятия направлены на развитие бережного отношения воспитанников к природе, на правильную ориентацию в мире. Они создают особую эмоционально-игровую среду, в которой возникают условия для включения воспитанников в активный процесс познавательной деятельности, «самоопределения», «самовыражения» в мире экологии и биологии. Игровые ситуации мероприятий обеспечивают возможность достаточно широкого личностного развития в соответствии с индивидуальными склонностями, интересами, мотивами. Значительно успешнее закладывается фундамент конкретных представлений воспитанников об окружающем мире, в дальнейшем появляется живой интерес к различным экологическим вопросам, наиболее удачно сочетается познавательно - практическая  и игровая деятельность.

      Соревнуясь между собой в игровых ситуациях, воспитанники познают окружающий мир и реальные взаимоотношения между людьми, реализуют творческие потребности и познавательные интересы. Игра способствует развитию мышления воспитанника, учит его действовать осознанно – по правилам, преодолевать трудности, развивает воображение, фантазию, творческие способности.

      Правильно организованная, активная игра дает воспитанникам большой заряд положительных эстетических эмоций. Эстетические эмоции, социальные по своей природе, обуславливают характер отношения ребенка к самому себе, к другим людям, культуре, основным жизненным ценностям.

      Приведу далее несколько игр, диагностирующих и развивающих экологическую культуру воспитанника.

“Экологический светофор”

С помощью этой игры можно развивать:

  1. представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности;
  2. умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой (взаимодействие приносит вред природе, безобидно, полезно);
  3. расширить опыт ребенка в экологически ориентированной деятельности.

Оборудование. 

  1. Набор из цветных кружков (красного, жёлтого, зелёного) для каждого ученика.
  2. Набор карточек с изображением и описанием деятельности, поступков человека на природе.

Эту  игру  провожу в детском творческом объединении «Мир природы», актовом зале.

В ходе игры все участники получают по три кружка: красный, жёлтый, зелёный. Ведущий поясняет, что каждый цвет имеет своё значение. Так же, как и светофор на проезжей части дороги, наш экологический светофор, зажигая красный свет, запрещает, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает.

На видном месте вывешивается таблица, напоминающая о значении цветов – сигналов экологического светофора.

  1. Красный – запрещает действие, приносящее вред окружающей среде и жизни людей.
  2. Жёлтый – предупреждает об осторожности, чтобы как можно меньше нанести вреда природе.
  3. Зелёный – разрешает и поощряет действия, помогающие растениям, животным.

Ведущий зачитывает описание поступка человека на природе, демонстрирует детям соответствующий рисунок. Участники игры должны оценить тот или иной поступок, подняв по сигналу ведущего один из имеющихся кружков, – включить тот или иной сигнал экологического светофора (см. приложение).

“Письмо зелёному другу”

Данная игра помогает не только определить готовность воспитанника помогать природе и заботиться о ней, но и развивает у них чувство сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира. Ребёнок вводится в следующую ситуацию:

“Представь, что где-то в глубине леса растёт небольшое деревце. Иногда его поливает дождик, иногда покачивает ветер. Бывает, что на деревце прилетает стайка птиц – поют, суетятся, дерутся… и улетают. Это деревце сказало по секрету, что ему очень хочется иметь друга – человека, лучше школьника, чем взрослого. И что сначала ему хочется получить от него письмо…”

Далее педагог предлагает воспитанникам: “Напишите деревцу. Может быть, кто-то из вас окажется именно тем другом, которого оно ждёт. Подумайте, о чём ему хотелось бы прочитать в вашем письме, на какие вопросы ответить, что вы могли бы предложить деревцу, чтобы оно с радостью согласилось дружить с вами”.

Эту игру можно провести как небольшое сочинение, лучше – с игровыми элементами: письмо вкладывается в конверт, сопровождается рисунком, заполняется адрес и т.п. (смотрите приложение).

“Радости и огорчения”

Методика опирается на проведение прогулки в лес, тундру осенью. После беседы, напоминающей детям об их путешествии в природу, каждый ребёнок получает карточку с двумя вопросами:

  1. Что тебя больше всего порадовало во время прогулки в лесотундру?
  2. Что тебя больше всего огорчило во время прогулки в лесотундру?

Вопросы могут быть сформулированы с большим акцентом на эмоции ребёнка:

  1. Когда во время прогулки в лесотундру ты сильнее всего чувствовал радость?
  2. Когда во время прогулки в лесотундру ты сильнее всего огорчался?

При анализе ответов пользуйтесь схемой

Фамилия, имя

Радости, огорчения

связанные с самим собой

связанные с др. людьми (друзьями, взрослыми)

эстетического характера, связанные с природой

эстетического характера, связанные с природой

Заметим, что проводить игру сразу по возращении воспитанников с прогулки нежелательно, так как полученная информация будет искажена слишком свежими впечатлениями от прогулки.

Более объективный и богатый будет тот материал, который основан на анализе нескольких путешествий.

“Секретный разговор”

Беседа способствует развитию эмоционально-чувственной сферы личности воспитанника в процессе общения его с природой, а также выявляет имеющийся у детей опыт такого общения.

Вариант 1. Воспитанникам предлагается вспомнить о том, как они разговаривали с каким-либо растением или животным: “О чём ты спросил его? О чём он тебе рассказал?..” Далее воспитанник получают задание записать свой секретный разговор. Вполне вероятно, что некоторые воспитанники такого опыта не имели вовсе. Тогда они могут придумать свой разговор, например, с каким-либо домашним животным, комнатным растением.

Вариант 2. Воспитанникам предлагается представить, что во время прогулки в лес они встретили красивое дерево (цветок) и сумели по секрету поговорить с ним. Далее они получают задание написать, какие вопросы они бы задали этому растению, о чём рассказали бы сами, что хотели бы от него услышать.

“Лес благодарит и сердится”

Беседа позволяет выявить отношение воспитанников к природе и развивать представления детей о правилах, нормах взаимодействия с нею.

После предварительной беседы, в ходе которой воспитанники вспоминают свои прогулки в лесотундру, восстанавливают в памяти увиденные картины природы, положительные и отрицательные примеры воздействия человека на природу, детям предлагается ответить на два вопроса, заполнив карточку в следующей форме:

Напиши, за что лес мог бы сказать тебе:

  1. спасибо;
  2. рассердиться на тебя;

При анализе детских работ рекомендуем обратить внимание на следующее:

  1. Что преобладает в детских ответах в графе “Лес благодарит” – перечисление норм и правил поведения в лесу (например, “Лес скажет спасибо, если мы не будем бросать мусор, рвать листья, ломать ветки” и т.д.). Или примеры практической экологически ориентированной деятельности (например, “Лес скажет спасибо за то, что мы соберём мусор или будем подкармливать птиц” и др.). Очевидно, что второй вариант ответов свидетельствует о более высоком уровне экологической культуры детей, так как отражает активную позицию заботливого хозяина и защитника природы.
  2. Приводят ли воспитанники в качестве примеров уже проделанную ими природоохранную работу.
  3. Как часто в графе “Лес сердится” появляются ответы, указывающие в той или иной форме на бездействие воспитанников (например, “Лес сердится, если мы не кормим птиц, если не приходим очистить его от мусора” и др.). Эти ответы также говорят об активной позиции ребёнка как защитника природы. Оказание помощи природе – норма поведения личности (в отличие от нормы “не причинять природе вреда”).
  4. Какие экологические проблемы звучат в ответах воспитанников как наиболее актуальные.
  5. Какие нормы и правила взаимодействия с природой, а также какие практические дела дети выдвигают на первый план.

Выберите правило вежливости:

  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. В лесу можно поиграть: листьями, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени – ещё вырастет!
  3. Наконец-то можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не мешаешь!
  4. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.
  6. Звери всякие важны – звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе своё полезное дело.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

В результате всей проделанной мною работы можно отметить, что воспитанники детского творческого объединения демонстрируют хорошие знания в области эколого-биологической направленности, способны включаться в самостоятельный познавательный поиск; стабильно являются призёрами районных выставок детского творчества; принимают активное участие и показывают высокие результаты в акции «Марш-парков», а также являются активными участниками и призёрами районных конкурсов: «Все краски Ямала», «Букет для мамы», «Новогодняя игрушка».

Дети в младшем школьном возрасте оценивают себя и окружающий мир с позиции: хорошо - плохо. В этом возрасте они готовы прийти на помощь, не  соизмеряя своих сил и возможностей. Сберечь эту готовность, открытость души на это направлена моя работа по формированию экологической культуры  воспитанников в дополнительном образовании.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на основе дополнительного образования.

Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой, и педагогически грамотно организованной деятельности. Важно, чтобы в процессе экологического воспитания приобретен...

Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования

Для применения и расширения  знаний в школе необходимо  проводить и применять различные  внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, ...

Статья «Формирование экологической культуры воспитанников посредством работы с комнатными растениями»

В данной статье показано как работая с комнатными растениями  формировать экологическую культуру детей....

Формирование экологической культуры обучающихся через систему дополнительного образования школы 2009 г.

Статья из сборника Экологическое образование для устойчивого развития: Теория и педагогическая реальность : Материалы Х Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции / Под ред. Г.С. Камерило...

Программа по формированию экологической культуры воспитанников детского дома на основе краеведения «Сбереги свой край»

Экологические проблемы  в настоящее время актуальны.Наиболее  благоприятный период для формирования экологического сознания – это ст.дошкольный и младший школьный возраст детей....

ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье расмотрены вопросы формирования экологической культуры обучающихся. Определены составляющие и структура экологизации образовательной деятельности....