Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования
статья по биологии на тему

Заозерская Людмила Валентиновна

 

Для применения и расширения  знаний в школе необходимо  проводить и применять различные  внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, они должны видеть значимость своих действий. Для этого можно использовать разные формы экологического воспитания:  организация  кружка, участие в различных экологических акциях, написание исследовательских работ, участие в научных конференциях, конкурсах, социальное партнерство с базовыми предприятиями. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заозерская Людмила Валентиновна- учитель биологии, категория высшая, МОУ «Общеобразовательная Ясенская средняя школа №7» Пинежского района, п. Ясный.

«Формирование экологической культуры школьников средствами  дополнительного   образования».

    Педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами".

Экологическое воспитание может быть реализовано в полной мере лишь в целостном педагогическом процессе, включающем в себя, как известно, обучение, внеклассную воспитательную работу и общественно полезную деятельность школьников. Подготовка учащихся к восприятию знаний идёт на уроках  биологии.   Но одной урочной формы организации обучения экологии  мало, для применения и расширения  знаний в школе необходимо  проводить и применять различные  внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, они должны видеть значимость своих действий. Для этого можно использовать разные формы экологического воспитания:  организация  кружка, участие в различных экологических акциях, написание исследовательских работ, участие в научных конференциях, конкурсах, социальное партнерство с базовыми предприятиями.  

        Для реализации поставленных целей и задач экологического воспитания в школе организован  кружок «Юннат», который имеет несколько направлений:

-изучение родного края;  

-научно-исследовательская деятельность учащихся;

-практические действия,

-социальное партнерство с базовыми предприятиями.

       На вводном занятии перед юннатами ставится цель предстоящей работы, раскрывается ее содержание,  составляется план работа на год.    Учащимся        предлагается разный  вид  деятельности,   работа  в группах или индивидуальные занятия.  После  ознакомительной работы между юннатами распределяются   задания. Организовываются экскурсии на   предприятия, с которыми наша школа имеет тесную связь.

Шестого ноября 1996года начальником Управления образования Пинежского района и начальником управления лесами администрации Архангельской области было утверждено Положение о школьном лесничестве. С этого момента ведет отчет своей истории школьное лесничество на базе Ясненской средней школы при Кавринском лесничестве Карпогорского лесхоза. Лесничество было организовано в целях оказания практической помощи в деле охраны и защиты природы, экологического образования учащихся, пропаганды знаний о лесе, расширения и  углубления знаний подростков в области   биологии, экологии. План работы школьного лесничества принимается на год.  

                                   

План работы школьного лесничества.

Мероприятия

Срок исполнения

1.

Заключение трехстороннего договора между лесничеством, школой и леспромхозом о взаимном сотрудничестве в области пропаганды охраны окружающей природной среды.

Январь

2.

Проведение среди школьников конкурса рефератов на лесную тематику.

Февраль

3.

Участие исследовательских  и реферативных работ в конкурсах разного ранга.

Февраль- Март

4.

Акция «Красная книга»

- знакомство с видами животных и растений занесенных в красную книгу обитающих  на территории Кавренского лесничества.

- выявление мест обитаний краснокнижных видов (экскурсии в лес, сбор информации и фотографических материалов)

- написание реферативных работ по редким видам животных и растений.

Апрель - Сентябрь

5.

Акция «Пожар в лесу»

- беседы по пожарной безопасности в лесу;

-изготовление наглядной агитации;

- проведение среди школьников, работников лесничества и леспромхоза конкурсов плакатов и рисунков.

Май

6.

Акция «Здоровый лес»

Практическое занятие

Апрель - Июнь

7.

Озеленение территории школы, поселка

Май, Сентябрь

8.

Участие в лесокультурной кампании

Май - Июнь

9.

Уход за лесными культурами, содействие естественному возобновлению.

Август - Сентябрь

10.

Проведение торжественного мероприятия, посвященного Дню работника леса.

Сентябрь

11.

Проведение туристического слета школьников.

Сентябрь

12.

Подведение итогов работы за год, награждение активистов школьного лесничества и планирование мероприятий на следующий год.

Декабрь.

         На занятиях в кружке школьники изучают экологию родного края на примере существующих биогеоценозов. А также  напрямую знакомятся  с  экологическими проблемами региона. Это помогает определиться с темой исследовательских работ. На территории арендной базы Усть- Покшеньгского ЛПХ  находятся малонарушенные леса,  отсюда тема: «Малонарушенные леса Пинежского района». Малонарушенные леса включают в себя основной набор типичных лесных ландшафтов. Это огромные территории леса, где возраст деревьев примерно 250 лет. Следующая проблема - усыхание огромных территорий леса, отсюда  тема:  «Усыхающие леса в междуречье Пинеги и Северной Двины», так как огромные массивы леса - это сухостой, возникает ещё проблема, проблема пожаров, и тема «Пожары и причины  их возникновения  на территории  Карпогорского лесхоза». Малонарушенные леса являются эталоном дикой природы. Они представляют собой среду обитания как для редких и исчезающих, так и для типичных в лесной зоне популяций растений и животных. Сами собой возникают темы: «Биоразнообразие папоротников лесов Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза»,  « Редкие животные Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза», «Редкие  растения Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза». 

     В арендной базе расположен бассейн самого крупного притока Северной Двины – реки Пинеги, которая берет начало на болотистом Пинего-Двинском водоразделе от слияния рек Белой и Черной.  Более 100 речек собирает Пинега на своем пути  в Северную Двину. Правильно говорят о Пинеге: «К ней привязываешься сразу, расстаешься с грустью и запоминаешь навсегда». Такую информацию получаешь о реке Пинеге, читая  книги о ней. Наступает лето, и по реке спускаются байдарки с туристами, которые хотят увидеть красоту нашей реки. Но у нашей  Пинеги есть ряд проблем. С каждым годом река  мелеет и образует большие песчаные наносы по берегам. Нас заинтересовал вопрос о реке и ее экологии, так как  мы хотим сохранить красоту нашей реки.  «Биоразнообразие рыб реки Пинеги», «Антропогенное воздействие на реку Пинегу в районе поселка Ясного». Итог и значимость проведенной работы ребята ощущают при участии в конференциях и конкурсах.       Выступления на таких мероприятиях  учат   выступать на публике, рассказывать, как проводились исследования,  какой результат при этом  получился, какие проблемы   возникали  в ходе исследования и какие  пути решения   были выбраны.  При  подготовке к   конференциям ребята учатся  выбирать из проделанной работы самое главное и в доступной форме донести до слушателей. Время на выступление им даётся 10 минут. Они показывают умение владеть материалом, отвечать на поставленные вопросы комиссии, отстаивать свою точку зрения, давать оценку проделанной работе и оценить ответы других.   Во время экскурсий на берег реки учащиеся находят разные окаменелости, их интересуют виды камней.  Из   пытливых  «что это?»  и  от накопленного материала  рождается тема для исследований: «Палеонтологические загадки пятиречья». Благодаря изучению окаменелостей мы не только узнаем о прошлом нашей планеты, но и прикасаемся к другим мирам, канувшим в лету: как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все ли эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас? Ведь до нас здесь жили бесчисленные поколения организмов, сменившие друг друга.     Земля - это наследство, которое заключается не только в сегодняшнем великолепии и разнообразии живой природы, но и в ее прошлом, оставшемся на страницах каменной летописи.

        При проведении исследований ребятами создаются гербарии, коллекции, которые в дальнейшем используются на уроках биологии.

       Одно из направлений  кружка – практические действия. Ребята участвуют в озеленении территории поселка и школы, проводят акции по очистке  улиц, поселка и берегов реки, выявляют несанкционированные свалки. Но их деятельность заключается и в пропаганде чистоты общественных мест, мест для отдыха: выступления в СМИ, выпуск боевых листков, плакатов, проводят анкетирование среди населения на выявление экологических знаний.  Результат есть!

      В кабинете биологии имеется два аквариума. Те, кому интересна  работа в живом уголке,   ухаживают за рыбами, кормят их, чистят аквариумы, изучают литературу.  Ученики самостоятельно проводят экскурсии, ролевые игры  для учащихся младших классов и ребят из детского сада.

      Первого апреля - день птиц.  К этому празднику мы относимся серьезно. К нему готовятся стенды о редких и исчезающих птицах, о птицах нашего региона, проводится конкурс  рисунков, пишутся стихи, миниатюры о птицах.  Кружковцы ставят сценки.

      Группа ребят принимает участие в работе экологического лагеря  в городе Архангельске, где обмениваются своими наработками и учатся у других школьников.

     Через различные формы внеклассных и классных мероприятий проводимых по экологии возрастает интерес к биологии, и это   оказывает влияние на профориентацию школьников. Многие ребята выбирают профессию эколога и биолога. Экологическое образование и воспитание – важная социальная проблема, без решения которой трудно представить  возможность реального развития гармоничных взаимоотношений общества и природы.

Литература 

1. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983. 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. С. 19

3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.

4. Касьян А.А. Современные проблемы экологии – М.: Просвещение, 1997

5. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое

    наследие. - М.: Педагогика, 1989.

6. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990

7. Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских

      работ. Биология Прил. к газете «Первое сентября» 2000. №26 с 14-15.

 8. Харитонов Н. П. Рекомендации по проведению и оформлению

      исследовательских работ //Материалы Всероссийского конкурса юных

      исследователей окружающей среды. М., 2001. С. 105—115.

 9. Шилов И. А. Экология: Учебник. - 2-е изд. М. 2000. – 512

                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры школьников на уроках географии

Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...

Современные тенденции формирования экологической культуры школьников

В настоящее время нетъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является культура экологическая. то есть культура  наших взаимоотношений с природой, стиль жизни. который должен стать нормой. ...

План работы по формированию экологической культуры школьников

План работы по формированию экологической культуры школьников...

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.

Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....

Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...

Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования

Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...