Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования
статья по биологии на тему
Для применения и расширения знаний в школе необходимо проводить и применять различные внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, они должны видеть значимость своих действий. Для этого можно использовать разные формы экологического воспитания: организация кружка, участие в различных экологических акциях, написание исследовательских работ, участие в научных конференциях, конкурсах, социальное партнерство с базовыми предприятиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экологическое воспитание школьников через внеклассную работу | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Заозерская Людмила Валентиновна- учитель биологии, категория высшая, МОУ «Общеобразовательная Ясенская средняя школа №7» Пинежского района, п. Ясный.
«Формирование экологической культуры школьников средствами дополнительного образования».
Педагог В. А. Сухомлинский придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка: "Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатству духовной культуры. Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами".
Экологическое воспитание может быть реализовано в полной мере лишь в целостном педагогическом процессе, включающем в себя, как известно, обучение, внеклассную воспитательную работу и общественно полезную деятельность школьников. Подготовка учащихся к восприятию знаний идёт на уроках биологии. Но одной урочной формы организации обучения экологии мало, для применения и расширения знаний в школе необходимо проводить и применять различные внеурочные и внеклассные формы обучения. Учащиеся должны видеть связь теории с практикой, они должны видеть значимость своих действий. Для этого можно использовать разные формы экологического воспитания: организация кружка, участие в различных экологических акциях, написание исследовательских работ, участие в научных конференциях, конкурсах, социальное партнерство с базовыми предприятиями.
Для реализации поставленных целей и задач экологического воспитания в школе организован кружок «Юннат», который имеет несколько направлений:
-изучение родного края;
-научно-исследовательская деятельность учащихся;
-практические действия,
-социальное партнерство с базовыми предприятиями.
На вводном занятии перед юннатами ставится цель предстоящей работы, раскрывается ее содержание, составляется план работа на год. Учащимся предлагается разный вид деятельности, работа в группах или индивидуальные занятия. После ознакомительной работы между юннатами распределяются задания. Организовываются экскурсии на предприятия, с которыми наша школа имеет тесную связь.
Шестого ноября 1996года начальником Управления образования Пинежского района и начальником управления лесами администрации Архангельской области было утверждено Положение о школьном лесничестве. С этого момента ведет отчет своей истории школьное лесничество на базе Ясненской средней школы при Кавринском лесничестве Карпогорского лесхоза. Лесничество было организовано в целях оказания практической помощи в деле охраны и защиты природы, экологического образования учащихся, пропаганды знаний о лесе, расширения и углубления знаний подростков в области биологии, экологии. План работы школьного лесничества принимается на год.
План работы школьного лесничества.
Мероприятия | Срок исполнения | |
1. | Заключение трехстороннего договора между лесничеством, школой и леспромхозом о взаимном сотрудничестве в области пропаганды охраны окружающей природной среды. | Январь |
2. | Проведение среди школьников конкурса рефератов на лесную тематику. | Февраль |
3. | Участие исследовательских и реферативных работ в конкурсах разного ранга. | Февраль- Март |
4. | Акция «Красная книга» - знакомство с видами животных и растений занесенных в красную книгу обитающих на территории Кавренского лесничества. - выявление мест обитаний краснокнижных видов (экскурсии в лес, сбор информации и фотографических материалов) - написание реферативных работ по редким видам животных и растений. | Апрель - Сентябрь |
5. | Акция «Пожар в лесу» - беседы по пожарной безопасности в лесу; -изготовление наглядной агитации; - проведение среди школьников, работников лесничества и леспромхоза конкурсов плакатов и рисунков. | Май |
6. | Акция «Здоровый лес» Практическое занятие | Апрель - Июнь |
7. | Озеленение территории школы, поселка | Май, Сентябрь |
8. | Участие в лесокультурной кампании | Май - Июнь |
9. | Уход за лесными культурами, содействие естественному возобновлению. | Август - Сентябрь |
10. | Проведение торжественного мероприятия, посвященного Дню работника леса. | Сентябрь |
11. | Проведение туристического слета школьников. | Сентябрь |
12. | Подведение итогов работы за год, награждение активистов школьного лесничества и планирование мероприятий на следующий год. | Декабрь. |
На занятиях в кружке школьники изучают экологию родного края на примере существующих биогеоценозов. А также напрямую знакомятся с экологическими проблемами региона. Это помогает определиться с темой исследовательских работ. На территории арендной базы Усть- Покшеньгского ЛПХ находятся малонарушенные леса, отсюда тема: «Малонарушенные леса Пинежского района». Малонарушенные леса включают в себя основной набор типичных лесных ландшафтов. Это огромные территории леса, где возраст деревьев примерно 250 лет. Следующая проблема - усыхание огромных территорий леса, отсюда тема: «Усыхающие леса в междуречье Пинеги и Северной Двины», так как огромные массивы леса - это сухостой, возникает ещё проблема, проблема пожаров, и тема «Пожары и причины их возникновения на территории Карпогорского лесхоза». Малонарушенные леса являются эталоном дикой природы. Они представляют собой среду обитания как для редких и исчезающих, так и для типичных в лесной зоне популяций растений и животных. Сами собой возникают темы: «Биоразнообразие папоротников лесов Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза», « Редкие животные Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза», «Редкие растения Кавринского лесничества Карпогорского лесхоза».
В арендной базе расположен бассейн самого крупного притока Северной Двины – реки Пинеги, которая берет начало на болотистом Пинего-Двинском водоразделе от слияния рек Белой и Черной. Более 100 речек собирает Пинега на своем пути в Северную Двину. Правильно говорят о Пинеге: «К ней привязываешься сразу, расстаешься с грустью и запоминаешь навсегда». Такую информацию получаешь о реке Пинеге, читая книги о ней. Наступает лето, и по реке спускаются байдарки с туристами, которые хотят увидеть красоту нашей реки. Но у нашей Пинеги есть ряд проблем. С каждым годом река мелеет и образует большие песчаные наносы по берегам. Нас заинтересовал вопрос о реке и ее экологии, так как мы хотим сохранить красоту нашей реки. «Биоразнообразие рыб реки Пинеги», «Антропогенное воздействие на реку Пинегу в районе поселка Ясного». Итог и значимость проведенной работы ребята ощущают при участии в конференциях и конкурсах. Выступления на таких мероприятиях учат выступать на публике, рассказывать, как проводились исследования, какой результат при этом получился, какие проблемы возникали в ходе исследования и какие пути решения были выбраны. При подготовке к конференциям ребята учатся выбирать из проделанной работы самое главное и в доступной форме донести до слушателей. Время на выступление им даётся 10 минут. Они показывают умение владеть материалом, отвечать на поставленные вопросы комиссии, отстаивать свою точку зрения, давать оценку проделанной работе и оценить ответы других. Во время экскурсий на берег реки учащиеся находят разные окаменелости, их интересуют виды камней. Из пытливых «что это?» и от накопленного материала рождается тема для исследований: «Палеонтологические загадки пятиречья». Благодаря изучению окаменелостей мы не только узнаем о прошлом нашей планеты, но и прикасаемся к другим мирам, канувшим в лету: как возникла и развивалась жизнь на нашей планете? Во все ли эпохи истории Земли растительный и животный мир был таким, как сейчас? Ведь до нас здесь жили бесчисленные поколения организмов, сменившие друг друга. Земля - это наследство, которое заключается не только в сегодняшнем великолепии и разнообразии живой природы, но и в ее прошлом, оставшемся на страницах каменной летописи.
При проведении исследований ребятами создаются гербарии, коллекции, которые в дальнейшем используются на уроках биологии.
Одно из направлений кружка – практические действия. Ребята участвуют в озеленении территории поселка и школы, проводят акции по очистке улиц, поселка и берегов реки, выявляют несанкционированные свалки. Но их деятельность заключается и в пропаганде чистоты общественных мест, мест для отдыха: выступления в СМИ, выпуск боевых листков, плакатов, проводят анкетирование среди населения на выявление экологических знаний. Результат есть!
В кабинете биологии имеется два аквариума. Те, кому интересна работа в живом уголке, ухаживают за рыбами, кормят их, чистят аквариумы, изучают литературу. Ученики самостоятельно проводят экскурсии, ролевые игры для учащихся младших классов и ребят из детского сада.
Первого апреля - день птиц. К этому празднику мы относимся серьезно. К нему готовятся стенды о редких и исчезающих птицах, о птицах нашего региона, проводится конкурс рисунков, пишутся стихи, миниатюры о птицах. Кружковцы ставят сценки.
Группа ребят принимает участие в работе экологического лагеря в городе Архангельске, где обмениваются своими наработками и учатся у других школьников.
Через различные формы внеклассных и классных мероприятий проводимых по экологии возрастает интерес к биологии, и это оказывает влияние на профориентацию школьников. Многие ребята выбирают профессию эколога и биолога. Экологическое образование и воспитание – важная социальная проблема, без решения которой трудно представить возможность реального развития гармоничных взаимоотношений общества и природы.
Литература
1. Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников. - М., 1983. 2. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980. С. 19
3. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении. М., 1980.
4. Касьян А.А. Современные проблемы экологии – М.: Просвещение, 1997
5. Коменский Я. А., Локк Д., Руссо Ж. Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое
наследие. - М.: Педагогика, 1989.
6. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990
7. Харитонов Н.П. Правила выполнения школьниками исследовательских
работ. Биология Прил. к газете «Первое сентября» 2000. №26 с 14-15.
8. Харитонов Н. П. Рекомендации по проведению и оформлению
исследовательских работ //Материалы Всероссийского конкурса юных
исследователей окружающей среды. М., 2001. С. 105—115.
9. Шилов И. А. Экология: Учебник. - 2-е изд. М. 2000. – 512
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
Современные тенденции формирования экологической культуры школьников
В настоящее время нетъемлемым компонентом общечеловеческой культуры является культура экологическая. то есть культура наших взаимоотношений с природой, стиль жизни. который должен стать нормой. ...
План работы по формированию экологической культуры школьников
План работы по формированию экологической культуры школьников...
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...
Формирование экологической культуры школьников через различные формы и методы естественнонаучного образования
Выступление на семинаре "Эффективные практики организации экологических мероприятий с обучающимися"...