Статья "Организация экологического образования в условиях агрошколы"
статья по теме
Раработка и внедрение модели Ресурсного Центра рачительных землепользователей Муромского района.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladimir_yaroslavl._organizaciya_ekologicheskogo_obrazovaniya_v_usloviyah_agroshkoly.doc | 52 КБ |
statya_forum_2012.docx | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация экологического образования в условиях агрошколы
И.Г.Абрамова,
директор высшей категории
МБОУ «Булатниковская СОШ» с 2012 года является областной экспериментальной площадкой по теме: «Агрошкола».
Работа Булатниковской Агрошколы как областной экспериментальной площадки направлена на достижение главной цели - разработка и внедрение модели Ресурсного Центра рачительных землепользователей Муромского района.
Школа решает следующие задачи:
1.Создание условий для экологического и нравственного воспитания подрастающего поколения, реализации его творческого потенциала;
2. Формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции, готовности к участию в решение экологических проблем;
3. Приобщение взрослого населения к пониманию экологических проблем современности и участие в природоохранной деятельности.
В целом экологическое образование и воспитание позволяет полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивать более надежные основы экологической ответственности школьников.
В 2011-2012 учебном году под научным руководством профессора ИСП РАО Алексеева А.А. в Булатниковской агрошколе начался трехлетний экспериментальный инновационный образовательный проект «Интеграция экологических знаний в школьные предметы 7-9 классов» (Проект «Экологические капельки»).
Цель проекта: сформировать экологическую культуру школьников и дать им необходимый запас знаний по сохранению среды обитания.
Задачи:
- Включить в каждый урок по 9 предметам школьной программы задачи, упражнения и задания экологического содержания.
- Формировать позитивные стереотипы поведения сельских школьников в окружающей среде.
- Стимулировать трансляцию школьниками формируемых агроэкологических и социокультурных навыков в семьи школьного округа и в сообщество жителей сельского поселения.
Современная система Российского образования ориентирована в первую очередь на приобретение школьниками знаний. Воспитанию, подготовке подростков к будущей самостоятельной жизни с ее социальными и экологическими проблемами, внимания уделяется недостаточно.
Одним из наиболее социально значимых одновременно наиболее проблемных вопросов в селе Булатниково является формирование экологической культуры сельских школьников. Учитывая, что предмет «Экология» как предмет школьного курса отсутствует. Учреждения дополнительного образования округа Муром и Муромского района охватывают незначительный процент сельских учащихся, педагоги и родительская общественность МБОУ «Булатниковская СОШ» посчитали целесообразным, не увеличивая школьную нагрузку и затраты на подготовку кадров учителей экологии, интегрировать экологические знания в задачи и упражнения по всем предметам школьной программы.
Этот эксперимент в Булатниковской сельской школе, начатый нами с сентября 2011 года стал предметом заинтересованного обсуждения директорами сельских школ Муромского района в апреле 2012 года в рамках программы работы районного семинара директоров, проведенного на базе МБОУ «Булатниковская СОШ» на тему «Организация экологического образования в условиях агрошколы».
Участники семинара имели возможность деятельно ознакомиться с инновационным проектом интеграции экологических знаний в школьные предметы 7-9 классов (Проект «Экологические капельки»). На уроках им были представлены пособия с упражнениями и заданиями экологического содержания, соответствующие программе преподаваемого предмета. Эти пособия разработаны группой преподавателей г. Самары и утверждены Министерством образования и науки РФ.
В рамках проведения семинара состоялось открытие школьного экспокомплекса «По Муромской дорожке … в село Булатниково», который включает на территории Булатниковской сельской школы три интереснейших объекта: аптекарский огород на школьном учебно-опытном участке, экспокласс «Растения-целители» и музейную экспозицию «История и быт села Булатниково», первое упоминание о котором датируется 1629 годом.
Знаковым событием данного районного семинара стало открытие персональной выставки «Малая Родина» учителей - художников Булатниковской школы Киммель Юрия Леопольдовича и Киммель Татьяны Федоровны. Главной целью своей педагогической работы они определили создание педагогических условий для проявления специфической детской активности, направленной на эстетическое освоение мира посредством искусства, овладение детьми приемами художественной обработки различных материалов, формирования художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.
А еще, участники семинара с удовольствием посмотрели школьный экологический кукольный спектакль «По щучьему велению…», участвовали в игре «Растения-целители», наблюдали мастер-класс «Глиняная игрушка».
Завершает открытие экспокомплекса («малого изумрудного кольца земли булатниковцев») пешеходная экскурсия по эколого-краеведческой тропе «Там, на неведомых тропинках у сельца Булатниково», которая позволяет осуществить туристическое путешествие по его живописным сельским просторам. Вспомнить Муромские предания (в их числе о целительнице князя Петра и Февронии), узнать от экскурсантов о наиболее популярных целебных травах, растущих в нашей местности.
Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт. Это позволяет проводить сравнительное изучение естественной и преобразованной природной среды, чтобы дети учились оценивать характер природопреобразующей деятельности человека. Назначение экологической тропы – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся.
Экологическая тропа создается детьми, прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования.
С целью расширения сетевого взаимодействия и творческого обучения сельских учащихся в Булатниковской школе была проведена 14 апреля 2012 года третья районная научно-практическая конференция школьников «Шаг в будущее» с участием двух делегаций из Меленковского района (Бутылицкая СОШ) и Селивановского района (Малышевская СОШ). Межрайонное общение позволило расширить круг сельских экологов и краеведов, обогатило их новыми идеями в исследовательской и проектной деятельности.
Одной из форм воспитания в детях патриотизма и любви к родной природе являются мероприятия по созданию красивого зеленого школьного двора. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания.
Использование в практической деятельности мини-проектов исследовательской, экологической направленности позволяет учащимся успешно выступать в районных и областных конкурсах. Работа над проектами ведется практически в каждом классе («Сделаем краше школу нашу» - учащиеся 8 класса, «Цветочный хоровод» - учащиеся 10 класса). При обсуждении темы исследования и выборе объекта работы по реализации проекта каждый класс старается обратить внимание на оригинальность, продуманность и реальность осуществления запланированного.
Разрабатываемые проекты имеют также практико-ориентированную направленность: реализуются во время уроков, на занятиях кружков, во внеурочное и каникулярное время.
Традиционно по окончанию учебного года, в июне на базе школы создается общешкольный экологический лагерь. В течение месяца учащиеся школы под руководством учителей по бригадам работают на объектах.
Если ранее в школе экологическая работа велась только среди обучающихся, без участия социума, то для решения проблемы экологического образования молодежи села, сохранения местных традиций, необходимо было объединить усилия.
Следует отметить, что учащиеся активно занимаются благоустройством лесного участка, омолаживанием состава плодовых деревьев. Так, выпускниками школы разбит плодовый сад («Сад выпускников»), учащимися других классов высажены кусты вишни, сливы, смородины, на пути эколого-краеведческого маршрута учащимися школ района посажено 50 саженцев сосны.
Результатами работы по данному направлению являются:
- Проект «Школьный двор» выиграл грант главы Муромского района в размере 100 тыс. рублей на районном конкурсе инновационных проектов.
- В 2010 году школа стала победителем областного конкурса учебно-производственных бригад и в 2011 г. – участником Всероссийского конкурса.
- В 2011 году – победитель районного конкурса «Люблю тебя, моя Россия!»
- В 2011-2012 учебном году школа заняла 2 место в областном конкурсе «Юные исследователи окружающей среды».
- В 2010-2011 году – 2 место в областном конкурсе «Юннат» с проектом «Аптекарский огород».
- В 2011 году стала победителем районного конкурса «Самая благоустроенная территория ОУ Муромского района».
- В 2009-2010 и в 2010-2011 учебном году Булатниковская школа стала победителем районного и лауреатом областного конкурса социальных инициатив молодежи на селе «Милый сердцу уголок».
- В течение нескольких лет неоднократно становилась победителем районных конкурсов «Урожай года», «Первая борозда».
- В 2011-2012 учебном году - диплом второй степени пятого Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений.
Перспективой работы Булатниковской агрошколы по формированию в сельском поселении непрерывного экологического образования жителей, просвещение и воспитание подрастающего поколения мы видим в решении следующих задач:
- повышение статуса экологического образования и воспитания как социального института в сельском обществе школьного округа и района;
- участие школы, как ресурсного центра, в формировании поселенческой, муниципальной и локальной систем экологического образования и воспитания;
- укрепление и развитие образовательных и воспитательных функций в образовательных учреждениях Муромского района и в общеобразовательных учреждениях соседних районов;
- интеграция традиций и современного опыта в области экологического образования и воспитания в сельской местности.
Заключение.
Опыт работы показывает, что систематическое включение учащихся, учителей, родителей и общественности в реализацию программы ОЭР агрошколы, способствует осознанному, личностно-значимому овладению населением компонентами экологической культуры.
Итак, экологическое образование и воспитание необходимо для гармоничного развития школьников и является необходимой формой работы.
Считаем, что наш опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работы.
Предварительный просмотр:
РОЛЬ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО КОМПЛЕКСА В ВОЗРОЖДЕНИИ СЕЛА
Абрамова И.Г., директор муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Булатниковская средняя общеобразовательная школа»
Муромского района
8(49234)5-07-30; 8-910-770-49-90
Поиск новых путей дальнейшего совершенствования деятельности сельской школы обуславливается сегодня рядом обстоятельств.
Во-первых, изменение социально-экономических отношений в российском обществе, произошедшее в последние полтора десятилетия, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике, как государства, так и отдельных граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых подходов к организации образовательного процесса, ориентированного на удовлетворение образовательных потребностей каждого человека, проживающего на селе.
Во-вторых, возрастающая роль социальной работы в деятельности современных сельских школ предполагает переход на новую образовательную парадигму, ориентированную на воспитание людей инициативных, трудолюбивых, высоконравственных, любящих родное село, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих быстро адаптироваться к изменяющимся жизненным условиям.
В-третьих, в условиях реструктуризации сети образовательных учреждений на селе, призванной обеспечить сельским школьникам качественное образование, полноценно справиться со своими функциями смогут лишь те образовательные учреждения, которые будут не просто ориентироваться в своей работе на сильные грани сельского социума, но сумеют реализовать их экономический, воспитательный и образовательный потенциал в своей практической деятельности.
Сельская школа имеет ресурсы для того, чтобы эффективно развиваться:
Во-первых, сельская школа является единственным образовательным учреждением, имеющим определённую целенаправленную программу, через которую проходит всё молодое поколение села.
Во-вторых, школа остаётся единственным общественно – государственным институтом на селе, занимающимся воспитательной работой не только с молодёжью, но и со всем населением.
В-третьих, только школа на селе сумела сохраниться как образовательно-воспитательное и культурно-просветительное учреждение. Сохранив базу, опыт работы с различными категориями на селе, сельская школа создаёт условия и предпосылки перехода к следующей ступени своего развития – школе – организатору открытой социально-педагогической среды.
Булатниковская средняя общеобразовательная школа находится на
расстоянии двадцати пяти километров от города Мурома. На территории села располагаются сельхозпредприятие (СПК «Булатниково»), несколько крестьянских хозяйств, частное лесоперерабатывающее хозяйство, 3 магазина, отделение связи, сельская администрация, Дом культуры, библиотека, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), детский сад, одно общеобразовательное учреждение – средняя школа.
Булатниковская средняя школа является муниципальным общеобразовательным учреждением Муромского района. В ней обучается 95 учащихся, работает 17 педагогов и 9 человек обслуживающего персонала.
В учебном заведении сложился профессионально компетентный и работоспособный педагогический коллектив.
Приступая к организации опытно-экспериментальной работы, педагогический коллектив исходил из ряда концептуальных положений. Обозначим наиболее важные. Система образования на селе представляет собой совокупность образовательных учреждений сельского социума, точнее, образовательную деятельность различных социальных институтов села и включает несколько подсистем (дошкольное, школьное, дополнительное, образование взрослых, семейное образование, общинное развитие), каждая из которых становится объектом экспериментального исследования.
В школе сложилась своя система работы, укоренились традиции,
были достигнуты определённые успехи. Учреждение давно уже перешло из режима функционирования в режим развития, но с каждым годом идти вперёд и развиваться было всё труднее: уменьшение численности учащихся; слабое техническое оснащение школы, низкий образовательный и социальный уровень социума – всё это препятствовало повышению качества учебно-воспитательного процесса.
Чтобы вывести учебное заведение на более продуктивный путь развития, в 2008 году на базе нашей школы была открыта муниципальная экспериментальная площадка по апробации модели «Социокультурный комплекс (СКК)», который объединил учреждения культуры и образования: школу, детский сад, дом культуры и библиотеку.
Эксперимент позволил чётко определить цели и задачи деятельности СКК, на договорной основе была выстроена стройная система взаимодействия учреждений образования и культуры. Он стал переломным этапом для образовательного учреждения, шагом вперёд. Именно в этот период активизировалась инновационная деятельность педагогического коллектива СКК, что позволило выйти на новый этап развития, добиться ощутимых результатов под девизом «Внутренняя и внешняя красота достигается большим трудом и любовью к любимому полезному делу, которое делается не только на благо себя, но и других».
За основу был взят программно-целевой подход в управлении инновационной деятельностью образовательного учреждения, обеспечивающий постановку комплекса взаимосвязанных целей, ориентирующих педагогический коллектив на достижение определённых конечных результатов. Программа развития Булатниковского социокультурного комплекса направлена на социализацию молодёжи (учащихся и выпускников школы), повышение качества образования и воспитания учащихся, образовательно-культурного уровня социума, популяризацию здорового образа жизни среди населения, укрепление взаимодействия семьи и школы.
Цель Программы:
Развитие образовательно-культурного пространства школы, обеспечивающего интеграцию социокультурной среды села в образовательную деятельность с целью повышения качества образования, его эффективности и социально-экономической целесообразности, социальной адаптации молодёжи, закрепления её в сельском социуме.
Задачи Программы:
− расширить зоны взаимодействия семьи, общественности, молодёжи социума со школой;
− создать условия для перехода функционирования школы в режим методического центра;
− совершенствовать организацию культурного досуга и спортивно-массовой работы с воспитанниками, учащимися, населением, проживающим на территории образовательного учреждения;
− создать условия для активизации инновационной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса;
− обеспечить повышение эффективности использования бюджетных средств;
− активизировать привлечение внебюджетных средств.
Согласно уже разработанным теоретиками современной педагогики концепциям, выделяется три возможных варианта правового оформления модели социокультурного комплекса:
− школы, учреждения культуры и спорта входят в комплекс на договорной основе, строят работу по единому плану;
− школы, учреждения культуры и спорта, учреждения дополнительного образования входят в единый административный комплекс с передачей школе ставок работников культуры и спорта;
− социокультурный комплекс работает как единое юридическое лицо с соответствующими структурными подразделениями.
Первоначально работа была построена по первому варианту, когда вся работа социокультурного комплекса осуществлялась на основе совместного планирования и договоров между руководителями. Весной 2012 года Булатниковская школа стала областной экспериментальной площадкой по теме: «Социокультурный комплекс Ковардицкого сельского поселения». Далее возникла необходимость организации деятельности СКК по третьему варианту. В настоящее время нарабатывается нормативно – правовая база для создания учреждения нового типа с официальным названием Школа «Социокультурный комплекс».
За сравнительно небольшой срок, с 2008 года, значительно активизировалась инновационная деятельность педагогического коллектива школы. Приведены в систему природоохранная, культурно-досуговая, физкультурно-спортивная, туристическая и благотворительная деятельности, одним из результатов которых явилось открытие на территории школы экспокомплекса «По Муромской дорожке … в село Булатниково», включающего интереснейшие объекты: аптекарский огород на школьном учебно-опытном участке, экспокласс «Растения-целители», музейную экспозицию «История и быт села Булатниково», первое упоминание о котором датируется 1629 годом и эколого-краеведческую тропу «Там, на неведомых тропинках у сельца Булатниково». Экскурсия по экспокомплексу позволяет осуществить туристическое путешествие по его живописным сельским просторам, вспомнить Муромские предания, в числе которых рассказ о целительнице князя Петра - Февронии, узнать от экскурсоводов о наиболее популярных целебных травах, растущих в нашей местности.
В здании школы открыта художественная выставка «Малая Родина» учителей Киммель Юрия Леопольдовича и Киммель Татьяны Федоровны. Главной целью своей педагогической работы они определили создание педагогических условий для проявления детской активности, направленной на эстетическое освоение мира посредством искусства. Формирование художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры происходит средствами овладения детьми приемами художественной обработки различных материалов.
Благодаря этому удалось значительно расширить сеть кружковой работы и добиться 100% охвата детей кружками, организовать услуги дополнительного образования по всем направлениям. Характерной чертой организации учебно-воспитательного процесса школы стала интеграция учебной и внеурочной деятельности воспитанников.
Создание воспитательной системы социокультурного комплекса позволило повысить и упорядочить влияние всех факторов и структур школьного коллектива на процесс развития учащихся, на формирование их интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического потенциалов.
Упрочились связи в культурно-образовательной деятельности со всеми учреждениями и организациями, расположенными и действующими на территории социума, это позволило расширить образовательно-воспитательное пространство учащихся школы не только в рамках своего социума, но и наладить взаимодействие с социальными партнёрами района и области.
С целью расширения сетевого взаимодействия образовательного учреждения наша школа радушно распахнула свои двери для всех желающих и стала местом встреч районных спортивных команд, участников ежегодной межрайонной научно-практической конференции «Шаг в будущее», семейных праздников («Вся семья вместе - и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья» и другие). Расширяется круг общения наших воспитанников, и на глазах меняются их интересы, склонности и увлечения, растёт их общественная активность.
Отрадно, что за последние годы во всей этой полезной деятельности активными помощниками стали родители. Учащиеся совместно с родителями и педагогами школы заложили рябиновую аллею, яблоневый сад выпускников, высадили 50 саженцев сосны.
Коллектив школы постоянно работает над тем, чтобы превратить трудовое воспитание учащихся в социально-трудовое, направленное на благо своего социума, при этом научить их гордиться плодами своего труда.
Воспитательная деятельность и уровень воспитанности за 2011–2012 годы оценивались посредством анкетирования учащихся и их родителей. Результаты диагностики уровня воспитанности анализируются с родителями учащихся, совместно с ними составляется коррекционная программа по повышению уровня воспитанности учащихся класса.
Воспитывает сама атмосфера в школьном коллективе, если там есть занятия по интересам, дружба, взаимовыручка одноклассников и поддержка старших.
Кроме целенаправленной работы по повышению качества образования и уровня воспитанности учащихся социокультурный комплекс стал оказывать активное влияние на жизнедеятельность села и предоставлять различные услуги населению (экстернатная, вечерняя и дистанционная формы обучения, обучение водителей всех категорий при наборе группы, обучение трактористов категорий В и С). За эти годы педагогический коллектив накопил богатый опыт работы с общественностью, социальными партнёрами, родителями.
Проведена значительная работа по повышению качества состава педагогических работников: 100% педагогов прошли курсовую подготовку и освоили компьютерную технику.
Выпускники предыдущих лет поддерживают тесную связь со школой: вместе с учениками устраивают концерты для населения, участвуют в походах, турслётах, соревнованиях, являясь тренерами, вожатыми, помогают в благоустройстве спортивного комплекса, оформлении музея, озеленении села, экологической деятельности.
Работая над задачами по расширению зоны взаимодействия семьи, общественности, молодёжи социума со школой, созданием условия для активизации инновационной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса, обеспечением повышения эффективности использования бюджетных средств, привлечения внебюджетных средств, наш социокультурный комплекс тем самым расширяет образовательно-культурное пространство школы, чтобы обеспечить интеграцию социокультурной среды села в образовательную деятельность с целью повышения качества образования, его эффективности и социально-экономической целесообразности, социальной адаптации молодёжи, закрепления её в сельском социуме.
Если на село придут грамотные специалисты, село будет жить и процветать. Социокультурный комплекс – это будущее нашего села.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия эффективной интеграции учебных дисциплин в рамках экологического образования
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Создание психолого-педагогических условий для профессионального самоопределения выпускников в условиях агрошколы
В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, ...
Организация системы непрерывного дополнительного экологического образования в условиях функционирования МБУ ДО "ЭБЦ "Смоленский зоопарк"
Статья «Организация системы непрерывного дополнительного экологического образования в условиях функционирования МБУ ДО «ЭБЦ «Смоленский зоопарк» опубликована в сборнике н...
«Экологическое воспитание в условиях дополнительного образования детей»
Статья о том, как реализуется экологическое воспитание в условиях дополнительного образования на примере смоленской областной станции юных натуралистов...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ШКОЛЬНОЙ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «КРИСМАС+» ДЛЯ ОЦЕНКИ ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТИ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ И САНИТАРНОГО СОСТОЯНИЯ СТОЛОВОГО ИНВЕНТАРЯ В УСЛОВИЯХ АГРОШКОЛЫ – МБОУ «БЕТЮНСКАЯ СОШ»
В статье рассматривается опыт работы учителей биологии с комплексом оборудования школьной естественнонаучной лаборатории «КРИСМАС+». Данная работа развивает у учащихся навыки самостоятельн...
Экологическое образование и воспитание – одно из условий развития одаренной личности
Закон «Об охране природы в Российской Федерации» обязывает современную школу находить наиболее эффективные способы знакомства учащихся с природой, методы развития у ребят интереса к пробле...
Экологическая направленность географического образования в условиях реализации ФГОС ООО.
laquo;В современных условиях жесткого экологического императива(требование, приказ, закон)… экологическое воспитание и обучение превращаются в стержень современного образования, являясь ключом...