Открытый урок по черчению на тему: "Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции"
план-конспект урока (8 класс)

Салимова Альмира Анваровна

Урок по черчению в 8Б классе проводился последним в четверти как урок-викторрина, состязание двух команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx295.35 КБ
Файл zadaniya_grafich.docx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по черчению

Салимова Альмира Анваровна

Учебный предмет: черчение

Класс: 8Б класс

Тема урока: Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции.

Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний, закрепление, урок викторина.

Цель: формирование умений, навыков в построении трёх проекций на плоскостях. Умение правильно построить третий вид.

Задачи:

Метапредметные:

  1. формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  2. развивать способности т.е.умение сравнивать, анализировать, выделять главное.

Предметные:

1.        Познакомить учащихся с понятием и назначением трёх плоскостей проекции.

2.        Формировать практические умения и навыки выполнять задания, грамотно располагать виды.

  1. Воспитывать интерес к предмету.

Средства (оборудование):

  1. Учебник по черчению 9 класс
  2. Компьютер, проектор,
  3. плакаты, модель 3-х гранного угла
  4. презентация
  5. форматы,
  6. чертежные принадлежности.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1

Организационный момент

Обеспечивает эмоциональную готовность к уроку, создает позитивную установку

     - Здравствуйте, ребята! В это прекрасное весеннее утро подарите друг другу улыбки! И с позитив-ным настроем начнем работу!

- Ребята у нас сегодня необычный урок. Мы сегодня работаем в Экспериментальное Конструкторское Бюро. Для вас есть несколько испытаний, пройдя которые вы сможете называться знатоками черчения. Будем решать интересные задачи на логику и знания в черчении.

- 1. Нужно в каждой команде определить главного инженера и назвать свою команду вписав его на листочке чертежным шрифтом

   2. Ваша задача работать в команде и быстро и точно решать задания.

Ребята разделены на три группы.

Учащиеся приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

        

Определяют главного капитана команды.

Придумывают название своей команды.

Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся:

доброжелательности,

доброты, любви

регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

2

Актуализация знаний

Теоретические основы построения изображений на чертеже были заложены в конце XVIII в. французским инженером ученым и политическим деятелем Гаспаром Монжем (1746—1818). Г. Монж привел в стройную систему обширный и разрозненный материал пo теории изображений. В 1795 г. был издан его классический труд, названный «Начертательная геометрия». Этот метод получил широкое распространение во всем мире. Благодаря ему мы сейчас знаем всё о науке черчение.

   Слова    - О чем говорят вам эти слова? Давайте, выстроим правильную цепочку этих понятий. (ТОЧКА, ПРЕДМЕТ, ЛУЧ, ТЕНЬ, ИЗОБРАЖЕНИЕ, ПЛОСКОСТЬ, ПРОЕКЦИЯ….

- что такое проекция?

-что такое проецирование?

-какие виды проецирования бывают? (3 варианта проецирования – 3-м командам)

- И какие же плоскости проекции вы уже знаете?

Слайд.

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе услышанного и увиденного.  

Проецированием называют процесс построения проекции предмета.

Проецирование(

V – фронт., Н – гориз.)

Познавательные: формирование умения выстраивать понятия устанавливать связи между понятиями.

 

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в команде.

Регулятивные:

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

3

Постановка проблемы

Проанализируйте геометрическую форму наглядного изображения и

подберите верные проекции Фрон. И гориз. Какие подойдут к этой детали?

- Верно они подходят все, т.к. все верхние элементы проецируются в

прямоугольник. (демонстрация слайда)

- А что же можно сделать? на доске

- Что нам необходимо для более точного представления о форме детали?

- Правильно нужно посмотреть с другой стороны и получить ещё одну проекцию.                                                   

Изображ. 2-х проекц.----------Нет полной информации,   Нехватка изображений ,   Не понятна внешняя конструкция

------- Необходимость в 3-м(доп) изображ.

- Чем же мы тогда сегодня будем заниматься? Каковы задачи урока?

-Верно мы будем учиться находить третью проекцию детали(вид). И помогите сформулировать тему нашего урока.

Черчн28.jpg

C:\Users\Artur\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\приём Фишбоун -.png

Посмотреть на деталь с другой стороны).

будем учиться находить третью проекцию детали

Познавательные: формирование умения выстраивать понятия устанавливать связи между понятиями.

 

Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции, умения взаимодействовать в команде.

Регулятивные:

Формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания.

4

Изучение нового материала

Тема нашего урока: «Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции».

Цель урока: научиться определять и строить профильную проекцию. Научиться определять виды.

Плоскости V и H пересекаются по оси X. (показать на модели двугранного угла).

Вывод проблемы:  Необходимость в третьей проекции возникает тогда, когда и двух проекций бывает недостаточно для определения формы предмета. В этом случае надо построить еще одну плоскость. Третью плоскость проекций называют профильной, а полученную на ней проекцию – профильной проекцией предмета. Ее обозначают буквой W. Все три плоскости между собой перпендикулярны друг другу.  Можете взять свою модель плоскостей проекции и посмотреть наглядно.

Объяснение материала. Демонстрация макета плоскостей проект. ( у каждой команды на столе свой макет, набор для моделирования из коробочек спичек…….)Расположите верно модели коробочек

Как же полученные проекции показать на формате? - …….

Да, для получения чертежа предмета плоскость W поворачивают на 900 вправо, а плоскость Н на 900 вниз.

Три изображения располагаются теперь  на одном листе строго в проекционной связи!

Проекция на плоскости W – ПРОФИЛЬНАЯ, располагается справа от фронтальной проекции.

Получившийся таким образом чертеж содержит три прямоугольные проекции предмета: фронтальную, горизонтальную и профильную.

Оси проекций и проецирующие лучи на чертеже не показывают.

На чертеже наши проекции превращаются в виды. Вид- это изображение обращённой к наблюдателю видимой части поверхности предмета. Таким образом на чертеже располагаются изображения:

Фронт. Проекции – Вид Спереди – Главный

Горизонт. Проекции – Вид сверху

Профильная проекции – Вид слева

Они– основные, но существуют и другие изображения. Их применяют в зависимости от сложности детали.

Количество изображений на чертеже должно быть наименьшим, но достаточным для полного выявления формы и размеров детали.

  • Первым всегда изображают главный вид
  • Строго под ним – вид сверху
  • Справа от главного вида в проекционной связи – вид слева
  • Виды не подписываются у них строго определённое место!

Задание 2. Исследовательский проект. 
Установите соответствие главных видов, обозначенных цифрами, деталям,

обозначенным буквами, и запишите на листочках.

Задание 3.Найдите соответствие технических рисунков деталей и их фронтальных проекций

(направление проецирования отмечено стрелкой). По разрозненным изображениям чертежа Черчн30.jpg

составьте чертеж каждой детали, состоящий из трех изображений. Ответ запишите в таблицу

Задание 4.

Определить, какие чертежи соответствуют

 данным наглядным изображениям.

Ответы записать в таблице.

Задание 4/1

Определить и написать какой вид слева соответствует чертежу детали.

Учащиеся высказывают свои предположения, строят ассоциации на основе услышанного и увиденного.

Делают вывод из проблемы, которую ставили в начале урока.

http://img.megatorrents.kz/graphic/images/2011/January/11/3ADC_4D2C3A17.jpg

http://festival.1september.ru/articles/617147/img11.jpg

Решают задания, вписывают ответы в таблицы. За верные ответы получают жетоны.

        C:\Documents and Settings\Ольга\Мои документы\Мои рисунки\2009-01-15\IMAGE0032.JPGF:\comp_artur\Альмира\ШКОЛА\Черчение\Открытый урок\aa37.jpg

Формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Личностные:

Умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию увиденного, услышанного, развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

Коммуникативные:

Формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции

5

Физминутка

Физминутка.

Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали,
Пальцы сжали и разжали,
Головою покивали, покачали,
Руки вверх и потянули, потянули, потянули.
Отдохнули?         Отдохнули.

6

Практическая деятельность

Самостоятельная работа.

Изображение трёх видов на формате А4 (подготовленного заранее).

На столах приготовлены карточки-задания детали. Нужно начертить 3 проекции /вида/ детали на форматах. Начертить 3 вида,

 По окончании передаём работы учителю.

Выполнение задания по командам.

Выполнение чертежа по заданию.

Познавательные:

Развитие навыка черчения. Совершенствовать навыки работы с линейкой.

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, дополнять, уточнять высказанные мнения.

Познавательные:

Выделять информацию, осуществлять действия по этой информации.

Коммуникативные:

Умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности

7

Рефлексия

Задание5 «Что тут написано»

На чертеже даны три проекции и аксонометрическое изображение детали. Беря по порядку цифры с

прямоугольных проекций и заменяя их буквами с соответствующих элементов аксонометрического

 изображения, прочитайте:  

Рефлексия. 

-  ВЫ МОЛОДЦЫ!   Ребята, а теперь сами оцените свою работу на уроке. Перед вами карточка со смайликами. Если вы считаете, что хорошо усвоили на уроке, разобрались в теме урока, то выбираете себе соответствующего смайлика. Если осталось что-то неясно, то изображаете грустного смайлика. 

ЧЕРЧЕНИЕ – ЭТО КРУТОF:\comp_artur\Альмира\ШКОЛА\Черчение\Открытый урок\Черчение\5 задание.jpg

 Заполнения карточки. Решение на время головоломки-шифровки 1 мин

Личностные:

Формирование доброжелательности, готовности к дружбе.

Познавательные:

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные:

Соблюдать правила общения, строить

монологическое высказывание.

Личностные:

Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.

Формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся, доброжелательности, доброты.

8

Итог урока

-Ребята, вы молодцы! Какой же вывод нашего урока? Мы с вами достигли цели урока? Какова была цель?

Вывод: Мы на учились определять и строить третью проецию и вид детали на чертеже.

Поздравляю вы справились с поставленными задачами и прошли все испытания – вы теперь можете называться Юные Инженеры и проходить стажировку в Конструкторском Бюро. Получайте Удостоверения инженеров!

Взаимодействие с учителем во время

Учащиеся отвечают на вопросы.

Вывод: Мы на учились определять и строить третью проецию и вид детали на чертеже.

Самоанализ урока.

Тема урока: Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции.

Тип урока: комбинированный, открытие новых знаний, закрепление, урок викторина.

Цель: формирование умений, навыков в построении трёх проекций на плоскостях. Умение правильно определить и построить третий вид.

Результаты обучения:

Предметный:

содействовать развитию образного мышления, эстетического вкуса, художественного мышления; строить логически обоснованные рассуждения.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Метапредметный:

умение определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность;

-воспитывать желание учиться и делать открытия;

-воспитывать умение слушать других.   

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- учиться приобретать новые знания;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника;

- организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
-контроль действий и взаимодействий в группе;
-оценка.


Ресурсы для учителя:

Компьютер, проектор (техническое обеспечение) презентация, плакаты

Ресурсы для обучающихся:

Альбомы, чертежные принадлежности

Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
Данный урок представлен по ходу изучения темы: Прямоугольно проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции»
 
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской. Использовала приёмы ТРИЗ, с элементами критического мышления. Проблемного метода.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию.

Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я  продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.

Все этапы урока были выдержаны.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. 
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
 Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. 
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Урок прошёл в доброжелательной обстановке. Учащиеся были раскрепощены и раскованы. Дети проявили интерес к изучаемому материалу. Использование ИКТ мне в этом очень помогло на разных этапах урока. Считаю, что цель урока достигнута, так как все учащиеся успешно справились с заданием. Работы получились в основном хорошие, аккуратные, были допущены незначительные ошибки, которые были исправлены.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок черчения по теме "Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекций"

На уроке происходит повторение знаний о проецировании на три плоскости. Содержание урока носит практико-ориентированный характер, в процессе проведения урока предполагае...

Конспект открытого урока по черчению 8 класс

Представляю конспект открытого урока по черчению в 8 классе. тема урока "расположение видов чертеже." урок не только теоретической направленности, но больше внимания уделяется практической сторогне, и...

Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности. Цель: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоуголь...

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

открытый урок по черчению на тему "Чтение сборочных чертежей"

Данный урок входит в раздел "Чтение и деталирование сборочных чертежей"  ( 11 класс) по теме " Чтение сборочных чертежей" Урок связан с предыдущими темами : "Сечения и разрезы" , "Соединение дета...

Конспект урока по теме " Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекции", 8 класс.

Работа предназначена в помощь учителю средней школы, работающим по УМК "Черчение" для проведения урока черчения в 8 классе по теме "Прямоугольное проецирование. Проецирование на одну , ...

Открытый урок по черчению «Аксонометрические проекции предметов, имеющие круглые поверхности».

Цели и задачи:  Цель: Ознакомить учащихся с темой «Окружности в аксонометрических проекциях».Задачи: 1 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческого мышления....