Учебно-методическая разработка открытого урока по черчению. «Проекции геометрических тел».
методическая разработка по технологии (8 класс) по теме

Усольцев Александр Геннадьевич

Комбинированный урок с применением электронных ресурсов для более эффективной наглядности.

Цель:

Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоугольных проекций. Способствовать развитию творческого воображения у учащихся.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе.

 Разработал Усольцев  Александр  Геннадьевич, учитель  черчения и технологии
муниципального бюджетного образовательного учреждения «Мужеская средняя общеобразовательная школа им. Н.В.Архангельского» ( 1 квалификационная категория).

Тема: «Проекции геометрических тел» (8 кл.).

Цель урока: Научить школьников построению чертежей, проекций основных геометрических тел в системе прямоугольных проекций (призма, пирамида, параллелепипед, куб, конус, шар). Способствовать развитию творческого воображения у учащихся.

Учебные пособия, принадлежности и материалы:

Для учителя:  модели геометрических тел, демонстрационный стол, компьютер,  мультимедиапроектор, интерактивная доска, электронная презентация по теме, набор программного обеспечения.

Для учащихся: Рабочая тетрадь, учебник, чертёжные инструменты и принадлежности.

Ход урока:

  1. Повторение по теме  «Проецирование на три и более плоскости проекции» (слайд 1-3).
  2. Изучение новой темы «Проекции геометрических тел».
  1. Введение в новую тему (разгадывание ребусов содержащих в себе названия геометрических тел конус и цилиндр) слайд 5,6.
  1. Знакомство с различными формами геометрических тел. (по представленным на демонстрационном  столе   моделям геометрических тел   учащимся предлагается  дать им названия).
  2. Деление моделей геометрических  тел на группы: призматических и тел вращения (слайд 7).
  3. Проблемная ситуация: учащимся предлагается  ответить на вопросы:

-почему некоторые тела называются телами вращения;

-в результате вращения  каких геометрических фигур  образуются тела  вращения;

В ходе дискуссии учащиеся делают предположения, а учитель наглядно, с использованием 3D редактора (я использую true Space 6, можно любую другую) демонстрирует явления вращения и выдавливания:

Конус

 

Цилиндр:

 

Куб:

 

Призма:

 

  1. Закрепление новой темы.

3.1. Заполнение учащимися таблицы, в ячейки которой они должны эскизно вставить проекции соответствующих геометрических тел, обозначенных в горизонтальной строке. Проекции необходимо изобразить напротив плоскостей проекций обозначенных латинскими буквами.  

Работа сопровождается поэтапной демонстрацией учителем на экране  каждого геометрического тела с его проекцией, в соответствующих плоскостям проекции окнах программы. Результаты проецирования   учащиеся эскизно заносят в ячейки таблицы.

Пример 1:

H

V

W

Куб

        

Пример 2:

           

H

V

W

Шар

Пример3:

H

V

W

Цилиндр

Пример 4:

H

V

W

Призма

3.2. После демонстрации проекций всех геометрических тел, учащимся предлагается под устную диктовку учителя, эскизно, в тетради построить фронтальную проекцию инопланетянина!!! При этом учитель таинственным голосом сообщает, что в городе Н учёные обнаружили неизвестное ранее существо. Туловище, которого в виде цилиндра, голова в виде треугольной правильной призмы, на боковых гранях призмы располагаются два глаза в виде шаров, в верхней части головы растут два цилиндрических рога.

3.3.После построения фронтальной проекции инопланетянина учитель предлагает построить горизонтальную и профильную проекцию.

4. Подведение итогов урока. Выставка готовых изображений. Работа над ошибками. Выставление оценок.

5. Домашнее задание (слайд 8).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как называется вид выделенный зелёным цветом?

Слайд 2

Как называется вид выделенный зелёным цветом?

Слайд 3

Как называется вид выделенный зелёным цветом?

Слайд 4

ПРОЕКЦИИ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ТЕЛ.

Слайд 5

Разгадай ребус: , ,

Слайд 6

,,,,, ,, др Разгадай ребус:

Слайд 7

Геометрические тела: Тела вращения. Призматические тела.

Слайд 8

Домашнее задание: Стр. 61, пар.11 ответить на вопросы. Построить наглядное изображение инопланетянина



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

 В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения этой задачи необходимо знакомить школьников с определенным кругом элементарных сведений, составляющих геометрическую основу знаний.

В школьном курсе геометрии геометрические тела (многогранники и тела вращения) ученики изучают в 10 - 11 классах при решении стереометрических задач. Для чтения и выполнения чертежей знания о геометрических телах нужны уже в 8ом классе. Поэтому с самого начала изучения черчения надо учить учащихся видеть в окружающих предметах образующие их форму геометрические тела, учить узнавать геометрические формы в тех предметах, которые им попадаются на глаза чуть ли не ежедневно. Эта способность видеть геометрию вокруг себя есть ценнейшее качество, которое приводит к образованию абстрактных понятий геометрических фигур, таких, как куб, параллелепипед, шар, призма, цилиндр и т.д.

При изучении темы " Проекции геометрических тел" я обобщаю имеющиеся у учащихся начальные представления о геометрии в пространстве, которые они получили на уроках математики, природоведения и изобразительного искусства в I - VII классах. В результате дети делают вывод, что все геометрические тела делятся на две группы:

-призматические тела (призма, пирамида, параллелепипед, куб);
- тела вращения (цилиндр, шар, конус);

Затем знакомлю детей с образованием призматических тел и тел вращения. Таким образом, дети подготовлены к восприятию анализа геометрической формы технических деталей по наглядным изображениям.

Для закрепления навыка анализа геометрической формы дети выполняют творческое задание на построение проекций инопланетянина по устному описанию. Это задание очень нравится выполнять учащимся. Оно, как и выше перечисленные задания, способствует развитию творчества учащихся, пространственного мышления, активизации их мышления, пробуждению интереса к изучаемому материалу.

Таким образом, учащиеся подготовлены к анализу геометрической формы предмета по чертежу. Без умения анализировать геометрическую форму по чертежу невозможно осуществить главную задачу - учить читать и выполнять их. Эти умения так же необходимы для развития пространственных представлений учащихся, а также имеют перспективное образовательное значение при решении стереометрических задач в 10-11 классах.

Предложенные мною варианты изучения раздела "Геометрические тела" не являются исчерпывающими. Ограничено время, отводимое на изучение предмета в общеобразовательной школе. И это одна из главных причин того, что в большинстве случаев выпускники средней школы не имеют достаточного запаса знаний и навыков понимания и выполнения чертежей, не обладают высокоразвитым пространственным представлением, которые необходимы, прежде всего, тем учащимся, которые в дальнейшем посвятят себя техническим профессиям.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС"

Открытый урок по теме "Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС". Цель урока : с помощью системы компьютерного черчения научиться выполнять геометрические пост...

методическая разработка открытого урока по черчению в 8 классе по теме: «Проекции геометрических тел».

В процессе обучения черчению главной задачей является формирование и развитие пространственных представлений, без которых невозможно научить учащихся читать и выполнять чертежи. Для успешного решения ...

Разработка открытого урока в 9 классе по теме: Геометрическая прогрессия

Урок алгебры в 9 классе по учебнику Дорофеева. разработка урока содержит конспект урока,  дидактические материалы,  творческую работу ученицы по этой теме, оценочный лист....

Учебно-методическая разработка открытого урока

Учебно-методическая разработка открытого урока на тему: Практическая работа «Автоматизация ввода и форматирования данных». Разработка включает в себя: проект занятия, содержанире занятия, психолого-пе...

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС

Учебно-методические рекомендации к открытому уроку в рамках ФГОС. Что нужно уителю учитывать при подготовке к уроку по программе ФГОС.Принципиальным отличием нового стандарта от существующего является...

Открытый урок по черчению на тему: "Прямоугольное проецирование на три взаимно перпендикулярные плоскости проекции"

Урок по черчению в 8Б классе проводился последним в четверти как урок-викторрина, состязание двух команд....

Открытый урок по черчению «Аксонометрические проекции предметов, имеющие круглые поверхности».

Цели и задачи:  Цель: Ознакомить учащихся с темой «Окружности в аксонометрических проекциях».Задачи: 1 РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие творческого мышления....