РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
методическая разработка
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).
34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).
34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_prava.doc | 166.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский техникум № 2»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор СПб ГБПОУ «МТ № 2»
____________ Баженова О.П.
«______»_____________2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
«ОСНОВЫ ПРАВА »
по ППССЗ
специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
базовая подготовка
Квалификация: медицинская сестра/медицинский брат
Форма обучения: очная.
СОГЛАСОВАНО:
Методист СПб ГБПОУ МТ № 2
_____________Аббасова А.Е.
«___» _________2019 г.
Председатель ЦМК
_____________ Белова Н.М.
«___»__________2019 г.
Санкт-Петербург – 2019 г.
РАССМОТРЕНА на заседании ЦМК ОГСЭ Протокол № __ от «__» _____ 2019 г. председатель ЦМК ___________/Белова Н.М./ | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе ___________/Ушакова Е.А./ «__» ______ 2019 года |
ОДОБРЕНА Методическим Советом СПб ГБПОУ «МТ№2» протокол № __ от «___» ____2019 г. председатель МС ________________ Ушакова Е.А. |
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).
34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский техникум №2».
Разработчики: Кужман И.О.
СОДЕРЖАНИЕ
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСИЦПЛИНЫ
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ПРАВА
- Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.02. Медицинский массаж / профессии медицинская сестра по массажу (для лиц с ограниченными возможностями по зрению).
- Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Основы права» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять полученные теоретические знания в работе и в повседневной жизни;
- использовать необходимые нормативно-правовые документы;
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- права, свободы, обязанности человека и гражданина, механизмы их реализации;
- систему органов государственной власти;
- основы конституционного, гражданского, административного, семейного, трудового, уголовного права РФ;
- виды юридической ответственности;
- нормы защиты нарушений прав и судебный порядок разрешения споров.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:
- о современной правовой культуре;
- об исходных понятиях права и правовых явлениях;
- об основах экологического права РФ.
ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 15. Применять законодательные нормативные акты, обеспечивающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ
- Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 48 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 32 |
В том числе: | |
Лабораторные занятия | |
Практические занятия | 12 |
Контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 16 |
В том числе: | |
Сообщение, творческий отчет (презентация), домашняя работа, подготовка к контрольным | 4 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ПРАВА»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Тема 1. Основы теории государства и права. | Содержание учебного материала | |||
Понятие государства. Функции государства. Понятие права. Взаимосвязь права и государства, соотношение права и морали. Основные признаки права: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность выполнения принудительной силой государства. Норма права. Классификация правовых норм. Основные отрасли российского права. Источники права. Правоотношения (субъекты, юридические факты) Законность, правопорядок, правомерное поведение. Правонарушения и их виды, юридическая ответственность и ее виды. | 2 | 2 | ||
Семинарское занятие Понятие права. Взаимосвязь права и государства, соотношение права и морали. Норма права. Основные источники права. Отрасли права. Правоотношения. Юридическая ответственность и её виды. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 1. Учебник "Правоведение" гл.1; подготовить сообщения по истории права. | 2 | |||
Тема 2. Основы государственного права. | Содержание учебного материала | |||
Конституция РФ об основах конституционного строя. Основные источники, значение и роль государственного и административного права. Всеобщая декларация прав человека. Гражданство в РФ, конституционные принципы и основные черты правового положения личности, основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, их гарантии, обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционный статус и состав РФ, виды ее субъектов и их статус. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Правовые основы судебной власти в РФ. Правоохранительные органы. | 2 | 2 | ||
Семинарское занятие Источники государственного права. Всеобщая декларация прав человека. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ. Правовое положение личности в РФ. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 2. Работа с текстом Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека. Заполнить таблицу:"Система органов государственной власти РФ" Составить сравнительную таблицу: "Конституционные права и обязанности" | 2 | |||
Тема 3. Административная ответственность. | Содержание учебного материала | |||
Административная ответственность. Административные правонарушения. Субъекты административных отношений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. | 2 | 1 | ||
Тема 4. Основы гражданского права. | Содержание учебного материала | |||
Понятие гражданского права. Субъекты гражданских правоотношений, понятие физического лица. Право и дееспособность граждан. Акты гражданского состояния. Юридические лица: понятие и признаки. Виды юридических лиц. Объекты гражданских прав (вещи, деньги, ценные бумаги, действия и услуги). Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Сделки. Условия действительности сделки. Представительство. Доверенность: понятие и виды. Основные формы собственности, содержание и формы защиты права собственности. Понятие и содержание права собственности. Частная собственность на землю. Наследование собственности граждан, порядок наследования по закону и по завещанию. Защита права собственности. Обязательства в гражданском праве: понятие и виды. Договор как основание возникновения обязательства. Исполнение обязательства. Прекращение обязательства. Отдельные виды обязательств. Договор купли-продажи. Защита прав потребителя. Договор найма (аренды) жилого помещения. Договоры подряда по оказанию услуг. Обязательства по возмещению вреда. | 4 | 2 | ||
Практическое занятие Понятие гражданского права. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Сделки. Иск и исковая давность. Представительство. Доверенность. Наследование. Виды обязательств. Гражданско-правовая ответственность медицинских работников. | 2 | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 3. Составление гражданско-правовых документов (иски, доверенности). Решение ситуационных задач. | 3 | |||
Тема 5. Основы семейного права. | Содержание учебного материала | |||
Основные принципы семейного права. Понятие, порядок и условия заключения брака. Препятствия к заключению брака. Имущественные права и обязанности супругов. Основания и порядок расторжения брака. Основания и порядок признания брака недействительным. Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Порядок установления отцовства. Ответственность родителей за воспитание детей. Лишение родительских прав. Имущественные права и обязанности членов семьи. Алиментные обязательства членов семьи. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Порядок и условия заключения брака. Имущественные права и обязанности супругов, других членов семьи. Основания и порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 5. Составление исковых заявлений. Решение ситуационных задач. | 2 | |||
Тема 6. Основы трудового права. | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Его содержание, виды. Порядок трудоустройства, трудовая книжка, перевод на другую работу. Основания и порядок прекращения трудового договора. Гарантии реализации права граждан на труд. Трудовой кодекс РФ о рабочем времени и времени отдыха. Понятие и виды рабочего времени (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время, сверхурочная работа). Понятие и виды времени отдыха (перерыв для отдыха и питания, выходные дни, праздничные дни, отпуска). Заработная плата, принципы оплаты труда. Виды и системы оплаты труда. Гарантии и компенсации. Трудовая дисциплина. Виды поощрений и взысканий, порядок наложения и снятия взысканий. Основания материальной ответственности, порядок ее применения. Основные положения в ТК РФ об охране труда, труде инвалидов, женщин и молодежи. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением. | ||||
Практическое занятие Трудовой договор. Порядок трудоустройства. Прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность. Охрана труда. Труд инвалидов, женщин и молодежи. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 6. Написать исковое заявление по трудовым спорам.Решение ситуационных задач. | 3 | |||
Тема 7. Основы уголовного права. | Содержание учебного материала | |||
Уголовный закон. Понятие и состав преступления. Преступление и наказание. Уголовная ответственность. Категории преступлений. Система и виды наказания. Преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод граждан, собственности. Преступления против порядка управления, общественного порядка, наказание за них. Основы уголовного процесса. | 2 | 2 | ||
Практическое занятие Понятие и состав преступления. Категории преступлений. Система и виды наказания. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод граждан, собственности. | 2 | |||
Самостоятельная работа обучающихся к теме 7. Решение ситуационных задач. | 2 | |||
Тема 8. Основы аграрного и экологического права. | Содержание учебного материала Основные положения, источники аграрного и экологического права, юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране природы. Основные положения, источники аграрного и экологического права, юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране природы. | 2 | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся к теме 8. Подготовить сообщения по темам: "Национальные природные парки", "Памятники природы", "Охрана природы" и др. | 2 | |||
Итоговое занятие. | Зачёт. | 2 | ||
Всего: | 48 |
3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения: - использовать необходимые нормативно-правовые документы; | Формы контроля обучения: Тестовый контроль традиционный и с применением информационных технологий. Экспертная оценка правильности выполнения заданий по работе с информацией, документами, литературой при выполнении самостоятельной работы. Экспертная оценка решения ситуационных задач. Формы оценки результатов обучения: - накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка. - традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка. Методы контроля: Наблюдение и экспертная оценка выполнения практических действий, домашних заданий. Методы оценки результатов обучения: – мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся. – формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля. |
- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; | |
- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения; | |
Усвоенные знания: - основные положения Конституции Российской Федерации; | |
- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; | |
- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правонарушения в процессе профессиональной деятельности; | |
- организационно-правовые формы юридических лиц; | |
- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; | |
- порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; | |
- правила оплаты труда; | |
- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; | |
- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника; | |
- виды административных правонарушений и административной ответственности; |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
1. Мебель и стационарное оборудование
- доска классная;
- стол и стул для преподавателя;
- столы и стулья для студентов;
- книжный шкаф для методических пособий.
2. Учебно-наглядные пособия
- слайды, фотографии, компакт-диски с учебным материалом;
- таблицы (информационные, сравнительные)
- схемы
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийное оборудование;
- программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.
Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
- Конституция Российской Федерации, 1993 г.
- Певцова Е.А. Право: учебник – М.: Изд. Центр «Академия», 2014.
Дополнительные источники:
- Гражданский кодекс РФ, 1995 г.
- Кодекс об административных правонарушениях. – М.: 2002.
- Семейный кодекс РФ, с изменениями и дополнениями.
- Трудовой кодекс РФ, 2002 г.
- Уголовный кодекс РФ, 1997 г.
- Козлова Т.В. Основы права: учебно-методическое пособие для средних медицинских работников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
- Правоведение: Учебник . – М.: КНОРУС, 2011.
Базы данных, информационно–справочные и поисковые системы:
«Консультант плюс» http//www.consultant.ru
«Гарант» http//www.garant.ru
«Электронная библиотека. Право России» http://www/allpravo.ru/library
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...
Рабочие программы по УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ "Специальная технология", "Материаловедение" Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР .
Рабочие программы составленаыоснове «Комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа лиц с ограниченными возможностями...
Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" , для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР
Владения указанным видом профессиональной деятельности и даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоения дисциплины должен приобрести практически...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.03 СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нефтегазового производства» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по истории ОГСЭ.02 для специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История (базовая подготовка) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по специальностям...