Эссе "Я - учитель" - 2020
статья

Россихина Елена Николаевна

Эссе написано для конкурса "Учитель года -2020".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_uchitel.docx98.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ - Я – УЧИТЕЛЬ

В нём будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле.

Учитель – профессия дальнего действия,

Главная на Земле!

Р. Рождественский

«Да, давно я не баловала своих любимых салатиком, вот обрадуются», – думала я, нарезая очередной огурчик и читая внимательно рецепт.

«Итак, в салатницу сложить слоями тёртую морковь, сыр, два средних огурчика. Посолить, сбрызнуть всё соевым соусом и добавить немного зелени. Все ясно, абсолютно ничего сложного... Вот бы кто-нибудь посоветовал рецепт хорошего урока, и даже не одного, а можно сразу пяти и обязательно со всеми структурными частями, ничего не упустив», – грезила я, изучая рецепт. И вдруг поймала себя на мысли, что не только учительская деятельность, но даже, например, изучение рецепта салата, всегда направлены на самоанализ. Лёгкая улыбка прокралась на моё лицо ...

У учителя очень редко есть возможность порадовать себя и близких чем-то особенным. Ведь у преподавателей есть своя персональная кухня, где каждый день он создаёт по 5-6 собственных рецептов. В суете школьной жизни редко задумываешься, что родным и близким также нужно внимание, как и десяткам учеников. Бывает, что дочь делится со мной своими проблемами и достижениями, а в голове вертится: «Нужно попробовать новую методику. Провести игру или викторину в классе, чтобы разнообразить деятельность учеников». Неожиданно возвращаешься к реальности, а любимое чадо молчит и смотрит на тебя обиженными глазами... И становится очень стыдно перед родным человечком...

Без всяких сомнений, учительство требует от педагога полной отдачи. Я убеждалась в этом не один раз. Многие говорят: «На первом месте должна быть семья, и только потом работа, ведь это не твои родные дети, зачем уделять им столько времени, нужно воспитывать своего ребенка...» Но у меня постоянно возникает вопрос: «Как можно отдаваться наполовину тому, что называется «образ жизни»?» Для меня учительство и семья находятся на одной чаше весов. Я – учитель в кубе! Помимо основной должности учителя русского языка и литературы и классного руководства, я – мама.

С первых дней своей сознательной жизни я определилась кем стану в будущем. Поэтому, когда дети задают мне вопрос: «Почему вы стали учителем?» - я всегда отвечаю: «Я не могла иначе...». Моя деятельность развивает меня как человека и помогает совершенствоваться каждый день. Согласитесь, профессия учитель, безусловно, обладает этими свойствами!

Так сложились обстоятельства, что в определённый момент своей жизни я вынуждена была прервать карьеру, но довольно быстро почувствовала бесконечную тоску по своей профессии, которая давала мне возможность развиваться духовно. Мне необходим был расход энергии – эмоций, любви. Однажды я прочла удивительную фразу Пауло Коэльо: «Кулинария – прекрасное и самое совершенное искусство. Оно включает все наши пять чувств и добавляет шестое – потребность отдать лучшее, что есть в нас», и подумала, что если заменить слово «кулинария» на слово «учительство» или «преподавание», то смысл не изменится. Да, прибывшим в школу молодым специалистам трудно совместить семью и работу, потому что мы живём в мире информационных технологий и быстрой смены событий. Система образования идёт в ногу со временем: реформы в образовании, обновлённые образовательные стандарты, замена старых методик и технологий новыми. Мы привыкли задавать себе максимальный темп жизни, ставить всё новые и новые цели, иногда даже забывая запечатлеть момент, все взвесить (сделать рефлексию, анализ), хочется все успеть и всему научиться в этой быстро сменяющей картинки жизни (а ведь как наша жизнь похожа на структуру урока!)

Педагогические технологии, как мне кажется, имеют сходство с кулинарным искусством: изначально ставится цель, для достижения которой нужно решить множество сложных задач (пошаговое следование рецепту). Кулинарное искусство ставит одной из своих приоритетных задач умение использовать специи, которое приобретается с опытом. Есть такие специи и в педагогике, называемые методами (средствами и приёмами) обучения. Необходимо тщательно обдумывать структуру урока, чтобы он стал необычным, интересным и запоминающимся, чтобы у ребят осталось «послевкусие». И, конечно же, своему творению нужно придать удивительно красивую форму (форму урока). Тогда урок будет «вкусным».

Мне в этом смысле очень повезло. В моей жизни был учитель – мастер своего дела. Чуткая, талантливая и очень тонко понимающая Галина Алексеевна подарила мне возможность почувствовать вкус урока и открыла для меня море новых непередаваемых чувств. Сейчас я стараюсь дать такую же возможность и своим ученикам.

По моему мнению, учитель – это повар, создающий из простых незамысловатых фруктов и овощей настоящий шедевр кулинарного искусства.

Порой после проведенных уроков чувствуешь необычайно приятную усталость! А все потому, что есть отдача. Видишь её в усвоенных учениками знаниях, итогах проверочных и контрольных работ.  Но особенно радостно видеть результат своей работы в детских сочинениях. Очень приятно наблюдать, как ученики высказывают свои мысли, делают выводы и создают свои мини-шедевры.

Часто я оставляю время в конце урока, чтобы ответить на волнующие ребят вопросы, которые намеренно не затрагиваю. И особое чувство я испытываю, когда эти вопросы есть. Тем, кто стесняется задать свой вопрос, обещаю поставить пятёрку. И вот в беседу вступает большая часть класса, высказывая свои мысли и даже споря по тем или иным проблемам. И оказывается, как много они не договаривают на уроках, боясь выглядеть смешными и непонятыми своими сверстниками.

Бытует мнение, что современные дети – немыслящие, бездушные, не имеющие своей точки зрения. А я скажу убеждённо, что дети мыслят и их всё также тревожат извечные вопросы о добре и зле, дружбе и предательстве, бездушии и милосердии. «Дети становятся злыми и жестокими по отношению к животным!» – сетуют многие. Меня эта проблема, признаюсь, уже не волнует. Когда я вижу детские слезы на уроках изучения повести «Муму», то абсолютно отрицаю детскую жестокость.

Настоящим педагогом нужно родиться! Это так, если речь идет о ярком даровании, большом таланте. Еще будучи маленькой девочкой, в детском саду я собирала вокруг себя нескольких детей и «читала» им книжки. Конечно, читать я не умела, да и буквы, честно признаться, знала не все. Просто мне запоминались сказки и рассказы, прочитанные мне перед сном мамой, и я хотела рассказать всё, о чём знала. Вот тогда уже я почувствовала, что хочу делиться своими знаниями.

Я считаю, что учитель – это та профессия, где можно и нужно развиваться, каждый день открывать что-то новое, познавать себя, совершенствоваться как человеку и как наставнику.

...Вот и салат практически готов, осталось декорировать. Руки тянутся к зелёненькому листику базилика и вот... уже шедевр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Я - учитель" (2020)

В эссе раскрыты мои принцины и методы работы....

Я Учитель 2020_диагностика педагогических компетенций

Онлайн-диагностика педагогических компетенций...

Программа наставничества ""Учитель - Учитель" 2020-2021 гг.

Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день это не только национальный проект. Образование  и сама жизнь ставят перед нами  такую задачу, как внедрен...

Положение конкурса сайтов учителей 2020

Методическая разработка Положения конкурса сайтов учителей 2020...

Сценарий на день учителя 2020: «Да здравствуют учителя!»

Сценарий на день учителя 2020: «Да здравствуют учителя!»...

Анализ педагогической деятельности учителя, 2020-2021 учебный год.

Анализ педагогической деятельности учителя английского языка....