Эссе "Я - учитель" (2020)
статья
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель».
Учитель! Он всегда в дороге,
В заботах, поиске, тревоге,
И никогда покоя нет!
Он сам себя всех строже судит,
Он весь земной он рвется ввысь,
Не счесть, пожалуй, сколько судеб
С его судьбой переплелись!
Д.С. Лихачев.
Почему я выбрала профессию педагога? Миссия учителя, по-моему, мнению одна из самых удивительных на свете. Именно учитель помогает маленькому человеку познать этот мир, понять себя самого, принять других такими, какими они есть на самом деле. Именно школа формирует жизненную траекторию человека. Опасностью для общества является необразованный человек, поэтому учителя должны работать таким образом, чтобы этой опасности было меньше. Добавок к этому, в том, что я выбрала профессию педагога, большая заслуга моего учителя алгебры и геометрии, моего классного руководителя – Сарыглар Руфины Увангыровны. Она всегда была моим примером: красивая, уникальная, эрудированная, к тому же разносторонне образованный человек. Жаль, что она больше не работает в нашей школе, уехала.
Если меня спросят, почему я выбрала предметом – историю, обществознание, право я отвечу так… Я понимаю цель изучения истории, как овладение историко-социологическими законами и суммой знаний исторических фактов, необходимых для практической жизни, для умения ориентироваться в социальной среде и социальных процессах. И не стоит забывать слова Цицерона:
История – свидетель прошлого,
Свет истины, живая память,
Учитель жизни, вестник старины.
С течением времени, работая учителем ты начинаешь понимать, что каждый ребенок для тебя это - во–первых, источник радостного, вдохновенного труда; во-вторых, источник нового, неизведанного; в-третьих, источник удивления.
Основными задачами своей педагогической миссии я считаю:
1.Способствование развитию духовных сил и способностей учащихся, позволяющих преодолевать жизненные трудности, адаптироваться к социальной среде;
2.Обеспечение возможности личностного роста учеников;
3.Создание условий для саморазвития творческой индивидуальности учащегося.
Для реализации данных задач мне помогают мои педагогические маяки в обучении и воспитании:
Первый воспитательный маяк – это душа ребенка. Именно этот маяк высвечивает напряженный путь между концепцией, темой и предметом обучения и воспитания, озаряет этот путь для другой души, для души учителя, озабоченно смотрящего на море воспитательного материала.
Второй маяк - цель и деятельность ребенка. Эти два маяка задают направление веры в ребенка и его миссию. Они освещают мне путь к душе ребенка и помогают нам вместе ориентироваться в современной жизни, ее социальных, культурных, образовательных особенностях.
Кроме того в своей работе я придерживаюсь следующих принципов педагогической деятельности:
Первый – это принцип природосообразности. Я считаю, что недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребенка. Природа – это корни, воспитание – это крона.
Второй - это деятельностный принцип. Я уверена, что воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, живые уроки, которые обогащают личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче классная деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Третий – это принцип целостности в обучении и воспитании. Я понимаю, что надо научиться понимать и принимать ребенка как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Четвертый – это эгоцентрированный принцип. Я пришла к выводу, что индивидуальный подход, личностно ориентированная педагогика означают отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.
Пятый – это возрастной принцип, то есть каждому педагогу надо знать половозрастные особенности детей.
По-моему, только свободный учитель может расти профессионально. Только внутренне свободный учитель может дать своему ученику выбор, может дать ему право ошибиться. Н учитель должен уметь увидеть последствия этого выбора, быть на шаг впереди своего ученика. Таким образ, своим примером свободный учитель может воспитать свободного человека. Мы все знаем, что свобода – это, когда есть выбор: или расти профессионально, или выбрать учебники, методику, технологию по своему усмотрению. Но с другой стороны, свобода учителя ограничена законом и стандартами. И как тут быть учителю не понятно…
Сегодня основной задачей образования является не просто вооружить учеников набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить способность к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому в наше время метод проектов занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе. Он помогает развивать творческие возможности, способности к созиданию и сотрудничеству.
Все глубже начинаешь понимать свою миссию учителя, работая классным руководителем. Девизом воспитательного процесса я выбрала слова В.Г.Белинского «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Действительно, если мы будем воспитывать не так, как надо мы разрушим и личность ребенка, и его судьбу. Каждый ребенок – личность, знающая себе цену. И все-таки мой класс – единое целое. Мои дети заботятся друг о друге, всегда готовы прийти на помощь, выручить. Они эрудированны, воспитаны, коммуникабельны, уверены в себе, умеют глубоко чувствовать и переживать.
И когда мы начинаем воспитывать детей, то не должны забывать слова Шалвы Амонашвили: «Ребенок рождается с великой миссией: стать человеком, неповторимым и уникальным, полезным для себя и для общества. Он несет в себе всю безграничность Природы и импульс к жизни. Природа выдвигает свой главный принцип воспитания: верить в ребенка». Да – да, как ни странно, мы должны верить в ребенка, в его силы и внутренний стержень. Помочь ему не потухнуть душевно.
Еще важно самому учителю не потухнуть в работе, иметь поддержку. Не надо забывать и про свою семью. Не нарушать и не забывать традиции своей семьи, посидеть вместе с ними, строить вместе планы на будущее, потому что семья – это самое главное в нашей жизни. И именно она дает нам силы быть учителем.
Также я присоединяюсь к словам Ларисы Лихачевой – Учителя года Псковской области – 2013, которая утверждает: «С учителя, со школы начинается все. Учитель – начало всех начал. Разумеется после семьи. Задача учителя – заложить основы нравственности, научить детей правильно вести себя в обществе, в семье, в коллективе учащихся, разбираться, что хорошо и что плохо. Долг учителя – помочь ребенку понять, что жизнь человека, его ум, здоровье – это превеликая ценность на земле и что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно воспитанным и трудолюбивым».
Быть учителем – не самое простое дело, тем более быть классным руководителем. Обладать умением из таких разных детей создавать единый и сплоченный коллектив – это искусство. Видеть в каждом ученике личность – это профессионализм. Уметь прожить с ними добрую и запомнившуюся навсегда школьную жизнь – это талант. Этими качествами и должен обладать настоящий учитель.
Поэтому, я желаю, чтобы в наших жизненных условиях учитель не терял своего особого значения и миссии «разжигать огонь» в юных душах.
Монгуш Идегел Сарыг-ооловна –
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ
с.Бай-Хаак Тандинского кожууна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "Я - учитель" - 2020
Эссе написано для конкурса "Учитель года -2020"....
Я Учитель 2020_диагностика педагогических компетенций
Онлайн-диагностика педагогических компетенций...
Программа наставничества ""Учитель - Учитель" 2020-2021 гг.
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день это не только национальный проект. Образование и сама жизнь ставят перед нами такую задачу, как внедрен...
Положение конкурса сайтов учителей 2020
Методическая разработка Положения конкурса сайтов учителей 2020...
Сценарий на день учителя 2020: «Да здравствуют учителя!»
Сценарий на день учителя 2020: «Да здравствуют учителя!»...
Анализ педагогической деятельности учителя, 2020-2021 учебный год.
Анализ педагогической деятельности учителя английского языка....