Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
статья
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евреями и татарами. Здесь совершенно мирно уживаются люди, верующие в разных богов. Многонациональность данной республики обуславливает и огромное многообразие яств на праздничном столе Осетии. Они буквально ломятся от изобилия блюд, в числе которых можно рассмотреть армянские и грузинские, а также некоторые исконно русские блюда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshch.nats_.tradits.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД
на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»
учитель осетинского языка и литературы МБОУ СОШ №15 им. Героя Советского Союза Х.З. Мильдзихова г.Владикавказа – Хадикова Л.В.
Ирон зыланг ныхас, дӕу айс мӕнӕй,-
Уӕд баззаин къуырма ӕмӕ куырмӕй,-
Нӕ арв, нӕ зӕххӕн нал уынин сӕ хуызтӕ;
Ӕнӕ дӕу мын мӕ къӕхтыл ацӕуӕн уӕд нӕй,
Басгарӕн нӕ хох, нӕ арф кӕмтты хъӕбыстӕ.
Цӕрукъаты Алыксандр.
Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евреями и татарами. Здесь совершенно мирно уживаются люди, верующие в разных богов. Многонациональность данной республики обуславливает и огромное многообразие яств на праздничном столе Осетии. Они буквально ломятся от изобилия блюд, в числе которых можно рассмотреть армянские и грузинские, а также некоторые исконно русские блюда.
Осетия – многонациональная республика, потому в ней причудливо смешались традиции и особенности веры и религиозных ритуалов и правил многих народностей. В результате получилась очень своеобразная и колоритная местная культура.
В профессии учителя осетинского языка и литературы я 30 лет, и всю свою педагогическую жизнь я старалась вызвать у своих учеников уважение к своему народу, к своей культуре, к языку, научить ценить не только культурные ценности своего народа но и других.
Языковыми предками современных осетин были аланские племена, которые, согласно греческим и римским источникам, эмигрировали из Средней Азии в земли к северу и востоку от Черного моря в начале христианской эры.
Осетинский, как и его аланский предшественник, на протяжении тысячелетий был отделен от родственных языков Центральной Азии, на которых говорят в не иранском окружении. У него сложились определенные характерные особенности, отчасти из-за влияния смежных языков (тюркский, кавказский). Это относится к словарному запасу, а также к фонетической и грамматической структуре. Что касается лексических заимствований, то влияние тюркских языков, по-видимому, было особенно сильным.
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т.д.
Традиции - это прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений и поддерживаемые силой общественного мнения формы поведения людей и их взаимоотношений или принципы, по которым развивается общечеловеческая культура (например, реалистические традиции в литературе и искусстве).
Традиции обладают устойчивостью, нормативностью, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т.п., они имеют широкое распространение. Через систему традиции новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.
Неотъемлемой частью эстетической культуры является возрождение некоторых народных праздников ( «Лауызгӕнӕн», «Джеоргуыба», и др.)
Я считаем, что раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции.
В жизни любой семьи отмечаются по традиции семейные праздники: дни рождения, начало и окончание учебного года у школьников и студентов, дни совершеннолетия, получение паспорта, вступление в трудовую жизнь, выход на пенсию и т. п. Существуют традиции, которые присуще как стране, так и городу, они имеют место быть в семье и детском саду.
Самое главное - чтобы всё это делалось с неподдельной искренностью и теплотой, так как семейные традиции играют важную роль в формировании нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях общенародного значения и организации досуга как в семье, так и вне её.
На протяжении всего учебного года мы проводили мероприятия:
- Посвященные основоположнику осетинского языка и письменности К.Л.Хетагурову, поэтам и писателям Осетии, Героям Отечества.
- На уроках совершаем путешествия по родному краю – «Путешествие в страну предков «Нартов», «Сарматов», «Скифов», «Аланов».
3. «Развитие речи детей средствами фольклора», использование различных средств устного народного творчества.
4. «Приобщение детей к культуре и быту осетинского народа через использование средств театрализованной деятельности»Нами проводились различные инсценировки литературных произведений, стихов, сказок, что позволило расширить кругозор детей, пополнить их познавательный, эмоциональный и чувственный опыт.
Перед собой в своей работе я ставлю следующие задачи:
1. Развивать элементарные представления об истории и культуре осетинского народа.
2. Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории осетинского народа.
3. Развивать интерес к национальной культуре, языку, традициям и общению на родном языке.
4. Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.
Я стараюсь при реализации данных задач опираться на исторический материал и в сочетании нескольких видов деятельности связывать все одним сюжетом, это мотивирует детей, позволяет более длительно удерживать внимание, благотворно влияет на познавательные процессы.
При проведении уроков и мероприятий использую различные формы работы: игры драматизации, спортивные развлечения, драматизации сказок народные игры, музыкальные развлечения, игры беседы, народные праздники, литературные вечера. В них сочетаются несколько видов деятельности: коммуникативной, речевой, игровой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, которые также связанные одним сюжетом, В работе стараюсь шире применять средства осетинского народного фольклора, которые благотворно оказывают влияние на качество моей работы.
А также данный вид деятельности помогает детям более полно раскрыть эмоциональную окраску языка, интонации, легче усвоить понятийную сторону речи. Особенно насыщенной является игровая деятельность, где не в не принужденной обстановке дети лучше усваивают интонации, произношение и смысловую окраску.
Важным компонентом в своей работе я считаю организацию соответствующей развивающей среды, с насыщением элементов осетинского фольклора. Это помогает детям более полно познать традиции и быт осетинского народа, усвоить навыки взаимоотношения, осмыслить и понять нравственные ценности, отработанные веками на протяжении нескольких поколений.
Интересно наблюдать, когда они занимают призовые места в языковых викторинах, олимпиадах, конкурсах. Активно дети участвуют в ежегодном конкурсе «Хетагуровские чтения», «Шегреновские чтения».
Такие результаты вдохновляют на дальнейшую работу, мотивируют меня как педагога на творческий поиск и новые свершения в своем деле, на желание «Гореть и зажигать других!»
Методическое объединение нашей школы поставило перед собой цели и задачи:
Духовно-нравственное воспитание – это целостный процесс, в который вовлечена и семья, и все окружающее ребёнка культурное пространство.
Цели и задачи духовно-нравственного воспитания сегодня определяются общей потребностью жителей республики РСО-Алания в восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения.
В широком смысле этого слова цель духовно-нравственного воспитания – развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины.
Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается формирование у детей и подростков высокого патриотического сознания, верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание содействует формированию у человека:
- нравственных чувств (совести, долга, ответственности, гражданственности, патриотизма);
- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
- нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли);
- формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
В отрыве от традиционной культуры нет возможности чёткого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; современная мораль зачастую искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни.
В нашей Республике в рамках традиционной отечественной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы осетинского народа: благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине.
В связи с этим методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции отечественной культуры, представленные в различных аспектах:
- нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле);
- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);
- этнокультурном (на основе национальных традиций нашего народа).
Система духовно-нравственного и патриотического воспитания в школе строится исходя из следующих принципов:
- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех государственных и общественных структур по духовно-нравственному воспитанию учащихся;
- принцип ценностной ориентации. Духовно-ценностные ориентации – это те, которые имеют смысловую жизненную значимость для личности. Они определяют направленность и характер мировоззрения личности;
- принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учётом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения;
- принцип активности и эмоциональной вовлеченности, который предполагает деятельное, эмоциональное отношение ребёнка, активную позицию детей в подготовке и реализации воспитательных мероприятий;
- принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие;
- краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своего региона;
- принцип воспитания на традициях отечественной культуры. Под традиционной отечественной культурой понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельно- сти и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т. п.
Для достижения цели и реализации принципов по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию школа решает следующие основные задачи:
- изучение истории своего края;
- воспитание чувства любви, гордости за свою Родину, готовности её защищать;
- развитие у подростков уважения, милосердия и сочувствия к ветеранам войны и труда, семьям погибших защитников Отечества, престарелым людям;
- создание необходимых условий для воспитания патриотизма, как духовной составляющей личности гражданина.
Правильное определение цели и задач работы данных направлений помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий: конкурсы сочинений, рисунков, стихотворений, просмотр видеофильмов, экскурсии по родному краю, беседы встречи с интересными людьми, волонтерская работа, изучение и анализ исторических событий в Республике, истории Отечества, своего края, рода, семьи; организация поисковой работы; организация детских творческих конкурсов и т д.
Задача педагогов школы – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у школьников, и тогда вступление в ряды взрослых и отважных граждан, будет происходить по инициативе самих учеников. Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности, а этому способствуют воспитательные мероприятия – День защитников Отечества, День Победы, встречи с ветеранами ВОВ, День народного единства, информационные часы на тему: «Моя малая Родина», «Они защищали нашу землю», акция «Ветеран живёт рядом», уроки мужества, уход за братскими могилами. Так как именно на основе патриотических и духовно-нравственных ценностей можно воспитать ответственную, мужественную, духовно-развитую личность.
Планирование и организация воспитательной работы в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания должны содействовать развитию познавательных, интеллектуальных, культурных потребностей учащихся. Воспитательная работа будет считаться эффективной, если учащиеся овладеют знаниями истории родного края, познакомятся с традициями и обычаями русского народа и народов, которые проживают на территории нашей республики, современно-экономической, социально-политической культурной жизни общества. Если у них будет развито чувство гордости за свою Республику, а идейно-политическое сознание, информационная и правовая культура будут на высоком уровне.
Ребята в полной мере должны овладеть знаниями конституции, символики республики РС-Алания, стремиться отстаивать свои идеалы, сформировать активную жизненную позицию, участвовать в жизни класса, школы и семьи.
Будущее любой страны, любой нации – это подрастающее поколение. В зависимости от того, как воспитывать детей, как готовить их к взрослой жизни, зависит судьба государства и всех в нем живущих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой
Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей ...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"
Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к воспитанию чувства любви к Родине и исторической памят...
История казачества как фактор духовно-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения
Актуальность данной темы заключается в том, что резкое ухудшение духовно-нравственной обстановки в обществе, постепенная утрата традиционно российского патриотического сознания, истинного значения пон...
Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения
Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ.
Духовно-нравственное и патриотическое восптание подростающего поколения средствами хореографического искусства в МОУ Ивановская СОШ....
Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бережливого отношения к культурно-образовательным традициям и ценностям
Выступление на семинаре "Организация сотрудничества с педагогическим сообществом Борисоглебского городского округа по вопросам патриотического воспитания подрастающего поколения и формирования бе...