Конкурсная работа на тему:"Патриотическое воспитание подрастающего поколения в условиях современной системы образования"
проект

Спайкова Ирина Натановна

Данный проект участвовал в конкурсе на лучшую организацию патриотической работы в школе. В нём представлено видение автора новых подходов к  воспитанию чувства любви к Родине и исторической памяти у подрастающего поколения в условиях современного  образовательного процесса. А также рассказывается о работе школы в этом направлении. Данная конкурсная работа заняла 3 место .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения

 в условиях современной системы образования

Цель  проекта:

  • обобщение  и систематизация  опыта работы школы  по патриотическому воспитанию  обучающихся.

 Задача  проекта:

  • обновление  содержания работы  школы по патриотическому воспитанию  обучающихся через введение новых форм.

Оглавление.

  1. Значение патриотического воспитания в современном обществе.
  2. Музей как основа военно- патриотической работы в школе.
  3. Культурно – образовательный проект как новый вид организации патриотической работы среди молодёжи.
  4. Список литературы и источников.
  5. Приложение.

Содержание проекта.

Значение патриотического воспитания в современном обществе.

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у обучающихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Самое главное приобретение человека в период детства и  юношества  – это воспитание  чувства собственного достоинства, веры в собственные силы, формирование  мировоззрения на основе связи собственной жизни с историей своей страны.  Поэтому изучение героических страниц русской истории, рассказы о подвигах  лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу  школьника.  Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и

развитие личности гражданина и защитника Отечества. Это цель патриотического воспитания в школе.

Достижение  данной цели становится возможным через решение следующих задач:

  • формирование  осознанного  отношения  к  Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развитие  гражданственности  и национального  самосознания обучающихся;

  • формирование   у  обучающихся  чувства гордости за героическое прошлое своей  Родины;
  • углубление  знаний  об истории и культуре родного края;
  • воспитание  у обучающихся готовности  к защите Отечества, действиям в экстремальных ситуациях; 
  • физическое развитие  обучающихся, формирование   у  них потребности  в здоровом образе жизни;
  • методическое обеспечение функционирования системы гражданского и патриотического воспитания.

Ведущую роль  в патриотическом воспитании  обучающихся  играет школьный  музей.

Музей как основа военно- патриотической работы в школе.

         В  2013 году группой активистов  при поддержке  Можайского районного отделения  Всероссийской общественной организации ветеранов  «Боевое братство»  было принято решение  о создании  на базе МОУ Синичинская средняя общеобразовательная школа  историко – краеведческого  музея.

Цель  создания музея -   воспитание гражданской позиции у подрастающего поколения, проведение патриотической работы среди школьников и жителей посёлка Синичино.

В кратчайшие сроки музей был создан и торжественно открыт  21 февраля 2014  года .

         В музее представлены 4 раздела:

1. Великая Отечественная  война: Западный фронт ( краткий исторический обзор)

2.  Можайская линия обороны ( на местном краеведческом материале)

3. История локальных войн  ( краткий исторический обзор)

4.  Андрей Малинин и Игорь Васьков - участники интернациональных конфликтов  ( история жизни и подвига наших земляков, погибших в Афганистане и Чечне).

Первые два раздела музея рассказывают об истории  Великой Отечественной войны. На стендах  представлена информация  о ходе военных действий на Западном фронте , о военноначальниках.  Особенный интерес у посетителей музея вызывает реконструкция землянки. В первой витрине  представлены предметы военного быта, во второй - фрагменты военного снаряжения.  Они  были найдены во время поисковых работ   на   нашей родной  можайской земле, на которой  в 41 – 42 годах шли кровопролитные  бои.  К  Москве рвались отборные части  немецких войск. На  отдельном  стенде представлены экспонаты, представляющие вооружение, амуницию, символику Вермахта.

Война затронула и наш родной край. В  музее собраны фотографии, документы, награды, автобиографические материалы участников ВОВ – наших земляков. У нас хранятся воспоминания местной жительницы деревни  Заболотье, которая своими глазами видела казнь партизанки  А.М. Дрейман,  под  руководством которой  в одну ночь были сожжены Покровский, Рогачевкий, Ширякинский и Голышкинский мосты. В результате фашисты двое суток не могли двинуть вперёд свою технику. На месте подрыва Ширякинского моста сейчас установлен памятный обе-

лиск. У нас сложилась традиция: 22 июня  школа проводит митинг на этом месте.  Сотрудники Бородинского музея подарили нам из своих фондов копии фотографий  партизанки А.М. Дрейман.

В  центре  зала нашего музея расположен  макет, который   состоит из двух частей  и  изображает  фрагменты  боёв   времён  Великой  Отечественной войны и войны в Афганистане.

3 –й   и 4-й  разделы  нашего музея посвящены  войнам в Афганистане и Чечне. Во время экскурсий  нашим посетителям  ученическая  лекторская группа  подробно рассказывает  о событиях, связанных  с  военными действиями в  «горячих точках». В этой части экспозиции представлены образцы формы советской и современной армии,  оружие, предметов солдатского быта.  А в витрине – фотографии участников Афганской войны, их личные вещи,  наградные  грамоты. Экспонаты  данного   раздела   передали   нашему музею  члены  организации «Боевое братство», а также  наши   односельчане.

О потерях всегда говорить  тяжело и больно, но когда  из жизни уходят совсем молодые, то  говорить  тяжело и больно вдвойне. Наши односельчане Андрей Малинин и Васьков Игорь погибли в военных конфликтах в Афганистане и Чечне. Их памяти посвящается 4–ый  раздел нашего музея. Мы благодарим  родственников  Андрея Михайловича Малинина  и маму  Игоря Владимировича Васькова  за предоставленные  документы, фотографии и личные вещи погибших солдат в фонд   нашего музея.

На базе музея  ведётся  патриотическая и краеведческая   работа. В течение всего учебного года   проводятся    экскурсии  для  учащихся  школы.  Экскурсово-

ды  знакомят  посетителей музея   с новыми материалами  по  истории  родного  края.  

Двери нашего музея открыты и для гостей: проводятся    встречи  с  тружениками  тыла и  узниками  ВОВ; наш музей посетили студенты Можайского многопрофильного  техникума, учащиеся  Порецкой средней школы, воспитанники  православной  воскресной  школы из  города  Пушкино.  Ведётся Книга отзывов, в которой все  гости  оставляют   записи  о впечатлениях от  посещения нашего музея.

Мы сотрудничаем  с другими близлежащими школами,  так  посетили  музеи  Семёновской , Порецкой,  Борисовской школ; выезжали  к    памятникам  в   Долину  Славы и  возложили  цветы  на  место  гибели  П. И. Полосухина.

В рамках обучения  лекторской группы   посетили  историко-мемориальный  комплекс  " Бородинское  поле  ". Для учащихся 7-9 классов школы была  проведена экскурсия  по  экспозициям  музеев  и  Бородинскому полю об  истории  двух  войн:  1812  и  1941  годов.  А  также посетили краеведческий музей, выставочный зал, музей Никольского собора  в  г. Можайске; краеведческий музей и музей народного быта  в  с. Борисово.  

Учащиеся нашей школы  принимают активное  участие  в военно- спортивных мероприятиях.  В 2015 году   команда  Синичинской  школы  - "Молодая  гвардия"-  заняла  1  место  среди  школ  района  в  военно-спортивной  игре  " Светозар"  и  была направлена  на областной слёт, который проходил   в городе  Подольске.  Наша команда достойно выступила и заняла в общем зачёте 7 место.

В течение  2015- 2016   годов   Можайским  отделением  МОО ВООВ  "Боевое  братство"  и   поисковыми   отрядами   «  Имени А. М.  Малинина»  и « Укреп-

район № 36»  проводились  работы  по  увековечиванию  памяти  погибших  в  ВОВ  в  дер. Каменка.  Учащиеся  нашей школы    активно  помогали  поисковикам. Ребята  изучали  основы  поисковой  и  археологической  работы, а  также  лично  проводили  расчёты  и  вычисления  с  помощью  археологических  приборов. Результат поисковой  работы - обнаружение  останков  152   человек,  погибших  в  период  1941 - 1943 г. ( из них 31 ребёнок).  За  помощь в  проведении поисковых  работ учащиеся  были  награждены  почётными  грамотами  «Боевого  братства».

В  прямом эфире программы «Прогулки по Подмосковью» сотрудники поискового отряда «Имени А. М. Малинина»  Владимир  Спайков  и Анатолий  Пожованый, а также члены школьного краеведческого клуба  Мария  Спайкова,  Анна Сурикова и Софья Мельниченко рассказали  о поисковой деятельности и недавно найденных захоронениях в Можайском районе.  

         Ежегодно  к  Дню Победы   проводятся  митинги, посвящённые  памяти  погибших  советских  солдат  в  годы  ВОВ. Ученики   школы возлагают   к  братской  могиле  в деревне Каменка  гирлянды, цветы и венки.  С 2015 года   проходится    всероссийская  акция  "Бессмертный  полк".

         А  3 декабря  традиционно   проводится  мероприятие, посвящённое Дню  неизвестного солдата. Члены организации «Боевое братство», сотрудники  поискового отряда « Имени А. М.  Малинина» , ветераны, труженики тыла   и   учащиеся   школы  возлагают    цветы на братскую могилу, проводят  литературно – музыкальную  композицию  для школьников и жителей  посёлка.

Стало традицией  проведение    митингов,  посвящённых    годовщине  вывода  советских  войск  из  республики  Афганистан ( 15 февраля) .  Ежегодно на  мероприятиях  присутствуют  сотрудники  Можайского  отделения  МОО  ВООВ " Боевое  братство". После    торжественной  части  ученики  школы  вместе  с  ветеранами  боевых  действий  возлагают   цветы  к памятной  доске  Васькова Игоря Владимировича - выпускника  Синичинской  школы, погибшего  на  Северном  Кавказе,  посещают места захоронений  Малинина А.М. и  Васькова И.В.. Члены патриотического клуба  поддерживают тесную связь  с родственниками  наших погибших земляков.

С  2015 года   на территории  музейного  комплекса  "Бородинское  поле"  осуществляет   работу  военно-исторический  лагерь  "Бородино". От  нашей школы   ежегодно отправляются   в лагерь  учащиеся. Ребята  изучают   основы  воинской  службы  и  быта, участвуют   в  спортивных  состязаниях, творческих  конкурсах,   тактических  занятиях. Все  школьники   проявляют   себя  достойно, занимают  призовые  места  в  различных  дисциплинах.

В муниципальном  конкурсе "Виртуальная экскурсия"  2014 и  2017 годов презентации  о нашем музее заняли  призовые места  и была представлены  на конкурс регионального уровня.

В  2017 году наш музей был награждён памятной  юбилейной медалью  

«75 лет битвы под Москвой»

В дальнейшем планируется  работа по пополнению  материалов музея, развитию  краеведческой работы, организации  поискового  движения  среди молодёжи.

Работа школьного музея освящалась  на страницах местных газет "Новая жизнь", "Можайский вестник", в репортажах Можайского телевидения, областного телеканала « 360 градусов».  О нашем музее   писали:

  • статья « Чтобы помнили  и чтили…», газета «Можайские вести» от 21 марта 2014 года, автор В. Колесов;
  • статья « Дань истории», газета « Новая  жизнь» от  13  ноября  2014 года, автор В. Колесов;
  • статья « Через года, через века», газета « Новая  жизнь» от  19  февраля   2015 года, автор В. Колесов;
  • статья « Музей Боевой славы», газета «Можайские вести» от 13  апреля  2015 года, автор В.  Садовников;
  • статья « Массовое захоронение под Каменкой», газета «Можайские вести» от 19   июня  2015 года, автор  К.Карташов;
  • статья « Нет забвения павшим за Родину!», газета « Новая  жизнь» от  21  октября  2015 года, автор  Л. Коркина.

Музей стал основой патриотического воспитания в школе. Помимо  подготовки экскурсоводов и лекторских ученических групп, работы по систематизации  музейных материалов, оформлению и обновлению музейных экспозиций, актив  музея  проводит  школьные мероприятия, встречи с интересными людьми,  участвует в различных конкурсах и проектах, в военно – спортивных  соревнованиях, посещает  музеи других школ и  места  Можайского района, связанные с  героической историей  нашей страны.

Наш музей  “ Колокола  памяти”  стал основой развития патриотического воспитания не только в  школе, но  и в посёлке.        

Культурно – образовательный проект

как новый вид организации патриотической работы среди молодёжи.

Тесные связи  школы с  тружениками  тыла  и «детьми войны», жителями посёлка, членами общественных организаций привели к необходимости расширения работы по патриотическому воспитанию, появилась  идея  открыть  в поселковом Доме культуры  выставочный зал по тем же  направлениям, что и в школьном музее, для  более активной  работы  с молодёжью и населением  нашего посёлка. Так 31 марта 2018 года  состоялось торжественное мероприятие  по открытию  выставочного зала  «Три войны»  в   Доме культуры.   Работа  поселкового музея вызвала  интерес и активность жителей. Так  сама жизнь подтолкнула к  работе  в единстве школы и   Дома  культуры, и она дала свои  «плоды».

Совместная  работа учреждений образования и культуры  позволяет   объединять усилия в  патриотическом движении, рождает дух коллективизма. Теперь мероприятия  военно - патриотической направленности  собирают вместе  школьников и жителей посёлка разных  возрастов, что позволяет старшему поколению передавать опыт молодым, делиться воспоминаниями. Среди наших односельчан есть и труженики тыла, и «дети войны», и участники  войн в Афганистане, Чечне и других «горячих точках», родственники погибших участников военных  конфликтов. Целыми семьями люди вовлекаются в  работу наших музеев, в  проведение патриотических  мероприятий.  

Об актуальности данного направления работы  говорит и президент. 20 февраля 2019 года президент России Владимир Путин в  традиционном  послании  к Федеральному Собранию  затронул вопросы, которые относятся к ближайшим за

дачам и перспективам отечественного образования.  В частности  президент сказал: «Нам нужно последовательно укреплять общее пространство просвещения  и культуры… Запрос на насыщенную культурную жизнь очень большой, прежде всего в регионах, на местах. Здесь работает много увлечённых, талантливых людей, подлинных энтузиастов своего дела. Я предлагаю существенно расширить поддержку местных культурных инициатив – проектов, связанных с краеведением, народным творчеством, сохранением исторического наследия народов нашей стра

ны…»     ( источник:  Послание Президента Федеральному Собранию,-  kremlin.rud/59863)

В этом учебном году  в рамках   культурно – образовательного проекта  были проведены мероприятия под единым  названием «  Памятные даты Великой Отечественной».  Это  система литературных  композиций, последовательно  рассказывающая о  важнейших  событиях  Великой Отечественной войны.

 Старт данному проекту был дан  22 июня -  в день скорби и памяти, связанный с началом  страшной войны. После  литературно – музыкальной композиции  делегация, состоящая из школьников, выпускников, пожилых  жителей посёлка

 ( не понаслышке  знающих об этих событиях), членов организации «Боевое братство» , возложила цветы  к братской могиле в деревне Каменка и к памятнику  в

д. Ширякино, установленному на месте подрыва  моста  партизанкой А.М. Дрейман.

В течение  учебного года  на  мероприятиях  было  рассказано  о блокаде Ленинграда,  битве под Москвой, освобождении  Можайска и  Уваровского  района  от фашистских захватчиков, о Сталинградской и Курской  битвах.

Этот проект  завершится  в мае мероприятиями, посвящёнными  Победе  в  Великой Отечественной войне. Традиционно  8 мая  у мемориала  в д. Каменка  пройдёт  митинг с участием  всех обучающихся нашей школы, жителей посёлка, гостей.  

Акция «Бессмертный полк» в 2015 году  начиналась  по инициативе школы как  только школьное мероприятие.  С 2016 года  эта акция объединяет  всех жителей посёлка: целыми семьями  люди  идут в едином строю, несут штендеры  с портретами и именами  своих родственников – участников ВОВ.  Школа  и Дом культуры  вместе ведут работу по поиску  сведений  о родственниках  наших односельчан, погибших  на фронтах  войны, составляют Книгу памяти, помогают  в оформлении и хранении  штендеров.  

         В 2018  году , 7 мая, при поддержке  администрации сельского поселения Порецкое  было  организовано посещение мемориалов  Порецкого поселения с возложением цветов и венков, школьники не только получили возможность увидеть эти мемориалы, узнать об  их возникновении, но и прикоснуться к  истории родного края.  

Результаты   культурно – образовательного проекта   отражаются в фотоотчётах, работа систематизируется.

         Мы видим большие преимущества  сотрудничества школы и учреждения культуры  и планируем продолжать  его   и в  дальнейшем. В частности,  одним из направлений нашей совместной работы является  анализ архивных материалов, связанных с  военной историей  в наших родных местах, а также поиск сведений о погибших войнах на территории  бывшего Уваровского  района. В результате  этой

работы нами изучен большой  краеведческий  материал. Мы планируем на его основе  в следующем учебном году  провести  новый проект  «Неизвестные  извест

ны», в котором  расскажем  о  малоизвестных фактах битвы под Москвой, партизанском движении в Можайском районе.

Мы надеемся, что наша совместная культурно – образовательная работа по патриотическому воспитанию   будет  активно продолжаться  и  даст результаты   в исследовательской,  поисковой деятельности, в оформлении  новых фондов, проведении  различных мероприятий  по вовлечению молодёжи в изучение истории своей страны и родного края.

Приложение.

C:\Users\gr\Desktop\фото\IMG_0523.JPG

Школьный  историко – краеведчевкий музей  «Колокола  памяти»

1_Moment.jpg

Выставочный зал  в Доме культуры

IMG_2277.JPG

«Блокадный хлеб»

IMG_3315.JPG

Литературная композиция, посвящённая  Сталинградской битве

IMG_0957.JPG

Поездка по воинским захоронениям Порецкого поселения

IMG_1092.JPG

Акция «Бессмертный полк»

C:\Users\LR\Documents\музей\папка с флешки\фото 2015 - 2016\бессмерт. полк -16\6 мая\IMG_3214.JPG

Митинг,  посвящённый Дню  Победы в Великой Отечественной войне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

Патриотическое воспитание подрастающего поколения на Колымской земле (из опыта работы)

В  статье представлено описание воспитательной работы учителя истории и классного руководителя. Обозначены цели модели воспитательной деятельности, задачи воспитания. Определены направления и фор...

Современные вызовы и угрозы. Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения

Главные угрозы жизненно важным интересам России исходят сегодня не извне, а являются следствием процессов, происходящих внутри государства и на территории бывших республик Советского Союза.Безопасност...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Роль учреждений дополнительного образования в патриотическом воспитании подрастающего поколения

Девиантное поведение определяют как сложное социальное явление, в котором отражается одна из возможных форм проявления подростковой дезадаптации. В последнее время нарушение социальных норм со стороны...