Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой
методическая разработка на тему

Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.

Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей Родине, проявляющееся в его делах и поступках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_zanyatiyah_po_volnoy_borbe.odt21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы изучения специфики патриотического воспитания подрастающего поколения при занятиях борьбой

Сущность патриотического воспитания

Воспитание - одно из важнейших условий дальнейшего развития нашего государства и одна из главных задач о воспитания.

Понятие патриотизма в педагогике означает отношение человека к своему народу, своей Родине, проявляющееся в его делах и поступках.

Представители спортивной педагогики не дают научно обоснованного объяснения сущности патриотизма. Одни из них утверждают, что патриотические понятия порождены религией, другие - что они являются отражением духовного мира каждого отдельного человека и поэтому субъективны, третьи - что они отражают качества, свойственные той или иной расе и обусловлены биологическими особенностями человека.

Научно доказано, что патриотизм не являются врожденными, инстинктивными, порожденными биологической природой человека чувствами. Они формируются в процессе жизни и деятельности человека под влиянием воспитания, политической, культурной и социальной среды, сложившейся в той или иной стране. Проявления патриотизма очень разнообразны. К ним можно отнести уважение к национальным традициям, обычаям"стремление их сохранить, привязанность к родной природе, действенный интерес к истории своего народа, стремление к национальной независимости, национальную гордость и др. [28].

При делении общества на антагонистические классы патриотизм господствующего класса направлен преимущественно на защиту своих прав, привилегий и своей собственности.

В обществе понятие "патриотизм" получает свое дальнейшее развитие. Этому способствует развитие общественного производства, рост материальных и культурных достижений народа, государственная политика, основанная на учете национальных по форме и содержанию интересов и потребностей людей.

В развитом обществе идет процесс все более полного и глубокого единения патриотизма и интернационализма. И не случайно эти два понятия представляют для нас неразрывное целое.

Физические упражнения на всем протяжении своего исторического развития были связаны с социальными условиями жизни. Они использовались как средство подготовки юношества к жизни еще в доклассовом обществе. С появлением классового общества занятия физическими упражнениями становятся привилегией господствующих классов, защищающих свои богатства и власть [30].

При современном обществе физическая культура и cпopт стали использоваться для отвлечения молодежи от участия в политической жизни. В организацию спортивной деятельности вносится дух стяжательства и наживы, стремление использовать спортивные достижения в целях улучшения личного материального положения. Спортивные деятели средствами физической культуры и спорта вызывают проявления эгоизма, национализма, расизма.

Профсоюзы и некоторые другие общественные организации развитых стран стремятся использовать занятия физической культурой и спортом с целью защиты демократических прав своих граждан, развития связей со спортивными организациями других предприятий, городов и стран независимо от общественного строя в этих странах, независимо от социального положения и национальности спортсменов.

В нашем обществе физическая культура и спорт рассматриваются как часть общей культуры и используются как одно из средств всестороннего гармонического развития личности. Наряду с международными видами спорта, такими, как легкая атлетика, спортивная и художественная гимнастика, плавание, и другими развивается борьба, отражающая образ жизни, национальные черты, обычаи, традиции народа [30].

Физическая культура и спорт служат также установлению международных спортивных связей, что способствует борьбе за политическую, экономическую, культурную и национальную независимость слаборазвитых стран, борьбе за демократические права всех народов.

Все более возрастает роль физической культуры и спорта как средства патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения, средства борьбы за мир и демократию.

Задачами патриотического и интернационального воспитания являются:

- формирование глубоких убеждений в необходимости выполнять свой патриотический и интернациональный долг;

- воспитание чувства любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре, преданности России, дружбы и солидарности с трудящимися других стран;

- воспитание умения активно участвовать в общественно полезной деятельности, на благо своего народа и трудящихся других стран, претворяя в жизнь свои убеждения. В патриотическом и интернациональном воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности воспитанников [15].

В школьном возрасте наиболее активно идет становление личности, формирование основ мировоззрения, морального облика. В этот период особенно важно помочь ученикам определить свое отношение к различным видам деятельности с общественно значимых позиций. Положительное отношение и интерес к полезным делам приведут к активному участию в них в соответствии с наклонностями и способностями детей. Патриотические и интернациональные дела требуют от школьников, спортсменов принципиальности, непримиримости к недостаткам, умения преодолевать свою неуверенность, пассивность, растерянность.

Все это относится и к занятиям физической культурой и спортом. Так, занимаясь с младшими школьниками, учителя физической культуры, учитывая их веру в авторитет и непогрешимость знаний взрослых, сообщают ученикам разнообразные полезные сведения о технике физических упражнений, режиме дня спортсмена, морально-волевых качествах, которые они должны проявлять в труде, при преодолении жизненных трудностей и т.п. При этом учителем широко используются яркие, образные примеры из жизни людей, из выступлений спортсменов.

Подростки глубже осмысливают те же факты и сведения и пытаются связать их со своими интересами, физическими, нравственными и умственными возможностями, выделяют то, что им кажется наиболее привлекательным и важным [6].

Старшие школьники тяготеют не столько к фактам и примерам, сколько к их объяснениям и обоснованиям. У них в большинстве случаев уже сложилось обоснованное положительное или негативное отношение к ряду физических упражнений. Они часто связывают физическую подготовку с подготовкой к будущей профессиональной деятельности, с выполнением своего патриотического и интернационального долга. Поэтому от объяснений и указаний учителя требуется доказательность, глубина, обоснованность.

Из года в год идет сложный процесс формирования патриотических и интернациональных убеждений, чувств, накапливается опыт патриотического нравственного поведения.

Однако у каждого ученика этот процесс проходит в индивидуальном темпе, глубина и сила патриотических и интернациональных чувств и убеждений бывают различны, умение проявить их в деятельности не у всех одинаково. Поэтому одни ученики охотно и быстро откликаются на предложение учителя, общественных организаций, активно включаясь в патриотическую и интернациональную деятельность. Другие участвуют только в некоторых видах деятельности. Третьи бывают пассивны, а четвертые даже сопротивляются вовлечению их в тот или иной вид деятельности. Поэтому в работе с каждой возрастной группой, с каждым учеником задачи и методы патриотического и интернационального воспитания будут иметь свои особенности [7].

Воспитание патриотизма и интернационализма, проявление этих моральных качеств в сфере физической культуры и спорта начинается в семье. Любовь к матери, отцу и другим членам семьи является началом воспитания у ребенка более сложных чувств и высоких моральных качеств. Она порождает осознанное отношение к достоинствам человека, которые ребенок впервые узнает в образах близких ему людей. На всю жизнь запоминаются детям рассказы родителей о мужестве, стойкости, самоотверженности, отваге родных и близких как в годы военных испытаний, так и в будни мирной жизни.

Значительное место в представлениях детей о мужественных людях занимает физический облик, что нередко для них становится стимулом для занятий физической культурой и спортом.

Глубоко воспринимают дети уклад семейной жизни (соблюдение народных и национальных обычаев, режим дня, зарядку вместе с родителями, совместные лыжные прогулки, туристские походы). Большое впечатление производят на детей народные песни, сказки, поговорки, былины. Появляются любимые герои, олицетворяющие мудрость, смекалку, доброту, смелость, воинские доблести (меткость стрельбы, храбрость и мужество разведчика) [30].

Запоминается природа, с которой связаны детские игры и увлечения: заросший травой уголок двора, речка, где удили рыбу, городской сад, где проводились лыжные соревнования и игры.

Общаясь с родными, близкими, со сверстниками, дети учатся различать проявления добра и зла, справедливости и нечестности, смелости и трусости и других человеческих качеств. Особенно велико воспитывающее значение личного примера взрослых. Например, отец с гордостью рассказывает детям о заводе, на котором работает, о его замечательных тружениках, о своей причастности к этому важному государственному делу. Такие рассказы вызывают у детей, подростков, юношей чувство патриотической гордости.

Близкие ребенка с уважением относятся к национальным обычаям, которые соблюдаются в семье соседей другой национальности; родные и знакомые с интересом знакомятся с памятниками культуры народов России, рассказывают о них детям. Все эти действия и поступки близких людей, окружающих ребенка, являются частью патриотического и интернационального воспитания [23].

Более систематический и планомерный характер приобретает воспитание патриотизма и интернационализма в процессе занятий в общеобразовательной школе, в ДЮСШ, в других воспитательных внешкольных учреждениях.

Включение в школьную и внешкольную деятельность ставит учеников в позицию активных участников общественной жизни. Их отношение к общественным делам обсуждается родителями, учителями, сверстниками, оно получает оценку, с которой сам ученик может быть согласен или не согласен, но любая оценка заставляет его задуматься над своим поведением.

В процессе участия в школьной и внешкольной деятельности, в том числе и спортивной, идет становление гражданина, патриота своей Родины.

Этот процесс требует от воспитателей большого такта, умения ненавязчиво помогать ученикам формировать понятия о долге, чести, совести человека, терпеливо учить руководствоваться ими в своем поведении [12].

Определенный вклад в патриотическое и интернациональное воспитание вносит содержание каждого отдельного предмета. Так, на уроках истории, обществоведения, литературы широко освещаются патриотические и интернациональные традиции нашего государства и народа. В яркой, образной форме раскрываются помыслы и дела людей разных эпох и народов, приводятся примеры преданности народу, уважения национальных обычаев, проявления национальной гордости. На примерах литературных героев учителя показывают глубину дружественных связей между народами нашей страны, их значение для развития национальной экономики, культуры, для дальнейшего укрепления и развития государства.

На уроках физики, химии, естествознания учитель имеет возможность рассказать о природных богатствах родной страны, достижениях народного хозяйства, сотрудничестве с другими странами в различных областях науки и техники, о замечательных ученых, деятельность которых явилась большим вкладом в дело развития науки.

Изучение географии обогащает учащихся знаниями природы родной страны, ее богатств, учит бережно относиться к ним и разумно их использовать.

На уроках физической культуры учитель имеет возможность показать, какое большое физическое и психическое напряжение требуется от человека, управляющего современной техникой. Выдержать его способен только физически сильный и закаленный человек. Поэтому забота о физическом развитии является одним из путей подготовки к будущей трудовой деятельности.

Учитель физической культуры может на ярких примерах показать, что физическое развитие человека зависит не от расовых или национальных признаков, а от научно обоснованной системы физического воспитания, построенной с учетом физического и психического развития человека на разных возрастных этапах [26].

В патриотическом и интернациональном воспитании немалую роль играет внеклассная работа по физической культуре и спорту: разнообразные товарищеские встречи спортивных команд, внутришкольные спортивные соревнования, праздники, туристские походы, проводимые под девизом "Знай свою многонациональную Родину", "Быть полезным школе, обществу - долг спортсмена" и др.

Во внеурочное время имеются благоприятные условия для систематического политического просвещения учеников, которое вносит весомый вклад в формирование патриотических и интернациональных убеждений. Формы его очень разнообразны, а выбор их зависит от возраста учеников.

В начальной школе это чтение рассказов о жизни детей в нашей стране и за рубежом, разучивание стихов и песен о мире, дружбе народов всех стран, о сильных и мужественных людях.

С подростками проводят коллективное чтение газет, организуют информации о событиях в политической, культурной, спортивной жизни в нашей стране и за рубежом.

В старших классах учащиеся уже сами проводят информации о важнейших политических, экономических событиях, научных, культурных и спортивных связях с зарубежными странами, изучают историю развития международного коммунистического движения, связывая ее с деятельностью молодежных политических, спортивных и других организаций; организуют туристские и агитационные походы и т.д. [25].

Воспитанию нравственных чувств способствует общение с интересными для школьников людьми и постоянные связи с ними.

Воспитанию патриотических и интернациональных убеждений и чувств способствует деятельность ученических лекториев, которые создаются при комнатах, залах, музеях трудовой и боевой славы. Достоинством таких лекториев является то, что многие ученики выступают не только в роли слушателей, но и в роли активных участников сбора материала для таких залов, оформляют фотомонтажи, стенды, альбомы, выступают в роли экскурсоводов по залу и лекторов.

Действенную помощь в патриотическом и интернациональном воспитании оказывают интернациональные клубы, привлекающие школьников к деятельности секций искусствоведов, обозревателей, к организации массовых культурных или спортивных мероприятий.

Большое значение в воспитании имеет переписка школьников со школьниками других стран. Она помогает узнавать и изучать быт народов, национальные традиции, общественные идеи и проблемы, волнующие молодежь и вдохновляющие ее на участие в общественной жизни.

В работе со школьниками и молодежью особое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию.

Средствами военно-патриотического воспитания являются пропаганда оборонных видов спорта в школе, ставшие уже традицией месячники и недели оборонно-массовой и спортивной работы, смотры-конкурсы, уроки мужества, деятельность военно-патриотических клубов и объединений, школ юных друзей армии, пограничников, космонавтов, спортивных и трудовых лагерей [26].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Статья на тему: «Приобщение детей к национальным традициям, как к основе духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения»

      Осетия – это многонациональная республика. Она превратилась в родину для русских, украинцев, армян и грузин, а также азербайджанцев с греками, немцами и поляками, евр...

Изучение Великой Отечественной войны на уроках истории как фактор патриотического воспитания подрастающего поколения.

Изучение темы Великой Отечественной войны - это благодатный источник нравственного воспитания. Этому способствует приглашение на урок ветеранов, использование видеозаписей, презентаций, кинофильмов. Н...

Теоретические основы патриотического воспитания подрастающего поколения

Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к об...