"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства | 44.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда определяет необходимость подготовки педагогов способных к личному самоопределению и саморазвитию, к постоянному личностному росту.
У педагога есть три возможности или три пути в определении перспектив своего развития: путь адаптации, путь саморазвития и путь стагнации (распада деятельности, деградации личности).
Адаптация дает возможность приспособиться ко всем требованиям системы образования, освоить все виды деятельности, овладеть ролевыми позициями.
Саморазвитие позволяет постоянно самосовершенствоваться, изменяться, в конечном итоге полностью реализовать себя как профессионала.
Стагнация наступает тогда, «когда учитель останавливается в своем развитии, живет за счет эксплуатации стереотипов, старого багажа». В результате профессиональная активность снижается, возрастает невосприимчивость к новому, утрачивается даже то, что когда-то позволяло быть на уровне требований.
Личностно-профессиональный рост и самосовершенствование на протяжении всего периода педагогической деятельности – непременное условие успешной деятельности педагога. Здесь любой спад активности обязательно замечается участниками педагогического процесса, отрицательно сказывается на результатах педагогического труда.
Каждая личность индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека.
В структуре личности психологи выделяют три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости и личностном росте.
- Познавательная составляющая - включает представления человека о себе, других и мире; оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности; воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности. Только тот человек, который способен видеть в других уникальность, может это развивать в себе;
- Эмоциональная - через эмоции человек познает мир и делает его ярче.
- Поведенческая составляющая - яркий показатель развитой личности, которая состоит из действий: по отношению к себе, другим людям и миру
Таким образом, личностный рост педагога зависит от степени сформированности каждой структуры.
Развитая личность, с четко сформированными ценностями, позволяет педагогу: четко стаять на своих позициях, иметь собственный взгляд на все происходящее в мире, находить в плохих ситуациях позитив, жить полной, яркой, самостоятельной жизнью, ценить каждую минуту жизни, наслаждаться тем, что имеешь, радоваться победам других, отвечать за свои поступки;
- уметь проигрывать и с достоинством принимать поражения, уметь прощать.
Сложившиеся ценности педагога составляют его внутренний потенциал.
Потенциал личности - это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение.
К ним относятся: внутренняя свобода, осмысленность жизни, жизнестойкость в сложных обстоятельствах, готовность к внутренним изменениям, способность воспринимать новую неопределенную информацию, постоянная готовность к планированию и действию.
Разные ученые по разному определяли главную составляющую собственного потенциала педагога.
А. Маслоу назвал эту цель самоактуализацией. Основной закон личностного роста опирается на известную формулу К. Роджерса «если – то». Если есть необходимые условия, то в человеке актуализируется процесс саморазвития. Главный смысл личностного роста – обретение себя и своего жизненного пути. Полноценный личностный рост возможен только в том случае, если личность уважает свой собственный внутренний мир, а также другие признают и уважают его внутренний мир.
Существуют критерии личностного роста педагога:
Принятие себя это означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как «личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору», адекватная и гибкая «Я - концепция». Рост личности есть способ ее существования.
Зрелая личность способна к принятию других людей такими, какие они есть, к уважению их своеобразия и права быть собой, к признанию их безусловной ценности и доверия им. Важнейшее качество зрелой личности – готовность смело и открыто встречать жизненные проблемы и справляться с ними, проявляя «творческую адаптацию к новизне конкретного момента» и «умение выразить и использовать все потенциальные внутренние возможности».
Наряду с критериями существуют и механизмы личностного роста педагога:
Человек должен учиться всегда и везде, он должен научиться анализировать свои поступки, учиться принимать себя и других, учиться развивать свои хорошие качества. Самосовершенствующаяся личность должна в любой труд вносить творчество – проявлять индивидуальный подход, иметь личное мнение и уметь вовлекать значимых людей в деятельность. Таким образом, личностный рост важен для педагога, не просто сам по себе, а как способность формировать свою жизненную стратегию.
Жизненная стратегия - это жизненная программа, «сценарий» о счастье, который есть у каждого человека; это система ценностей и целей, реализация которых, согласно представлениям человека, позволяет сделать его жизнь наиболее успешной (в понимании самого человека) и помогает направить учащихся на путь личностного роста. В качестве основных показателей, эффективности стратегии педагогической деятельности выступают не конкретные достижения, а удовлетворенность жизнью и психическое здоровье. Эти стратегия связанна не столько с адаптацией, сколько с самореализацией педагога в мире. Главный вопрос для него - для чего жить. Такой педагог стремится привести жизнь в соответствие со своим смыслом.
И только педагог способный развиваться, постоянно самосовершенствоваться, может подготовить детей к будущей, сложной, интересной необычной и очень счастливой жизни.
Как на практике рассчитать жизненный потенциал педагога. Дату дня рождения (день, месяц, год перемножить. Например, дата рождения - 11.04.1986. Умножим 11*04*1986=87384 (получили жизненные уровни по годам и дням недели). Все полученные цифры сложим- 8+7+3+8+4=30. Ваш потенциал - 30, уровень средний. ________________________________________________________________________________________________________________
18-22 низкий 23-30 средний 31-54 высокий
8
7
6
5
4
3
2
1
12 24 36 48 60 72 84 96 годы жизни
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС дни недели
Тесты для педагога
1.Отметьте правильный ответ.
В дородовой общине передача накопленного предшествующими поколениями опыта детям:
а) проходила в специально организованном образовательном процессе;
б) производилась от случая к случаю;
в) была «вплетена» в трудовую деятельность;
г) дети самостоятельно по мере необходимости осваивали имеющийся опыт. Ответ: в
2.Отметьте правильный ответ.
Этимология слова «воспитатель» показывает его следующую основу:
а) питание; б) вождь; в) восхождение; г) воспрепятствие. Ответ: а
3.Отметьте правильный ответ.
«Отцом» русских учителей называют:
а) Л.Н. Толстого; б) К.Д. Ушинского: в) А.С. Макаренко; г) В.А. Сухомлинского.
Ответ: б
4. Отметьте правильный ответ.
Первым, кто стал разрабатывать педагогику как самостоятельную отрасль теоретического знания, является:
а) Конфуций; б) Н.А. Добролюбов; в) И.Г. Песталоцци; г) Я.А. Коменский. Ответ: г
5. Отметьте правильный ответ.
Педагогическая профессия по классификации Е.А. Климова относится к группе профессий:
а) человек-знаковая система; б) человек-художественный образ;
в) человек-человек; г) человек-техника. Ответ: в
6.Отметьте правильный ответ.
Разработал теорию и методику воспитания в коллективе:
а) В.А. Сухомлинский; б) А.С. Макаренко; в) П.П. Блонский; г) Л.Н. Толстой.
Ответ: б
7. Отметьте правильный ответ.
Сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, архитектором…, скульптором…, полководцем…;
а) А. Дистервег; б) Я. Корчак; в) Н.И. Пирогов; г) Я.А. Коменский. Ответ: г
7.Дополните предложение.
Опыт соединения обучения с производительным трудом учащихся провел…..
Ответ: А.С. Макаренко.
8. Дополните предложение.
Педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды называется работа…
Ответ: воспитательная работа.
9.Дополните предложение.
Вид педагогической деятельности, который направлен на управление познавательной деятельностью школьников, называется…
Ответ: преподавание.
10.Дополните предложение.
Деятельность, направленная на установление отношений педагога с воспитанниками и их родителями, другими педагогами школы, называется…
Ответ: коммуникативной.
11.Соотнесите понятия с их трактовкой.
А) Педагогическая специализация 1. уровень и вид профессионально-педагогической
подготовленности, характеризующей возможности
специалиста.
Б) Педагогическая квалификация 2. определенный вид деятельности в рамках
педагогической специальности.
Ответ: А-2; Б-1.
12.Установите соответствие выдвинутых положений с именами ученых.
1.Дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций
2.Выдвинул важнейшие требования к личности учителя
3.Предложил классно-урочную систему
а) Л.С.Выготский б). Л.Б. Ительсон в) Я.А. Коменский г). В.А. Сластенин.
Ответ: 1б; 2 г; 3 В.
13.Соотнесите показатели общей культуры педагога и их характеристики
А. уровень познавательных процессов 1. энергичность; 2. общительность;
Б. сформированность черт характера 3. мышление; 4. внимание.
Ответ: А- 3,4; Б – 1,2
14.Соотнесите этические качества педагога с личностными характеристиками
А. этические качества 1. целеустремленность; 2. тактичность;
Б. личностные характеристики 3. доброта; 4. уравновешенность;
5. справедливость.
Ответ: А -2,3,5; Б – 1,4.
15.Установите правильную последовательность профессионально-личностного становления
1. самопознание;
2. осознание цели, профессионального идеала;
3. осмысление требований к профессии;
4. разработка программы самосовершенствования;
5. соотнесение своих возможностей с целью и идеалом профессионала;
6. овладения способами саморазвития.
Ответ: 2,1, 3, 5, 4, 6.
16.Выбрать правильный ответ.
Владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие - … компетентность.
- социальная; - личностная; - специальная; - индивидуальная.
Ответ: специальная
17.К числу коммуникативных умений относятся:
1. управлять своим психическим состоянием;
2. действовать публично;
3. выбрать правильный стиль и тон;
4. управлять вниманием учащихся;
5. образно передавать информацию. ответ: 2, 3,4,5.
18.Дополнить предложение.
Единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности характеризующее профессионализм педагога это …
Ответ: профессиональная компетентность
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...
«Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».
В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и о...
"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....
Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"
В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится ...
Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"
Данный проект является попыткой поиска новых принципов организации деятельности наставнической работы сельской школы и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...