Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
статья на тему
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_sovremennyy_urok.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Каждое время рождает свои требования к образовательному процессу. Индикатором этих требований всегда был, есть и будет урок. Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения, раскрывающей идеологию данного времени в соотношении двух процессов: преподавание – учение.
Если обратиться к истории, до 70 годов преобладающим процессом был процесс преподавания. «Театр одного актера», где в главной роли учитель – такова основная характеристика урока этого времени.
Учитель – дирижер, смещение акцентов в сторону познавательной деятельности ученика, повышение роли самостоятельности учащихся - идеал урока 90-х.
Смена акцентов, анализ взаимодействия процессов преподавание-учение позволяет утверждать, что в настоящее время главным критерием урока является совместная деятельность учителя и учащихся на уроке.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними – знания и противоречия. И задачи, которые необходимо совместно решить. Только решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
В современной педагогической литературе приводится множество сопоставлений традиционного и развивающего уроков с точки зрения ученых. Они хорошо известны, но не дают ответа конкретному учителю-практику: почему именно сейчас так важно учить ученика, все дальше отходя от классических путей познания? почему это важно не только для ученика, но и для самого учителя? Чтобы получить ответы на эти вопросы, можно провести анализ положительных и отрицательных моментов традиционного образования.
В пользу традиционного образования свидетельствует то, что традиционный урок – основа для последующих типов уроков, это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Традиционный урок – это известные ученые и не менее известные учителя-практики. В традиционном уроке все привычно, близко и понятно: структура, логика, нормы, задачи…
К сожалению, традиционный урок – это реалия сегодняшнего дня.
И реально, в первую очередь, то, что большая часть педагогов (более половины учителей) не собираются ничего менять в своей деятельности, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла.
Но мы можем говорить и о минусах традиционного образования:
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. На вопрос: «Кому легче устроиться в жизни: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди троечников гораздо меньше неустроенных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Современный урок, – какой он? Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Современный урок – это, как уже было сказано, в первую очередь, результат совместной деятельности учителя и учащегося. Для рождения такого урока нужны соответствующие целеполагание и мотивация учения. Ставя цель конкретного урока, нужно видеть цель всего учебного процесса. Кроме «официальных» целей урока, учитель сознательно или неосознанно формулирует и личную цель. Какова истинная цель учителя, таков и сам учебный процесс. Если учитель хочет выглядеть хорошим в глазах администрации и родителей, то главная цель – подготовить к ЕГЭ (или добиться того, чтобы этот экзамен сдавали только «сильные в предмете ученики» – они не испортят картины). Иногда учитель (в основном речь идет о молодых, начинающих педагогах) своей скрытой целью ставит понравиться ученикам, быть для них лучше всех остальных. Кажется, что эта цель легко достижима хорошими отметками, «панибратским» отношением с воспитанниками, но такой «успех» ненадолго. Значит, личная цель учителя должна быть выше: привить любовь к научным исследованиям, сформировать научный стиль мышления и т.п. Такая цель, личностно значимая для учителя, становится личностно значимой для учеников. «Закономерность говорит об этом в общем виде: усвоено может быть только то, что значимо для конкретного человека. Бессмысленную информацию усвоить невозможно. Безразличную почти невозможно».
Еще один важный момент в подходах к современному уроку – мотивация учения. «Практика показывает, что главный мотивирующий фактор – увлеченность самого учителя, его предметные интересы, вовлеченность в процесс познания как такового». Совместная деятельность возможна, если есть совместная заинтересованность в предмете изучения, т.е., самому учителю интересно то, что он преподает, и в своих учениках он видит юных сподвижников, с которыми интересно поделиться чем-то очень важным.
Может ли быть интересно то, что хорошо известно, что преподаешь из года в год, «одно и то же», давно выученное и совершенно понятное? Если учитель относится к преподаванию именно так, как это сформулировано в предыдущей фразе, то, скорее всего – нет. Что же делать? Путь только один – сделать каждый урок интересным в первую очередь для себя. Если мне как учителю преподаваемый материал интересен, я вижу в нем непознанные аспекты, загадки, я хочу узнать и доказать себе что-то новое, а в соавторы беру класс, то этот материал станет интересным и для учащихся.
Cовременный урок – это постоянный поиск ответов на вопросы: Как сделать? Как доказать? Как проверить? Вместо более распространенных вопросов: Что? Почему?
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учителя делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы, шутки и с грехом пополам подготавливает учеников до уровня, когда с ними начинают работать репетиторы, и тех, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и кажущееся однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Это и является важным показателем истинного профессионализма.
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нём умирает учитель (К.Д.Ушинский)
Между тем, изучение проблемы самообразования учителей в научной литературе и на практике показывает, что многих учителей характеризует недостаточный уровень потребности в самообразовании, учителя затрудняются в освоении педагогического опыта, оценке эффективности своей работы. Среди учителей имеет место недопонимание того, что именно их самообразование – это путь к творчеству, самовыражению, становлению неповторимого индивидуально-творческого стиля собственной профессиональной деятельности.
Как бы ни были эффективны педагогические советы, заседания МО, психолого-педагогические семинары, курсы, однако они никогда не смогут заменить самостоятельной работы души и ума. Вернее, их можно считать эффективными только тогда, когда они нацеливают учителя на творческое переосмысление содержания, которое реализуется через эти формы методической деятельности и может стать всего лишь хорошей основой для работы педагога. Только собственный, а не передовой педагогический опыт открывает дорогу к успеху и удовлетворенности своей работой.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей,-
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
Н. Рыленков
К.Д.Ушинский отмечал, что опыт в чистом виде не внедряется, внедряется идея. Понимая это, можно осуществить переход от парадигмы педагогического воздействия к парадигме педагогического обучения, то есть организовать образовательное пространство с субъект - субъектными отношениями.
Мотив, сдвиг мотива на цель, рефлекс цели, отсутствие боязни, решительность в постановке для себя сложных целей – главные и обязательные факторы самоорганизации своего самообразования. Источником самообразования учителя является вся его жизнь, жизненный опыт, прочитанные книги, общение с людьми, размышления, способы познания, пережитое, анализ своей профессиональной деятельности, поступков, размышления о удавшихся и неудавшихся уроках. И сам учитель определяет, какие из источников для него главные. Важно, чтобы в самообразовательной деятельности педагога не произошла подмена ценностей и он не ограничил свою самообразовательную деятельность (перекрыл себе дорогу к самообразованию) использованием только такого провокационного источника, как готовые методические разработки уроков. Вред тут как от употребления наркотиков: возникает устойчивая привычка к прямому заимствованию чужих идей, что парализует творчество учителя даже тогда, когда педагог такой возможностью обладает. Отсутствие информации об авторстве, квалификации, месте работы, званиях разработчиков; грифов о рекомендации или допуске, какой-либо профессиональной экспертизы; указаний, для каких учителей и для каких детей разработка показала высокую эффективность обучения, воспитания и развития, - заставляет задуматься. Это не должно прозвучать призывом отказаться от чтения методических разработок, возможно, полезно из них что-то заимствовать, но только если учитель помнит, что автор, режиссер и исполнитель урока – он сам, учебные возможности детей знает только он, и потому только он ответсвеннен за успех или провал любого урока, а не таинственный автор. Необходимо помнить, что далеко не все, что является печатной продукцией, отражает прогрессивный, научно-обоснованный, проверенный экспериментальным путем опыт.
Логика требует, чтобы после определения целей и задач, в данном случае, самообразовательной работы педагога, было рассмотрено содержание. Один из возможных вариантов содержания самообразовательной работы учителя представлен на экране:
- расширение культурного кругозора, развитие интеллекта;
- мировоззренческая подготовка;
- дидактическая подготовка;
- воспитательная подготовка;
- психологическая подготовка;
- частнометодическая подготовка;
- развитие артистизма, педагогической техники.
Если такие направления как дидактическая подговка, частнометодическая подготовка характеризуют профессиональное становление педагога, (и это будет предметом обсуждения на предметных секциях), то остальные имеют отношение к личности учителя. Т.О., имеет смысл говорить о профессионально-личностном становлении педагога как многоаспектном явлении, поскольку в него входят не только специальные базовые научные и методические знания, умения и навыки, но и умение работать с людьми, зависящее от профессиональной и общей культуры педагога, его ценностных ориентаций, представлений о смысле своей деятельности и о себе как специалисте. Способность понимать духовный мир своих воспитанников и воздействовать на него, уважение и доверие к ним, гуманитарная культура – вот те главные качества учителя, которые требуют своего совершенствования на протяжении всей педагогической деятельности.
Работая над содержанием воспитательного направления, нужно настроиться на долгосрочную деятельность из-за того, что в последние годы образование стало синонимом обучения (что, конечно же, грубая ошибка), зуновская практика стала доминирующей в школе и в большинстве своем вытеснила из полноценного педагогического процесса многое, что связано с воспитанием. А ведь классическое определение той отрасли науки и практики, которой мы с вами заняты: педагогика – наука о воспитании ребенка, где именно воспитание включает в себя обучение и развитие.
Говоря словами Д.И.Менделеева, «Знание без воспитания – меч в руках сумасшедшего».
В арсенале деятельности учителя должны работать все каналы воспитания. Их, как минимум четыре:
- через содержание основ наук;
- через методы обучения;
- через использование случайно возникших или спланированных, срежессированных учителем воспитательных ситуаций, которые предлагает сама школьная жизнь;
- через личность учителя.
Наконец, доступное сейчас богатство всех музеев мира, экранизации литературных произведений, изучаемых в школе, лучшие драматические спектакли, кинофильмы, - все это можно и должно быть использовано в воспитательных целях. Чтобы это реализовать, учитель должен работать над собой в данном направлении.
И последнее, на чем хотелось бы сегодня остановиться, -психологическая подготовка педагогов, которая является часто западающим аспектом. Недостаточно серьезное отношение студентов к этой дисциплине в ВУЗах, выражающееся фразой «выучить, чтобы сдать экзамен», приводит будущего педагога к тому, что, зная науку, лежащую в основе преподаваемого предмета, методические приемы ее преподавания и т.д., учитель не знает главного – как устроен ребенок. Такой педагог не способен учесть возможности и особенности конкретных учеников, а потому обречен на неграмотные действия. Если он и пытается поправить эту ошибку, то исходит из обыденного: за хорошую учебу – похвала, за плохую – наказание. Вот и вся психология. (М.Поташник).
Или действуют с позиции здравого смысла, который чаще всего подводит, ибо объект работы – ребенок – достаточно сложен.
Много ли мы задумываемся и задействуем в процессе обучения различные каналы восприятия материала, учим ли детей приемам понимания и запоминания? Учитываем ли темперамент ребенка, его склонности к наукам, его интересы? Если мы и дифференцируем учеников, то главным критерием выступает его интеллект, иными словами, дифференцируем детей на сильных, средних и слабых, что, по большому счету, вызывают недопонимание ученых-педагогов. Ответьте на эти вопросы для себя. И если среди ответов больше отрицательных – время обратиться к науке, которая дает ответы на подобные вопросы.
Психологическая подготовка учителя обязательно включает и раскрытие значимости личностного фактора в повышении качества обучения и воспитания школьников. Многие проблемы современной школы отодвинули на второй план требования к личности учителя. А педагогический потенциал личности учителя огромен, и использовать его нужно в полной мере. Здесь нелишне обратиться к классику: «Учитель – воспитатель никогда не может быть слепым исполнителем инструкции: не согретая теплотой его личного убеждения, она не будет иметь никакой силы». (К.Д.Ушинский).
«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (В.А.Сухомлинский).
Если говорить о факторах, психологически влияющих на эффективность обучения и воспитания, о которых должен знать, опираться на них и использовать учитель, прежде всего, необходимо отметить влияние внешнего облика учителя. Подтянутость, безупречная аккуратность, элегантность одежды, прическа, макияж, обувь, парфюм и т.д. – все это образует позитивный образ учителя при его появлении. Дети в этом случае сами подтягиваются, становятся аккуратнее и ответственнее.
Яркая, орфоэпически грамотная, образная речь, обогащенная разнообразием интониций, мимика, жесты, манеры, походка, чувство юмора и т.п. – также слагаемые имиджа. Они характеризуют личность учителя, усиливают ее влияние на детей.
Далее (это самое сильное) – личные эмоции, выражающие отношение учителя к изучаемому материалу, к своему труду. Дети всегда чувствуют, насколько ответственно учитель готовился к уроку, когда он добросовестен, когда старается, выкладывается и т.д.
Позитивно личностный фактор проявляется и в заинтересованности учителя в успехе учеников, а не в стремлении поймать кого-то на незнании.
Важно помнить: психосбережение (использование только психосберегающих технологий) зависит исключительно от личности учителя. И если учитель не заботится об этом, происходит разрушение коммуникации между ним и детьми.
Психологически очень важно использование учителем сильных сторон своей личности. Это может быть талант коммуникатора, обаяние, умение читать стихи, петь, рисовать, иметь какое-то хобби и т.д.
Если принять во внимание аспект эмоциональной развитости учителя как части его психологической подготовки, то необходимо отметить, что акцент на только (или преимущественно) интеллектуальном восприятии учениками учебного материала, всегда приводит к недооценке эмоционального восприятия. Необходимо помнить, что кроме собственно информирования детей о тех или иных знаниях существуют еще и эмоции, которые могут существенно улучшить восприятии материала (если они положительные), а могут полностью парализовать это восприятие (если они отрицательные). Ведь эмоции – это тоже информация, нередко не менее важная, чем то знание, которое ребенок должен усвоить. Выбор учителем оптимального сочетания для конкретного урока соотношения рационального (интеллектуального) и эмоционального в работе с детьми, очень важно.
«Заражение» ученика своим настроением-состоянием, любование учеником после получения хоть малого, но результата - об этом забывать нельзя. Как нельзя забывать о невозможности потери достоинства, жалобах на жизнь, зарплату, начальство, обстоятельства, оправдывая этим отсутствие позитивных эмоций на работе.
И, наконец, самое главное – это то, что очень трудно сформулировать, но то, что чувствует ребенок: ощущение глубины, силы духа, выражающее сущность личности. Это то, о чем писал И.Ф.Гете: «Где нет нутра – там не поможешь потом».
«Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавистными» (В.А.Сухомлинский).
Завершая свое выступление, хочу еще раз акцентировать, что урок, современный урок, выступает основным критерием оценки профессионально-личностного роста педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок, как основная форма реализации ФГОС
в работе выделены основные отличительные особенности современного урока в соответствии с требованиями образовательного стандарта...
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС.
Подборка теоретических и практических рекомендаций по проведению урока в рамках ФГОС ООО....
Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС
Презентация и доклад на педагогическом совете....
Современные образовательные интернет-ресурсы для профессионально-личностного развития педагога в период подготовки к аттестации.
Обзор интернет-ресурсов в помощь преподавателям и учащимся...
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС
Реальная ценность урока - его результат, степень усвоения материала обучающимися. Какими бы внешними эффектными приемами ни пользовался педагог, но если ребята не усвоили тему, урок эффективным назват...
«Современные образовательные интернет-ресурсы для профессионально-личностного развития педагога»
В методическую копилку....
Урок алгебры.Основные тригонометрические тождества.Точка роста.
Конспект урока алгебры в 10 классе по теме «Основные тригонометрические тождества»....