Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
статья на тему
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидания наших основных заказчиков, детей и их родителей? Именно этот вопрос является основной темой рассуждений данной статьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_kak_osnova_professionalnogo_i_lichnostnogo_rosta_pedagoga.docx | 26.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Автор: Эрдынеева Светлана Намсараевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории
ГБОУ «Республиканская Мариинская школа-интернат»,
Республика Бурятия.
Призванием становится интерес, помноженный на труд.
В. Сухомлинский
Профессия педагога особая – она предполагает высокую степень ответственности, ведь от результатов нашей деятельности зависит будущее учеников. Каким же должен быть педагог, чтобы оправдать доверие и ожидания наших основных заказчиков, детей и их родителей?
Педагог должен быть Мастером. Но безупречное владение педагогическим мастерством – это только первая ступень профессионализма, так как основной принцип настоящего Мастера – вечное стремление к самосовершенствованию. Это многогранный процесс, ведь в нашем деле невозможно развести профессиональный и личностный аспекты. Данная связь служит основным инструментарием и средством достижения психолого-педагогического результата в образовании.
Личностно-профессиональный рост учителя состоит из следующих компонентов: ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный, рефлексивный – и представляет собой процесс различных изменений этих компонентов:
- ценностно-мотивационный компонент отражает ценностные ориентации, потребности, интересы педагога в условиях личностно-профессионального становления;
- когнитивный компонент отражает качество профессионально-педагогических знаний в области педагогики, психологии, специальных дисциплин, знаний механизмов и способов личностно-профессионального саморазвития (самооценка, самоутверждение, самоопределение);
- эмоционально-волевой компонент раскрывается через осознание положения собственного «Я», позитивное восприятие себя как педагога, положительное отношение к педагогической деятельности, эмоциональную устойчивость, волевую саморегуляцию;
- конструктивно-практический включает владение способами проектирования профессионально-личностного саморазвития (целеполагание, выбор форм и технологий реализации целей и задач деятельности);
- коммуникативный компонент раскрывается как потребность в общении, взаимодействии с учащимися, другими людьми, как эмпатия, терпение, поддержка;
- рефлексивный компонент отражает способность к самоизучению, личностной оценке собственного жизненного и педагогического опыта, анализу причинно-следственных связей, стимулирует развитие его способности к работе над собой.
Эти компоненты развиваются неравномерно, но, тем не менее, изменение одного из них становится условием развития любого другого, каждый из них является катализатором личностно-профессионального роста педагога, который, в свою очередь, является результатом педагогического процесса. Эта взаимосвязь осуществляется, в первую очередь, через самообразование, что особенно актуально в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, в котором особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от педагогов постоянного совершенствования знаний.
Курсы повышения квалификации, педагогические чтения, конференции, заседания методических объединений, школу передового опыта, семинары, творческие группы и т.д., конечно, играют важную роль в профессиональном самосовершенствовании. Но именно самообразование - основная форма повышения квалификации. Непрерывное, целенаправленное, оно связывает воедино все перечисленные выше формы работы, дополняет и развивает их, служит основой роста педагога как специалиста.
Самообразование можно рассматривать в двух значениях: как «самообучение» (в узком смысле - как самонаучение) и как «самосозидание» (в широком - как «создание себя», «самостроительство»). Во втором случае самообразование выступает одним из механизмов превращения личности педагога в творческую личность. Поэтому профессиональный рост также можно назвать и поиском своего пути.
Отчего зависит успех самостоятельной работы педагога? От его усилий и желаний. Положительные результаты самообразование может принести только в том случае, если оно будет вестись целенаправленно, планомерно и систематически. Важную роль в этом процессе играет перспективный план индивидуальной научно-методической работы. Существует множество вариантов планов самообразования, ведь это область творчества, я предлагаю некий универсальный шаблон, который может стать основой для создания личной образовательной траектории. Для реализации перспективных планов осуществляется более конкретное планирование научно-методической деятельности педагога на определённый период.
№ | Этапы | Содержание деятельности |
I этап | Самоанализ | Анализ собственной профессиональной деятельности и её результатов. |
II этап | Обновление методической информационной базы | Подбор и изучение методических материалов, ознакомление с методическими новинками. Обновление банка дидактических средств. |
III этап | Совершенствование материально – технической базы | Обновление технических, информационных ресурсов. |
IV этап | Расширение педагогической системы | Апробация и адаптация современных практик. Введение в собственную практику инновационных технологий. |
V этап | Научно-исследовательская деятельность | Руководство научно-исследовательской деятельностью учащихся, собственные изыскания. |
VI этап | Мониторинг | Оценка эффективности. |
VII этап | Диссеминация педагогического опыта | Участие в профессиональных конкурсах, конференциях, организация мастер-классов, педагогических мастерских и т.д., публикации. |
VII этап | Рефлексия | Самоанализ. Выработка стратегии дальнейшего развития. |
Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление. В процессе самообразовательной деятельности учитель сталкивается с проблемами формирования собственных личностных смыслов, поэтому чрезвычайно важно, чтобы информация при самообразовании превратилась в знание и опыт, обогащающие личность. Но педагог не работает в уединении, он включён в систему образовательной деятельности учреждения, методического объединения, творческой группы и т.д. Поэтому индивидуальные маршруты самообразования педагогов должны гармонично входить в единую систему методической работы школы.
Системная организация самообразовательной деятельности учителей должна осуществляться поэтапно:
1 этап - диагностический – изучение и анализ личностно-профессионального развития учителей, их затруднений в профессиональной деятельности и личностном развитии; включение учителя в работу по самоанализу уровня готовности к самообразованию во взаимосвязи компонентов личностно-профессионального роста (ценностно-мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой, конструктивно-практический, коммуникативный, рефлексивный);
2 этап - организационно-практический - активное овладение системой профессионально-педагогических знаний и умений; разработка групповой и индивидуальной стратегии и тактики личностно-профессионального роста учителя; обеспечение личностной включенности каждого учителя в самообразовательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации, актуализации смыслов и целей, адекватных формируемой деятельности; разработка обучающих программ на основе задач, рассчитанных на определенный уровень самообразовательной деятельности; создание «проекта» индивидуального маршрута личностно-профессионального роста учителя;
3 этап – индивидуально-творческий - формирование индивидуального опыта самоопределения, самореализации, самоутверждения, самовоспитания; стимулирование личностно-профессионального роста учителей, формирование умений к самообразовательной творческой деятельности учителя как важного компонента его личностно-профессионального роста на высокопродуктивном уровне; реализация активности учителей в образовательно-воспитательном процессе школы; включение учителя в поисковую творческую деятельность, направленную на освоение современных технологий образования; стимулирование и проявление субъектной позиции в личностно-профессиональном саморазвитии учителя;
4 этап - аналитико-оценочный - анализ и оценка готовности реализовать свой творческий потенциал в практической деятельности, педагогическая рефлексия содержания и технологий самообразовательной деятельности и ее результатов, выраженных в личностно-профессиональном росте. В процессе самоаттестации и аттестации осуществляется апробация методов и приемов самоанализа: осуществляются самоанализ проведенных уроков и внеклассных дел; самохарактеристика общепедагогических умений и профессионально-личностных качеств; анализируется характер самоконтроля в педагогическом общении и др.
Гармоничная система самообразования, в которой связываются в одно целое ценностно-мотивационная направленность методической работы школы и индивидуальные компоненты личностно-профессионального саморазвития педагогов, является залогом успешного самосовершенствования каждого субъекта образовательных отношений и динамичного роста качества образовательных услуг, предоставляемых учреждением обществу.
Библиографический список:
- Безниско, Е.Д. Личностно-профессиональная миссия педагога в образовательном пространстве (Текст) Е.Д. Безниско //Гуманитарные и социально-экономические науки. 2006.- №7.
- Даутова О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития. // Инновации и образование. Серия “Symposium”, Выпуск 29. / Сборник материалов конференции Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское философское общество, 2003.
- Кан-Калик В.А.. Педагогическое творчество. - М., 2000.
- Николенко Л.В. “Самообразование учителя” http://www.edunet.uz/
- Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства. – 2-е изд. – М., 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современный урок как основной критерий профессионального-личностного роста педагога
В современном понимании качество образования — это не только соответствие знаний учащихся государственным стандартам, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каж...
«Модель непрерывного профессионального образования в учреждении – залог профессионального, карьерного и личностного роста педагога».
В президентской инициативе «Наша новая школа» отмечено, что ключевая фигура образовательного процесса - педагог, ведь именно от уровня его профессионализма зависит решение поставленных задач, а в коне...
"Самоанализ саморазвития и самосовершенствования как условие профессионального и личностного роста педагога"
Понятие самоанализа личностных и профессиональных качеств педагога. Развитие компетентности....
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога.
Самообразование как основа профессионального и личностного роста педагога....
Индивидуальный план профессионального и личностного развития педагога в процессе самообразования
Сегодня учитель поставлен в такие условия, когда овладение исследовательскими навыками выступает обязательным условием его формирования как педагогического субъекта согласно новой парадигме и методоло...
"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и акт...
Проект "Модель наставничества как фактор профессионально-личностного роста педагога"
Данный проект является попыткой поиска новых принципов организации деятельности наставнической работы сельской школы и форм более интенсивного использования педагогических ресурсов и...