Презентация "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста"
презентация к уроку
В презентации "Профессиональный стандарт педагога как основа профессионального роста" содержатся сведения о структуре профессионального стандарта, ссылки на актуальные документы, приводится расшифровка основных понятий документа, вопрос освещен с точки зрения компетентностого подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСПЕШНОГО ПЕДАГОГА 1.Мобильность 2.Самостоятельность в принятии решений 3.Готовность к переменам 4.Способность к нестандартной деятельности
5 Профессиональный стандарт педагога Трудовой кодекс Российской Федерации Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта (введена Федеральным законом от 03.12.2012 N 236-ФЗ) Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
6 Профессиональный стандарт педагога Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
7 Профессиональный стандарт педагога Цели профессионального стандарта: определение квалификации специалиста; создание условий для профессионального роста педагогов; улучшение уровня подготовки и переподготовки специалистов; повышение индивидуального уровня ответственности каждого педагога за результаты своей работы; формирование критериев для отбора педагогических кадров в учебные заведения; создание инструментов для улучшения качества образования.
8 Профессиональный стандарт педагога Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень. Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога. Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования. Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
9 Профессиональный стандарт педагога Основные документы: Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584; Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 N2042-р; Информация Минтруда России от 10.02.2016; Письма Минтруда России; Ответы на актуальные вопросы о профессиональных стандартах (приложение к письму Общероссийского Профсоюза образования от 10.03.2017 N 122).
10 Профессиональный стандарт педагога Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты: в части требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 195.3 Трудового кодекса РФ); в части соответствия наименования должностей, профессий, специальностей и квалификационных требований наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (часть 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ).
11 Профессиональный стандарт педагога 01.002 Педагог-психолог (психолог в сфере образования) 01.001 Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) 01.005 Специалист в области воспитания 01.003 Педагог дополнительного образования детей и взрослых 01.004 Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования
12 Характеристика стандарта Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
13 СТРУКТУРА СТАНДАРТА I. Общие сведения. II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). III. Характеристика обобщенных трудовых функций. IV. Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
14 Раздел I . Общие сведения Цель вида профессиональной деятельности: оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями .
15 Раздел II . ОПИСАНИЕ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ .
16 РАЗДЕЛ III. Характеристика обобщенных трудовых функций требования к образованию и обучению, условия допуска к работе, наименования должностей общепедагогическая функция – обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность и др.
Требования к образованию и обучению Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации; Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации 17
18 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА обучение; воспитательная работа; развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности); профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе; профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования; профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе; профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка; профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
19 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА компетенция – способность применять знания, умения и опыт в трудовой деятельности; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. компетентностный подход - подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не усвоение суммы информации (сведений), а способность человека самостоятельно действовать в различных проблемных ситуациях, применяя знания и порождая новые.
20 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА поликультурное образование - система обучения и воспитания, которая учитывает культурную, этническую и религиозную специфику учащихся, развивает у них толерантность, уважение к представителям иной лингвокультурной общности. трудовая функция – составная часть вида трудовой деятельности, представляющая собой интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых технологическим процессом и предполагающий наличие необходимых знаний и умений (компетенций) для их выполнения; условия труда — совокупность факторов производственной среды и технологического процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
21 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА базовая составляющая ( педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса), включающая в себя три трудовых функции педагога – обучение, воспитание и развитие
22 СОДЕРЖАНИЕ ПРОФСТАНДАРТА дополнительная составляющая (педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ ) уровни общего образования (дошкольное, начальное, основное и среднее общее образование).
23 Новые компетенции Работа с одаренными учащимися. Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования. Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным. Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии. Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
24 Содержание профстандарта Часть первая: обучение Педагог должен : Иметь высшее или среднее профессиональное образование. Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока). Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
25 5. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании; одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д. 6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля. 7. Владеть ИКТ-компетенциями.
26 Часть вторая: воспитательная работа Педагог должен : 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. 3. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды.
27 4. Эффективно управлять классами с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность. 5. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии с уставом и правилами поведения в образовательной организации. 6. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 7. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
28 8. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей. 9. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 10. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
29 Часть третья: развитие 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
30 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 6. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 7. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
31 8. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 9. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 10. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.
32 11. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 12. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 13. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся .
33 14. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д. 15. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями, дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
34 16. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 17. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью
4 блока профессиональных компетенций 1.Методическая 2.Психолого-педагогическая 3.Коммуникативная 4.Проектно-исследовательская
36 https://ims.edu-frn.spb.ru/index.php/profst Профстандарт педагога (сайт ИМЦ Фрунзенского района) http://prof.imc-kirov.spb.ru/ Педагогу о профстандарте (сайт ИМЦ Кировского района)
37 Необходимое умение Трудовые действия Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
38 Практическое задание 3. Анализ соответствия профессиональному стандарту
39 Разделить действия, умения и знания на три группы: 1 группа – не умею делать/не знаю 2 группа – делаю, но не уверен, что всегда правильно/ знаю, но не полностью 3 группа – делаю хорошо/отлично знаю
Трудовая функция: воспитание Трудовые действия Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации Проектирование и реализация воспитательных программ Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.) Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Трудовая функция: воспитание Необходимые умения Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п. Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
Трудовая функция: воспитание Необходимые знания Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС ОО История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
Трудовая функция: развитие Трудовые действия Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка Освоение и применение психолого-педагогических технологий (необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся Оказание адресной помощи обучающимся Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
Трудовая функция: развитие Необходимые умения Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.) Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик Формировать детско-взрослые сообщества
Трудовая функция: развитие Необходимые знания Педагогические закономерности организации образовательного процесса Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
47 НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СЕРТИФИКАТА СООТВЕТСТВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНДАРТУ Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации » Нацпроект «Учитель будущего»(2018 г.) – центры оценки квалификации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе «Как вы считаете, повлияет ли профессиональный стандарт педагог на Вашу профессиональную деятельность?»
Из эссе вы узнаете о профессиональном стандарте и как он влияет на професиональную деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/10/picture-139344-1352572444.jpg)
Профессиональный стандарт педагога и оценка профессиональных компетенций.
Повышение эффективности общего образования, а также его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает форми...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/23/picture-1106940-1548269295.jpg)
Компетенции педагога на основе профессионального стандарта в образовательных, информационно-коммуникационных, психолого-педагогических технологиях.
В статье описываются основные кормпетенции, которыми должен владеть современный педагог....
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/04/picture-956783-1567612827.jpg)
Профессиональный стандарт педагога как ресурс профессионального развития учителя
В настоящее время перед школой стоит проблема — подготовить учителя нового типа . ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-265252-1371149480.jpg)
Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.
В статье рассматриваются функции, которые должен осуществлять педагог по профессиональному стандарту, а также необходимые зания, умения и компетенции современного педагога....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-335280-1385995785.jpg)
"Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства"
Личностный рост педагога как основа профессионального мастерства Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и акт...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1268849-1620417178.png)
Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС. Автор Осепян Анна Карленовна
Профессиональный стандарт педагога как основа реализации ФГОС.Педагогика — это научная система, постоянно меняющаяся в зависимости от потребностей общества. Важнейшие ориентиры современной ...