Методическая разработка занятия игрушка-оберег "Аист - птица счастья"
методическая разработка

Терещенко Елена Агвановна

Методическая разработка занятия

педагога дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества

Первомайского района Республики Крым»

Терещенко Елены Агвановны,

руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

(2-й год обучения)

 

пгт.  Первомайское

 

Тема занятия: Игрушка-оберег «Аист-птица счастья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

педагога дополнительного образования

МКОУ ДОД «Центр детского творчества

Первомайского района Республики Крым»

Терещенко Елены Агвановны,

руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»

(2-й год обучения)

пгт.  Первомайское

Тема занятия: Игрушка-оберег «Аист-птица счастья».

   C:\Documents and Settings\cc\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\20022013707.jpg   C:\Documents and Settings\cc\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\28112012507.jpg   C:\Documents and Settings\cc\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\аист 003.jpg

  1. Цели занятия:

а) учебная:

- научить детей практическим и трудовым навыкам, изготовлению объёмной мягкой игрушки;

-самостоятельному выполнению художественных элементов мягкой игрушки.

б) развивающая:

- развитие мелкой моторики рук и творческую активность;

- расширить знания о птице аист.

в) воспитательная:

-  воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;

- воспитывать художественный вкус.

Тип занятия: комбинированное (теоретическая и практическая работа).

Техника исполнения – объёмная игрушка.

  1. Дидактическое  или материально- техническое оснащение занятия.

Материалы:

а)  для педагога:

- фотоматериал, иллюстрации об аисте, игрушка-образец, картон, ткань белая, игольница с иглами, нитки, ножницы, наглядное пособие «виды швов».

б) для учащихся:

- заготовки из картона, нитки, иголка, игольница, синтепон, бисер, ножницы, карандаш.

План занятия:

  1. Организационная часть-2-3 мин.
  2. Теоретическая часть 10-15 мин.
  3. Практическая работа-27-33 мин.
  4. Перерыв на отдых – 10 минут.
  5. Продолжение практической работы 20 минут.

Физминтука 2-3 минуты. Индивидуальная работа 20 мин.

  1. Итог занятия- 3-5 мин.

Ход занятия:

  1. Организационный момент Приветствие. Проверка готовности рабочего места.
  2. Вступительное слово руководителя кружка.

Руководитель: Здравствуйте ребята и присутствующие на нашем занятии.

Сегодня на занятии мы с вами будем создавать игрушку-оберег «Аист-птица счастья».

         Аист – птица счастья. Аист считается как оберег и как священная птица, а почему нам сейчас расскажут ребята.

Рассказ детей: легенды и поверья об «Аисте-птице счастья».

Руководитель: Белый аист стал священной птицей у многих народов. Об этом говорят многочисленные легенды, сказки, пословицы. Аист в мифологии разных народов символизирует новую жизнь, приход весны, удачу.

        Перед тем как приступить  к практической работе,  мы повторим с вами правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.

Руководитель задаёт вопросы, дети отвечают:

        Во время работы ножницы должны находиться справа, кольцами к вам. В нерабочем состоянии лезвия ножниц должны быть сомкнуты. При необходимости передавать ножницы – в сомкнутом состоянии, кольцами вперёд.

Иголки должны находится в игольнице. Не использовать ржавые иголки. Сосчитать иголки перед началом работы и по окончании работы, их количество должно совпадать. Нитку резать ножницами.

Руководитель: Вы правильно ответили на все вопросы. Начинаем шить игрушку-оберег «Аист-птица счастья».

Перед вами на рабочем столе лежит основной материал для этой объёмной игрушки – ткань белого цвета, лекала из плотной бумаги, ножницы, игла в специальной подушечке (игольнице), карандаш, нитки белые.

I этап работы – подготовка ткани к раскрою и раскрой с припуском на швы 0,5 мм.

II этап - порядок соединения деталей кроя мягкой игрушки (шов «вперёд иголка»).

III этап –набивка игрушки синтепоном и оформление (прикрепление клюва, глаз, крыльев).

Дети приступают к I этапу практической работы.

Руководитель:  (руководитель проводит физминутку).

Раз – подняться, подтянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать,

Шесть – на месте поскакать.

Руководитель: Отдохнули, теперь можем приступать ко II этапу практической работы – соединение деталей швом «вперёд иголка».

        Давайте вспомним основные швы.

        Руководитель кружка показывает таблицу «виды швов» ребята называют шов и где он применяется.

Руководитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете виды швов. Теперь можете приступать к работе.

Практическая работа учащихся.

Индивидуальная работа руководителя с детьми.

Руководитель: Для следующего этапа работы нам понадобиться кусочек синтепона. Предварительно вывернув детали, нам необходимо набить их синтепоном, используя тупой край карандаша.

Дети приступают к набивке деталей игрушки.

Руководитель: Наши глазки устали. Я предлагаю вам снять напряжение. Посмотрите на свой носик и вдаль, на своего соседа справа, слева, на левый угол кабинета, на доску, в окно, а теперь на меня.

Руководитель: Глазки отдохнули. Можем продолжать трудиться. Прикрепляем к нашему аисту клюв, глазки и крылья.

Ребята оформляют игрушку аист.

Руководитель:    Могут руки людей сделать чудо любое:

                            Я возьму в руки нить и простую тряпицу,

                              И немножко фантазии и волшебство -
                             И сошью я такое, что вам и не сниться,

                           Только чтобы жила на земле красота!

Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!

G:\DCIM\102NIKON\DSCN5716.JPG

Выставка законченных работ учащихся.

Руководитель оценивает работы кружковцев. 

Литература:

- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка - М.: издатель   И.В. Балабанов,1999.-120с.

Интернет ресурсы:
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист //  Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100) 
"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1 
http://fantasy-portal.ru/ 

Приложение

к занятию игрушка-оберег

«Аист-птица счастья»

Выкройка игрушки-оберега «Аист»

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Выкройка аистов.jpg

        

Приложение

к занятию игрушка-оберег

«Аист-птица счастья»

Легенды, приметы, поверья о птице аист

1 учащийся.

АИСТ 
      В народной культуре аист - одна из наиболее почитаемых, «святых» птиц. В различных мифопоэтических традициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц (Симурга, жар-птицы и т.п.), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.). 
        На мировом древе или древе жизни место Птицы на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная Птица - чаще всего орел. Птица на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа, прежде всего змее. Многие мифы описывают поединок Птицы и змеи, в котором Птица выступает как пернатый помощник бога. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что Птица мирового древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой и др. 
       Широко распространены представления о Птицах как первопредках, тотемах племени. Высказывается мнение о тотемическом происхождении голубя в древнееврейской традиции, развитием которой является, видимо, и христианская тема голубя. Почитание Аиста у славян также объясняется его тотемическом происхождении. В ряде традиций орел выступает как «первоцарь», а также как эмблема власти, в частности царской (ср. роль изображений орла в геральдике). 
       В мифах отмечено огромное количество примеров превращения в Птиц богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн. 
      Связь богов, жрецов, людей с Птицами проявляется и в мотиве проповеди (или беседы) среди птиц (тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами, проповедь св. Франциска птицам). Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею. 
      Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой    весенней    птицы.    Исключительное    место    среди ритуальных танцев занимают «птичьи» танцы: русский вариант весеннего хоровода – «вутица», «журавлиные» танцы в Греции и т.п. 
      Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии. 
       Гнездо Аиста устраивают на доме, хлеве или дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Мотив колеса характерен и для детских закличек Аиста: «Дядька бусел, закружысь калесом! Твае детки за лесом. Не ўсе, не ўсе, палавина ў аўсе». В Подлясье колесо должен втащить наверх холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на доме является счастливой приметой. Дом, который Аист избегает, проклят; уход Аиста с гнезда предвещает запустение дома. 
      Нарушение запрета причинять вред Аисту  считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье - болезнь или смерть для него самого и для близких. 

2 учащийся

Легенды, поверья 
         Легенды связывают происхождение аиста с человеком. Однажды Бог дал человеку мешок с гадами и велел бросить его в море или отнести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал змей, лягушек и других гадов, уничтожал их и очищал от них землю. От стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другим легендам, аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом свалились штаны. Коса его превратилась в клюв, а черно-белая окраска напоминает о жилетке. Говорили, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнили аиста, что он без порток. 
         Видя в аисте согрешившего и наказанного человека, его называют человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что у аистов есть душа и они «чувствуют сердце» человека, понимают его язык. Когда-то давно они сами умели говорить, как люди. 
         Они принадлежат к христианской вере. Клекот аиста принимают за отчаянные мольбы грешника, взывающего о покаянии. Аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к своим детям. Если погибнет один из супругов, другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Самку, заподозренную в супружеской измене, публично судят и убивают. На зиму аисты улетают в неведомую заморскую землю. Перед отлетом они собираются на совет и решают, кого не возьмут с собой. В чужой земле они купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и летят назад. По другим поверьям, они превращаются в людей, омочив свой клюв в крови, и вновь становятся аистами, искупавшись в воде. Весной на берегу моря они хлопают в ладоши, превращаются в аистов, перелетают море и возвращаются назад.      Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он обратится в аиста и перелетит в их края: 

3 учащийся

             В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении этой птицы и её примет (красные клюв с ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Славяне и некоторые другие европейские народы очень почитают аистов, с ними связано множество легенд, сказок, примет и преданий, в которых птицы выступают в качестве положительных героев помогающих людям. 
          Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожит его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели. 
          Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у  аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов. 
          В народе очень широко распространено поверье, что младенцев людям приносят Аисты. Добрым знаком, указывающим на скорое появление ребенка в семье, считается прилет в гнездо, расположенное вблизи дома, аистов. Если аисты построят гнездо на крыше, то считается, что этот дом защищен от удара молнии и пожара. 

          Во многих народных сказках и легендах белый аист представляется положительным героем, который помогает людям, оказавшимся в тяжелом положении. 

4 учащийся
            Существует множество примет, связанных с тем, каким человек видит первого Аиста весной: 

* Летящий Аист - здоровье, резвость, урожай, замужество; 
* Неподвижный Аист — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие; 
* Стоящий Аист - высокий лен; 
* Парочка Аистов — замужество или роды; 
            Если при встрече с первым Аистом у вас в карманах ест деньги - это сулит вам богатство, если в кармане есть ключи - вас ожидает изобилие, ну а пустые карманы - к убыткам; 
           Крик первого Аиста услышанного весной, на голодный желудок, не к добру и может предвещать битые горшки в течение года; 
           Если вы увидели первого аиста, Вам непременно надо бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться, чтобы ваши ноги не болели; 
           Для того, что бы не болела спина, надо кувыркаться по земле вслед за аистом ли прислониться к дереву (дубу или плетню, подойдет, наверное, любое дерево); 
           Что бы избежать встречи со змеями летом, при виде первого Аиста завязывают узел на шнурке; 
            От блох помогает другая примета, если вы увидели первого аиста весной, возьмите земли из-под ног и бросьте её в воду, затем окропите этой водой себя и свой дом; 
            Так же по приметам, Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей. 
             К прилету первых аистов на праздник Благовещение пекут специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети подбрасывают эти хлебцы в небо, и обращаются к Аисту с просьбой о хорошем урожае. 
            У южных славян дети приветствуют Аиста и надеются, что он принесет им кошелек с деньгами. 

Источники: 
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист //  Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100) 

"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1
 

http://fantasy-portal.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Птица года - 2016 - удод "

Методическая разработка занятия "Птица года 2016- удод "...

Методическая разработка занятия "Льдинки тают - птицы прилетают"

Занятие посвященное перелётным птицам, расчитано на детей 6 - 7  лет, рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования....

Методическая разработка занятия с презентацией по теме: «Кормушка для птиц»

Методическая  разработка представляет собой занятие для учащихся 7-9 лет. Оно может быть использовано педагогами любой направленности как дополнительное развитие обучающихся....

Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья"

Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья" снабжены подробным описанием и пошаговыми иллюстрациями технологии изготовления сувенира «Птицы счастья&raq...

Методическая разработка занятия "Перелетные птицы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....

Методическая разработка занятия "Животные и птицы"

Занятие разработано для обучающихся начальной школы....