Методическая разработка занятия игрушка-оберег "Аист - птица счастья"
методическая разработка
Методическая разработка занятия
педагога дополнительного образования
МКОУ ДОД «Центр детского творчества
Первомайского района Республики Крым»
Терещенко Елены Агвановны,
руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»
(2-й год обучения)
пгт. Первомайское
Тема занятия: Игрушка-оберег «Аист-птица счастья».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка занятия | 553 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия
педагога дополнительного образования
МКОУ ДОД «Центр детского творчества
Первомайского района Республики Крым»
Терещенко Елены Агвановны,
руководителя кружка мягкой игрушки «Пчёлки»
(2-й год обучения)
пгт. Первомайское
Тема занятия: Игрушка-оберег «Аист-птица счастья».
- Цели занятия:
а) учебная:
- научить детей практическим и трудовым навыкам, изготовлению объёмной мягкой игрушки;
-самостоятельному выполнению художественных элементов мягкой игрушки.
б) развивающая:
- развитие мелкой моторики рук и творческую активность;
- расширить знания о птице аист.
в) воспитательная:
- воспитывать чувство товарищества и взаимопомощи;
- воспитывать художественный вкус.
Тип занятия: комбинированное (теоретическая и практическая работа).
Техника исполнения – объёмная игрушка.
- Дидактическое или материально- техническое оснащение занятия.
Материалы:
а) для педагога:
- фотоматериал, иллюстрации об аисте, игрушка-образец, картон, ткань белая, игольница с иглами, нитки, ножницы, наглядное пособие «виды швов».
б) для учащихся:
- заготовки из картона, нитки, иголка, игольница, синтепон, бисер, ножницы, карандаш.
План занятия:
- Организационная часть-2-3 мин.
- Теоретическая часть 10-15 мин.
- Практическая работа-27-33 мин.
- Перерыв на отдых – 10 минут.
- Продолжение практической работы 20 минут.
Физминтука 2-3 минуты. Индивидуальная работа 20 мин.
- Итог занятия- 3-5 мин.
Ход занятия:
- Организационный момент Приветствие. Проверка готовности рабочего места.
- Вступительное слово руководителя кружка.
Руководитель: Здравствуйте ребята и присутствующие на нашем занятии.
Сегодня на занятии мы с вами будем создавать игрушку-оберег «Аист-птица счастья».
Аист – птица счастья. Аист считается как оберег и как священная птица, а почему нам сейчас расскажут ребята.
Рассказ детей: легенды и поверья об «Аисте-птице счастья».
Руководитель: Белый аист стал священной птицей у многих народов. Об этом говорят многочисленные легенды, сказки, пословицы. Аист в мифологии разных народов символизирует новую жизнь, приход весны, удачу.
Перед тем как приступить к практической работе, мы повторим с вами правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Руководитель задаёт вопросы, дети отвечают:
Во время работы ножницы должны находиться справа, кольцами к вам. В нерабочем состоянии лезвия ножниц должны быть сомкнуты. При необходимости передавать ножницы – в сомкнутом состоянии, кольцами вперёд.
Иголки должны находится в игольнице. Не использовать ржавые иголки. Сосчитать иголки перед началом работы и по окончании работы, их количество должно совпадать. Нитку резать ножницами.
Руководитель: Вы правильно ответили на все вопросы. Начинаем шить игрушку-оберег «Аист-птица счастья».
Перед вами на рабочем столе лежит основной материал для этой объёмной игрушки – ткань белого цвета, лекала из плотной бумаги, ножницы, игла в специальной подушечке (игольнице), карандаш, нитки белые.
I этап работы – подготовка ткани к раскрою и раскрой с припуском на швы 0,5 мм.
II этап - порядок соединения деталей кроя мягкой игрушки (шов «вперёд иголка»).
III этап –набивка игрушки синтепоном и оформление (прикрепление клюва, глаз, крыльев).
Дети приступают к I этапу практической работы.
Руководитель: (руководитель проводит физминутку).
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире.
Пять – руками помахать,
Шесть – на месте поскакать.
Руководитель: Отдохнули, теперь можем приступать ко II этапу практической работы – соединение деталей швом «вперёд иголка».
Давайте вспомним основные швы.
Руководитель кружка показывает таблицу «виды швов» ребята называют шов и где он применяется.
Руководитель: Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете виды швов. Теперь можете приступать к работе.
Практическая работа учащихся.
Индивидуальная работа руководителя с детьми.
Руководитель: Для следующего этапа работы нам понадобиться кусочек синтепона. Предварительно вывернув детали, нам необходимо набить их синтепоном, используя тупой край карандаша.
Дети приступают к набивке деталей игрушки.
Руководитель: Наши глазки устали. Я предлагаю вам снять напряжение. Посмотрите на свой носик и вдаль, на своего соседа справа, слева, на левый угол кабинета, на доску, в окно, а теперь на меня.
Руководитель: Глазки отдохнули. Можем продолжать трудиться. Прикрепляем к нашему аисту клюв, глазки и крылья.
Ребята оформляют игрушку аист.
Руководитель: Могут руки людей сделать чудо любое:
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебство -
И сошью я такое, что вам и не сниться,
Только чтобы жила на земле красота!
Очень надеюсь на то, что чему вы сегодня научились, пригодится вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. И у вас всё получится!
Выставка законченных работ учащихся.
Руководитель оценивает работы кружковцев.
Литература:
- Петухова В.И., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка - М.: издатель И.В. Балабанов,1999.-120с.
Интернет ресурсы:
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист // Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100)
"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1
http://fantasy-portal.ru/
Приложение
к занятию игрушка-оберег
«Аист-птица счастья»
Выкройка игрушки-оберега «Аист»
Приложение
к занятию игрушка-оберег
«Аист-птица счастья»
Легенды, приметы, поверья о птице аист
1 учащийся.
АИСТ
В народной культуре аист - одна из наиболее почитаемых, «святых» птиц. В различных мифопоэтических традициях птицы могут быть божествами, демиургами, героями, превращенными людьми, трикстерами, ездовыми животными богов, шаманов, героев; тотемными предками и т.п. Они выступают как символы верха, неба, солнца, грома, ветра, свободы, роста, жизни, плодородия, изобилия, вдохновения, пророчества. Типология птичьих образов в мифах охватывает не только реально существующие виды птиц, но и фантастических птиц (Симурга, жар-птицы и т.п.), или существ гибридной природы (сфинкс, химеры, сирены, горгоны, Пегас, грифоны, анчутка и т.п.).
На мировом древе или древе жизни место Птицы на его вершине. В качестве птицы мирового древа в каждой конкретной традиции обычно выступает наиболее царственная Птица - чаще всего орел. Птица на мировом древе обозначает верх и в этом смысле противопоставлена животным классификаторам низа, прежде всего змее. Многие мифы описывают поединок Птицы и змеи, в котором Птица выступает как пернатый помощник бога. Мотив подобного поединка нередко сохраняет следы поединка бога и его противника, тем более, что Птица мирового древа в разных традициях соотносится с громовержцем: Зевсом, Юпитером, Индрой и др.
Широко распространены представления о Птицах как первопредках, тотемах племени. Высказывается мнение о тотемическом происхождении голубя в древнееврейской традиции, развитием которой является, видимо, и христианская тема голубя. Почитание Аиста у славян также объясняется его тотемическом происхождении. В ряде традиций орел выступает как «первоцарь», а также как эмблема власти, в частности царской (ср. роль изображений орла в геральдике).
В мифах отмечено огромное количество примеров превращения в Птиц богов, героев, людей. В виде орла выступают Зевс и Дионис; позднее с головой орла изображался евангелист Иоанн.
Связь богов, жрецов, людей с Птицами проявляется и в мотиве проповеди (или беседы) среди птиц (тибетская легенда о Будде, беседующем с птицами, проповедь св. Франциска птицам). Понимание птичьего языка в мифологии и фольклоре приписывается обычно персонажам, которые особенно близки к природе, часто обладают магической властью над нею.
Птицам отведена значительная роль в ритуалах. Например, праздник встречи весны часто был приурочен к прилету первой весенней птицы. Исключительное место среди ритуальных танцев занимают «птичьи» танцы: русский вариант весеннего хоровода – «вутица», «журавлиные» танцы в Греции и т.п.
Широко бытует поверье, что аисты приносят людям младенцев. Добрым знаком, указывающим на то, что в семье скоро появится ребенок, считался прилет аистов в гнездо, расположенное вблизи от усадьбы. Если же аисты строили гнездо на крыше, то считалось, что такой дом защищен от пожара и удара молнии.
Гнездо Аиста устраивают на доме, хлеве или дереве возле жилья, используя для этого старую борону или колесо. Мотив колеса характерен и для детских закличек Аиста: «Дядька бусел, закружысь калесом! Твае детки за лесом. Не ўсе, не ўсе, палавина ў аўсе». В Подлясье колесо должен втащить наверх холостяк с помощью девушки. Повсеместно гнездо Аиста на доме является счастливой приметой. Дом, который Аист избегает, проклят; уход Аиста с гнезда предвещает запустение дома.
Нарушение запрета причинять вред Аисту считается тяжким грехом и сулит обидчику несчастье - болезнь или смерть для него самого и для близких.
2 учащийся
Легенды, поверья
Легенды связывают происхождение аиста с человеком. Однажды Бог дал человеку мешок с гадами и велел бросить его в море или отнести на высокую гору. Человек из любопытства развязал мешок, и вся нечисть расползлась по земле. В наказание Бог превратил человека в аиста, чтобы он собирал змей, лягушек и других гадов, уничтожал их и очищал от них землю. От стыда у аиста покраснели нос и ноги. А зад почернел оттого, что рассерженный Бог отхлестал аиста прутом, огрел раскаленным железом или толкнул в грязь. По другим легендам, аистом стал крестьянин, наказанный за то, что пахал в праздник. С тех пор аист всегда ходит за плугом. Рассказывают также, что в аиста был обращен косец в жилетке, у которого перед Христом свалились штаны. Коса его превратилась в клюв, а черно-белая окраска напоминает о жилетке. Говорили, что, прилетая весной, аист скидывает штаны и ходит в жилетке. Дети дразнили аиста, что он без порток.
Видя в аисте согрешившего и наказанного человека, его называют человеческими именами: Иваном, Богданом, Адамом, Василием и др. Аисту приписывают многие человеческие особенности. Считается, например, что его ноги напоминают человеческие. Верят, что у аистов есть душа и они «чувствуют сердце» человека, понимают его язык. Когда-то давно они сами умели говорить, как люди.
Они принадлежат к христианской вере. Клекот аиста принимают за отчаянные мольбы грешника, взывающего о покаянии. Аисты собираются вместе и справляют свадьбы. Самец и самка неразлучны и привязаны к своим детям. Если погибнет один из супругов, другой добровольно идет на гибель вслед за ним, а может покончить с собой и из ревности. Самку, заподозренную в супружеской измене, публично судят и убивают. На зиму аисты улетают в неведомую заморскую землю. Перед отлетом они собираются на совет и решают, кого не возьмут с собой. В чужой земле они купаются в волшебном озере и становятся людьми, а весной, искупавшись в другом озере, вновь приобретают птичий облик и летят назад. По другим поверьям, они превращаются в людей, омочив свой клюв в крови, и вновь становятся аистами, искупавшись в воде. Весной на берегу моря они хлопают в ладоши, превращаются в аистов, перелетают море и возвращаются назад. Верят, что если человек попадет на берег того моря, то и он обратится в аиста и перелетит в их края:
3 учащийся
В славянской мифологии существует множество легенд об Аистах, которые рассказывает о происхождении этой птицы и её примет (красные клюв с ногами и черные кончики крыльев), каждая из легенд по своему красиво рассказывает подробности становления аистов такими, какими мы можем видеть их сейчас. Славяне и некоторые другие европейские народы очень почитают аистов, с ними связано множество легенд, сказок, примет и преданий, в которых птицы выступают в качестве положительных героев помогающих людям.
Как гласит одна из легенд, аист — это человек, наказанный Богом за непослушание. В наказание, он превратил этого человека в птицу. Все началось, когда Бог собрал всех земных гадов в большой мешок (змей, лягушек, ящериц всех сортов и оттенков). И велел Бог человеку стереть этот мешок, со всем его содержимым с лица земли, уничтожит его, испепелить, дабы не было больше гадов на земле. И велел, так же, Бог ни в коем случае не открывать мешка, что бы ни один гад не выполз обратно на землю. Человек со свойственным ему любопытством наказа не выполнил. Он развязал мешок и заглянул в него, что бы утешить своё любопытство. Многие гады рванулись на свободу и стали расползаться по всей земле. За ослушание, Бог превратил любопытного ослушника в Аиста, и наказал ему очищать землю от выползших гадов. Ноги и нос аиста со стыда покраснели.
Другая легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся, красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.
В народе очень широко распространено поверье, что младенцев людям приносят Аисты. Добрым знаком, указывающим на скорое появление ребенка в семье, считается прилет в гнездо, расположенное вблизи дома, аистов. Если аисты построят гнездо на крыше, то считается, что этот дом защищен от удара молнии и пожара.
Во многих народных сказках и легендах белый аист представляется положительным героем, который помогает людям, оказавшимся в тяжелом положении.
4 учащийся
Существует множество примет, связанных с тем, каким человек видит первого Аиста весной:
* Летящий Аист - здоровье, резвость, урожай, замужество;
* Неподвижный Аист — боли в ногах, смерть, засуху, безбрачие;
* Стоящий Аист - высокий лен;
* Парочка Аистов — замужество или роды;
Если при встрече с первым Аистом у вас в карманах ест деньги - это сулит вам богатство, если в кармане есть ключи - вас ожидает изобилие, ну а пустые карманы - к убыткам;
Крик первого Аиста услышанного весной, на голодный желудок, не к добру и может предвещать битые горшки в течение года;
Если вы увидели первого аиста, Вам непременно надо бежать вслед за ним, приседать, кувыркаться, чтобы ваши ноги не болели;
Для того, что бы не болела спина, надо кувыркаться по земле вслед за аистом ли прислониться к дереву (дубу или плетню, подойдет, наверное, любое дерево);
Что бы избежать встречи со змеями летом, при виде первого Аиста завязывают узел на шнурке;
От блох помогает другая примета, если вы увидели первого аиста весной, возьмите земли из-под ног и бросьте её в воду, затем окропите этой водой себя и свой дом;
Так же по приметам, Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей.
К прилету первых аистов на праздник Благовещение пекут специальные хлебцы с изображением ноги аиста. Дети подбрасывают эти хлебцы в небо, и обращаются к Аисту с просьбой о хорошем урожае.
У южных славян дети приветствуют Аиста и надеются, что он принесет им кошелек с деньгами.
Источники:
(В. В. Иванов, В. Н. Топоров. Птицы // Мифы народов мира. Т. 2. М.,1992, с. 346-349; А. В. Гура, А. Б. Страхов. Аист // Славянские древности. Т.1, М.,1995, с.96-100)
"Secret worlds" http://secretworlds.ru/publ/66-1-0-5759#ixzz1mJLiN3N1
http://fantasy-portal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия «Зимующие птицы нашего Крыма»
Зимующие птицы Крыма...
Методическая разработка занятия "Птица года - 2016 - удод "
Методическая разработка занятия "Птица года 2016- удод "...
Методическая разработка занятия "Льдинки тают - птицы прилетают"
Занятие посвященное перелётным птицам, расчитано на детей 6 - 7 лет, рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования....
Методическая разработка занятия с презентацией по теме: «Кормушка для птиц»
Методическая разработка представляет собой занятие для учащихся 7-9 лет. Оно может быть использовано педагогами любой направленности как дополнительное развитие обучающихся....
Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья"
Методическая рекомендация, презентация, инструкционная карта "Птица счастья" снабжены подробным описанием и пошаговыми иллюстрациями технологии изготовления сувенира «Птицы счастья&raq...
Методическая разработка занятия "Перелетные птицы"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....
Методическая разработка занятия "Животные и птицы"
Занятие разработано для обучающихся начальной школы....