Методическая разработка занятия "Льдинки тают - птицы прилетают"
методическая разработка на тему
Занятие посвященное перелётным птицам, расчитано на детей 6 - 7 лет, рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ldinki_tayut_-_ptitsy_priletayut.docx | 785.07 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
1 Введение…………………………………………………………………..…….3
2Методический материал и оборудование……………………………………..4
3 Основная часть…………………………………………………………………. 5
4Заключение ……………………………………………………………..….......10
5 Список литературы…………………………………………………...………..11
6 Приложение 1 «Картинки перелетных птиц»…………………...………......12
7 Приложение 2 «Картинки виды гнёзд перелетных птиц»….………..……..13
8 Приложение 3 «Картинки –шапочки для птиц: воробей,скворец»………..14
9 Приложение 4 «Дидактические картинки правил поведение в лесу»……..15
Введение
Как вызвать улыбку на лицах детей, удивление, азарт, любопытство, как заставить светиться их глаза, от сознания того, что это ты такой умный, сообразительный, ответ прост – организовать им занятие с игровыми приёмами. Все мы родом из детства, но часто детей не понимаем, требуем от них взрослого поведения. Но давайте вспомним как нам хотелось отдохнуть, расслабиться, пошалить, наконец, поиграть. А умело организованное занятие не только развеселит детей, но и переведёт их в другое русло.
Вашему вниманию предлагается занятие,посвящённое перелётным птицам, занятие рассчитано для детей 6-7лет, рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования.
Цель:Расширить и закрепить у детей представление о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Задачи:
Образовательные: Сформировать умение различать, группировать, описывать внешний облик птиц их особенности, поведение. Дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении.
Развивающиеся: Развивать наблюдательность, зрительное восприятие, память, умение делать выводы.
Воспитательные: Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, бережного отношения к природе
Методический материал и оборудование
Мультимедийная презентация, раздаточный дидактический материал (картинки с изображениемптиц Приложение№1, виды гнёзд и их размещение Приложение№2, шапочки птиц Приложение№3,картинки с экологическими ситуациями Приложение №4, макет скворечника, запись голосов птиц, для игры драматизации зерно, вода).
Ход занятия:
1.Организационный момент(приветствие детей) Игра «Здравствуйте». Дети встают в круг. Поворачиваются друг другу и хлопают в ладошки, и говорят «Здравствуйте».
2.Вводная часть
-Ребята, давайте закроем глаза и представим, что мы с вами в лесу. А в каком, открывайте глазки, в весеннем лесу (звучит музыка, показ презентации)
-Я открою вам один секрет. С приходом весны к нам возвращаются наши друзья- птицы.
-Как вы думаете, как их называют? (перелётными)
И тема нашего занятия «Весенние прилёты птиц», сегодня на занятии мы с вами поговорим о перелётных птицах, таких как ласточка, кукушка, грач, скворец, жаворонок, узнаете, из чего строят себе гнёзда, услышите их голоса.
3.Основная часть.
Раз у нас с вами наступила весна, значит, к нам летят перелётные птицы, а чтобы узнать какие именно, давайте отгадаем загадки:
Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад- вперёд по пашне скачет,
А зовётся птица -грач.
-Правильно, это- грач.
-Ребята, есть такое выражение: грачи прилетели, на крыльях весну принесли. Как вы это понимаете?(грачи первыми к нам прилетают весной, считается, что с ихпоявлением наступает весна). Посмотрите на изображение грача(показ иллюстрации, рассказ о птице)
-Грач- большая птица, скажите какого он цвета?(чёрного)
- На какую зимующую птицу он похож? (ворону)
Обратите внимание, какой большой у него клюв.
- Как вы думаете, чем он питается? (питается червяками, жуками, личинками). Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева (показ слайда)
А эту птицу всякий знает:
На шесте её дворец,
Червяков птенцам таскает,
Да трещит весь день- …. скворец
(рассказ о скворце, показ иллюстрации)
Скворец - красивая птица с блестящим черным опереньем. Короткий хвост, длинные крылья, прямой длинный клюв, черный – у самочки, ярко-желтый – у самца. Ест червей и насекомых. Хорошо поет, подражает голосам других птиц (показ слайда)
- Предлагаю угадать следующую птицу:
Под крышей я леплю гнездо,
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину (ласточка)
- Ласточка – самая последняя из перелётных птиц прилетает в наши края, в мае месяце.
- Одна из птиц, которая пьёт и питается на лету? (рассказ о птице, показ иллюстрации)
Кто на ёлке, на суку,
Счёт ведёт: «Ку-ку. Ку-ку?» (кукушка)(рассказ о птице, показ иллюстрации)
Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей.
Какую она имеет окраску?
(пеструю окраску), длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому другие птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки(показ слайда).
Отгадайте, кто же к нам ещё летит в гости:
Над весенним привольем,
Над широким полем
Раздаются его трели,
Словно нежный звук свирели (жаворонок)
Жаворонок, маленькая птичка,какое она имеет оперение по цвету?
(коричневое оперение), маленький клюв, хвост и лапки?
4.Закрепление:
А теперь я предлагаю вам проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц для этого нужно выполнить следующее задание.
Игра «Назови птицу» (Педагог называет птицу, если перелётная – дети размахивают руками, зимующая – над головой делают из рук домик)
Хорошо справились с заданием, молодцы, вижу, что вы умеете различать перелётных птиц, от зимующих.
- Ребята, как вы думаете, почему птицы улетают в теплые края? (Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых).
- Ребята, вот птицы прилетели, но некоторые из них никак не могут определиться с гнёздами. Давайте немного им поможем, наша задача правильно расселить птиц по своим домикам.
Подвижная игра «Займи домик»
(Скворечник, гнездо на дереве, гнездо под крышей, гнездо на верхушке дерева)
- Ребята, вот теперь у птиц есть дома - гнёзда, скворечники, а зачем они птицам? (в гнёздах, скворечниках птицы выводят птенцов)
- А можно гнездо с яйцами или птенцами трогать? Почему? (если мы потрогаем гнездо, птица на него не сядет, и птенцы не вылупятся)
- Ребята, а если кричать, громко включать музыку в лесу, то птица испугается и улетит с гнезда, а птенцы без мамы погибнут.
- Ребята, а зачем нам нужны птицы? (ответы детей).
- Птицы уничтожают-съедают вредных насекомых, которые растения губят - жуков, гусениц(Разбор экологических ситуаций по картинке)
Вот и расселили наших птичек, совсем скоро у них появятся птенцы, как же будут называться птенцы у этих птиц? Давайте подумаем.
У грача - (грачата)
У скворца - (скворчата)
У ласточки-(ласточата)
У кукушки-(кукушата)
У жаворонка(жаворонята)
- С наступлением весны оживает вся природа, мы всё чаще слышим пение птиц, которое нас радует, вдохновляет.
Давайте послушаем, как же красиво поют наши сегодняшние гости и постараемся угадать их голоса(прослушивание голосов птиц и дети называют, какая птица поёт).
5.Практическая часть: Игра драматизация «Как воробей скворца не пускал»
Персонажи: ведущий, мальчик Серёжа, воробей, скворец.
Ведущий: Мы ребята - столяра, за работу нам пора. Строить скворушкам дома. С юга скворушки летят. В новом доме жить хотят. Строим скворушкам дома, не дома,а терема. Это дело наших рук –тук – тук, тук – тук.
Под музыку появляется воробей
Воробей: Новый домик
Кому? Скворцам?
Нет, его займу я сам.
Я скворцам, я скворцам
Этот домик не отдам!
Чик – чирик! Чик – чирик!
В новый домик прыг – прыг!
Залетают скворцы
Скворцы: Мы домой вернулись снова
Всё ли здесь для нас готово?
Где бы нам сейчас присесть?
Где попить и где поесть?
Нам построили дома
Не дома, а терема.
Мальчик Серёжа прибегает
Серёжа: Прилетели! Прилетели!
Прилетели к нам скворцы!
Побежим -ка за едой
За зерном и за водой (убегают)
Вот вам, скворушки, еда (насыпают зерно и ставят воду)
Вот зерно, а вот вода! (уходят)
Скворцы: Нам построили дома
Не дома, а терема.
Воробей: Вы чего кричите тут?
Здесь жильцы уже живут(передразнивают скворцов)
До чего же дом хорош.
Лучше дома не найдёшь!
Скворцы: Уходи воробей,
Воробей: Не уйду, хоть убей.
Скворцы: Убирайся сейчас, дом построили для нас
Воробей: К дому я уже привык
Чик – чирик, чик – чирик!
Скворцы: Что нам делать? Как нам быть?
Где теперь мы будем жить? (плачут)
Серёжа: Не ругайтесь вы друзья
Новый дом построил вам я!
Заселяйтесь вы скворцы!
Занимайте дом жильцы!
6.Рефлексия: О чём мы сегодня говорили на занятии?
- О каких птицах?
-Какая птица прилетает первая к нам весной?
- Что интересного узнали о кукушке?
-Где строит себе гнездо ласточка?
- Где выводит своих птенцов скворец?
-Ребята, мне понравилось, как вы занимались на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!
Заключение
Методическая разработка рекомендуется для воспитателей дошкольного образования и педагогов дополнительного образования. Цель была достигнута и задачи раскрыты. На занятии успешно были реализованы различные формы организационной деятельности, что способствовало проявлению инициативы и творческого самовыражения детей.Занятие способствовало активизации познавательного интереса к работоспособности детей.Сотрудничество между детьми, дружелюбный настрой, музыкальное сопровождение, игры способствовали созданию комфортной психологической атмосферы, что положительно повлияло на эмоциональное состояние детей во время проведения занятий.
Список литературы:
- Борзова, З.В. Дидактические материалы по экологии: методическое пособие [Текст] /– М.: ТЦ Сфера, 2005. – 400с.
- Шорыгина, Т.А. «Птицы. Какие они?» - М.: Гном и Д 2008. -200с.
- В.Д.Ибрагимова. Правила поведения в природе [Электронный ресурс]. - http:// festival. September. Ru/ articles/560372
- [Электронный ресурс]. www.topguns.ru/birds/20430
- [Электронный ресурс]. Detkam.e-papa.ru/mp/90/
- [Электронный ресурс]. www.birdsparks. ru/gallery/birds
- [Электронный ресурс]. festival.1september.ru/articles/532772
- [Электронный ресурс]. www.meshared. ru/there/prezentatsiya-ptitsyi/2/
Приложение №1
Дидактические картинки перелетных птиц
грач
ласточка
кукушка
жаворонок
Приложение№2
Виды гнёзд перелетных птиц
гнездо жаворонка
гнездо ласточки
гнездо грача
скворечник
Приложение№3
Картинки –шапочки для птиц: воробей,скворец
Приложение№4
Дидактические картинки правил поведение в лесу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта занятия по коррекции дисграфии. Логопедическая тема: выделение первого согласного звука . Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м.р. и ж.р. Лексическая тема: Птицы.
Конспект по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза....
Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».
Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель: расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...
Методическая разработка занятия «Зимующие птицы нашего Крыма»
Зимующие птицы Крыма...
Методическая разработка "Акция покормите птиц зимой"
Разработка "Акция покормите птиц зимой" проведена в творческом объединении дополнительного образования для детей. Цель акции привлечь внимание к проблеме зимующих птиц....
Методическая разработка по теме: "ПТИЦЫ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ."
Данная презентация предназначена для использования на уроках "речевая практика" и" мир природы и человека"...
Методическая разработка мероприятия «Покормите птиц зимой» для детей младшей группы. (возраст 3-4 года)
Цель занятия: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать ...
Методическая разработка занятия "Перелетные птицы"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....