Методическая разработка занятия "Животные и птицы"
методическая разработка

Занятие разработано для обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivotnye_i_ptitsy.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект по уроку ГПД

Тема: Животные и птицы

в зимнее время года.

Выполнила:

Летенкова Л.О.

Санкт-Петербург 2016

Тема урока: Животные и птицы в зимнее время года.

Цель урока: познакомить учащихся с зимними изменениями в живой и неживой природе.

Задачи урока:

  • показать связь изменений в неживой природе и в мире растений, в жизни животных с приходом зимы;
  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать и выделять существенные признаки;
  • продолжить развитие умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения;
  • развивать эмоциональное восприятие зимней природы;
  • воспитывать эстетические чувства, экологически грамотное поведение в природе.

Оборудование:

Интерактивная доска, компьютер, видеофрагменты о зимней природе; фотоматериалы о зимней природе (явления природы для работы в группах); запись музыкального сопровождения, раздаточный материал для деления в группы (диаграмма времен года), задания для групп.

План урока:

вступление;

подача нового материала;

работа в группах;

поведение итогов (беседа);

разгадывание кроссворда;

рефлексия.

Ход занятий:

Учитель: Здравствуйте ребята! Тема сегодняшнего урока зашифрована в загадке. Предлагаю разгадать загадку и узнать, о чем мы сегодня на занятии будим говорить. Готовы? :

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Ответ: зима.)

Учитель: Правильно, сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года: о зиме, а именно об изменениях, которые наступают в природе с приходом зимы.

Учитель: А теперь вспомним для начала зимние месяцы.

Ученики: Декабрь, январь и февраль.

Учитель: А по каким признакам, как вы думаем, мы почувствуем наступление зимы?

Ученики: Стоит холодная погода, падает снег, дуют холодные ветры…

Учитель: Правильно. Молодцы. Сегодня на уроке мы узнаем о том, какие изменения происходят с наступлением зимы в жизни животных и птиц. (слайды на них картинки с зимними пейзажами).

Учитель: Давайте вспомним с вами как называют птиц, которые остаются у нас на зиму?

Ученики: зимующие.

Учитель: Каких птиц вы видим зимой?

Ученики: ……….(слайд с птица, которые остаются зимовать)

Учитель: Теперь давайте попытаемся ответить на вопрос: «почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?»

Ученики: Птицы остаются на зиму, потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу.

Учитель: А как себя ведут животные зимнее время.

Учитель на электронной доске выводит картинки, где изображены животные. Дети, увидев животное, должны назвать животное и рассказать, как ведет себя это животное зимой, после ответа на доске выводится другая фотография с правильным ответом.

Учитель (обобщение): Из рассказов ребят мы узнали, как веду себя птицы и звери зимой: есть животные, которые зимой уходят в спячку, а еще, что многие звери, как и птицы ведут активный образ жизни зимой. Трудно им прокормиться зимой они часто погибают от голода. Поэтому зверей, как и птиц, зимой нужно подкармливать. Для этого в лесу лесники и охотники развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, ставят стога сена, раскладывают капусту, морковь.

Учитель: Какой вывод можно сделать из услышанного?

Ученики: животных и птиц зимой необходимо подкармливать.

Учитель: Какие изменения происходят с наступлением зимы в жизни людей?

Ученики дают свои ответы, а учитель в это время раздает карточки, на которых изображены изменения, которые происходят с наступлением зимы и другие.

Учитель: А теперь проверим сами свои ответы. Давайте представим себе, что вы исследователи, а это значит, что вам нужно внимательно рассмотреть картинки, которые лежат перед вами, подумать и выбрать те, что относятся к зиме, а затем сделать вывод. (индивидуальная работа по карточкам, затем взаимопроверка).

Ученики индивидуально выбирают карточки, относящиеся к зиме.

Учитель: А сейчас предстоит работа в группах (дети делятся на группы (количество групп зависит от числа учеников), и обсуждают свои ответы.

Учитель: Я вижу команды готовы, и мы приступаем к представлению ответом от каждой группы.

Представитель группы встает и рассказывает: какие карточки группа выбрала и почему.

Учитель: Команды молодцы справились с заданием. Приступаем к следующему заданию: каждая группа получит карточку с заданием и должна будет выполнить его, затем произведем проверку – прикрепим правильные ответы на доску.

Задания для групп: прочитать и выбрать предложения карточки, относящиеся к явлениям, происходящим зимой.

Например: Солнце выглядывает редко и не греет.

Зеленеет травка.

Земля покрывается снегом.

Наступают жаркие дни.

Приходят морозы.

Тает снег.

Замерзают водоёмы.

Учитель: Теперь мы с вами поведем итоги. Вам предстоит ответить на вопросы:

- Как люди приготовились к зиме? (утеплили помещения, скотные дворы, заготовили дрова на зиму).

-  Как звери и птицы приготовились к зиме?

Учитель: А теперь Вам необходимо разгадать кроссворд. (кроссворд выводится на электронную доску).

Перед вами кроссворд, чтобы его разгадать необходимо отгадать загадки, а отгадки мы запишем в нужные клеточки. Если кроссворд правильно разгадан, то в красных квадратиках прочитаете название зимнего месяца.

(Дети загадывают загадки).

1). Не колючий,

Светло-синий,

По кустам развешан….(иней).

2). Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный?

(волк).

3). Крыша в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла …. (зима).

4). На ветке не птичка –

Зверёк – невеличка,

Мех тёплый, как грелка.

Кто же это … (белка).

5). Какой это мастер на стёкла нанёс

И листья, и травы, и заросли роз?

(мороз).

6). Название какого месяца вы прочитали? (декабрь).

(слово, которое выделено – январь)

Итог урока. Рефлексия

Учитель: О каком времени года мы сегодня говорили?

– Назовите зимние месяцы.

– Чем вам нравится зима?

-Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

- Мы сейчас узнаем с каким настроением вы заканчиваете урок. Перед вами лежат шаблоны птиц. Какие это птицы?

Ученики: Снегири, синички, утки.

Учитель: Правильно. Я могу заключить, что вы по окончанию урока стали настоящими экспертами по птицам. У кого хорошее настроение и кому урок понравился, прикрепите к дереву через магнитик снегирей, кому было сегодня скучно на уроке - синичек, а уток, если настроение не изменилось и урок не понравился

Звучит музыка А. Вивальди «зима». Ученики выбирают себе птичку и прикрепляют к дереву, которое изображено на школьной доске.  

Учитель: Молодцы!  Сегодня вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, давали полные и правильные ответы и послушали

Домашнее задание: найти загадки о зиме.

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Птицы - наши друзья».

Мероприятие "Птицы - наши друзья"расчитано для учащихся 5-6 классов.Цель:  расширить знания учащихся об экологических группах птиц Задачи: - рассмотреть черты приспособленности их к условиям...

Методическая разработка "Акция покормите птиц зимой"

Разработка "Акция покормите птиц зимой" проведена в  творческом объединении дополнительного образования для детей. Цель акции привлечь внимание к проблеме зимующих птиц....

Методическая разработка по теме: "ПТИЦЫ ЗАНЕСЕННЫЕ В КРАСНУЮ КНИГУ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ."

Данная презентация предназначена для использования на уроках  "речевая практика" и" мир природы и человека"...

Методическая разработка мероприятия «Покормите птиц зимой» для детей младшей группы. (возраст 3-4 года)

Цель занятия: Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.Расширить представление детей о птицах края. Воспитывать ...

Методическая разработка занятия "Перелетные птицы"

Занятие разработано для обучающихся основной школы....