Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме

Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит  цели, задачи, тип, оборудование, структурные элементы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКСКОУ специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа – интернат VIII вида

 г. Городца Нижегородской области.

Конспект урока географии

в 6 классе.

Тема урока: Первые кругосветные путешествия.

Раздел программы и номер урока.

Земной шар. Урок № 7: Первые кругосветные            путешествия.

Базовый учебник.

          «Начальный курс физической географии»:

Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2006.

Цель: Формирование  у учащихся представлений о первом  кругосветном путешествии и первом русском кругосветном плавании.

 

Задачи урока:

  • образовательные:
  1. Познакомить учащихся с мореплавателями: Фернаном Магелланом,

Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.

  1. Сформировать представление  об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
  2. Продолжить формирование умения ориентироваться в географической карте.
  3. Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах, Мировом океане.
  • коррекционно-развивающие:
  1. Корригировать произвольное внимание.
  2. Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
  3. Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
  4. Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.

  • воспитательные:
  1. Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование:

физическая карта полушарий, словарные карточки, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з (см. приложение 1), контурные карты полушарий, образец выполнения работы в ней, диск CD с презентацией, компьютер, проектор, интерактивная доска, карандаши красного и синего цвета.


Этапы урока.

Структурные элементы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

I. Вводно  -мотива-

ционный.

8 мин.

II. Основ-

ной (познава-

тельный)

этап

урока.

24 мин.

III.

Рефлек-

сивно – оценочный

8 мин.

Всего:

40 мин.

1. Организа -

ционный момент.

1 мин.

2.

Сообщение цели, задач урока.

Мотивация учащихся.

2 мин.

3. Проверка  

выполнения

домашнего задания.

3 мин.

4. Актуализа-

ция опорных знаний.

2мин.

5. Формирова

ние новых знаний.

11  мин.

                     

6.  Физкульт-

Минутка.

2 мин.

7. Практичес-

кая работа, первичное закрепление.

8  мин.

8. Формирова

ние новых знаний (продолже

ние). 3 мин.

 9. Закрепле-

ние, контроль усвоения и коррекция знаний.  

5 мин.                    

10.  Подведе-

ние итогов урока,

рефлексия, оценка    работы

уч-ся на уроке. 2 мин.

11. Домашнее задание. 1мин.

  Обеспечивает комфортное состояние учащихся.  Проверяет готовность рабочего места. Создает ситуацию успеха.

 

Сообщает тему урока:  «Первые кругосветные путешествия» (Презентация, слайд 1.)  Задача урока – узнать о первых кругосветных путешествиях. А именно: кто, когда, как и зачем их совершил?

- Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия.

- Сначала нам нужно проверить, готовы ли вы к путешествию? Проверим выполнение домашнего задания. Для этого выполним задание на карточках: нужно вставить названия материков. (Приложение 1.) (Лифанова., 2001)

- Ответив  на вопросы, (Презентация, слайды  

3 - 8) мы лучше подготовимся к путешествию.

  1. Какую форму имеет Земля?
  2. Как вы понимаете слова: «кругосветное путешествие»?
  3. Что такое океан?
  4. Что такое материк?
  5.  Можно ли проплыть по океанам вокруг земного шара? Почему?

       

 - А теперь мы «отправляемся» в далёкое прошлое, где нам предстоит встреча с великим путешественником Фернаном Магелланом. Вот его портрет. (Показ - презентация,  слайд 9)

Организует словарную работу:

-  Ребята, давайте прочитаем имя и фамилию мореплавателя.

Предлагает сделать доклад о Фернане Магеллане подготовившемуся заранее ученику.

- Спасибо за интересный рассказ.

    Даёт задание: «Напишите имя и фамилию мореплавателя, который руководил первым кругосветным путешествием».

   

- А сейчас я вам предлагаю совершить воображаемое «кругосветное путешествие» вместе с Фернаном Магелланом и его спутниками. (Презентация,  слайды 11 - 19).  

   

Показывает по ходу презентации путь экспедиции на карте, а также  организует работу по словарным карточкам на доске. (Словарные понятия – экспедиция, Магелланов пролив.)  

Организует  выполнение упражнений.

Организует работу в контурных картах.

Задание:  отметить путь, который прошли мореплаватели. Объясняет порядок работы, показывает образец.

-  В 1803 году,  через 282 года после завершения первого кругосветного путешествия, русские мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский возглавили

первое русское кругосветное плавание  (Презентация, слайд 20). На двух кораблях, они путешествовали 3 года. За это время они собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан.

Организует словарную работу по слайду. Новые понятия: Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский.

-Какие качества характера помогли участникам первых кругосветных путешествий преодолевать трудности?

                

Организует выполнение тестового задания

(Презентация, слайды 21 – 14), самопроверку, коррекцию, оценку знаний.

Организует подведение итогов урока, рефлексию, самооценку и оценку работы на уроке.

-  Вот и подошло к концу наше путешествие.  Как вы считаете, выполнили мы  задачу  урока?  Что вы узнали на уроке? Как работали на уроке?

Озвучивает домашнее задание:

1. Прочитать и кратко пересказать статью учебника на стр. 112 – 114.

2. По желанию: отметить на карте путь первого русского кругосветного плавания. (Презентация, слайды 25 и 26.)

Проверяют готовность своего рабочего места. Настраиваются на активную работу.

Осознают задачу урока.

Выполняют задания на карточках. Проверяют правильность выполнения по слайду.( Презентация, слайд 2.)

 Отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов с помощью слайдов.

  1. Земля имеет форму шара.
  2. Кругосветное путешествие – путешествие вокруг Земли.
  3. Океан – огромное пространство воды, окруженное материками.
  4. Материки - большие участки суши.

5.  Да. Потому, что все океаны соединены  между собой.

 

 

(Ученики читают вслух на слайде имя и фамилию мореплавателя. Сначала хором по слогам вместе с учителем, а затем произносят самостоятельно.)

Ученик  делает доклад о Фернане  Магеллане (Географические открытия., 2008):

  «Родился Фернан Магеллан более пятиста лет назад в стране Португалии и прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Он был моряком и солдатом, отважным, храбрым человеком, умелым мореходом. Он отлично разбирался в картах и умел определять курс корабля. (Показ - презентация, слайд 10).

  Его мечтой было кругосветное путешествие. И он, преодолев много препятствий, став адмиралом, смог организовать эту опасное, долгое плавание».

Один из учеников записывает на доске в клеточках:    

Ф

Е

Р

Н

А

Н

                                                 

М

А

Г

Е

Л

Л

А

Н

Специально подготовленные ученики по ходу презентации делают небольшие сообщения с опорой на слайды. (Новая книга в вопросах и ответах., 2007) (Географические открытия., 2008) Остальные воспринимают данную информацию.  

Слайд 12: «Начало пути».

  26 августа 1519 года флотилия из пяти кораблей

отплыла от Испании, возглавил экспедицию

Фернан Магеллан. Всего в плавание отправились 265 человек.

Слайд 13:  «Первые испытания».

Путешествие оказалось тяжелым: морякам часто приходилось бороться с ураганами и штормами.

Слайд 14:  «Холодные южные воды».

  Чем дальше к югу плыли корабли вдоль берегов

Южной Америки, тем холоднее становилось.

Наступила зима – моряки страдали от морозов и ветров. Трудности и лишения привели к бунту, но Магеллан не отступил.

Слайд 15: «Путь найден!»

  Наконец, после долгих месяцев тяжелого плавания, Магеллан обнаружил пролив, который позже назвали его именем. Пролив привел флотилию в неизвестный океан. Магеллан назвал этот океан «Тихим» за его спокойный нрав. К этому времени флотилия состояла уже из трёх кораблей: один корабль разбился, а еще один повернул назад в Испанию.

Слайд 16: «По Тихому океану».

Плавание через Тихий океан было мучительным             испытанием. Моряки   погибали от голода и жажды.

Слайд 17:  «Райские острова».

    Наконец, показались  острова, покрытые  зеленью. На них путешественники впервые за долгие месяцы наелись досыта.

Слайд 18: «Схватка с островитянами».

   На одном из островов моряки приняли участие

в войне между местными жителями и жестоко поплатились за это.  Магеллан и ещё несколько моряков погибли в схватке.

Слайд 19:  «Возвращение».

   Оставшаяся команда на единственном уцелевшем

корабле отправилась в дальнейший путь.

Индийский океан встретил их сильными штормами.  

Людей вновь преследовали голод, жажда и

болезни. Но, обогнув Африку, моряки в сентябре

1522 года все же вернулись в  испанский порт.

На берег, спустя 3 года после начала плавания, сошли 18 измученных людей.

  Выполняют упражнения.

Работают в контурных картах, в которых заранее пунктиром проведён маршрут плавания. Ученики отмечают красным карандашом путь под командованием Магеллана, а синим – возвращение его спутников, подписывают условные обозначения. (Опора на образец.)

Учащиеся воспринимают информацию на слух с опорой на зрительный анализатор (слайд).

Читают слова хором по слогам вместе с учителем, затем произносят самостоятельно.

Отвечают на вопрос:

-Участникам первых кругосветных путешествий помогли преодолевать трудности такие качества характера, как настойчивость, целеустремленность, смелость, самопожертвование и  т. д.

Самостоятельная работа. (Тест).

Участвуют в проверке и оценке выполнения задания.

С помощью учителя подводят итоги своей работы на уроке. Озвучивают полученные знания, оценивают свою работу.

Записывают домашнее задание.


Литература.

  1. Географические открытия. (2008). Москва: Махаон.
  2. Лифанова., Т. М. (2001). Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. Москва: Просвещение.
  3. Новая книга в вопросах и ответах. (2007). Москва: Махаон.
  4. http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=237221460-22-72  (Фоновый рисунок  фигур Smart Art на слайдах 3, 21 – 24)
  5. http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=182358240-16-72&n=21 (Фоновый рисунок  слайдов 1, 25, 26).
  6. http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=330032273-41-72&n=21   (Фоновый рисунок  слайда 11).
  7. http://qrok.net/uploads/posts/2010-03/1268216135_lisyansky.jpg  (Портрет   Ю. Ф. Лисянского, слайд 20)
  8. http://stat8.blog.ru/lr/092f8fef35a9c12d0fbc84f94a8d3c71  (Портрет  И. Ф. Крузенштерна, слайд 20)
  9. http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=556600726-32-72&n=21 (Рисунок к

слайду  15).

  1. http://business-ethics.com/wp-content/uploads/2010/07/Globe_New_Feature-copy.jpg (Рисунок для слайдов 4,5). 
  2. http://www.gov.pe.ca/photos/sites/psc/pictures/91768489.jpg?5249 (Рисунок для титульного листа).

Приложение 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида

Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной)  школы- интерната  составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных  у...

Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...

Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»

Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп"  позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...

"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....

внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида

обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание  соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...

Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»

Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву.          Задачи:         образовательные: дать зн...

Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида

Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....