Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия".
план-конспект занятия по географии (6 класс) по теме
Конспект урока географии в 6 классе специальной (коррекционной) школы - интернат VIII вида на тему "Первые кругосветные путешествия" содержит цели, задачи, тип, оборудование, структурные элементы урока, деятельность учителя, деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект современного урока по географии в специальной (коррекционной) школе VIII вида | 556.44 КБ |
Предварительный просмотр:
МКСКОУ специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида
г. Городца Нижегородской области.
Конспект урока географии
в 6 классе.
Тема урока: Первые кругосветные путешествия.
Раздел программы и номер урока. | Земной шар. Урок № 7: Первые кругосветные путешествия. |
Базовый учебник. | «Начальный курс физической географии»: Т. М. Лифанова, Е.Н. Соломина, 2006. |
Цель: Формирование у учащихся представлений о первом кругосветном путешествии и первом русском кругосветном плавании.
Задачи урока:
- образовательные:
- Познакомить учащихся с мореплавателями: Фернаном Магелланом,
Иваном Фёдоровичем Крузенштерном и Юрием Фёдоровичем Лисянским.
- Сформировать представление об основных этапах первого кругосветного путешествия, его значении.
- Продолжить формирование умения ориентироваться в географической карте.
- Закрепить понятие о форме Земли, материках, океанах, Мировом океане.
- коррекционно-развивающие:
- Корригировать произвольное внимание.
- Развивать навыки устной речи, пополнять словарный запас.
- Развивать память, корригировать процессы запоминания и воспроизведения.
- Развивать положительную мотивацию к учебной деятельности.
- воспитательные:
- Способствовать осознанию нравственных качеств: настойчивости, целеустремлённости, стремления к активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
физическая карта полушарий, словарные карточки, карточки с заданиями для проверки выполнения д/з (см. приложение 1), контурные карты полушарий, образец выполнения работы в ней, диск CD с презентацией, компьютер, проектор, интерактивная доска, карандаши красного и синего цвета.
Этапы урока. | Структурные элементы урока. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. | ||||||||||||||
I. Вводно -мотива- ционный. 8 мин. II. Основ- ной (познава- тельный) этап урока. 24 мин. III. Рефлек- сивно – оценочный 8 мин. Всего: 40 мин. | 1. Организа - ционный момент. 1 мин. 2. Сообщение цели, задач урока. Мотивация учащихся. 2 мин. 3. Проверка выполнения домашнего задания. 3 мин. 4. Актуализа- ция опорных знаний. 2мин. 5. Формирова ние новых знаний. 11 мин.
6. Физкульт- Минутка. 2 мин. 7. Практичес- кая работа, первичное закрепление. 8 мин. 8. Формирова ние новых знаний (продолже ние). 3 мин. 9. Закрепле- ние, контроль усвоения и коррекция знаний. 5 мин. 10. Подведе- ние итогов урока, рефлексия, оценка работы уч-ся на уроке. 2 мин. 11. Домашнее задание. 1мин. | Обеспечивает комфортное состояние учащихся. Проверяет готовность рабочего места. Создает ситуацию успеха.
Сообщает тему урока: «Первые кругосветные путешествия» (Презентация, слайд 1.) Задача урока – узнать о первых кругосветных путешествиях. А именно: кто, когда, как и зачем их совершил? - Сегодня мы «заглянем» в прошлое, чтобы понять, как люди узнавали нашу планету, совершали великие открытия. - Сначала нам нужно проверить, готовы ли вы к путешествию? Проверим выполнение домашнего задания. Для этого выполним задание на карточках: нужно вставить названия материков. (Приложение 1.) (Лифанова., 2001) - Ответив на вопросы, (Презентация, слайды 3 - 8) мы лучше подготовимся к путешествию.
- А теперь мы «отправляемся» в далёкое прошлое, где нам предстоит встреча с великим путешественником Фернаном Магелланом. Вот его портрет. (Показ - презентация, слайд 9) Организует словарную работу: - Ребята, давайте прочитаем имя и фамилию мореплавателя. Предлагает сделать доклад о Фернане Магеллане подготовившемуся заранее ученику. - Спасибо за интересный рассказ. Даёт задание: «Напишите имя и фамилию мореплавателя, который руководил первым кругосветным путешествием».
- А сейчас я вам предлагаю совершить воображаемое «кругосветное путешествие» вместе с Фернаном Магелланом и его спутниками. (Презентация, слайды 11 - 19).
Показывает по ходу презентации путь экспедиции на карте, а также организует работу по словарным карточкам на доске. (Словарные понятия – экспедиция, Магелланов пролив.) Организует выполнение упражнений. Организует работу в контурных картах. Задание: отметить путь, который прошли мореплаватели. Объясняет порядок работы, показывает образец. - В 1803 году, через 282 года после завершения первого кругосветного путешествия, русские мореплаватели Иван Фёдорович Крузенштерн и Юрий Фёдорович Лисянский возглавили первое русское кругосветное плавание (Презентация, слайд 20). На двух кораблях, они путешествовали 3 года. За это время они собрали большое количество научной информации, составили много подробных карт, а главное они открыли дорогу российским кораблям в Мировой океан. Организует словарную работу по слайду. Новые понятия: Иван Фёдорович Крузенштерн, Юрий Фёдорович Лисянский. -Какие качества характера помогли участникам первых кругосветных путешествий преодолевать трудности?
Организует выполнение тестового задания (Презентация, слайды 21 – 14), самопроверку, коррекцию, оценку знаний. Организует подведение итогов урока, рефлексию, самооценку и оценку работы на уроке. - Вот и подошло к концу наше путешествие. Как вы считаете, выполнили мы задачу урока? Что вы узнали на уроке? Как работали на уроке? Озвучивает домашнее задание: 1. Прочитать и кратко пересказать статью учебника на стр. 112 – 114. 2. По желанию: отметить на карте путь первого русского кругосветного плавания. (Презентация, слайды 25 и 26.) | Проверяют готовность своего рабочего места. Настраиваются на активную работу. Осознают задачу урока. Выполняют задания на карточках. Проверяют правильность выполнения по слайду.( Презентация, слайд 2.) Отвечают на вопросы, проверяют правильность ответов с помощью слайдов.
5. Да. Потому, что все океаны соединены между собой.
(Ученики читают вслух на слайде имя и фамилию мореплавателя. Сначала хором по слогам вместе с учителем, а затем произносят самостоятельно.) Ученик делает доклад о Фернане Магеллане (Географические открытия., 2008): «Родился Фернан Магеллан более пятиста лет назад в стране Португалии и прожил недолгую, но очень яркую жизнь. Он был моряком и солдатом, отважным, храбрым человеком, умелым мореходом. Он отлично разбирался в картах и умел определять курс корабля. (Показ - презентация, слайд 10). Его мечтой было кругосветное путешествие. И он, преодолев много препятствий, став адмиралом, смог организовать эту опасное, долгое плавание». Один из учеников записывает на доске в клеточках:
Специально подготовленные ученики по ходу презентации делают небольшие сообщения с опорой на слайды. (Новая книга в вопросах и ответах., 2007) (Географические открытия., 2008) Остальные воспринимают данную информацию. Слайд 12: «Начало пути». 26 августа 1519 года флотилия из пяти кораблей отплыла от Испании, возглавил экспедицию Фернан Магеллан. Всего в плавание отправились 265 человек. Слайд 13: «Первые испытания». Путешествие оказалось тяжелым: морякам часто приходилось бороться с ураганами и штормами. Слайд 14: «Холодные южные воды». Чем дальше к югу плыли корабли вдоль берегов Южной Америки, тем холоднее становилось. Наступила зима – моряки страдали от морозов и ветров. Трудности и лишения привели к бунту, но Магеллан не отступил. Слайд 15: «Путь найден!» Наконец, после долгих месяцев тяжелого плавания, Магеллан обнаружил пролив, который позже назвали его именем. Пролив привел флотилию в неизвестный океан. Магеллан назвал этот океан «Тихим» за его спокойный нрав. К этому времени флотилия состояла уже из трёх кораблей: один корабль разбился, а еще один повернул назад в Испанию. Слайд 16: «По Тихому океану». Плавание через Тихий океан было мучительным испытанием. Моряки погибали от голода и жажды. Слайд 17: «Райские острова». Наконец, показались острова, покрытые зеленью. На них путешественники впервые за долгие месяцы наелись досыта. Слайд 18: «Схватка с островитянами». На одном из островов моряки приняли участие в войне между местными жителями и жестоко поплатились за это. Магеллан и ещё несколько моряков погибли в схватке. Слайд 19: «Возвращение». Оставшаяся команда на единственном уцелевшем корабле отправилась в дальнейший путь. Индийский океан встретил их сильными штормами. Людей вновь преследовали голод, жажда и болезни. Но, обогнув Африку, моряки в сентябре 1522 года все же вернулись в испанский порт. На берег, спустя 3 года после начала плавания, сошли 18 измученных людей. Выполняют упражнения. Работают в контурных картах, в которых заранее пунктиром проведён маршрут плавания. Ученики отмечают красным карандашом путь под командованием Магеллана, а синим – возвращение его спутников, подписывают условные обозначения. (Опора на образец.) Учащиеся воспринимают информацию на слух с опорой на зрительный анализатор (слайд). Читают слова хором по слогам вместе с учителем, затем произносят самостоятельно. Отвечают на вопрос: -Участникам первых кругосветных путешествий помогли преодолевать трудности такие качества характера, как настойчивость, целеустремленность, смелость, самопожертвование и т. д. Самостоятельная работа. (Тест). Участвуют в проверке и оценке выполнения задания. С помощью учителя подводят итоги своей работы на уроке. Озвучивают полученные знания, оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. |
Литература.
- Географические открытия. (2008). Москва: Махаон.
- Лифанова., Т. М. (2001). Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии. 6 класс. Москва: Просвещение.
- Новая книга в вопросах и ответах. (2007). Москва: Махаон.
- http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=237221460-22-72 (Фоновый рисунок фигур Smart Art на слайдах 3, 21 – 24)
- http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=182358240-16-72&n=21 (Фоновый рисунок слайдов 1, 25, 26).
- http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=330032273-41-72&n=21 (Фоновый рисунок слайда 11).
- http://qrok.net/uploads/posts/2010-03/1268216135_lisyansky.jpg (Портрет Ю. Ф. Лисянского, слайд 20)
- http://stat8.blog.ru/lr/092f8fef35a9c12d0fbc84f94a8d3c71 (Портрет И. Ф. Крузенштерна, слайд 20)
- http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=556600726-32-72&n=21 (Рисунок к
слайду 15).
- http://business-ethics.com/wp-content/uploads/2010/07/Globe_New_Feature-copy.jpg (Рисунок для слайдов 4,5).
- http://www.gov.pe.ca/photos/sites/psc/pictures/91768489.jpg?5249 (Рисунок для титульного листа).
Приложение 1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната VIII вида
Рабочая программа по математике для учащихся 2 класса специальной ( коррекционной) школы- интерната составлена на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных у...
Программа факультативного курса по географии для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Программа факультативного курса разработана для учащихся 7 класса. Цель программы познакомить учащихся с природой края, сообщить о современных проблемах экологии.Основными принципами построения програ...
Внеклассное мероприятие по географии 7 класс. Специальная ( коррекционная) школа-интернат VIII вида. «Лесной калейдоскоп»
Внеурочное мероприятие по географии "Лесной калейдоскоп" позволяет ученикам с ограниченными возможностями здоровья удовлетворить свои интересы в области географии помогает им ...
"Причины распада Киевской Руси" урок в 7 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
Традиционное обучение. общая направленность в работе - получение учениками определенного объема предметных знаний, запоминая их....
внеклассное мероприятие "Югра - моя малая Родина" для учащихся 7-9 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида
обзорная информация о Югре современной и о легендарном прошлом Югры. Презентация создана чуть позже, но ее содержание соответствует конспекту ( можно изменить даты Юбилея). В познавательной и до...
Урок истории в 9 классе специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида «На подступах к Москве»
Цель: дать учащимся представление о героической борьбе за Москву. Задачи: образовательные: дать зн...
Конспект урока по музыке и пению для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы- интерната VIII вида
Тема урока : "Многожанровость музыки"Тип урока: Урок обобщения пройденного материала....