Тренинг "Жизненные ценности"
методическая разработка
Представленый тренинг направлен на оказание помощи в определении целей и приоритетов у подростков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening.docx | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг «Жизненное самоопределение».
Программа проведения занятия
Программа «Тренинга целеполагания и построения жизненной перспективы» рассчитана на 2-3 часа.
Цель занятия: осознание собственной системы ценностей, обучение целеполаганию, навыкам планирования и достижения поставленных целей, построению жизненной перспективы.
Задачи:
- научиться ставить цель;
- обучение навыкам работы в команде;
- обучение навыкам планирования
Ход тренинга:
- Приветствие. Целеполагание.
- Упражнение «Достижение цели»
Цель: выработка умения грамотно формулировать свои цели.
Инструкция участникам: Для того чтобы достичь цели, необходимо четко ее представлять, понимать к чему идешь. Правильно ставить цели – это то, что необходимо для успешной личности. А чтобы цели были действительно успешными, необходим ряд условий:
Цель должна быть конкретна, измерима и реальна;
Разбивайте цели – «слоны» (очень большие и перспективные) на более мелкие и близкие во времени;
Ставя цели, опирайтесь на имеющийся потенциал, как свой, так и тех, кто готов помочь нам в достижении целей.
После вводной части, участникам предлагается представить какую-то свою цель и шаги, которые необходимо сделать, чтобы ее достичь.
Каждый из участников имеет бланк, в котором необходимо заполнить графы: Что делать (цель).
Когда (сроки).
Что нужно (средства, действия).
Кто может вам помочь в достижении цели.
Какие возможны препятствия, и как их надо преодолевать.
Например, получить хорошую работу в будущем. Помогут образование, контакты с биржей труда, знакомыми, реальный опыт работы.
- Упражнение «Снятие внутренних ограничений»
Цель: осознание своих внутренних ограничителей; овладение инструментом пошагового снятия внутренних ограничений.
Инструкция участникам: Главное в проведении этого упражнения – последовательность, неспешность и деликатность.
Выполним следующие действия:
«На пути достижения целей нам встречаются различные препятствия. Их можно условно поделить на «внешние» и «внутренние».
Многие считают, что с «внутренними» препятствиями (ограничителями) справиться бывает порой сложнее, чем с «внешними». Как мы говорим о «внутренних» ограничителях?
Обычно мы начинаем со слов: «Я не могу…».
Сейчас мы попробуем по шагам преодолеть некоторые наши внутренние ограничения.
- Возьмите чистый лист и пять раз напишите фразу «Я не могу…», оставляя свободное место, чтобы ее закончить.
- «Завершите незаконченные предложения, т.е. продолжите фразу и напишите, что вы НЕ можете делать (сделать). Я дам вам на это время. У всех готово? Кто может прочитать некоторые свои фразы вслух для всех?»
- «Теперь во всех свои фразах зачеркните слово «могу», а вместо этого напишите сверху слово «ХОЧУ». Что у вас получилось? Прочитайте все фразы с новыми словами. Я хочу попросить тех же участников снова прочитать вслух уже исправленные фразы».
- «Следующий шаг. Везде зачеркните частицу «НЕ». Прочитайте, что у вас получилось. Сейчас вы должны задать себе очень важный вопрос: «Вы действительно этого хотите?»
Прочитайте еще раз свои фразы и сделайте ударение на слове «хочу».
- «И наконец завершающий шаг. Допишите после слова «хочу» словосочетание «И ЛЕГКО МОГУ». У вас получится «Я хочу и легко могу…» - и далее по вашему тексту. Теперь давайте произнесем наши новые фразы вслух. Я хочу снова попросить сделать это первыми тех, кто уже говорил».
4. Упражнение «События моей жизни»
Цель: сформировать структурное видение своей жизни через значимые события; помочь осознать связи (отношения) событий с окружающими людьми и определить характер этих связей.
Инструкция участникам: «Представьте себе всю свою жизнь: и прошлое, и настоящее, и возможное, ожидаемое будущее. Попробуйте найти пять-семь самых важных событий своей жизни.
Это могут быть любые перемены:
в природе и обществе;
в ваших мыслях и чувствах;
в семейной; учебной; деловой; личной жизни. Обязательно учитывайте не только прошлые события, но и те, которые могут произойти в будущем. Итак, выпишите на отдельном листе бумаги:
событие А;
событие Б;
событие В;
событие Г;
событие Д.
Теперь по каждому событию попробуйте ответить на некоторые вопросы, относящиеся к этим событиям (на те вопросы, которые, по вашему мнению, не имеют ответа, можете не отвечать):
кто больше других помогал (или поможет) нам в этом?
кто больше других мешал (или помешает)?
кого вы этим сильнее всего порадовали (или порадуете)?
кого вы этим сильнее всего огорчили (огорчите)?
Подсчитайте, как часто в своих ответах вы упоминали имя того или иного человека? Это могут быть:
родственники; друзья; соседи; коллеги по учебе и работе; герои художественных произведений; исторические личности; представители предшествующих и последующих поколений».
По завершению упражнения происходит обсуждение в группе.
5.Упражнение «Жизненные перспективы»
Цель: отработка умений ставить цели и планировать их достижение, развитие способности принимать решения и быть ответственным за свой выбор.
Инструкция участникам: «В нашей жизни зачастую, чтобы получить желаемое необходимо ставить цели, уметь их упорядочить, оценить степень их важности, спланировать нужные действия и понять, какие личностные ресурсы для этого понадобятся.
Возьмите листок бумаги, разбейте его на 4 колонки и озаглавьте их «Мои цели», «Их важность для меня», «Мои действия», «Мои ресурсы». Последовательно заполните колонки, начните с первой и запишите, чего вы хотите именно сейчас, в течение недели, месяца, полугода, года. Наметьте и более далекие цели, например, чего бы вы хотели достичь через 5, 10 лет. Во второй колонке оцените список ваших целей по степени важности их для вас, используя шкалу от 10 (наиболее значимые) до 1 (наименее значимые). В третьей колонке обозначьте те действия, которые необходимо выполнить для реализации каждой цели. В четвертую колонку необходимо записать ваши личностные качества, способности, те ресурсы, которые вам необходимы для достижения намеченного».
Заслушиваем результаты.
6. Подведение итогов. Рефлексия. Заслушивание выводов тренинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Жизненные ценности в семейной жизни и формирование разумных потребностей и жизненных ценностей у старшеклассников
Лекция для родителей учащихся 9-11 классов...
Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»
Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: · подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...
Классный час для старшеклассников "Ценность нравственности и нравственные ценности"
Конспект классного часа, формирующего у школьников нравственное миропонимание....
Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.
Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и ...
Результаты проведения опроса «Проявление семейных ценностей в поведении супругов» (диагностика формирования семейных ценностей у подростков). Мартынова М.В., Тихонова Е.В., методисты ГБУ ДО ДД(Ю)Т Московского района СПб
Из опыта работы. Диагностика формирования семейных ценностей у подростков....
Тема урока: «Доброделание. Нравственные ценности в жизни человека. Подтема: «Возможен ли диалог ценностей?»
Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н...