Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.
план-конспект занятия (8, 9 класс)

Зиновьев Александр Владимирович

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственные ценности.

Истинные и мнимые ценности.

Цель:

Обсудить понятия «ценности», «цена», их буквальное и переносное значение; развивать у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

Задачи:

1. Познакомить с понятиями «нравственность», «ценность».

2. Разобрать, что относится к ценностям «истинным» и «мнимым».

3. Содействовать воспитанию умения выбирать настоящие ценности.

Слайд 1

«Каждый выбирает для себя…»

                             Асадов, как-то написал.

Словами этими он многое сказал.

Так в жизни нашей происходит,

                                                            Что время сделать выбор к нам приходит.

И уже зависит лишь от нас,

Что выберем мы в этот час.

Выбирая материальные блага,

Мы можем не заметить.

                   Как от нас уходят

Честь, любовь и настоящие друзья.

Каждый должен лишь понять,

Что, выбирая «ценности».

                                             Не надо про их «цену» забывать.

Слайд 2

У каждого человека, взрослого и ребенка есть возможность мечтать и выбирать. Пока человек живет, он всегда о чем-то мечтает.

Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели. Давайте представим себе нашу жизнь в виде дороги, по которой мы идем вперёд, в будущее, во взрослую жизнь.

Слайд 3

           Наше право – выбрать, какой будет наша дорога, широкая и ровная, с большим количеством поворотов и развилок или узкая извилистая тропинка. Где и куда свернуть и в какое время в большинстве случаев будет зависеть от нас - ведь это наш выбор.

Наше право выбирать свои ценности в жизни, но как бы при этом не допустить ошибку.

Слайд 4

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?

Вы уже наверное поняли, наше занятие посвящено проблеме выбора между ценностями материальными и нравственными ценностями.

Назовём их ценности истинные и мнимые.  

Так звучит тема нашего занятия.

Слайд 5.

Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.

Исходя из темы, попробуйте сформулировать цель занятия.

Слайд 6.

Отсюда вытекает, что цель занятия будет выглядеть так:

- Мы знакомимся с определением «нравственность», «ценность».

- Учимся определять для себя (делать выбор), какие ценности будут являться для нас главными (истинными) и мнимыми.

Данная проблема, проблема выбора актуальна во все времена. Социологи утверждают, что для современной молодежи все большее значение приобретают ценности материально-бытового плана, преобладают личные жизненные мотивы и экономические цели.

В структуре ценностных ориентаций современной молодежи в настоящее время доминируют не ценности- цели, а ценности-средства.

Двигаясь по нашей дороге, мы не всегда идем уверенно, можем ошибаться, можем свернуть с пути можем оступиться и упасть.

В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери.

Слайд 7

Наш путь зависит во многом от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по тропе: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперед, идти рядом.

Давайте попробуем подумать над тем, каким будет наше движение по выбранной дороге.

Для этого мы определим, что такое нравственность, и что подразумевает под собой слово ценность и цена, что бы в дальнейшем определить свой выбор.

Слайд 8

Нравственность, - и, ж. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. || прил. нравственный, -ая, -ое. Н. кодекс человека.

Основная часть.

В мире существует много вариантов толкования слова ценность.

Для того, что бы успешно справиться со следующим заданием мы с вами разберём, что относится к истинным ценностям (нравственным, духовным), а что относится к ценностям мнимым (материальным).

Слайд 9

Ценности - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру оценивается, как прекрасное, истинное, доброе и пр.

Положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

К ценностям могут относиться:

Здоровье

Любовь, семья, дети, дом

Близкие, друзья, общение

Самореализация в работе. Получение удовольствия от работы

Духовные ценности, духовный рост, религия

Досуг — удовольствия, хобби, развлечения

Творческая самореализация

Самообразование

Социальный статус и положение в обществе

Свобода (свобода выбора, свобода слова и т. д.)

Существую так же материальные ценности которые ещё называют «мнимые ценности».

Слайд10

Ценность - в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость» то есть значимость, полезность предмета для потребителя.

Материальные ценности:

- ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов.

1. Далее мы поработаем в группах.

Ваша задача на данном этапе рассмотреть определения слова «ценность» выписанные из разных источников и разделить информацию на две части. Первая выбирает то, что относится к ценностям нравственным, а вторая к материальным.

Слайд 11

Значение слова ценность

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.

Автор Т. Ф. Ефремова.

Ценность ж. 1) а) Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. б) Высокая стоимость чего-л. в) разг. Соотношение по курсу; достоинство (о деньгах, ценных бумагах). 2) То, что имеет высокую стоимость; ценный предмет. 3) перен. Важность, значение.

Орфографический словарь

Слайд 12

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой

Ценность,- и, ж. 1. см. ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость. Картинабольшой ценности. 3. чего. Важность, значение. В чем ценность.этого предложения? Большая ценность.работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранениеценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности(все то, что имеет денежную цену). 11 прил. ценностный, -ая" -ое (ко 2знач.; спец.).

Слайд 13

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова

Ценность, ценности, ж. 1. только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего-н., цена. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью. 2. перен., только ед. Важность, значение.его мысль имеет большую ценность. Признать большую ценность его работы для науки. 3. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Хранение ценностей. Перевозка золота и других ценностей. || перен. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-н. отношении. Духовные ценности. Культурные ценности.

Современный толковый словарь

Слайд 14

Cловарь синонимов Н. Абрамова

Важность, вес, значение, достоинство, превосходство, предпочтение, преимущество, преобладание, ценность. Эка(я) важность! Велико дело! "Велика вещь возить или пахать?" Крыл. Легко сказать; шутка ли сказать! Ср. <Достоинство>. См. достоинство, значение

Согласитесь, зная или определив для себя, что такое настоящая ценность гораздо легче двигаться по своему пути.

Сейчас представьте такую ситуацию, вы идёте по своей дороге жизни, и с вами случается такое событие. Вы стоите на остановке в ожидании транспортного средства (трамвая).

2. Материал для обсуждения.

Слайд 16

Собрался на гулянку, 
Жду трамвайчик 
Темно, на остановке ни души... 
Гляжу, старушка, божий одуванчик, 
По урнам жестебанку ворошит, 
Из тех, кто получил от государства 
Награду, «соразмерную» труду: 
Поешь – не хватит денег на лекарства, 
Лекарства купишь – нету на еду. 

А рядом, у ларька, к стене торцами, 
Собой вполне добротные на вид 
Три ящика стояли с огурцами. 
В округе – никого, ларёк закрыт. 

«Бабуля, видно, с бабками не густо? 
Возьми чуток - халява, все дела»… 
«Нельзя, чужое», - улыбнулась грустно 
И к следующей урне побрела. 

В тот раз я не попал на полюбушки. 
Трамвай давно ушёл, а я стоял 
И плакал от величия старушки. 
И от того, что знаю: я бы – взял… 

Вопросы.

А вы бы взяли?

Как бы вы поступили в данной ситуации:

на месте старушки…

На месте автора этих стихов…

Двигаясь по своей дороге жизни вы попали в музей.

3. Работа с репродукциями.

На слайде вы видите репродукции картин.

Ваша задача найти (определить) нравственные ценности (истинные), которые по вашему мнению присутствуют на данном изображении.

Слайд 17– 20

Ранее мы говорили о том, что наше продвижение по дороге будет зависеть от того, как мы будем относится к идущим рядом с нами людям.

Будем ли мы уважать их, поддерживать в трудную минуту, ценить их за то, что они идут под руку с нами или же попытаемся улучшить своё благосостояние за их счёт.

И что мы приобретём в итоге, а что можем потерять.

Сейчас мы рассмотрим ситуации и разберём их с нравственной точки зрения.

Слайд

4. Работа с ситуациями. Работа в группах (парах). Ваша задача внимательно прочитать ситуацию и определить …

Ситуация № 1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но...

Ситуация № 2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего брата- первоклассника Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги. Ставка - 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но...

Ситуация № 3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдает под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но...

Вы познакомились с тремя бизнес-проектами. И каждый из них заканчивается большим «НО». Давайте разберем, насколько успешны эти проекты и почему после них остаются сомнения.

Примерные ответы.

В первой ситуации Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Во второй ситуации Саша хотел заработать с помощью аферы. Скорее всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет.

В третьей ситуации вроде все хорошо: парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок: своим же пацанам и под проценты? Да и родителей обманывал - наверное, у них это были далеко не лишние деньги.

Во всех этих ситуациях дети захотели получить материальную независимость от родителей. И это похвально.

Но культура обращения с деньгами требует, чтобы эти деньги были заработаны честно, не ущемляли ничьих интересов и не содействовали порокам. Тогда вместе с деньгами появляется и то, что за деньги купить нельзя, - уважение к самому себе.

Заключительная часть.

Мы сегодня разобрали значении слов нравственность, нравственные ценности, узнали, чем отличаются истинные ценности от мнимых (материальных).

Представили свою жизнь в виде дороги (пути), поговорили о том какой выбор придётся делать двигаясь по своей дороге жизни.

Слайд 21

Рефлексия.

Весы.

На доске вы видите, условное изображение весов.  

Чаши весов разного цвета, красный символизирует материальные блага (ценности), зелёный ценности нравственные.

Подумайте и сделайте свой выбор на данный момент, что бы вы выбрали, на какую чашу вы поместите свой жетон.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Каждый выбирает для себя… Но выбирая материальные блага, Мы можем не заметить, Как от нас уходят, Честь, любовь и настоящие друзья.

Слайд 5

Нравственные ценности. Истинные и мнимые.

Слайд 6

Цель: - Знакомимся с определением «нравственность», «ценность», «цена». - Учимся определять для себя (делать выбор), какие ценности будут являться для нас главными (истинными) и мнимыми.

Слайд 8

Нравственность , Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Человек безупречной нравственности. прил. нравственный, Н. кодекс человека.

Слайд 9

Ценности истинные (нравственные, духовные). Ценности - то, что имеет для нас значимость в нравственном, эстетическом и познавательном отношении. К примеру оценивается, как прекрасное, истинное, доброе и пр. Положительная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.

Слайд 10

Ценности мнимые Ценность — в экономике — используется как синоним понятия «потребительная стоимость» то есть значимость, полезность предмета для потребителя. Материальные ценности: - ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. - средства для существования.

Слайд 11

Ценности нравственные (истинные) Здоровье Любовь, семья, дети, дом Близкие, друзья, общение Самореализация в работе. получение удовольствия от работы Духовные ценности, духовный рост, религия Досуг — удовольствия, хобби, развлечения Творческая самореализация Самообразование Социальный статус и положение в обществе Свобода ( свобода выбора, свобода слова и т. д.) Материальные ценности: - ценности в вещественной форме, в виде имущества, товаров, предметов. Деньги, одежда, автомобили, Недвижимость, Бытовая техника и пр.

Слайд 12

Значение слова ценность Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. Автор Т. Ф. Ефремова. ценность ж. 1) а) Стоимость чего-л., выраженная в деньгах; цена. б) Высокая стоимость чего-л. в) разг. Соотношение по курсу; достоинство (о деньгах, ценных бумагах). 2) То, что имеет высокую стоимость; ценный предмет. 3) перен. Важность, значение. Орфографический словарь ценность ц`енность , -и

Слайд 13

Толковый словарь под ред. C. И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой Ценность, -и, ж. 1. см. ценный. 2. Цена (в 1 знач.), стоимость. Картина большой ценности. 3. чего. Важность, значение. В чем ценность. этого предложения? Большая ценность. работы. 4. обычно мн. Ценный предмет, явление. Хранение ценностей. Культурные ценности. Духовные ценности. Материальные ценности(все то, что имеет денежную цену). 11 прил. ценностный, - ая " - ое (ко 2знач.; спец.).

Слайд 14

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова Ценность, ценности, ж. 1. только ед. Выраженная в деньгах стоимость чего-н., цена. Определить ценность меха. Вещь высокой ценности. Посылка с объявленной ценностью. 2. перен., только ед. Важность, значение. его мысль имеет большую ценность. Признать большую ценность его работы для науки. 3. То, что имеет высокую стоимость, ценный предмет. Хранение ценностей. Перевозка золота и других ценностей. || перен. Явление, предмет, имеющий то или иное значение, важный, существенный в каком-н. отношении. Духовные ценности. Культурные ценности. Современный толковый словарь

Слайд 15

Cловарь синонимов Н. Абрамова Важность , вес, значение, достоинство, превосходство, предпочтение, преимущество, преобладание, ценность. Эка(я) важность! Велико дело! "Велика вещь возить или пахать?" Крыл. Легко сказать; шутка ли сказать! Ср. <Достоинство>. См. достоинство, значение

Слайд 22

Не допусти ошибку делая выбор!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей"

Конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей". Как приложение к уроку используется презентация....

Истинные и мнимые ценности в сказке Х.К. Андерсена "Соловей".Презентация к уроку.

Презентация к уроку по сказке Х.К. Андерсена "Соловей"....

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой

Час нравственности, посвященный обсуждению вопросов, связанных с истинной и мнимой дружбой с использованием ИКТ...

урок литературы в 5 классе "Истинные и мнимые достоинства человека" по сказке А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»

Данный урок является вторым в системе уроков по сказке А. Погорельского, материал подготовлен для учащихся 5 класса...

Сочинение по литературе. Истинные и мнимые ценности ( по рассказу Чехова «Крыжовник»)

Предалагаю сочинение по рассказу Чехова "Крыжовник". Оно может помочь в работе над сочинем по направлению "Путь"....

Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственности ценностей

Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственности ценностей...