Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на уроках истории
статья по истории (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
«Береги здоровье смолоду»
Наблюдайте за вашим телом, если хотите,
чтобы ум работал правильно. (Р.Декарт)
Как утверждает Всемирная организация здравоохранения, здоровье человека лишь на 10% зависит от качества медицинского обслуживания, на 20 % определяется наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% оно определяется образом жизни.
Здоровье - один из основных компонентов, определяющих качество жизни. Особую актуальность проблема здоровья приобрела в наше время в связи с ухудшением экологической обстановки не только в отдельных регионах, но и на планете в целом, а также в связи с возрастающей интенсификацией образования и неадекватностью образовательных средств возрастным и личностным особенностям детей.
Можно ли обучать детей так, чтобы сохранилось или даже укреплялось состояние их здоровья? Теоретически – да, практически – не получается. Врачи-педиатры говорят о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. К наиболее распространенным заболеваниям относятся нервно-психические расстройства; нарушения зрения, болезни костно-мышечной системы. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Все это подтверждает, что в образовательном учреждении необходимо осуществлять меры по сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Система образования несет свою, и немалую, долю ответственности за здоровье подрастающего поколения. Больше половины активного времени жизни школьник проводит в школе или занимается делами, связанными со школой. Поэтому организация образовательного процесса, гигиенические условия обучения, психологическое воздействие педагогов и другие факторы определяют, как и в какой степени влияет школа на здоровье своих учеников.
Во всем мире ЗОЖ человека, понимание им ценности здоровья связываются с понятием культуры личности, формирование которой в значительной степени приходится на детские годы. И здесь на первый план выдвигается роль педагога, обучающего и воспитывающего детей. Если сам педагог сам является убежденным сторонником ЗОЖ и при этом считает своей миссией его пропаганду - он может добиться хороших результатов.
Одна из задач деятельности педагога – формирование ценностного отношения к здоровью своих учеников. Работа по сохранению и укреплению здоровья может осуществляться по трем взаимосвязанным направлениям:
- Усвоение знаний о здоровье и его значимости;
-Внедрение здоровьесберегающих технологий;
-Организация оздоровительной работы.
Мой педагогический опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует укреплению здоровья. Здесь можно использовать не только физминутки, но и привлекательность внешнего вида самого учителя, его доброжелательность в общении, чувство юмора в допустимых размерах, неоднородный темп ведения урока, неожиданные для детей экспромты (но заранее продуманные учителем). Это то, что по возможности использует учитель-предметник. Я хотела бы поделиться своим опытом использования здоровьесберегающих технологий и представить моменты своих уроков: первый - где дети проводят динамическую паузу; второй – актерский экспромт пятиклассников на уроке по изучению культуры Древней Греции. Поверьте, прошел год, а дети до сих пор помнят трагедию Софокла «Антигона» и их лица озаряются улыбками. Думаю, что это одно из условий оздоровительной и образовательной работы педагога.
Хочется, чтобы дети были здоровыми, умными и довольными, поэтому буду продолжать работу в этом направлении. Опыта и задумок достаточно и у меня, и у моих коллег.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры
Статья об основах формирования здорового и безопасного образа жизни школьников на уроках физической культуры (на примере лицея "Ритм")...
Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры
Презентация к докладу "Формирование здорового и безопасного образа жизни на уроках физической культуры"...
Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...
Программа "Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии"
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках химии....
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни средствами уроков физической культуры
Презентация на тему: "Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни средствами уроков физической культуры"....
Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания, и во внеурочное время
Использование различных здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время...
Формирование здорового образа жизни на уроках истории, обществознания
Здоровье на Руси всегда являлось первой и важнейшей мерой ценности любого человека. С пожелания здоровья - «Здравствуйте», «Здравие желаю!», «Будьте здоровы» всегда...