Эссе "Я - учитель"
материал

Леонов Илья Александрович

Работа для конкурса "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_pedagog.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

 Я – педагог

«…И пытались понять мы, не знавшие войн,
За воинственный клич принимавшие вой,
Тайну слова «приказ», назначенье границ,
Смысл атаки и лязг боевых колесниц»
В.С. Высоцкий «Книжные дети»

Пылкий интерес к истории у мальчишки, растущем в небо на романах Жюля Верна, нетрудно объяснить. Добавьте сюда музыкальные данные, любовь к поэзии, и вы с легкостью представите, на каком распутье я оказался после окончания школы. На первых порах, выбрав исторический факультет, лелеял я надежду совместить эти две стези и сполна реализоваться в каждой из них. Однако жизнь расставила акценты, предав статус профессии одной стезе и статус хобби – другой. Прощаться со школой было непросто: учебная рутина, магия звонков, калейдоскоп уроков, - все это было дорого мне и остается таковым много лет спустя.

Профессиональная деятельность человека обязана приносить моральное удовлетворение. Для мужчины также крайне важно, чтобы его труд был посвящен высокой цели, наполняющей смыслом будни и одухотворяющей прилагаемые усилия. Первые два года по окончании университета показали мне, насколько утомительно заниматься нелюбимым делом. Крепнущая жажда преподавания требовала своего выхода и вернула меня в стены школы.

Я убежден, что учительский труд сегодня – это не просто достойное занятие, но и определенный подвиг, ведь на педагогов возложена задача воспитания подрастающего поколения. Казалось бы, так было всегда, но никогда еще учителям не приходилось сталкиваться со столь агрессивным противодействием, со столь мощным оппонентом в лице вестернизированной массовой культуры. Она проникает повсюду, она не требует большого ума или затраты усилий, ее идеология проста, но сокрушительна: потребляй и развлекайся. Ее плоды в недалеком будущем грозят обернуться национальной катастрофой. За тридцать постперестроечных лет она сумела переформатировать сознание даже тех, кто был воспитан в совершенно другой стране и на совершенно других идеалах. Целеполагание заказчиков массовой культуры – расчеловечивание, наша цель – противоположная. В этих условиях учителю недостаточно быть просто предметником: необходимы знания в области психологии и социологии, навыки информационно-технологического прогноза. Иными словами, он должен знать мир сегодня и понимать, каким мир будет завтра. Учителю нужно быть на шаг впереди даже в сфере электронных гаджетов, чтобы не посеять в сознании ребенка мысль об отсталости, несовременности педагога. Разбираться в технологиях, но демонстрировать независимость от них, – такой пример необходим детям.

Бросать вызов современному Змею Горынычу, у которого вместо голов экраны телевизоров, компьютеров и смартфонов, дело, на первый взгляд, безнадежное. Но только на первый взгляд. Остановлюсь на основных направлениях воспитательной работы, которые соответствуют возрастным особенностям школьников и органично вплетаются в курс преподавания моих предметов, в первую очередь, обществознания.

Внимание учеников пятых-шестых классов следует акцентировать на разрушительных последствиях эгоизма, а также на противоположных качествах, без которых нельзя построить крепкие межличностные отношения. Это бескорыстие, самоотверженность, жертвенность. В детском сознании они должны стать синонимами дружбы и любви.

Ученикам седьмых-восьмых классов, чей возраст соответствует переходному, необходимо помочь сформировать устойчивые представления о понятиях «любовь» и «влюбленность», об их фундаментальной разнице, поскольку массовая культура через фильмы и особенно поп-музыку лукаво подменяет одно значение другим.

Для старшей группы школьников наиболее актуальным мне представляется проблема создания семьи, а также основные правила, знание и соблюдение которых поможет выстроить крепкое семейное здание. Первое правило: воздержание до брака и верность в браке. Второе правило: готовность к семейным кризисам, в том числе кризису, вызванному окончанием периода влюбленности. Третье фундаментальное правило: семья – это труд, это самоотречение, через которое обретается семейное счастье. Перечисленные правила настолько неоспоримы и легко подтверждаемы, что старшеклассникам остается только гадать, почему массовая культура их так цинично обманывает.

В неравной борьбе с упомянутым «Змеем Горынычем» нашим верным оружием служит умение ставить перед аудиторией нравственные вопросы. Когда дети видят кадры начала Великой Отечественной войны, слышат истории об ушедших на фронт вчерашних мальчишках, не вернувшихся домой, их детские мысли воспаряют над суетностью, взгляды становятся серьезными, а ум размышляет над поставленным вопросом: «Достоин ли я жертвенного подвига и пролитой крови? Каким надлежит быть достойному?» Так рождается навык держать совет с собственной совестью.

Любимым моим педагогическим приемом является выстраивание метапредметных связей, в особенности связей с литературой. Вот уж где кладезь наглядных примеров, свидетельств и описаний. Даже детские произведения приобретают особую стать: школьный курс экономики и социологии замечательно иллюстрируется «Незнайкой на Луне», «Робинзоном Крузо». «Евгений Онегин», «Мертвые души», «Мцыри», – разве можно представить изучение XIX века без этих литературных шедевров?! А мрачные антиутопии XX века рисуют контуры грядущего информационного общества. Читайте, и будете грамотно говорить; читайте, и будете широко мыслить; читайте, и будете видеть прекрасное в обыденном!

Хлеб учителя – горящие глаза учеников, глубоко осмысленные вопросы, непрекращающаяся со звонком оживленная дискуссия и даже обыкновенные правильные ответы. Словно сеятели, мы радуемся интеллектуальным всходам, довольствуемся урожаем и печемся об отстающих колосьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...