Тренинг "Кто есть я?"
методическая разработка по психологии
Тренинг для подростуов "Кто есть я?"
Цель: принятие индивидуальности каждого подростка.
Задачи:
- развитие у подростков способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;
- развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе;
- развитие осознания многообразия проявлений личности каждого человека, умения уважать других через организацию группового взаимодействия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_kto_ya_spts_no2.docx | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для подростков «Кто я?»
Дата проведения: 22.01.2020 г.
Присутствовало ______ (человек/семей)
Цель: принятие индивидуальности каждого подростка.
Задачи:
- развитие у подростков способности к самопознанию, самоанализу, умению выражать свои чувства;
- развитие коммуникативных навыков, позитивного отношения к себе;
- развитие осознания многообразия проявлений личности каждого человека, умения уважать других через организацию группового взаимодействия.
Целевая аудитория: обучающиеся ГБПОУ СПЦ № 2 из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оборудование: бланк с рисунком «колеса»; бланк теста «Общительный ли ты человек?», «Конфликтный ли ты человек?»; бланк анкетного опроса.
Ход тренинга:
I. Организационный этап
1. Знакомство. Упражнение «Имя и качество характера».
2. Упражнение «Подбери антонимы».
Ведущий называет первое слово, участники подбирают к нему противоположное по смыслу слово.
Активный – пассивный;
Рассеянный – внимательный;
Правдивый - лживый;
Уважительный – льстивый; лицемер;
Сочувствие - равнодушие;
Чуткий - грубый;
Трудолюбивый - ленивый;
Скромный – зазнайка;
Тревожный - спокойный;
Добросовестный - безответственный;
Оптимист - пессимист;
Беззлобный - агрессивный
Коллективизм - эгоизм.
3. Правила тренинга. Ведущий озвучивает правило, а участники голосуют.
- в ходе занятия может говорить только один человек;
- говорить можно в круг, а не шептаться с соседом;
- стараться участвовать во всех упражнениях;
- соблюдать временной регламент;
- делиться только своими впечатлениями, что мы узнаем друг о друге обсуждаем только в группе.
4. Ожидания и опасения. На большом листе записывают в две колонки ожидания и опасения участников занятия, связанных с данным мероприятием.
II. Основной этап
Слово ведущего. Мы все разные: кто-то уже с утра просыпается в хорошем расположении духа, с улыбкой начинает день и все в его руках спорится. Другой человек медленно раскачивается, нехотя включается в работу, он медлительный и неуклюжий. Один любит громко слушать музыку и подпевать, а другой хотел бы посидеть в тишине, полистать журнал. Несмотря на всевозможные отличия, мы должны научиться вместе жить, организовывать и проводить досуг, выполнять определенные социально-бытовые обязанности.
1. Упражнение «Колесо»
Список качеств. В ходе беседы вместе с ребятами определяется и расшифровывается основное содержание каждой компетенции.
Список качеств:
- Навыки общения;
- Лидерские качества, организаторские навыки;
- Умение подчинять свои желания другим;
- Умение контролировать себя, свои поступки;
- Уверенное поведение;
- Умение разрешать конфликты;
- Социально-бытовые навыки;
- Коллективные навыки.
Самооценка. Ребятам раздаются бланки с рисунком «колеса» (Приложение 3). Каждому участнику группы предлагается оценить наличие у себя данных компетенций. Им необходимо закрасить каждую ячейку колеса (компетенции пронумерованы) в процентном отношении. 0% расположено в центре круга.
Обсуждение:
Обсуждение полученных результатов.
2. Тест «Общительный ли ты человек?» (Приложение 1)
Инструкция: тебе предлагается ответить на 16 вопросов, выбрав один ответ: «да»−2 балла, «нет»−0 баллов, «иногда»−1 балл.
Подсчитайте сумму баллов
Тест «Общительный ли ты человек?»
Фамилия, имя______________________________________
№ | Вопрос | «да» 2 балла | «иногда» 1 балл | «нет» 0 баллов |
Тебе предстоит деловая встреча. Выбивает ли ее ожидание тебя из привычного ритма? | ||||
Ты откладываешь визит к врачу до тех пор, пока становится невмоготу | ||||
Выступить с сообщением или презентацией вызывает у тебя неудовольствие | ||||
Делишься ли ты своими переживаниями с кем-нибудь? | ||||
Раздражает ли тебя незнакомый человек на улице, который просит показать улицу и пр. | ||||
Веришь ли ты, что людям разных поколений трудно понимать друг друга? | ||||
Постесняешься ли ты напомнить другу, что он тебе должен вернуть деньги | ||||
В столовой или кафе тебе подали некачественное блюдо. Промолчишь? | ||||
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты не вступишь с ним в беседу и будешь нехотя отвечать, если заговорить он. Так ли это? |
| |||
Ты не любишь длинных очередей. И лучше откажешься от намерений, чем встанешь в хвост и будешь ждать. | ||||
Ты не любитель обсуждать и разбирать конфликтные ситуации | ||||
У тебя есть собственные взгляды на жизнь, окружающих и чужого мнения ты не воспринимаешь. | ||||
Кто-то высказывает неверное мнение, ты промолчишь и не вступишь в спор. | ||||
Чья-то просьба помочь с учебой или другим делом вызывает у тебя досаду и раздражение | ||||
Тебе легче излагать свои знания письменно | ||||
ИТОГО: |
Интерпретация:
30—32 балла. Ты явно некоммуникабелен(а), и это твоя беда, так как страдаешь от этого больше всего ты. Но и близким тебе людям тоже нелегко. На тебя трудно положиться в деле, которое требует групповых, совместных усилий. Старайся стать общительнее.
25—29 баллов. Ты замкнут(а), неразговорчив(а), предпочитаешь одиночество, поэтому у тебя, наверное, мало друзей. Новое место учебы и необходимость заводить новые знакомства если не ввергает тебя в панику, то надолго выводят из равновесия. Ты знаешь эту особенность своего характера и бываешь недоволен(а) собой. Но в твоей власти и измениться. Стоит только захотеть.
19—20 баллов. Ты в известной степени общителен(а) и в незнакомой обстановке чувствуешь себя вполне уверенно. И все же с новыми людьми ты сходишься с оглядкой, в спорах участвуешь неохотно.
14—18 баллов. У тебя нормальная коммуникабельность. Ты в меру любознателен(а), охотно слушаешь интересного собеседника, достаточно терпелив(ая) в общении с другими, отстаиваешь свою точку зрения без вспыльчивости. Без неприятных переживаний идешь на встречу с новыми людьми. В тоже время не любишь шумных компаний, выходки и многословие вызывают у тебя раздражение.
9—13 баллов. Ты весьма общителен(а), порой, быть может, даже сверх меры. Любопытен(а), разговорчив(а), любишь высказываться по разным вопросам, что иногда вызывает раздражение окружающих. Охотно знакомишься с новыми людьми. Любишь бывать в центре внимания, никому не отказываешь в просьбах, хотя не всегда можешь их выполнить. Бывает, вспылишь, но быстро отходишь. Чего тебе не достает, так это усидчивости, терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами.
4—8 баллов. Общительность бьет из тебя ключом, ты всегда в курсе всех дел, любишь принимать участие во всех спорах, хотя серьезные темы могут вызвать у тебя хандру. Охотно берешь слово по любому вопросу, даже если имеешь о нем поверхностное представление. Всюду чувствуешь себя в «своей тарелке». Берешься за любое дело, хотя далеко не всегда можешь довести его до конца.
3 балла и менее. Твоя коммуникабельность носит болезненный характер. Ты говорлив(а), многословен(а), вмешиваешься в дела, которые не имеют к тебе никакого отношения. Вспыльчив(а), обидчив(а), нередко бываешь необъективен(а). И в техникуме, и дома, и вообще повсюду — трудно с тобой. Да, надо поработать над собой и своим характером! Прежде всего, воспитай в себе терпеливость и сдержанность, уважительное отношение к людям.
Обсуждение:
- согласны ли вы с результатами теста?
- что нового вы узнали о себе?
2. Тест «Конфликтный ли ты человек?» (Приложение 2)
1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?
а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;
б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;
в) примете в нем активное участие – 1 балл.
2. Будете ли вы критиковать преподавателя, мастера?
а) нет – 3 балла;
б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;
в) будете критиковать – 1 балл.
3. Вы видите, что староста группы совершенно не умеет распоряжаться своей должностью. Он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?
а) предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла;
б) возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл;
в) побоитесь испортить взаимоотношения – 3 балла.
4. Как часто вы спорите с другом?
а) только тогда, когда на вас не обижаются и спор не влияет на отношения – 2 балла;
б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;
в) спорите не только с ним, но и с другими людьми – 1 балл.
5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?
а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;
б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;
в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.
6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?
а) постараетесь его отговорить – 2 балла;
б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;
в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.
7. По дороге домой вы встречаете группу подростков, обижающую малыша. Как вы отреагируете на них?
а) промолчите – 3 балла;
б) грубо выскажите им, поругаете их,– 1 балл;
в) сделаете замечание – 2 балла.
8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?
а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;
б) попросите пересчитать деньги – 2 балла;
в) устроите большой скандал – 1 балл.
9. В кафе официант обслуживает вас плохо, разговаривает грубо. Как вы поступите?
а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;
б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;
в) будете вымещать свое недовольство на окружающих – 2 балла.
10. В споре со своим другом (подругой) вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы сделаете?
а) ошибку не признаете – 1 балл;
б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;
в) если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.
Подсчитайте количество набранных баллов. Сумма ____________
Интерпретация:
У вас от 30 до 25 баллов. Вас можно назвать очень тактичным и абсолютно не конфликтным человеком. Вы предпочитаете все конфликтные ситуации улаживать с помощью переговоров. Вас можно назвать приятным для окружающих человеком, который всегда готов прийти на помощь, если потребуется. Для вас очень важно не потерять уважения в глазах друзей и родных.
У вас от 24 до 19 баллов. Вас можно назвать в меру конфликтным человеком, потому что если вы видите, что где-то с вами поступили несправедливо, то обязательно выскажетесь по этому поводу. Вы не смолчите и будете до конца отстаивать свою точку зрения. За это вас уважают окружающие.
У вас от 18 до 13 баллов. Вы очень критичны и постоянно чем-то недовольны. Вы не можете жить спокойно. Если с вами не спорят, вы сами находите повод для конфликта. Как правило, таким способом вы спускаете накопившуюся энергию.
У вас 12 и меньше баллов. Вы обладаете разрушительной энергией. Малейшая критика в вашу сторону или неосторожно сказанное слово грозит сказавшему крупными неприятностями. Вы способны одним взглядом «испепелить» своего противника. Многие люди вас побаиваются, а те, кто знает о вашем характере, стараются держаться от вас подальше и лишний раз не попадаться вам на глаза.
Притча «ПЕСОК И КАМЕНЬ».
В какой-то момент друзья поспорили, и один из них ударил по лицу другого. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Они продолжали идти, и нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, но друг спас его. Когда он пришел в себя, то написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а когда спас, ты пишешь на камне. Почему?
Как вы думаете, что ответил друг? Почему в первом случае он написал на песке, а во втором – на камне?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли это стереть. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть это.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
III. Завершающий этап
1. Рефлексия. Впечатления от занятия – обсуждение в круге.
Анкетный опрос.
Уважаемые студенты!
Предлагаем Вам отметить галочкой те характеристики личности, которые представляют для Вас наибольший интерес и которые Вы хотели бы изучить в себе.
- Навыки общения
- Лидерские качества, организаторские навыки;
- Умение следовать общим нормам и правилам;
- Умение контролировать себя, свои поступки;
- Уверенное поведение;
- Умение разрешать конфликты;
- Социально-бытовые навыки;
- Коллективные навыки;
- Определение своего типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник);
- Уровень эмоциональной и стрессовой устойчивости;
- Умение выстраивать позитивные взаимоотношения с окружающими;
- (Свой вариант)_________________________________________________
2. Подведение итогов. Возвращаемся к листу с записанными ожиданиями и опасениями.
- Сбылись ли ваши ожидания?
- Подтвердились ли ваши опасения?
Приложение 1
Тест «Общительный ли ты человек?»
Фамилия, имя______________________________________
№ | Вопрос | «да» 2 балла | «иногда» 1 балл | «нет» 0 баллов |
Тебе предстоит деловая встреча. Выбивает ли ее ожидание тебя из привычного ритма? | ||||
Ты откладываешь визит к врачу до тех пор, пока становится невмоготу | ||||
Выступить с сообщением или презентацией вызывает у тебя неудовольствие | ||||
Делишься ли ты своими переживаниями с кем-нибудь? | ||||
Раздражает ли тебя незнакомый человек на улице, который просит показать улицу и пр. | ||||
Веришь ли ты, что людям разных поколений трудно понимать друг друга? | ||||
Постесняешься ли ты напомнить другу, что он тебе должен вернуть деньги | ||||
В столовой или кафе тебе подали некачественное блюдо. Промолчишь? | ||||
Оказавшись один на один с незнакомым человеком, ты не вступишь с ним в беседу и будешь нехотя отвечать, если заговорить он. Так ли это? |
| |||
Ты не любишь длинных очередей. И лучше откажешься от намерений, чем встанешь в хвост и будешь ждать. | ||||
Ты не любитель обсуждать и разбирать конфликтные ситуации | ||||
У тебя есть собственные взгляды на жизнь, окружающих и чужого мнения ты не воспринимаешь. | ||||
Кто-то высказывает неверное мнение, ты промолчишь и не вступишь в спор. | ||||
Чья-то просьба помочь с учебой или другим делом вызывает у тебя досаду и раздражение | ||||
Тебе легче излагать свои знания письменно | ||||
ИТОГО: | ||||
Сумма: |
Приложение 2
Тест «Конфликтный ли ты человек?»
1. В транспорте начинается скандал. Как вы на него отреагируете?
а) ни за что не примете в нем участие – 3 балла;
б) вмешавшись, будете защищать потерпевшего – 2 балла;
в) примете в нем активное участие – 1 балл.
2. Будете ли вы критиковать преподавателя, мастера?
а) нет – 3 балла;
б) в зависимости от обстоятельств – 2 балла;
в) будете критиковать – 1 балл.
3. Вы видите, что староста группы совершенно не умеет распоряжаться своей должностью. Он дает никому не нужные задания. Как вы отреагируете на ситуацию?
а) предложите изменения, если вас поддержат – 2 балла;
б) возьмете ситуацию в свои руки – 1 балл;
в) побоитесь испортить взаимоотношения – 3 балла.
4. Как часто вы спорите с другом?
а) только тогда, когда на вас не обижаются и спор не влияет на отношения – 2 балла;
б) спорите только по важным вопросам – 3 балла;
в) спорите не только с ним, но и с другими людьми – 1 балл.
5. Пропустите ли вы человека, который пытается пролезть к прилавку без очереди?
а) попытаетесь проследовать за ним – 1 балл;
б) будете возмущаться, но не вслух – 3 балла;
в) выскажете свое возмущение открыто – 2 балла.
6. Ваш знакомый – жуткий неудачник, вскоре он собирается совершить очередной не совсем умный поступок. Как вы его остановите?
а) постараетесь его отговорить – 2 балла;
б) будете питать его иллюзиями, говоря, что он прекрасно справится – 3 балла;
в) выскажете все, что думаете о нем – 1 балл.
7. По дороге домой вы встречаете группу подростков, обижающую малыша. Как вы отреагируете на них?
а) промолчите – 3 балла;
б) грубо выскажите им, поругаете их,– 1 балл;
в) сделаете замечание – 2 балла.
8. В магазине вы заметили, что с вас взяли больше денег, чем нужно. Как вы отреагируете?
а) больше никогда не пойдете в этот магазин – 3 балла;
б) попросите пересчитать деньги – 2 балла;
в) устроите большой скандал – 1 балл.
9. В кафе официант обслуживает вас плохо, разговаривает грубо. Как вы поступите?
а) будете молчать, т. к. ваше возмущение ничего не даст – 3 балла;
б) пожалуетесь на него начальству – 1 балл;
в) будете вымещать свое недовольство на окружающих – 2 балла.
10. В споре со своим другом (подругой) вы понимаете, что он(а) прав(а). Что вы сделаете?
а) ошибку не признаете – 1 балл;
б) признаетесь, что не были правы – 3 балла;
в) если признаетесь, то будете выглядеть глупо – 2 балла.
Подсчитайте количество набранных баллов. Сумма ____________
Приложение 3
Самооценка
Анкетный опрос.
Уважаемые студенты!
Предлагаем Вам отметить галочкой те характеристики личности, которые представляют для Вас наибольший интерес и которые Вы хотели бы изучить в себе.
- Навыки общения
- Лидерские качества, организаторские навыки;
- Умение следовать общим нормам и правилам;
- Умение контролировать себя, свои поступки;
- Уверенное поведение;
- Умение разрешать конфликты;
- Социально-бытовые навыки;
- Коллективные навыки;
- Определение своего типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник);
- Уровень эмоциональной и стрессовой устойчивости;
- Умение выстраивать позитивные взаимоотношения с окружающими;
- (Свой вариант)_________________________________________________
Анкетный опрос.
Уважаемые студенты!
Предлагаем Вам отметить галочкой те характеристики личности, которые представляют для Вас наибольший интерес и которые Вы хотели бы изучить в себе.
- Навыки общения
- Лидерские качества, организаторские навыки;
- Умение следовать общим нормам и правилам;
- Умение контролировать себя, свои поступки;
- Уверенное поведение;
- Умение разрешать конфликты;
- Социально-бытовые навыки;
- Коллективные навыки;
- Определение своего типа темперамента (холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник);
- Уровень эмоциональной и стрессовой устойчивости;
- Умение выстраивать позитивные взаимоотношения с окружающими;
- (Свой вариант)_________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Есть или не есть, или экологическая безопасность продуктов питания»
Цели:сформировать представление о категориях качества продовольственных товаров;определить источники загрязнения продуктов питания;научиться проводить первичную экологическую экспертизу продукто...
"Есть итли не есть? Вот в чем вопрос!"
Классный час для учащихся 7 класса проводился в рамках программы "Здоровое питание". Цель: донести до учащихся информацию о различных биологически активных веществах (БАДах), ...
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…»
Внеклассное мероприятие, посвященное годовщине ввода советских войск в Афганистан . «У нас есть свои герои…» Этот урок посв...
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"
Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...
«Две правды в рассказе В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть"».
Разработка урока внеклассного чтения в 11 классе...
Методическая разработка урока- дискуссии "Два правды в рассказе В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть".
Урок знакомит учащихся с творчеством В.Токаревой, способствует формированию умения выражать свои мысли ....