Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Давайте повернёмся к нашим гостям и поприветствуем их своей улыбкой. Слайд 1 Показываю картинку-пиктограмму дети в кругу. Слайд 2 (пустой) Что вы видите на картинке? (ответы детей) Правильно на картинке дети стоят в кругу. Психологический настрой «Цепочка дружбы»: Коррекция пространственной ориентировки Встанем в круг! Настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы»! Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи! Дети садятся на стулья. -Ребята, а какое сейчас время года? (ответы детей) -А какое сегодня число? Месяц? День недели? Какой у нас сейчас урок? -Молодцы! Правильно урок окружающего социального мира. Показываю пиктограмму-картинку на, которой изображён язычок Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы -Что вы видите на картинке? (ответы детей) Правильно, это язычок. Сейчас мы с вами сделаем гимнастику с язычком Артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок» Это Язычок пришел. Вправо он сейчас пошел. | Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.
| Все, что нужно, увидал. И налево зашагал.
| Тянуться языком к левому уху.
| Он окно не закрывает, вверх язычок поднимает.
| Держать рот широко открытым. Тянуться языком к носу. | Он окно не закрывает, Вниз язычок опускает.
| Держать рот открытым. Тянуться языком к подбородку. | Язычок не устает: Тянется теперь вперед.
| Открыть рот. Максимально высовывать язык изо рта и вытягивать его вперед.
| Поиграл он с вами в прятки. И помчался на лошадке.
| Щелкать языком. Рот держать широко открытым, губы растянуть в улыбке.
|
Введение в тему. Сюрпризный момент. Показываю картинку-пиктограмму мешочек Коррекция и развитие тактильного восприятия через игровое упражнение. Что вы видите на картинке? (ответы детей) Правильно мешочек. И сейчас мы поиграем в игру: « Чудесный мешочек» ( в закрытом мешочке муляжи овощей и фруктов ) Крошка сын к отцу пришел. И спросила кроха: «Что такое хорошо? Что такое плохо?» У меня в мешочке лежат известные вам предметы. Какие – попробуйте догадаться, не глядя в мешочек, на ощупь. Кто угадает, кладет на понос. Овощи на один поднос, фрукты на другой. Как можно назвать эти предметы, одним словом? (Фрукты. Овощи.) – Где они растут овощи? (в огороде) – Где они растут фрукты? (в саду) В какое время года созревают? (осенью) (ответы детей) Осенью овощи и фрукты нам дают плоды. «Плоды» приносит и каждый человек. Какие же это плоды? (ответы детей) Плоды человека – это его дела, слова и даже мысли. Хорошие добрые дела, слова, мысли – это хорошие плоды. Назовите, какие хорошие, добрые дела вы знаете? - Я думаю, что это помогать друзьям в беде. Слайд 3 - Заботиться о животных. - Относиться бережно к природе. - Помогать взрослым. Слайд 4 - Уступить место в автобусе женщине с ребёнком или пожилому человеку. - Говорить друг другу добрые слова. (ответы детей) Слайд 5 Коррекция и развитие слухового восприятия Читаю стихотворение: «Совесть » (Агния Барто) Слайд 6 Я кошку выставил за дверь, Сказал, что не впущу. Весь день ищу ее теперь, Везде ее ищу. Из-за нее. Вторую ночь. Все повторяется Точь-в-точь, Во сне, как наяву: Я прогоняю кошку прочь, Я прогоняю кошку прочь, Потом опять зову.
О чём вы услышали (ответы детей) А вы помните, как называется стихотворение? (Совесть) Что такое совесть? Дети: Это добрый помощник человека. На что похожа совесть? Дети: На яркий огонек, который светит в душе у человека. Слайд 7 пустой.
Когда человек советуется с совестью, тогда огонек горит ярко (зажигаю свечу). Посмотрите, как ярко она горит, но как легко ее затушить. Нужно быть аккуратным, чтобы дольше горела свеча. Так и с душой: надо быть внимательным к своим поступкам, чтобы не загасить в душе огонек. Проводится дыхательная гимнастика «Горит свеча» Исходное положение – сидя за партой или стоя. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха. Вернемся к нашим плодам. Посмотрите, не все плоды бывают хорошие, попадаются и плохие: гнилые (показ картинки). Слайд 8 Так же и у человека. Когда он забывает спрашивать совесть, начинает совершать плохие поступки. Какие? Дети: Обманывать, обзывать злыми словами, обижать товарищей, лениться. Мы говорили о трех самых главных врагах. Давайте вспомним их? Один всегда говорит «Не хочу», Слайд 9 другой – «Сделаю позже!», Слайд 10 Третий – «А почему я?». Слайд 11 А как же с ними бороться? Дети: Нужно слушать совесть. Слайд 12 пустой. Ребята, давайте запомним одно из главных правил жизни добрых детей. «Ты должен относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе». Я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте, как должны поступать добрые дети. - Ты плачешь, когда другие тебя обижают?
– Не обижай никого ни словами, ни делами. Слайд 13 - Тебе не нравится, когда мешают твоим играм?
– Не мешай и сам другим. Слайд 14 - Ты хочешь быть здоровым?
– Желай здоровья и всем людям. На грубые слова не отвечай, со злыми товарищами не дружи. Не ссорься ни с кем. Слайд 15 - Приноси добро другим и люди принесут тебе добро и любовь. Слайд 16
Показываю картинку-пиктограмму дети делают зарядку Слайд 17 Коррекция слухового внимания, навыков саморегуляции и контроля Что нарисовано на картинке? Правильно дети делают зарядку. Сейчас мы с вами проведём физкультминутку. Проводится физкульминутка « Как живёшь….» Ребята, давайте выучим пословицу: «За добрые дела всегда похвала» Слайд 18 Коррекция и развитие устной речи через разучивание пословицы. Повторяйте вместе со мной ( повторяем с детьми 3 раза). Потом спрашиваю обучающихся индивидуально. Как червячок портит яблоко, так и плохое дело вредит нашей душе. Плохое – это грех. А грех гасит огонек совести в нашей душе, наступает темнота. Человек перестает отличать доброе от злого, хорошее от плохого. Ну, а если случилось плохое, что нужно сделать? Дети: Надо обязательно исправить то, что сделал плохо и попросить прощенья. Слайд 19 Музыкальная минутка Давайте споем песенку Кота Леопольда «Если добрый ты» ( сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева.) Слайд-видео 20
Показываю картинку-пиктограмму хорошо, плохо. Слайд 21 пустой. Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении Ребята, что вы видите на картинке? Правильно здесь хорошие поступки, а здесь плохие поступки Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется. «Что хорошо и что плохо». Я называю доброе качество, вы встаете и хлопаете в ладоши. Если плохое – остаетесь на месте сидеть. Трудолюбие. Гордость. Лень. Прилежание. Милосердие. Зависть. Ложь. Доброта. Злость. Упрямство. Скупость. Честность. Благодарность. Скука. Радость. Горе. Подумайте, что означает слово трудолюбие? Дети: Трудолюбивый – любит труд Что означает слово милосердие? Милосердие – милое сердце у человека, добро. Кто такой лживый человек? Лживый – человек, который обманывает. Кто такой завистливый человек? Завистливый – хочет все, что видит у другого. Что такое сочувствие? Сочувствие – пожалеть человека, если ему больно или обидно. Ребята давайте поразмышляем, какими же должны быть дети? Дети должны быть: добрыми, послушными, скромными, трудолюбивыми, честными. А какими не должны быть? Дети не должны быть: злыми, непослушными, ленивыми, лживыми, жадными, упрямыми. Предлагаю детям сесть за столы. Показываю картинку-пиктограмму пальчики. Коррекция и развитие мелкой и общей моторики -Что изображено на картинке? (ответы детей) Правильно пальчики. Сейчас мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику. Проводится пальчиковая гимнастика « Делай как я» (под музыкальное сопровождение) Слайды 22,23,24,25,26,27,28,29,30. У вас на столах лежат листочки и фломастеры. Что нарисовано на листочках? Правильно дерево. А какое это дерево? Правильно яблонька. Это дерево добра и зла. Вам такое задание, с одной стороны дерева раскрасить яблоки красным фломастером, это будут добрые качества человека, а с другой стороны дерева чёрным фломастером, гнилые яблоки - это плохие, злые качества человека (Самостоятельная деятельность обучающихся, музыкальное сопровождение «Дорога добра, сл. Ю. Энтина, муз. М. Минкова, помощь учителя). Слайд 31 III. Закрепление материала. Актуализация полученных знаний Учить детей вербально выражать свои впечатления, давать оценку собственной деятельности. Молодцы все справились с заданием, а теперь подведём итоги нашего урока. Мне понравилось на уроке… Было трудно… IV. Подведение итогов. Аргументированная оценка процесса деятельности учителем Ребята, вы хорошо выучили правило добрых детей, запомнили поговорку. Ваши рисунки получились яркие, интересные, аккуратные. Вы правильно отвечали на вопросы. Надеюсь, что в вашей душе не погаснет огонек! Рефлексия. Слайд 32 Закрепление положительного настроения, чувства сплочённости. В заключение нашего урока давайте встанем в круг, потрём наши ладошки, почувствуем их тепло, взявшись за руки. Мне было очень приятно с вами работать. В начале урока мы дарили друг другу улыбки, и сейчас тоже давайте подарим друг другу улыбки. Спасибо вам за урок!
|