Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Рыбалкина Е.В.

Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себя технологическую карту с планируемыми результатами УУД.  В основу данной разработки положена технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМП).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologicheskaya_karta.doc114 КБ
Файл moy_konspekt_uroka_po_trkmchp1.docx2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литература            Класс: 5 Д          Тип урока:  урок - размышление

Технологическая карта

Тема

  «Жить по законам добра…»                                                                                                                                                   (по произведению  А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях")

Цель:

Создать условия для формирования представления об истинной красоте человеческой души.

УУД

Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; выбирает основания и критерии для сравнения, классификации объектов; строит осознанное и произвольное  речевое высказывание  в устной и письменной форме;  использует смысловое чтение для извлечения необходимой информации из текста, передает подробно (сжато, выборочно) содержание текста, а также составляет тексты  указанных жанров, соблюдая нормы построения текста.

Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; учится в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки

                                                                                                                                                                                                                                                                                Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;  выделяет нравственное  содержание поступков  героев на основе моральных норм;  развивает  чувство прекрасного через освоение художественного наследия народов России,  творческой деятельности эстетического характера.   

                                                                                                                                                                                                                             Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Планируемые результаты

Предметные: учащиеся должны знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев;  делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно  пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; приобретение учащимися новых знаний, умений, совершенствование имеющихся.

Метапредметные:  уметь  организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Уметь оценивать правильность своих  действий при работе в группах и парах. Уметь создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для  классификации и сравнения.

Основные понятия, используемые на уроке

 Сравнение, линии сравнения, противопоставление, устойчивое сочетание, сюжет, образ, персонаж, композиция, отвлеченные существительные, кластер, синквейн.

Межпредметные связи

 Связь с русским языком, изобразительным искусством (при подготовке иллюстраций к уроку)

Ресурсы:

  •  основные
  •  дополнительные

Учебные материалы: учебник «Литература.5 класс. ФГОС. В 2-х ч. Под ред.В.Я. Коровиной» - М., Просвещение, 2013г. 

Дополнительные материалы:                                                                                                                                                                      Презентация к уроку                                                                                                                                                                                           Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7                                                                           (Игра «Собери пословицу»)                                                                                                                                                                                                                              Иллюстрации к сказке Б.Дехтерова, Т.Мавриной, В.Конашевича, В.Серова                                                                                                                  Атрибуты костюма царицы

Интернет-ресурсы:
Материалы уроков «Фестиваля педагогических идей»  2011, 2012 г.
Кривушина Е.В. Урок-мастерская «Верь в великую силу добра»;
http://gramota.ru/slovari/Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный.
Автор Т. Ф. Ефремова. © Электронная версия, «ГРАМОТА.РУ», 2011–2012;              
                                                             http://www.uchportal.ru
http:// www.openclass.ru

Мультимедийное оборудование:  компьютер, проектор

 Методы и приемы   обучения

  Упражнения (задания на установления соответствия, заполнение таблицы, составление синквейнов, написание сочинения-  

   рассуждения), устный опрос, аналитическое чтение, чтение по ролям, эвристическая беседа,  взаимоопрос, работа с текстом.

Формы работы

  Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г -групповая

Технология

  Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Этап урока, цель

Деятельность

учителя

 Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов 

Планируемые результаты

УУД

Предметные

результаты

Метапредметные

I.  Самоопределение к деятельности

Время: 2мин.

Цель:

знать и понимать цели и задачи урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку: 

 - выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания;

- задает вопросы, слушает ответы учеников;

 - уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения:

-  размышляют над прочитанным;

- высказывают свое мнение;

- формулируют тему и цели урока.

1.Прочитать предложенное учителем для размышления высказывание А.С.Пушкина  о сказках.

2. Подумать над формулировкой темы и проблемы урока  по вопросам:

- Что хотел сказать поэт о своих сказках?

- Чему они нас учат?

- О чем заставляют задуматься?

3. Попробовать самостоятельно сформулировать тему и цели урока

Уметь размышлять, анализировать.

Владеть навыками смыслового чтения.

Познавательные УУД

 ПЛ5 - установление причинно-следственных связей; 

Регулятивные УУД 

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Коммуникативные УУД

                                                                     Умение слушать собеседника.

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества

Личностные УУД

Развитие познавательных  интересов, учебных мотивов

II.  Стадия вызова 

Время: 14 мин.

Цели:

1.  Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме)

2. Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме).

3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы:

-следит за выполнением задания, помогает;

-задает вопросы, слушает ответы учеников;

 - организовывает подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в  соответствии с их возрастом;

-консультирует, направляет работу в нужное  направление;

-помогает провести учащимся этап взаимоконтроля и самоконтроля;

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ:

-  размышляют над прочитанным;

- отвечают на вопросы учителя и одноклассников;

- высказывают свое мнение;

- слушают ответы одноклассников;

-осуществляют выполнение игрового задания в парах;

- проводят этап взаимоконтроля и самоконтроля;

- размышляют, приводят примеры существительных по заданной тематике;

- участвуют в работе по составлению  и дальнейшему обсуждению  кластеров.

1. Прочитать внимательно эпиграфы и пословицы на слайде к сегодняшнему уроку

2. Ответить на предложенные вопросы

3. Самим задавать вопросы

4. Игра в парах

«Собери пословицу»

5.Назвать отвлеченные существительные, обозначающие разные качества красивого человека

6. Составление кластера «Что значит быть добрым человеком?»

7. Прослушать ответы одноклассников

8. Оценить правильность заполнения кластера

Знать произведения устного народного творчества, особенности построения пословиц и поговорок.

 

Находить антитезу.

Рифма и ритм.

Отвлеченные существительные и конкретные существительные.

Регулятивные УУД 

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность  к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества.

Умение с помощью вопросов  получать необходимые  сведения от партнера по деятельности.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать;

Личностные УУД

2.1.1 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;

1.3.1 формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия;

3.1 формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;

3.3 знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)

III.  Стадия осмысления 

Время: 15 мин.

Цели:

1. Информационная (получение новой информации по теме).

2. Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний).

3. Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме).

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому»:

 

- при работе с текстом учитель отслеживает степень активности работы, внимательности чтения;

- для организации работы с текстом предлагает различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном;

 - побуждает учащихся  к высказыванию своего мнения;

- проводит параллель с ранее изученными произведениями;

 - просит сформулировать свои мысли.

- ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения;

- составляют сравнительную таблицу;

- отвечают на вопросы  по мере осмысления новой информации;

-работают в группах;

- анализируют и обсуждают услышанное или прочитанное;

-самостоятельно делают выводы и обобщения;

-представляют подготовленную дома инсценировку;

-проводят самостоятельно физкультминутку;

-отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения.

1. Работа по вопросам «Мозговая атака»

2. Вспомнить теоретические сведения по литературе («сравнение»)

3. Составить сравнительную таблицу «Мысли по кругу»

4. Обсуждение в группах

5.  Аналитическое чтение с элементами беседы

6.Словарная работа

7. Инсценировка (индивидуальное задание

8. Чтение по ролям

9. Обобщающая беседа

10.Физкультминутка

11. Прием «Тонкие и толстые вопросы»

Знать сравнение как средство художественной выразительности.

 

Владеть аналитическим чтением.

Уметь объяснять устойчивые сочетания слов

(=фразеологизмы)

Уметь сравнивать литературных персонажей.

Владеть навыками смыслового чтения.

Уметь отбирать материал для характеристики героев;  делать сравнительную характеристику персонажей,

Лирический герой, его чувства, мысли, настроение.

Анализировать и подбирать имена прилагательные, характеризующие качества человека.

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение.

Объяснять отношение автора к изображаемому.

Познавательные УУД

ПО2 -  поиск и выделение необходимой информации;

ПО3 – структурирование знаний;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме;

ПО5 – выбор наиболее  эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ПО7 – смысловое чтение как осмысле-ние цели чтения и выбор  чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

ПЛ3 -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; 

ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД   

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона;             волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность  к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Коммуникативные УУД

Владение  определенными вербальными и невербальными средствами общения.

Потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

Развитие  устной  речи, умение слушать других, развитие  памяти, артистических способностей.

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания

Учет разных мнений и умение  обосновать собственное.

Способность сохранять доброжела-тельное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

Личностные УУД

3.4 Выделение нравственного содержания поступков героев;

3.7 развитие эмпатии и сопережи-вания, эмоционально-нравственной отзывчивости;

3.8  формирование установки на здоровый  и безопасный образ жизни;

3.9 формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

IV. Стадия рефлексии

Время: 12 мин.

 Цели:

1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).

2. Информационная (приобретение нового знания).

3. Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля).

4. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).

Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие /исследовательские/практические/

задания на основе изученной информации:

- нацеливает учащихся на данный этап работы;  

- учитель консультирует, советует и помогает по ходу выполнения творческих заданий;

- слушает ответы учеников;

-помогает организовать дискуссию по ходу обсуждения творческих работ;

-помогает провести учащимся этап само-  и взаимопроверки.

 Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления:

-отвечают на проблемные вопосы;

-высказывают свое мнение в устной и письменной форме;

-размышляют над прочитанным и услушанным  на уроке;

-пишут творческую работу (синквейн или сочинение-миниатюру);

-читают свои творческие работы (по желанию);

- обсуждают и оценивают работу свою /и/или одноклассников, пользуясь системой само- и  взаимооценки.

1. Написать сочинение-миниатюру

2. Написать синквейн (задание на выбор)

3. Прослушать ответы одноклассников

4. Принять участие в обсуждении

5. Оценить  свою работу

и/или работу одноклассников, пользуясь системой само- и взаимооценки

6.Дополнить развернутое суждение.

Знать стили и типы речи, орфографические, грамматические и  речевые  нормы при создании речевого высказывания в устной и письменной форме.

Уметь излагать свои мысли в творческой работе: написание сочинений, синквейнов.

Знать принцип построения синквейнов.

Различать  основные группы самостоятельных частей речи: прилагательные, существительные, глаголы.

Познавательные УУД

ПО1 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

ПО3 – структурирование знаний;

ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания  в устной и письменной форме;

ПО5 – выбор наиболее  эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;                                          ПЛ5 – установление причинно-следственных связей;                                    ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений;                                                            ПП1 – формулирование проблемы;            ПП2 – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД

контроль  в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения  отклонений и отличий от эталона;

 оценка – выделение и осознание учащимися того,  что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивают  достигнутый  результат;

 волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность  к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

       

Коммуникативные УУД

Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. 

Умение слушать собеседника.

Ориентация на  позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

 

Личностные УУД

1.3.1 Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.

3.6 Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

3.7 Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. 

V. Домашнее задание

    Время: 2 мин.

 Цель: организация

самостоятельной,

а  также творческой

работы  учащихся.

- объясняет и комментирует домашнее задание;

- использует на данном этапе урока здоровьесбере-гающую технологию (предоставляет учащимся право выбора домашнего задания)

 - записывают домашнее задание;

- учащиеся имеют возможность  выбрать домашнее  задание по интересам

1.  Подготовить выразительное чтение наизусть обращения Елисея к солнцу, месяцу или ветру (на выбор).

2. Нарисовать иллюстрации к выученным отрывкам (по желанию)

 3. Написать синквейн по теме сегодняшнего урока (по желанию)

Уметь читать лирические произведения наизусть.

Знать принцип построения синквейнов.

Познавательные УУД

ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информацион-ного поиска;

ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно-графическая или знаково-символическая)

Регулятивные УУД

РПл – определение последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий.

Коммуникативные УУД

Умение слушать собеседника.

Личностные УУД

Формирование ценностных ориентиров, реализующих потребность в развитии

познавательных интересов, учебных мотивов.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"

Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ « НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ»

НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯпо рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»...

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...