Конспект открытого урока по литературе на тему: "Жить по законам добра..." (5 класс)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект открытого урока "Жить по законам добра..." (по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мертвой царевне о и семи богатырях") разработан в соответствии с новыми стандартами ФГОС и включает в себя технологическую карту с планируемыми результатами УУД. В основу данной разработки положена технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМП).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta.doc | 114 КБ |
moy_konspekt_uroka_po_trkmchp1.docx | 2.78 МБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литература Класс: 5 Д Тип урока: урок - размышление
Технологическая карта
Тема | «Жить по законам добра…» (по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях") | ||||
Цель: | Создать условия для формирования представления об истинной красоте человеческой души. | ||||
УУД | Познавательные: анализирует, сравнивает, классифицирует и обобщает факты и явления; выявляет причины и следствия простых явлений; выбирает основания и критерии для сравнения, классификации объектов; строит осознанное и произвольное речевое высказывание в устной и письменной форме; использует смысловое чтение для извлечения необходимой информации из текста, передает подробно (сжато, выборочно) содержание текста, а также составляет тексты указанных жанров, соблюдая нормы построения текста. Регулятивные: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану; учится в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки Личностные: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; выделяет нравственное содержание поступков героев на основе моральных норм; развивает чувство прекрасного через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает, отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами; осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач; учится критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого; умеет взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: учащиеся должны знать историю рождения сюжета сказки, особенности стихотворной сказки; понимать систему образов, основные мотивы (добро и зло, противопоставление красоты внешней и красоты душевной); уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, выразительно читать сказку, художественно пересказывать, объяснять отношение автора к изображаемому. Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию; приобретение учащимися новых знаний, умений, совершенствование имеющихся. Метапредметные: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Уметь оценивать правильность своих действий при работе в группах и парах. Уметь создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации и сравнения. | ||||
Основные понятия, используемые на уроке | Сравнение, линии сравнения, противопоставление, устойчивое сочетание, сюжет, образ, персонаж, композиция, отвлеченные существительные, кластер, синквейн. | ||||
Межпредметные связи | Связь с русским языком, изобразительным искусством (при подготовке иллюстраций к уроку) | ||||
Ресурсы:
| Учебные материалы: учебник «Литература.5 класс. ФГОС. В 2-х ч. Под ред.В.Я. Коровиной» - М., Просвещение, 2013г. Дополнительные материалы: Презентация к уроку Газета «Литература» ИД «Первое сентября» № 21,2008 года публикация Розы Ахмадулиной стр.7 (Игра «Собери пословицу») Иллюстрации к сказке Б.Дехтерова, Т.Мавриной, В.Конашевича, В.Серова Атрибуты костюма царицы Интернет-ресурсы: Мультимедийное оборудование: компьютер, проектор | ||||
Методы и приемы обучения | Упражнения (задания на установления соответствия, заполнение таблицы, составление синквейнов, написание сочинения- рассуждения), устный опрос, аналитическое чтение, чтение по ролям, эвристическая беседа, взаимоопрос, работа с текстом. | ||||
Формы работы | Ф - фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г -групповая | ||||
Технология | Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) | ||||
Этап урока, цель | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД | |
Предметные результаты | Метапредметные | ||||
I. Самоопределение к деятельности Время: 2мин. Цель: знать и понимать цели и задачи урока | Проверяет готовность обучающихся к уроку: - выбор эффективного способа, приёма концентрации внимания; - задает вопросы, слушает ответы учеников; - уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения: - размышляют над прочитанным; - высказывают свое мнение; - формулируют тему и цели урока. | 1.Прочитать предложенное учителем для размышления высказывание А.С.Пушкина о сказках. 2. Подумать над формулировкой темы и проблемы урока по вопросам: - Что хотел сказать поэт о своих сказках? - Чему они нас учат? - О чем заставляют задуматься? 3. Попробовать самостоятельно сформулировать тему и цели урока | Уметь размышлять, анализировать. Владеть навыками смыслового чтения. | Познавательные УУД ПЛ5 - установление причинно-следственных связей; Регулятивные УУД целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника. Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества Личностные УУД Развитие познавательных интересов, учебных мотивов |
II. Стадия вызова Время: 14 мин. Цели: 1. Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме) 2. Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). 3. Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). | Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы: -следит за выполнением задания, помогает; -задает вопросы, слушает ответы учеников; - организовывает подготовку учащихся к чтению текста, прогнозирование его содержания и тематической, эмоциональной направленности в соответствии с их возрастом; -консультирует, направляет работу в нужное направление; -помогает провести учащимся этап взаимоконтроля и самоконтроля; | Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ: - размышляют над прочитанным; - отвечают на вопросы учителя и одноклассников; - высказывают свое мнение; - слушают ответы одноклассников; -осуществляют выполнение игрового задания в парах; - проводят этап взаимоконтроля и самоконтроля; - размышляют, приводят примеры существительных по заданной тематике; - участвуют в работе по составлению и дальнейшему обсуждению кластеров. | 1. Прочитать внимательно эпиграфы и пословицы на слайде к сегодняшнему уроку 2. Ответить на предложенные вопросы 3. Самим задавать вопросы 4. Игра в парах «Собери пословицу» 5.Назвать отвлеченные существительные, обозначающие разные качества красивого человека 6. Составление кластера «Что значит быть добрым человеком?» 7. Прослушать ответы одноклассников 8. Оценить правильность заполнения кластера | Знать произведения устного народного творчества, особенности построения пословиц и поговорок.
Находить антитезу. Рифма и ритм. Отвлеченные существительные и конкретные существительные. | Регулятивные УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; Личностные УУД 2.1.1 Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; 1.3.1 формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия; 3.1 формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; 3.3 знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) |
III. Стадия осмысления Время: 15 мин. Цели: 1. Информационная (получение новой информации по теме). 2. Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). 3. Мотивационная (сохранение интереса к изученной теме). | Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знаний «старого» к «новому»:
- при работе с текстом учитель отслеживает степень активности работы, внимательности чтения; - для организации работы с текстом предлагает различные приемы вдумчивого чтения и размышления о прочитанном; - побуждает учащихся к высказыванию своего мнения; - проводит параллель с ранее изученными произведениями; - просит сформулировать свои мысли. | - ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения; - составляют сравнительную таблицу; - отвечают на вопросы по мере осмысления новой информации; -работают в группах; - анализируют и обсуждают услышанное или прочитанное; -самостоятельно делают выводы и обобщения; -представляют подготовленную дома инсценировку; -проводят самостоятельно физкультминутку; -отвечают на вопросы учителя с опорой на текст, аргументируют свою точку зрения. | 1. Работа по вопросам «Мозговая атака» 2. Вспомнить теоретические сведения по литературе («сравнение») 3. Составить сравнительную таблицу «Мысли по кругу» 4. Обсуждение в группах 5. Аналитическое чтение с элементами беседы 6.Словарная работа 7. Инсценировка (индивидуальное задание 8. Чтение по ролям 9. Обобщающая беседа 10.Физкультминутка 11. Прием «Тонкие и толстые вопросы» | Знать сравнение как средство художественной выразительности.
Владеть аналитическим чтением. Уметь объяснять устойчивые сочетания слов (=фразеологизмы) Уметь сравнивать литературных персонажей. Владеть навыками смыслового чтения. Уметь отбирать материал для характеристики героев; делать сравнительную характеристику персонажей, Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Анализировать и подбирать имена прилагательные, характеризующие качества человека. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Объяснять отношение автора к изображаемому. | Познавательные УУД ПО2 - поиск и выделение необходимой информации; ПО3 – структурирование знаний; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО5 – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ПО7 – смысловое чтение как осмысле-ние цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.); ПЛ3 -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений. Регулятивные УУД планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения. Потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Развитие устной речи, умение слушать других, развитие памяти, артистических способностей. Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания Учет разных мнений и умение обосновать собственное. Способность сохранять доброжела-тельное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; Личностные УУД 3.4 Выделение нравственного содержания поступков героев; 3.7 развитие эмпатии и сопережи-вания, эмоционально-нравственной отзывчивости; 3.8 формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни; 3.9 формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
IV. Стадия рефлексии Время: 12 мин. Цели: 1. Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации). 2. Информационная (приобретение нового знания). 3. Мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля). 4. Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса). | Вернуть учащихся к первоначальным записям – предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие /исследовательские/практические/ задания на основе изученной информации: - нацеливает учащихся на данный этап работы; - учитель консультирует, советует и помогает по ходу выполнения творческих заданий; - слушает ответы учеников; -помогает организовать дискуссию по ходу обсуждения творческих работ; -помогает провести учащимся этап само- и взаимопроверки. | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления: -отвечают на проблемные вопосы; -высказывают свое мнение в устной и письменной форме; -размышляют над прочитанным и услушанным на уроке; -пишут творческую работу (синквейн или сочинение-миниатюру); -читают свои творческие работы (по желанию); - обсуждают и оценивают работу свою /и/или одноклассников, пользуясь системой само- и взаимооценки. | 1. Написать сочинение-миниатюру 2. Написать синквейн (задание на выбор) 3. Прослушать ответы одноклассников 4. Принять участие в обсуждении 5. Оценить свою работу и/или работу одноклассников, пользуясь системой само- и взаимооценки 6.Дополнить развернутое суждение. | Знать стили и типы речи, орфографические, грамматические и речевые нормы при создании речевого высказывания в устной и письменной форме. Уметь излагать свои мысли в творческой работе: написание сочинений, синквейнов. Знать принцип построения синквейнов. Различать основные группы самостоятельных частей речи: прилагательные, существительные, глаголы. | Познавательные УУД ПО1 - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; ПО3 – структурирование знаний; ПО4 – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; ПО5 – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; ПО6 - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; ПЛ5 – установление причинно-следственных связей; ПЛ6 – построение логической цепи рассуждений; ПП1 – формулирование проблемы; ПП2 – самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивают достигнутый результат; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Коммуникативные УУД Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. Умение слушать собеседника. Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Личностные УУД 1.3.1 Формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия. 3.6 Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. 3.7 Развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости. |
V. Домашнее задание Время: 2 мин. Цель: организация самостоятельной, а также творческой работы учащихся. | - объясняет и комментирует домашнее задание; - использует на данном этапе урока здоровьесбере-гающую технологию (предоставляет учащимся право выбора домашнего задания) | - записывают домашнее задание; - учащиеся имеют возможность выбрать домашнее задание по интересам | 1. Подготовить выразительное чтение наизусть обращения Елисея к солнцу, месяцу или ветру (на выбор). 2. Нарисовать иллюстрации к выученным отрывкам (по желанию) 3. Написать синквейн по теме сегодняшнего урока (по желанию) | Уметь читать лирические произведения наизусть. Знать принцип построения синквейнов. | Познавательные УУД ПО2 – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информацион-ного поиска; ПО8 – знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель (пространственно-графическая или знаково-символическая) Регулятивные УУД РПл – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий. Коммуникативные УУД Умение слушать собеседника. Личностные УУД Формирование ценностных ориентиров, реализующих потребность в развитии познавательных интересов, учебных мотивов. |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект урока....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков. «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе на тему "Спешите делать добро!" ( По рассказу А.П.Платонова "Юшка"
Эпиграф к уроку "Спешите делать добро, пока не стало поздно!"Данный материал содержит конспект урока с презентацией, выполненной учащимися 7 класса...
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ В ФОРМЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ « НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМ»
НЕСТИ ДОБРО ЛЮДЯМПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯпо рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского»...
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.
План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...
Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"
Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...