План-конспект открытого урока «Дорога к Шекспиру…»
план-конспект урока по русскому языку на тему
Урок «Дорога к Шекспиру…» представляет собой исследование текста: литературоведческий, филологический анализ самых ярких сонетов Шекспира(66, 116,130 сонеты). На уроке говорится о трудностях перевода текста на другой язык, рассматриваются лексические, морфологические, синтаксические средства создания образного, смыслового наполнения произведения, проводятся межпредметные связи: звучат сонеты Шекспира в подлиннике, звучит музыка Таривердиева, демонстрируются произведения эпохи Возрождения, рассматриваются особенности формы английского и французского сонета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Самолетова М.П. План-конспект открытого урока «Дорога к Шекспиру…» | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок словесности: «Дорога к Шекспиру…»
Урок «Дорога к Шекспиру…» представляет собой исследование текста: литературоведческий, филологический анализ самых ярких сонетов Шекспира(66, 116,130 сонеты). На уроке говорится о трудностях перевода текста на другой язык, рассматриваются лексические, морфологические, синтаксические средства создания образного, смыслового наполнения произведения, проводятся межпредметные связи: звучат сонеты Шекспира в подлиннике, звучит музыка Таривердиева, демонстрируются произведения эпохи Возрождения, рассматриваются особенности формы английского и французского сонета.
Цели: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С НАИБОЛЕЕ ЯРКИМИ СОНЕТАМИ ШЕКСПИРА..
ИССЛЕДОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СОНЕТОВ.
РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.
УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ СОНЕТОВ
Проблемный вопрос: Зачем читать Шекспира в 21 веке? Нужен ли Шекспир людям сегодня? Устарел ли безнадежно поэт или нет?
Слово учителя. Звучит« Прелюдия» М. Таривердиева:
Однажды я посмотрела удивительный фильм «Адам женится на Еве», услышала сонеты Шекспира, положенные под музыку Таривердиевым. Фильм оставил много впечатлений.
Давайте посмотрим отрывок из фильма, послушаем сонет Шекспира л « Люблю, люблю…». Созвучна ли музыка сонетам? В чем созвучие?
Может, Шекспира не нужно читать в 21 веке? И он безнадежно устарел?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать сонеты вдумчиво, не пробегая глазами.
Чтобы разобраться в теме, что, как вы думаете, нужно сделать?
- Вспомнить эпоху Возрождения
- Узнать больше о художественной форме сонета
- Вдумчиво прочитать сонет
- Разобраться в художественной, идейной стороне сонета
- Подумать над мыслями поэта
Спасибо! Определились с планом урока. Итак, перенесемся в эпоху Возрождения. Человечество освободилось от пут Средних веков. Изменились люди: они хотят просто жить, наслаждаться человеческими радостями.
Да Винчи, Рембрандт, Тициан, Рафаэль, Боттичелли - поют в искусстве гимн человеческим чувствам, человеческой красоте, любви. (презентация)
В литературе эпохи Возрождения иные каноны ( появляется жанр - сонет).
Сонет- стихотворение 14 строк появляется в 13 веке, итал. “sonare”, “sonetto”- звучать, песенка. Сонеты писали Данте, Петрарка, Шекспир.
Английский сонет: 3 четверостишия (катрена) + вывод (двустишие) в нем вывод, обобщения.
Французский сонет: 1 катрен ( тезис)─2 катрен(отрицание)─1 терцет(трехстишие) ─ развязка ─ 2терцет (обобщение). (презентация)
Сообщение ученика:
Шекспир(1564-1616) родился в городе Стредфорд- на- Эйвоне, отец ремесленник, мальчик учился в грамматической школе. Переезд в Лондон─ работа в театре «Глобус» ( стал актером, начал писать пьесы для театра). Это принесло ему славу. В 1612 вернулся домой. В 1616 году умер.
Итак, всего 154 сонета. Сонеты не опубликованы при жизни поэта. Почему?
1-126 посвящены другу, остальные – любимой.
Главные мотивы сонетов – любовь и дружба.
130 сонет
Читаем перевод Маршака 130 сонета. Ученица читает свой перевод сонета. Сравниваем переводы и анализируем текст.
Шекспир здесь выступил против поэтической традиции: только белокурые женщины считались прекрасными. У Данте, Петрарки они бестелесны, божественны.
У Шекспира возлюбленная- брюнетка, земная женщина - из крови и плоти , со своими изъянами. Но к ней тянет, как магнитом…
66 сонет
И вот мы приближаемся к кульминации нашего занятия.
Среди сонетов Шекспира есть один, который выделяется среди других. Это знаменитый 66 сонет. Он очень сложный, в нем все непросто, он полон философских размышлений,
в нем поднимаются важные человеческие проблемы.
Грибоедов сказал так о сонетах Шекспира: « Совестно читать Шекспира в переводе. Если кто-то хочет вполне понимать его, потому что как все великие поэты он не переводим… Вы непременно должны выучиться по-английски».
Трудности перевода: кто переводчик - раб, соперник или друг? Как вы думаете?
Почему трудно переводить Шекспира?
- В его словаре около 20 тыс. слов. Это старинный язык
- Шекспир был словотворцем (неологизмы): например“ahill, kissingheaven” –«небоцелующая»
- Полисемия (многозначность лексики Шекспира) “free” – свободный; у Шекспира встречается это слово в значении «добровольный»; «откровенный»; «щедрый»; «здоровый»; «счастливый»; «благородный».
- Метафоричность поэзии Шекспира (мир, в котором живёт герой в 15 сонете он представляет в виде подмостков театра «this huge stage» huge–огромный)
Мы не будем выяснять, чей перевод лучше. Они разные, кому-то нравится один, кому-то другой…
Ведь переводчики - два великих русских поэта: Пастернак и Маршак.
Вспомним, что в тексте важно всё: от звука до запятой: все несёт в себе особую, смысловую нагрузку.
Давайте вооружимся особым филологическим зрением, и проникнем в глубины текста, и через языковую форму придем к смыслу, к идейному содержанию, переживаниям лирического героя.
Сравним тексты перевода и 1 строку сонета:
«Tired with all these» - устав от всего этого.
Слова повторяются в начале и конце сонета.
Английское причастие «tired» многозначное : «усталый, утомленный, измученный, изнуренный»
- Кто наиболее точно передал значения причастия «tired»?
(Пастернак перевёл его деепричастием «измучась»)
Человек, который пережил удары судьбы, позор, предательство не может быть «усталым», «утомленным»
Сонет должен начинаться и кончаться на трагической ноте.
- В первой строке герой говорит о желании умереть «rest ful death I cry» (об успокоительной смерти я кричу)
Обратите на местоимение – оно одно – «I» (я) оно говорит об одиночестве героя.
- В каких красках начинается сонет? (мрачных – герой не видит иного выхода, кроме смерти (противопоставляются понятия «good – ill, beggar–needy»наречия : unhappily, shamefully(позорно), rudely (грубо) имеют отрицательные значения – указывают на негодование героя.
Работа в группах.
Продолжайте исследование текстов, читайте, думайте.
Карточки.
1 группа | Выпишите из текста сонетов слова, которые являются ключевым. Какую особенность лексики вы заметили? Каких частей речи больше? Почему? |
2 группа | Проследите динамику внутреннего состояния лирического героя. Как нужно читать стихотворение? |
3 группа | Поэтический синтаксис сонета:
|
4 группа |
|
Общие выводы:
- 1 группа
Номинативность сонета Маршака (много существительных).
У Пастернака больше глаголов, деепричастий - они придают динамику стихотворения.
Сонет построен на контрастных образах:
- Бедняк-богач
- Ложь- достоинство
- Мощь-немощь
Лексика с яркой эмоциональной окраской. Много слов имеют отрицательные значения. Это указывает на потрясение героя. Мир – враждебен, выход – смерть.
- 2 группа
Герой разочарован в жизни, любви, дружбе, верности, порядочности. Он трагически одинок и хочет умереть. Это крик души, он сломлен злом. Интонации гневные, скорбные.
- 3 группа
Стихотворение состоит из 2 предложений. 1 предложения – описание мира, в котором живет герой. Оно сложное, длинное, осложненное однородными членами. Организовано с помощью повторяющегося союза «и» —› нельзя остановиться, читая текст. Все разрозненные картины сливаются в одно целое- образ страшного мира раздвигается, становится огромным. Повтор объединяет образы, противопоставляет их.
Вывод: смысл какого слова богаче: словарного или поэтического?
К словарному значению « приращиваются» значения, которые определяют структуру текста.
Пора подводить итоги:
Прочитав тексты, мы углубили свое представление о мыслях великого поэта, разобрались в переживаниях лирического героя, поняли лучше себя, обогатили свою душу.
До нас дошли слова поэта 16 века из другой страны с другим языком, культурой.
Современен ли Шекспир? Нужно ли его читать?
( Шекспир говорит об общечеловеческих проблемах: люди не меняются. Он заставляет нас задуматься над тем, как мы живем…Он открывает такие глубины человеческого сердца, что каждое поколение открывает для себя что-то свое…)
Рефлексия: смогли ли мы ответить на ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕУРОКА?
Достигли ли мы своей цели?
Какой эпиграф к уроку вы могли бы подобрать?
Желаю вам расти душой, становиться мудрее и нравственнее, читать Шекспира.
С надеждой на это мы и заканчиваем наше занятие.
Домашнее задание: ответьте письменно наследующие вопросы: современен ли Шекспир? Нужно ли его читать?
или
Напишите стихотворение по ассоциациям:
66 сонет – это цвет …
66 сонет – это запах…
66 сонет – это вкус…
66 сонет - это изображение…
66 сонет – это звук …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект к открытому уроку
В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...
План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"
Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...
План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»
Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе
План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...
План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»
Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...
План –конспект конкурсного открытого урока
laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...
- Мне нравится (1)