План-конспект открытого урока «Дорога к Шекспиру…»
план-конспект урока по русскому языку на тему

Самолетова Марина Павловна

Урок «Дорога к Шекспиру…» представляет собой исследование  текста: литературоведческий, филологический анализ  самых ярких сонетов Шекспира(66, 116,130 сонеты). На уроке говорится о трудностях перевода  текста на другой  язык, рассматриваются лексические, морфологические, синтаксические средства создания образного, смыслового наполнения произведения, проводятся межпредметные связи: звучат сонеты Шекспира в подлиннике, звучит музыка Таривердиева, демонстрируются произведения эпохи Возрождения, рассматриваются особенности формы английского и французского сонета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  словесности: «Дорога к Шекспиру…»

Урок «Дорога к Шекспиру…» представляет собой исследование  текста: литературоведческий, филологический анализ  самых ярких сонетов Шекспира(66, 116,130 сонеты). На уроке говорится о трудностях перевода  текста на другой  язык, рассматриваются лексические, морфологические, синтаксические средства создания образного, смыслового наполнения произведения, проводятся межпредметные связи: звучат сонеты Шекспира в подлиннике, звучит музыка Таривердиева, демонстрируются произведения эпохи Возрождения, рассматриваются особенности формы английского и французского сонета.

Цели: ПОЗНАКОМИТЬ УЧАЩИХСЯ С НАИБОЛЕЕ ЯРКИМИ СОНЕТАМИ ШЕКСПИРА..

ИССЛЕДОВАТЬ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР СОНЕТОВ.

РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА ТЕКСТА.

УГЛУБИТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О НРАВСТВЕННЫХ И ФИЛОСОФСКИХ ОСНОВАХ СОНЕТОВ

Проблемный вопрос: Зачем читать Шекспира в 21 веке? Нужен ли Шекспир людям сегодня? Устарел ли безнадежно поэт или нет?

Слово учителя. Звучит« Прелюдия» М. Таривердиева:

Однажды я посмотрела удивительный фильм «Адам женится на Еве», услышала сонеты Шекспира, положенные под музыку Таривердиевым. Фильм  оставил много впечатлений.

Давайте посмотрим отрывок из фильма, послушаем сонет Шекспира             л « Люблю, люблю…». Созвучна ли музыка сонетам? В чем созвучие?

Может, Шекспира не нужно читать в 21 веке? И он безнадежно устарел?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прочитать сонеты вдумчиво, не пробегая глазами.

Чтобы разобраться в теме, что, как вы думаете, нужно сделать?

  • Вспомнить эпоху Возрождения
  • Узнать больше о художественной форме сонета
  • Вдумчиво прочитать сонет
  • Разобраться в художественной, идейной стороне сонета
  • Подумать над мыслями поэта

Спасибо! Определились с планом урока. Итак, перенесемся в эпоху Возрождения. Человечество освободилось от пут Средних веков. Изменились люди: они хотят просто жить, наслаждаться  человеческими радостями.

Да Винчи, Рембрандт, Тициан, Рафаэль, Боттичелли - поют в искусстве гимн человеческим чувствам, человеческой красоте, любви. (презентация)

В литературе эпохи  Возрождения иные каноны ( появляется жанр - сонет).

Сонет- стихотворение  14  строк появляется в 13 веке, итал. “sonare”, “sonetto”- звучать, песенка. Сонеты писали Данте, Петрарка, Шекспир.

Английский сонет: 3 четверостишия (катрена) + вывод (двустишие) в нем вывод, обобщения.

Французский сонет: 1 катрен ( тезис)─2 катрен(отрицание)─1 терцет(трехстишие) ─ развязка ─ 2терцет (обобщение). (презентация)

Сообщение ученика:

Шекспир(1564-1616) родился в городе Стредфорд- на- Эйвоне, отец ремесленник, мальчик учился в грамматической школе. Переезд в Лондон─ работа в театре «Глобус» ( стал актером, начал писать пьесы для театра). Это принесло ему славу. В 1612 вернулся домой. В 1616 году умер.

Итак, всего 154 сонета. Сонеты не опубликованы при жизни поэта. Почему?

1-126 посвящены другу, остальные – любимой.

Главные мотивы сонетов – любовь и дружба.

130 сонет                                              

Читаем перевод Маршака 130 сонета. Ученица читает свой перевод сонета. Сравниваем  переводы и анализируем текст.

Шекспир  здесь выступил против поэтической традиции: только белокурые женщины считались прекрасными. У  Данте, Петрарки они бестелесны, божественны.

У Шекспира возлюбленная- брюнетка, земная женщина - из крови и плоти , со своими изъянами. Но к ней тянет, как магнитом…

66 сонет

И вот мы приближаемся к кульминации нашего занятия.

Среди сонетов Шекспира есть один, который выделяется среди других. Это знаменитый 66 сонет. Он очень сложный, в нем  все непросто, он полон философских размышлений,

в нем поднимаются важные человеческие проблемы.

Грибоедов сказал так о сонетах Шекспира: « Совестно читать Шекспира в переводе. Если кто-то хочет  вполне понимать его, потому что как все великие поэты он не переводим… Вы непременно должны выучиться  по-английски».

Трудности перевода: кто переводчик - раб, соперник или друг? Как вы думаете?

Почему трудно переводить Шекспира?

  1. В его словаре около 20 тыс. слов. Это старинный язык
  2. Шекспир был словотворцем (неологизмы): например“ahill, kissingheaven” –«небоцелующая»
  3. Полисемия (многозначность лексики Шекспира) “free” – свободный; у Шекспира  встречается это слово в значении «добровольный»; «откровенный»; «щедрый»; «здоровый»; «счастливый»; «благородный».
  4. Метафоричность поэзии Шекспира (мир, в котором живёт герой в 15 сонете он представляет в виде подмостков театра «this huge stage» huge–огромный)

Мы не будем выяснять, чей перевод лучше. Они разные, кому-то нравится один, кому-то другой…

Ведь переводчики - два великих  русских поэта: Пастернак и Маршак.

Вспомним, что в тексте важно всё: от звука до запятой: все несёт в себе особую, смысловую нагрузку.

Давайте вооружимся особым филологическим зрением, и проникнем в глубины текста,  и через языковую форму придем к смыслу, к идейному содержанию, переживаниям лирического героя.

Сравним тексты перевода и 1 строку сонета:

«Tired with all these» - устав от всего этого.

Слова повторяются в начале и конце сонета.

Английское причастие «tired» многозначное : «усталый, утомленный, измученный, изнуренный»

- Кто наиболее точно передал значения причастия «tired»?

(Пастернак перевёл его деепричастием «измучась»)

Человек, который пережил удары судьбы, позор, предательство не может быть «усталым», «утомленным»

Сонет должен начинаться и кончаться на трагической ноте.

- В первой строке герой говорит о желании умереть «rest ful death I cry» (об успокоительной смерти я кричу)

Обратите на местоимение – оно одно – «I» (я) оно говорит об одиночестве героя.

- В каких красках начинается сонет? (мрачных – герой не видит иного выхода, кроме смерти (противопоставляются понятия «good – ill, beggar–needy»наречия : unhappily, shamefully(позорно), rudely (грубо) имеют отрицательные значения – указывают на негодование героя.

Работа в группах.

Продолжайте исследование текстов, читайте, думайте.

Карточки.

1 группа

Выпишите из текста сонетов слова, которые являются ключевым. Какую особенность лексики вы заметили? Каких частей речи больше? Почему?

2 группа

Проследите динамику внутреннего состояния лирического героя. Как нужно читать стихотворение?

3 группа

Поэтический синтаксис сонета:

  1. Из скольких частей состоит стихотворение?
  2. Есть ли в тексте повторы, ряды однородных членов. Почему автор их использует?

4 группа

  1. Где ритмический сбой в сонете?
  2. Какие слова помогают поменять отношение героя         к изображенному?
  3. Какие выводы можно сделать?

Общие выводы:

  • 1 группа

Номинативность сонета Маршака  (много существительных).

У Пастернака больше глаголов, деепричастий - они придают динамику стихотворения.

Сонет построен на контрастных образах:

  • Бедняк-богач
  • Ложь- достоинство
  • Мощь-немощь

Лексика с яркой эмоциональной окраской. Много слов имеют отрицательные значения. Это указывает на потрясение героя. Мир – враждебен, выход – смерть.

  • 2 группа

Герой разочарован в жизни, любви, дружбе, верности, порядочности. Он трагически одинок и хочет умереть. Это крик души, он сломлен злом. Интонации гневные, скорбные.

  • 3 группа

Стихотворение состоит из 2 предложений. 1 предложения – описание мира, в котором живет герой. Оно сложное, длинное, осложненное однородными членами. Организовано с помощью повторяющегося союза «и» —› нельзя остановиться, читая текст. Все разрозненные картины сливаются в одно целое- образ страшного мира раздвигается, становится огромным. Повтор объединяет образы, противопоставляет их.

Вывод: смысл какого слова богаче: словарного или поэтического?

К словарному значению « приращиваются» значения, которые определяют структуру текста.                                                                                                                                                                                                        

Пора подводить итоги:                                                                  

Прочитав тексты, мы углубили  свое представление о мыслях великого поэта,  разобрались в переживаниях лирического героя, поняли лучше себя, обогатили свою душу.

До нас дошли слова поэта 16 века из другой страны с другим языком, культурой.

Современен  ли Шекспир? Нужно ли его читать?

( Шекспир говорит об общечеловеческих проблемах:  люди не меняются. Он заставляет нас  задуматься над тем, как мы живем…Он открывает такие глубины человеческого сердца, что каждое поколение открывает для себя что-то свое…)

Рефлексия: смогли ли мы ответить на ВОПРОСЫ, ПОСТАВЛЕННЫЕ В НАЧАЛЕУРОКА?

Достигли ли мы своей цели?

Какой эпиграф к уроку вы могли бы подобрать?

Желаю вам расти душой, становиться мудрее и нравственнее, читать Шекспира.

С надеждой на это мы и заканчиваем наше занятие.

Домашнее задание: ответьте письменно наследующие вопросы: современен  ли Шекспир? Нужно ли его читать?

или

Напишите стихотворение по ассоциациям:

66 сонет – это цвет …

66 сонет – это запах…

66 сонет – это вкус…

66 сонет -  это изображение…

66 сонет – это звук …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...