Программа по внеурочной деятельности «С информатикой на ТЫ»
рабочая программа (7 класс)
Рабочая программа составлена в соответствии с:
- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;
- требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
s_informatikoy_na_ty_7_klass.doc | 143 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШАТУНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Зам. директора по и.о. Директор _________ Кишкина В.А.
_____ Кишкина В.А. Приказ № _____ от «___»______2017 г.
«___»___________2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности по информатике 7 класс
«С информатикой на «Ты»»
на 2017 – 2018 учебный год
Составитель: В.А. Кишкина – учитель информатики
Шатуново – 2017
- Аннотация к программе
- Рабочая программа составлена в соответствии с:
- - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) ;
- - требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным);
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Структура курса представляет собой взаимосвязанные темы. Все занятия направлены на расширение и углубление базового курса информатики, и создание условий успешной практической деятельности каждого учащегося.
Основное содержание курса расширения и углубления знаний учащихся.
Каждая тема включает в себя теорию и практику.
Учащиеся должны иметь навыки использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений, описания, чертежей, таблиц, программ;
- создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
- организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Учебный курс «С информатикой на «ты» позволяет постепенно от самых простых программных средств перейти к освоению профессиональных программных пакетов. Модульная структура курса дает возможность выбрать оптимальную сложность выполняемых заданий и их адекватное сочетание. Можно сократить один из модулей и количественно увеличить другой, т. е. обеспечивается максимальная встраиваемость учебного курса в образовательный процесс.
Важным является то, что в процессе изучения данного курса учащиеся не просто знакомятся с отдельными программными приложениями, но и осваивают возможности использования объектов, созданных средствами одних программ, при последующей подготовке документов в других программах (в том числе технологию внедрения объектов OLE). По завершении курса учащимся предлагается выполнить проектные работы с использованием всех полученных в ходе изучения курса знаний, умений и навыков.
Освоение базовых средств информационных технологий имеет смысл начинать именно с изучения стандартных приложений Windows, далее переходя к изучению более сложных программных пакетов.
При этом умения и навыки учащихся, достигнутые в ходе работы, далее активно используются и развиваются при работе с другими практическими курсами.
Программа состоит из четырех модулей:
1. Знакомство с растровой и векторной графикой.
2. Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP.
3. Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD.
4. Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)
Программы рассчитаны на применение программной платформы Windows.
Изучение первого модуля «Знакомство с растровой и векторной графикой» направлено на решение следующих задач: формирование навыков обработки растровой графики в графическом редакторе и в программе для просмотра изображений.
Второй модуль «Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP» направлен на расширение приобретенных навыков работы в растровом графическом редакторе.
Третий модуль «Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD» позволяет формировать навыков обработки изображений в текстовом редакторе.
Четвертый модуль «Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник)» формирует алгоритмическое мышление и готовит ребят к изучению высоких языков программирования.
Программа внеурочного курса клуба «С информатикой на «ты» для учащихся основной ступени 7 классов является расширением предмета «Информатика и ИКТ» предметной области «Математика и информатика».
Основополагающими принципами построения внеурочной деятельности являются: целостность и непрерывность; научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность; концентричность в структуризации материала.
- Пояснительная записка
- В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки работы с современным программным обеспечением. Техническое и программное обеспечение нашей школы позволяет на практике познакомить школьников с основами компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно развитого общества.
- Основная цель: реализация в наиболее полной мере возрастающего интереса учащихся к углубленному изучению алгоритмизации и программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления с помощью офисных программ и системы алгоритмического языка Кумир.
Задачи:
- формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле и применения умений моделирования в разных предметных областях;
- формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач;
- формирование умений и навыков работы над проектами по разным школьным дисциплинам.
Реализация этих целей и задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
- Описание места учебного курса в учебном плане
- Программа внеурочной деятельности «С информатикой на ты» предназначена для организации внеурочной деятельности по нескольким взаимосвязанным направлениям развития личности, таким как общеинтеллектуальное, общекультурное и социальное. Программа предполагает ее реализацию в факультативной или кружковой форме в 7-м классе основной школы. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный год, что составляет 68 учебных часов в год.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В ходе изучения курса в основном формируются и получают развитие следующие метапредметные результаты:
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативных, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д.; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учётов интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие ИКТ-компетентности - широкого спектра умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений; создание графических объектов; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации анализ информации).
Вместе с тем при использовании данного учебного курса во внеурочной деятельности вносится существенный вклад в развитие личностных результатов, таких как:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Методы, формы работы и виды деятельности учащихся:
-лекционные занятия,
- практические работы,
- тренировочные упражнения,
- творческие работы(создание и защита проектов).
Требования к уровню достижений обучающихся
Учащиеся должны знать:
- назначение основных элементов окна графического редактора;
- приемы создания и редактирования изображения;
- основные элементы текста;
- приемы редактирования и форматирования текста;
- технологию вставки различных объектов;
- технологию работы с таблицами и колонками;
- правила создания анимации и требования к её оформлению;
- иметь простейшие представления о формальных исполнителях;
- основные алгоритмические структуры, операторы графики языка алгоритмизации;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
Учащиеся должны уметь:
- включать и выключать компьютер;
- запускать приложения, сохранять результат работы на диске, открывать необходимый документ;
- вводить с клавиатуры, редактировать и форматировать текст;
- работать с таблицами любой сложности;
- создавать изображения, редактировать в текстовом процессоре WORD;
- создавать и редактировать рисунок в растровом редакторе;
- работать с слоями изображения;
- создавать анимацию средствами графического редактора GIMP;
- создавать и демонстрировать мультимедиа презентации;
- работать в среде языка алгоритмизации;
- создавать программы, выводящие на экран заданные изображения;
- уметь применять алгоритм ветвления и цикла.
Форма подведения итогов - создание и защита проектов.
Тематическое планирование
Раздел | Количество часов | Из них (количество часов) | |
Теория | Практика | ||
| 11 ч | 7 ч | 4 ч |
Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP | 7 ч | 1,5 ч | 5,5 ч |
| 9 ч | 5,5 ч | 3,5 ч |
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник) | 8 ч | 3 ч | 5 ч |
Итого | 35 ч | 17 ч | 18 ч |
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Основное содержание | Дата проведения | |||
Теория | Практика | План | Факт | ||||
Знакомство с растровой и векторной графикой — 11 ч | |||||||
Инструкция по технике безопасности | 1 | Повторение правил поведения в кабинете информатики и при работе за компьютерами | |||||
Графика — это... | 1 | Знакомство с понятием «графика». Компьютерная графика. | |||||
Графический интерфейс операционных систем и приложений | 1 | Знакомство и работа с различными графическими интерфейсами | |||||
Практическое занятие по теме: «Знакомство с графическим интерфейсом Windows» | 1 | Создание заставки для рабочего стола | |||||
Растровая и векторная графика | 1 | Знакомство с растровыми и векторными изображениями. Область применения того и другого вида графики. | |||||
Практическое занятие «Создание изображения в Paint» | 1 | Работа с растровыми изображениями. | |||||
Практическое занятие «Создание изображения в Word» | 1 | Работа с векторными изображениями. | |||||
Принцип формирования изображений | 1 | Составления сравнительной таблицы | |||||
Достоинства и недостатки растровых и векторных изображений | 1 | Составление таблицы | |||||
Растровые и векторные графические редакторы | 1 | Знакомство с интерфейсами различных графических редакторов | |||||
Практическое занятие «Сравнительная характеристика графических редакторов» | 1 | Создание презентации | |||||
7 ч | 4 ч | ||||||
Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP — 7 ч | |||||||
Знакомство с графическими редакторами Gimp. | 1 | Изучение создания растрового рисунка в редакторе Paint. Изучение форматирования и редактирования объектов растровой графики. Изучение масштабирования объектов растровой графики. Назначение графического редактора GIMP. Основные элементы рабочего окна программы GIMP. Знакомство с основными панелями GIMP. Форматирование и редактирование изображений. | |||||
Создаём простейшие рисунки. | 1 | Основные функции графического редактора Paint, GIMP: создание и редактирование рисунков. | |||||
Использование - поворота, копирования частей изображения для создания объектов. | 1 | Копирование и вставка изображений в буфер обмена. Создание изображения на основе буфера обмена. Изменения размеров холста. Работа со слоями. Повторение коррекции тона, освещенности и насыщенности. Инструменты кисть и градиент. | |||||
Цветной ластик, применение на практике. Основной, фоновый цвет. | 1 | Назначение инструмента Ластик. | |||||
Создание изображений в Gimp. Работа со слоями. | 1 | Понятие слоев. Создание, перемещение, удаление слоев. Режим слоя, прозрачность слоя. Инструменты для работы со слоями: перемещения, масштабирование, поворот, искривление, перспектива, зеркало. Цветовые модели RGB и CMY. | |||||
Создание анимации в Gimp. | 0,5 | 0,5 | Понятие анимации. Работа со слоями — создание кадров анимации. Сохранение анимированных изображений, оптимизация анимированных изображений. | ||||
Итоговая работа-рисунок на свободную тему. | 1 | Создание рисунка на свободную тему. | |||||
1,5 ч | 5,5 ч | ||||||
Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD — 9 ч | |||||||
Знакомство с текстовым процессором WORD. Меню, панели инструментов. | 1 | Назначение текстового процессора WORD. Окно текстового процессора WORD. Символ, слово, строка, абзац, фрагмент | |||||
Редактирование текста. | 0, 5 | 0, 5 | Обработка текстовой информации. Редактирование текста. Работа с фрагментами текста. | ||||
Форматирование текста. | 0, 5 | 0, 5 | Текстовый документ, форматирование текстового документа, выравнивание, шрифт, начертание. | ||||
Работа с таблицами. | 0, 5 | 0, 5 | Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. | ||||
Сложные таблицы. | 1 | Таблица, столбец таблицы, строка таблицы, ячейка таблицы. | |||||
Создаём векторные изображения. | 1 | Графический редактор, графический примитив | |||||
Редактор формул. | 1 | Ввод математических формул и вычисление по ним. | |||||
Газетные колонки, поиск и замена слов. | 1 | Знакомство с издательской системой “MS Publisher | |||||
Итоговая работа-создание документа. | 1 | Создание документа на заданную тему | |||||
5,5 ч | 3,5 ч | ||||||
Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник) — 8 ч | |||||||
Знакомство со средой алгоритмического языка Кумир. Исполнитель Черепашка. | 1 | Алгоритм – модель деятельности исполнителя алгоритмов. Знакомство со средой КУМИР. Знакомство с исполнителем Черепаха. | |||||
Исполнитель Робот. Составление простейших программ. | 1 | Исполнитель Робот. | |||||
Алгоритмические конструкции. | 1 | Команда ветвления. Цикл со счетчиком. | |||||
Составление задач и написание программ к ним. | 1 | Составление простейших программ на алгоритмических языках. | |||||
Исполнитель-Чертёжник. Общие сведения. Описание команд. | 1 | Знакомство с исполнителем Чертежник. Управление Чертежником Программы управления Чертежником. | |||||
Выполнение простейших чертежей. | 1 | Рисуем простейшие чертежи. | |||||
Использование алгоритмических конструкций. Создание простого орнамента. | 1 | Использование вспомогательных алгоритмов. | |||||
Итоговое повторение. Исполнитель-Чертёжник, Робот. | 1 | Создание программ. | |||||
3 ч | 5 ч |
Содержание программы внеурочной деятельности
- Знакомство с растровой и векторной графикой. Знакомство с основами дизайна и web-дизайна. Работа с растровыми изображениями. Создание векторного изображения в текстовом документе.
- Знакомство и работа в графическом редакторе GIMP. Создание графических объектов с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств. Создание анимаций.
- Знакомство и работа в текстовом процессоре WORD. Простые преобразования текста. Альфа-прозрачность и яркость. Построение промежуточных отображений текста вдоль траектории. Текст и маскирование. Создание таблиц разного рода сложности.
- Алгоритмизация-система КУМИР (исполнители – Черепашка, Робот, Чертёжник). Знакомство с исполнителями. Составление программ для исполнителей. Опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
Перечень учебно-методического, материально-технического и программного обеспечения образовательного процесса
Каждый модуль снабжён отдельным изданием в виде практикума:
- Богомолова О.Б. Стандартные программы Windows: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Усенков Д.Ю., Богомолова О.Б. Коммуникационные технологии: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Богомолова О.Б., Усенков Д.Ю. Знакомство со средой ЛогоМиры: практикум. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Методические указания по использованию практикумов, в том числе по разработке уроков, необходимый теоретический материал и электронное приложение (презентации к урокам, заготовки к заданиям, образцы выполнения заданий, видеодемонстрация выполнения наиболее сложных заданий, а также примеры итоговых проектных работ) содержатся в методическом пособии: Богомолова О.Б. Преподавание информационных технологий в школе. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Аппаратные средства
- Персональный компьютер, ноутбук – универсальные устройства обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.
- Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки для озвучивания всего класса.
- Устройство ввода графической и текстовой информации – сканер.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь.
Программные средства
- Операционная система.
- Файловый менеджер.
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.
- Программа разработки презентаций.
- Среда Кумир
- Браузер
Интернет-ресурсы
- Сайт Константина Полякова: http://kpolyakov.narod.ru/
- Сайт информационной поддержки конкурсов и олимпиад: http://konkyrcy.ucoz.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. П...
Программа курса внеурочной деятельности по информатике
Программа курса внеурочной деятельности по информатике 5 класса "Творческие задания в среде программирования Scratch"...
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности по информатике
Программа рассчитана для проведения в 1-4 классах начальной школы....
Программа по внеурочной деятельности по информатике "Мир информатики"
Курс нацелен на развитие творческих способностей учащихся, на формирование навыка работы на компьютере в разных средах и приложениях....
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...