Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для обучающихся 2 – 4 классов
рабочая программа по информатике и икт по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир информатики" разработана для обучающихся 2 - 4 классов. В ней представлено содержание и тематическое планирование для каждого класса по отдельности. Программа составлена на основе авторской прогаммы по информатике для начальной школы Матвеевой Н.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_2_-_4_matveeva_vneurochka.doc | 256.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Кадетская школа № 7 им. В.В. Кашкадамовой»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ Л.П. Акимова “___” ___________ 2012 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой ____________ И.А. Маллямова “___” __________ 2012 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир информатики»
для обучающихся 2 – 4 классов
Автор составитель учитель информатики Л. П. Акимова |
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО на заседании ШМО учителей математического цикла МБОУ КШ № 7 им. В.В. Кашкадамовой Протокол № ___ от “___” ______ 2012 г. Руководитель ШМО ___________ Е. Н. Морозова | Принято на педагогическом совете протокол № 2 от 29.08.2012 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Непрерывность обучения информатике — это необходимый шаг в развитии общего образования.
Рабочая программа внеурочной деятельности по информатике составлена на основе авторской программы курса предмета «Информатика» для 2 – 4 классов средней общеобразовательной школы Матвеевой Н.В.
Преподавание курса ориентировано на использование учебно-методического комплекса, в который входят:
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.
Электронное сопровождение:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
При создании программы учитывались требования федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Целью курса является формирование универсальных учебных действий, отражающих потребности ученика начальной школы в информационно-учебной деятельности, а также формирование начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических понятий начального курса информатики и первичных мотивированных навыков работы на компьютере и в информационной среде, в том числе при изучении других дисциплин.
Задачами курса являются:
- формирование системного, объектно-ориентированного теоретического мышления;
- формирование умения описывать объекты реальной и виртуальной действительности на основе различных способов представления информации;
- овладение приемами и способами информационной деятельности;
- формирование начальных навыков использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения практических задач.
Предусматривается обучение по следующим содержательным линиям:
- информация, виды информации (по способу восприятия, по способу представления);
- информационные объекты (текст, изображение, аудиозапись, видеозапись);
- источники информации (живая и неживая природа, творения человека);
- работа с информацией (обмен, поиск, преобразование, хранение, использование);
- средства информационных технологий (телефон, компьютер, радио, телевидение, устройства мультимедиа);
- организация информации и данных (оглавление, указатели, каталоги, записные книжки и другое).
Под предметной компетентностью в области информатики понимается «готовность учащегося использовать усвоенные знания, умения и навыки в области информатики и ИКТ для:
- доступа к информации (знание того, где и как искать и получать информацию);
- обработки информации (использование заданных схем организации и классификации информации);
- интеграции информации (интерпретирование и представление информации, включая резюмирование, сравнение, сопоставление);
- оценки информации (суждение о качестве, релевантности, полезности, пригодности информации);
- создания информации (адаптация, сочинение информации) и т.д.».
Информатика относится к предметам естественнонаучного цикла и, наряду с математикой, является фундаментальным ядром начального образования. Предметы данного цикла рассматриваются как целостная система сведений о мире, связях, отношениях, зависимостях и закономерностях окружающей действительности. Представление информации в данном цикле опирается на общие категории, универсальные методы познания и формализации знаний, межпредметные связи, практическую направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребёнка. Информатика и математика вносят большой вклад в формирование у учащихся целостного естественнонаучного мировоззрения, в развитие потребности к познанию и в формирование системного опыта, как познавательной деятельности, так и практического применения знаний и умений. Предмет «Информатика» отличается системным представлением учебной информации. При этом происходит:
- Поэтапное формирование понятий «информация», «система», «алгоритм» и других важных представлений.
- Развитие системных представлений на основе усвоения школьниками представлений о связях и отношениях объектов реальной действительности между собой и возникающих при этом системных эффектах.
- Формирование алгоритмического похода к решению текстовых задач, что является наиболее значимой проблемой в процессе обучения в старших классах.
- Единство и согласованность «по горизонтали» и «вертикали» с другими дисциплинами используемого учебного материала (межпредметная интеграция).
- Практическая направленность знаний с опорой на актуальный опыт ребенка работы с информацией (ее анализ, синтез и разные способы поиска, хранения, обработки и передачи).
Моделирование как универсальный метод познавательной деятельности является одной их тем содержания информатики в начальной школе. Представление информации осуществляется в сочетании методов индукции (от реальных объектов и явлений к их формализованному описанию и построению информационных и математических моделей) и дедукции (от построения/изучения моделей на уровне концептуальных систем понятий к реальным объектам и явлениям).
Операционно-деятельностный компонент УМК «Информатика» включает в себя задания, формирующие исследовательские и проектные умения. Так, осуществляется формирование и развитие умения наблюдать и анализировать объекты (предметы, процессы и явления), выделять их свойства, обобщать необходимые данные, формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезу, синтезировать получаемые знания в форме математических и информационных моделей, самостоятельно осуществлять планирование и прогнозирование своих практических действий. В результате происходит усвоение учащимися универсальной логики познания, развитие общих интеллектуальных умений, приобретение опыта организации познавательной, исследовательской и проектной деятельности, развитие потребности в самообразовании и многое другое. В частности, происходит формирование и развитие понятий «модель», «моделирование», овладение общими средствами информационного и математического моделирования. При организации компьютерного практикума осуществляется использование общих средств информационного и математического моделирования в организации исследования информационных объектов и при создании компьютерных проектов.
Компоненты УМК направлены на обогащение ментального опыта учащегося. Форма представления учебных материалов обеспечивает развитие когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта учащихся.
Под когнитивным опытом подразумеваются психические механизмы, отвечающие за эффективную переработку информации, в том числе: способы кодирования информации, когнитивные схемы, семантические и понятийные структуры.
Под метакогнитивным опытом – психические механизмы, обеспечивающие управление собственной интеллектуальной деятельностью, в том числе непроизвольный и произвольный (осознанный) интеллектуальный контроль, открытую познавательную позицию ребенка.
Под интенциональным опытом понимаются психические механизмы, предопределяющие избирательность индивидуальных склонностей, в том числе интеллектуальные предпочтения, убеждения, умонастроения. В результате в ходе обучения происходит реализация задач интеллектуального воспитания учащихся как формы организации учебного процесса и внешкольной деятельности, в рамках которой каждому ученику оказывается индивидуализированная педагогическая помощь с целью совершенствования его интеллектуальных возможностей.
Обучение информатике в начальной школе способствует формированию общеучебных умений, что в новом образовательном стандарте конкретизировано термином «универсальные учебные действия» (УУД). Под универсальными учебными действиями понимаются обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Особенностью курса «Информатика» является целенаправленность формирования именно УУД. К общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, которые формируются и развиваются в рамках курса «Информатика», относятся познавательная, организационная и рефлексивная деятельность.
Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:
- учебные мотивы;
- учебную цель;
- учебную задачу;
- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка);
- метапредметные учебные действия (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью, будь то определение стратегии решения математической задачи, запоминание фактического материала по истории или планирование совместного с другими учащимися лабораторного эксперимента по физике или химии).
Виды УУД (блоки) – это личностный блок; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.
В блок личностных универсальных учебных действий входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение:
- Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом-продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.
В блок регулятивных действий включаются действия, обеспечивающие организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
В познавательный блок включаются:
- Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;
- умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
- Универсальные логические действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
- выдвижение гипотез и их обоснование;
- Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
В коммуникативный блок входят коммуникативные действия, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Также на занятиях по внеурочной деятельности по предмету «Информатика» школьники учатся:
- Наблюдать за объектами окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом и по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией учатся устно и письменно описывать объекты наблюдения.
- Соотносить результаты наблюдения с целью, соотносить результаты проведения опыта с целью, то есть получать ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?».
- Письменно представлять информацию о наблюдаемом объекте, т.е. создавать текстовую или графическую модель наблюдаемого объекта с помощью компьютера с использованием текстового или графического редактора.
- Понимать, что освоение собственно информационных технологий (текстового и графического редакторов) не является самоцелью, а является способа деятельности в интегративном процессе познания и описания (под описанием понимается создание информационной модели: текста, рисунка и пр.).
- В процессе информационного моделирования и сравнения объектов выявлять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?»); объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как…, такой же, как…), различать целое и часть. Создание информационной модели может сопровождаться проведением простейших измерений разными способами. В процессе познания свойств изучаемых объектов осуществляется сложная мыслительная деятельность с использованием уже готовых предметных, знаковых и графических моделей.
- При выполнении упражнений на компьютере и компьютерных проектов решать творческие задачи на уровне комбинаций, преобразования, анализа информации: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой конструкторской задачи, создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации, создавая простейшие мультимедийные объекты и презентации, применять простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…, то…», «не только, но и…» и элементарное обоснование высказанного суждения.
- При выполнении интерактивных компьютерных заданий и развивающих упражнений овладевать первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиском (проверкой) необходимой информации в интерактивном компьютерном словаре, электронном каталоге библиотеки. Одновременно происходит овладение различными способами представления информации, в том числе в табличном виде, упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию).
- Получать опыт организации своей деятельности, выполняя специально разработанные для этого интерактивные задания. Это такие задания: выполнение инструкций, точное следование образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельное установление последовательности действий при выполнении интерактивной учебной задачи, когда требуется ответ на вопрос «В какой последовательности следует это делать, чтобы достичь цели?».
- Получать опыт рефлексивной деятельности, выполняя особый класс упражнений и интерактивных заданий. Это происходит при определении способов контроля и оценки собственной деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я делаю это?»); нахождение ошибок в ходе выполнения упражнения и их исправление.
- Приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых компьютерных проектов: умение договариваться, распределять работу между членами группы, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности.
Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы
знать/понимать
- основные источники информации;
- назначение основных устройств компьютера;
- правила безопасного поведения и гигиены при работе инструментами, бытовой техникой (в том числе с компьютером);
уметь
- кратко рассказывать о себе, своей семье, друге – составлять устную текстовую модель;
- составлять небольшие письменные описания предмета, картинки (о природе, школе) по образцу с помощью текстового редактора;
- составлять алгоритм решения текстовых задач (не более 2–3 действий);
- распознавать изученные геометрические фигуры и изображать их на экране компьютера;
- сравнивать различные объекты реальной действительности по размерам, взаимному расположению в пространстве и выражать эти отношения с помощью схем;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму) и строить простые графические модели в виде схемы, эскиза, рисунка;
- различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы;
- различать части предметов и отображать их в рисунке (схеме);
- выполнять инструкции (алгоритмы) при решении учебных задач;
- определять цель своей деятельности, осуществлять выбор варианта деятельности, осуществлять организацию в соответствии с составленным планом (алгоритмом) собственной трудовой деятельности, и уметь отвечать на вопросы «Что я делаю?», «Как я делаю?» и осуществлять самоконтроль за ее ходом и результатами;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);
- создавать модели несложных объектов из деталей конструктора и различных материалов, используя знания и умения, приобретенные в учебной деятельности и повседневной жизни;
- использовать телефон, радиотелефон, магнитофон и другие аудио, видео и мультимедийные средства коммуникации;
- работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
- сравнивать и упорядочивать (классифицировать) объекты по разным признакам: длине, площади, массе, вместимости и пр.;
- обогащать жизненный опыт, удовлетворять свои познавательные интересы, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете с помощью непосредственного наблюдения, измерения, сравнения и используя мультимедийные средства обучения;
- самостоятельно использовать всевозможные игры и электронные конструкторы, тренажеры;
- осуществлять сотрудничество в процессе совместной работы над компьютерными проектами и презентациями;
- решать учебные и практические задачи с применением возможностей компьютера;
- осуществлять поиск информации с использованием простейших запросов;
- изменять и создавать простые информационные объекты на компьютере.
Место внеурочной деятельности «Мир информатики»
в системе учебных дисциплин начальной школы
Место внеурочной деятельности «Мир информатики» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Цель – это целенаправленно научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера. Это необходимо для того, чтобы научить детей применять современные информационные технологии для решения учебных и практических задач до того, как они придут в старшие классы, подобно тому, как в начальной школе учат читать и писать – чтобы в старших классах эти умения служили уже инструментом в многотрудной учебной деятельности. Информатика в начальной школе изучается школьниками легко и охотно.
Начиная обучение информатике со второго класса, следует во втором классе научить детей видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода, постепенно вводить в их мышление и речь термины информатики (источник/приемник информации, канал связи и пр.) наряду с обучением работать на компьютере.
В третьем классе вводится понятие модели, в том числе компьютерной, и школьники целенаправленно изучают современные инструменты работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Во второй половине учебного года дети конкретно осваивают различные информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.
В четвертом классе дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и почему часто результат не соответствует цели и ожиданиям. В процессе практического осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают специфические термины управления, учатся определять, осуществляется управление с обратной или без обратной связи, учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой. То есть они учатся «видеть» системы, что приводит к развитию системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Последние также являются предметом целенаправленного развития в четвертом классе на уроках информатики с помощью соответствующих заданий и упражнений.
Ребенок погружен в некую новую предметную и новую информационную среду. Действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее.
В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее чем русский язык и математика.
При изучении любой школьной дисциплины дети учатся работать с информацией, но делают это неосознанно: работают с информацией, но не знают, что они работают с информацией. На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, т. е. смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики.
В базисном образовательном плане указано, что изучение информатики и математики «направлено на формирование первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования».
Информатика выполняет интегрирующую функцию, формируя на своих уроках знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.
Аналитическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках информатики:
- выделение и называние объекта окружающей действительности, в том числе в терминах информатики (источник информации, приемник, канал связи, носитель информации, управляющий объект, объект управления, средство управления, управляющий сигнал, цель управления и др.);
- называние свойств и отношений, функций и действий, анализ элементного состава объекта (системы), называние свойств текста, рисунка, модели, алгоритма, исполнителя алгоритма, и других объектов информатики;
- выделение и называние свойств объекта (системы), которые отражены в той или иной его модели;
- сравнение между собой объектов, в том числе абстрактных объектов информатики (сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления и др.);
- формулирование суждения и умозаключения
Практическая деятельность обучающихся начальной школы на уроках информатики:
- преобразование одной формы представления информации в другую (текста в схему, текста в числовое выражение, таблицы в текст или схему и т.д.);
- описание объекта окружающей действительности по схеме: имя, внешние свойства, действия, функции, отношения;
- создание текстовой, математической и графической модели объекта окружающего мира;
- создание электронной версии текста, рисунка, схемы с ее сохранением на электронном носителе;
- сравнение между собой объектов, в том числе объектов информатики (сравнение процесса хранения информации и процесса ее передачи, процессов передачи и обработки, процессов моделирования и управления и др.);
- обмен письменными сообщениями и файлами по электронной почте;
- осуществление коммуникативного процесса по скайпу;
- поиск данных в сети Интернет (по ключевым словам), анализ и отбор документов, поиск нужной информации в них.
На изучение внеурочной деятельности «Мир информатики» для 2 – 4 классов отводится 1 час в неделю, общее количество часов за три года обучения 102.
Занятия могут проводиться учителем начальной школы, учителем информатики или педагогом дополнительного образования.
Содержание курса
2 класс
Виды информации, человек и компьютер
Человек и информация. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части.
Кодирование информации
Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования.
Информация и данные
Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные.
Документ и способы его создания
Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа.
3 класс
Информация, человек и компьютер
Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Компьютер.
Действия с информацией
Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Кодирование и шифрование данных. Хранение информации. Обработка информации.
Мир объектов
Объект, его имя и свойства. Функции объекта. Отношения между объектами. Характеристика объекта. Документ и данные об объекте.
Компьютер, системы и сети
Компьютер – это система. Системные программы и операционные системы. Файловая система. Компьютерные сети. Информационные системы.
4 класс
Повторение
Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система.
Суждение, умозаключение, понятие
Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и «ложь». Суждение. Умозаключение.
Мир моделей
Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.
Управление
Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средство управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.
Требования к уровню подготовки
обучающегося второго класса
Учащиеся должны
понимать:
- что в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют звуковой, зрительной, тактильной, обонятельной и вкусовой;
- что в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- что информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- что информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- что человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- основные виды представления информации;
- компьютерные носители информации;
- основные устройства компьютера и их назначение.
- что данные — это закодированная информация;
уметь:
- включать и выключать компьютер;
- пользоваться клавиатурой и мышью;
- запускать простейшие, широко используемые прикладные программы: текстовый и графический редакторы, тренажёры и тесты;
- работать с программами управления движущимися объектами и с логическими играми;
- кодировать и декодировать текстовую информацию с помощью числовых, символьных и графических кодов;
- осуществлять простейшие операции с файлами: создание, сохранение, поиск, запуск программы;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Требования к уровню подготовки
обучающегося третьего класса
Учащиеся должны
понимать:
- какую роль играет информация в жизни человека и для чего он совершает различные действия с информацией;
- что объектом может быть любой предмет, живое существо, событие, явление, процесс;
- что информационные объекты служат для описания других объектов;
- что компьютер работает с информацией благодаря наличию программ;
- что файл содержит закодированные текстовые, числовые, графические и звуковые данные;
знать:
- основные действия с информацией: сбор, представление, кодирование, хранение, обработку и передачу;
- что каждый объект имеет имя и характеристику (совокупность свойств);
- что информационные объекты связаны смыслом с объектами, которые они описывают;
- что компьютер может работать с разными информационными объектами;
- что компьютер может накапливать, хранит, передавать и обрабатывать информацию;
- что данные – это закодированная информация, хранящаяся в памяти компьютера в виде файла;
- что файл – это информационный объект, который имеет имя и характеристику (дату и время создания, объём);
- что файл – это электронный документ;
уметь:
- представлять в тетради и на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, чисел;
- выполнять элементарные преобразования информации в виде таблиц, списков и схем;
- работать с текстами и изображениями, используя текстовый и графический редактор, производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора;
- осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу информации и данных;
- создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ;
- находить нужную программу на рабочем столе компьютера и запускать её на исполнение;
- управлять экранными объектами с помощью мыши.
Требования к уровню подготовки
обучающегося четвертого класса
Учащиеся должны
понимать:
- в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, её называют звуковой, зрительной, тактильной (осязательной), обонятельной и вкусовой;
- в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях информации, её называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- информацию можно представлять на носителе информации с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и других);
- информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- человек, природа, книги могут быть источником информации приёмником информации;
- человек может быть источником и приёмником информации;
знать:
- что данные – это закодированная информация;
- что тексты и изображения – это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: текстом, рисунком, таблицей, числами;
- как описывать объекты реальной действительности, т.е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
- различных помощников человека при счёте и обработке информации (счётные палочки, абак, счёты, калькулятор и компьютер);
- правила работы с компьютером и технику безопасности;
уметь:
- применять полученные знания и представлять на разных носителях (на бумаге, на доске, на экране компьютера) одну и ту же информацию об одном и том же объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, чисел;
- кодировать информацию различными способами и декодировать её, пользуясь кодовой таблицей;
- обрабатывать тексты и изображения (информационные объекты), представленные на разных носителях;
- осуществлять простейшие преобразования данных, используя компьютер и прикладное программное обеспечение;
- пользоваться современными средствами информационных технологий: флэш-брелоком, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейших задач;
- создавать элементарные проекты и презентации с использованием компьютера.
Тематическое планирование учебного материала для 2 класса
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Виды информации, человек и компьютер | |||
1 | Человек и информация | 1 | |
2 | В мире звуков | 1 | |
3 | Какая бывает информация | 1 | |
4 | Источники информации | 1 | |
5 | Приемники информации | 1 | |
6 | Радио и телефон | 1 | |
7 | Компьютер как инструмент | 1 | |
8 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Кодирование информации | |||
9 | Носители информации | 1 | |
10 | Кодирование информации | 1 | |
11 | Алфавит и кодирование информации | 1 | |
12 | Английский алфавит и славянская азбука | 1 | |
13 | Письменные источники информации | 1 | |
14 | Разговорный и компьютерный языки | 1 | |
15 | Текстовая и графическая информация | 1 | |
16 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Числовая информация и компьютер | |||
17 | Числовая информация | 1 | |
18 | Время и числовая информация | 1 | |
19 | Число и кодирование информации | 1 | |
20 | Код из двух знаков | 1 | |
21 | Помощники человека при счете | 1 | |
22 | Память компьютера | 1 | |
23 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Данные | |||
24 | Данные | 1 | |
25 | Текстовые данные | 1 | |
26 | Передача данных | 1 | |
27 | Компьютер и обработка данных | 1 | |
28 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
29 | Работа над проектом | 1 | |
30 | Работа над проектом | 1 | |
31 | Работа над проектом | 1 | |
32 | Работа над проектом | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Защита проекта | 1 | |
34 | Защита проекта | 1 |
Тематическое планирование учебного материала для 3 класса
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Знакомство с информатикой | |||
1 | Человек и информация | 1 | |
2 | Источники и приемники информации | 1 | |
3 | Искусственные и естественные источники информации | 1 | |
4 | Носители информации | 1 | |
5 | Что мы знаем о компьютере | 1 | |
6 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Действия с информацией | |||
7 | Немного истории о действиях с информацией | 1 | |
8 | Сбор информации | 1 | |
9 | Представление информации | 1 | |
10 | Кодирование информации | 1 | |
11 | Декодирование информации | 1 | |
12 | Хранение информации | 1 | |
13 | Обработка информации | 1 | |
14 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Объект и его характеристика | |||
15 | Объект | 1 | |
16 | Имя объекта | 1 | |
17 | Свойства объекта | 1 | |
18 | Общие и отличительные свойства | 1 | |
19 | Существенные свойства и принятие решения | 1 | |
20 | Элементный состав объекта | 1 | |
21 | Действия объекта | 1 | |
22 | Отношения между объектами | 1 | |
23 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Информационный объект и компьютер | |||
24 | Информационный объект и смысл | 1 | |
25 | Документ как информационный объект | 1 | |
26 | Электронный документ и файл | 1 | |
27 | Компьютер и обработка данных | 1 | |
28 | Текст и текстовый редактор | 1 | |
29 | Изображение и графический редактор | 1 | |
30 | Схема и карта | 1 | |
31 | Число и программный калькулятор | 1 | |
32 | Таблица и электронные таблицы | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
34 | Решение логических задач | 1 |
Тематическое планирование учебного материала для 4 класса
№ п/п | Тема учебного занятия | Количество часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 |
Повторение | |||
1 | Человек и информация | 1 | |
2 | Действия с информацией | 1 | |
3 | Объект и его свойства | 1 | |
4 | Отношения между объектами | 1 | |
5 | Компьютер | 1 | |
6 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Понятие, суждение, умозаключение | |||
7 | Понятие | 1 | |
8 | Деление и обобщение понятий | 1 | |
9 | Отношения между понятиями | 1 | |
10 | Совместимые и несовместимые понятия | 1 | |
11 | Понятия «истина» и «ложь» | 1 | |
12 | Суждение | 1 | |
13 | Умозаключение | 1 | |
14 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Модель и моделирование | |||
15 | Модель объекта | 1 | |
16 | Модель отношений между понятиями | 1 | |
17 | Алгоритм | 1 | |
18 | Исполнитель алгоритма | 1 | |
19 | Компьютерная программа | 1 | |
20 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
Информационное управление | |||
21 | Управление собой и другими людьми | 1 | |
22 | Управление неживыми объектами | 1 | |
23 | Схема управления | 1 | |
24 | Управление компьютером | 1 | |
25 | Повторение, работа со словарем и контрольная работа (тестирование) | 1 | |
26 | Работа над проектом «Моделирование» | 1 | |
27 | Работа над проектом «Моделирование» | 1 | |
28 | Работа над проектом «Моделирование» | 1 | |
29 | Работа над проектом «Моделирование» | 1 | |
30 | Работа над проектом «Моделирование» | 1 | |
31 | Защита над проектом | 1 | |
32 | Защита над проектом | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Решение логических задач | 1 | |
34 | Решение логических задач | 1 |
ЛИТЕРАТУРА
1. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 2 класса. - М.: Бином, 2008.
2. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: учебник для 3 класса. - М.: Бином, 2008.
3. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П., Нурова Н.А. Информатика: учебник для 4 класса. - М.: Бином, 2008.
4. Цифровые образовательные ресурсы к учебнику «Информатика», 2, 3, 4 классы, Матвеева Н.В. и др.
5. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Методическое пособие 2, 3, 4 классы - М.: Бином, 2009. Методическое пособие содержит рекомендации по проведению уроков информатики и ИКТ с учетом специфики предмета и возрастных особенностей детей.
Электронное сопровождение:
- ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 2 класс (http://school-collection.edu.ru/)
- ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/473cf27f-18e7-469d-a53e-08d72f0ec961/?interface=pupil&class[]=45&subject[]=19)
- Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/)
- Лекторий «ИКТ в начальной школе» ( http://metodist.lbz.ru/lections/8/)
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 2 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 3 класс, Н.В. Матвеева и др.
- ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс Н.В. Матвеева и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа курса внеурочной деятельности по информатике "Занимательная информатика" для 6 класса
Программа внеурочной деятельности "занимательная информатика" для 6 класса. Курс «Занимательная информатика» нацелен на развитие логического и алгоритмического мышления учеников, на использование...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир информатики» для 3 класса
Внеурочная деятельость по информатике в 3 классе направлена на подготовку учеников к освоению курса "Информатика" и включает в себя начальные навыки работы со средствами ИКТ. Курс закл...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2016-2017 учебный год к аттестации...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2017-2018 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2017-2018 учебный год к аттестации...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2018-2019 учебный год к аттестации...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2019-2020 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2019-2020 учебный год к аттестации...
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности по информатике 1-4 класс 2020-2021 учебный год к аттестации...