Урок в музее
учебно-методический материал (6 класс)

Идигова Асет Хасанбековна

Урок в музее. Галерея И.С.Глазунова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_etika_2.docx24.08 КБ
Файл 6_klass.docx952.66 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.

Урок Светская этика.

Учитель истории, обществознания, светской этики (первой категории) А.Х.Идигова.

Тема урока:

«Семейные ценности в картинах художника Ильи Глазунова»

                                 Бог создал семью, чтобы обеспечить человеку максимальную                           любовь, поддержку и мораль. Это наилучший пример, который можно себе представить.                          

 (Джерри Фалуэлл)

Методическая цель урока: 

Развить у учащихся методику самостоятельной работы с поисково-ориентированными заданиями и умение находить в картинах семейные традиции, ценности, проводить анализ проделанной работы.

Цель:

 Расширить представления учащихся об исторической роли традиций в семье с привлечением произведений искусства российского художника. Через картины И.Глазунова увидеть уважительное отношение к семейным ценностям и традициям не только самого автора картин, но и россиян в принципе.

Задачи урока:

Развивающие:

Развивать поисково–исследовательскую деятельность учащихся в целях наработки умений для создания проекта. Помочь обучающимся провести анализ взаимосвязи жизни своей семьи с семейными ценностями, ставшими понятным из картин художника И.Глазунова.

Воспитательные:

Используя картины И.Глазунова, провести анализ нравственного воспитания в современной семье, взаимоотношений, любви. Обратить внимание на то, что ценности, затрагиваемые различными религиями, сходны. Сделать вывод, что семья является основой жизни для каждого человека.

Подвести детей к рассуждению о том, что особенностью семьи является радость от общения друг с другом и проявление доброты. Именно в семье многие дети узнают о традициях своего народа, об основах своей веры. В книгах православия и ислама семья является основным союзом, который благословил Бог. Семья – это любовь.

Тип урока урок с элементами поисково-исследовательской деятельности в музее с привлечением картин И.С.Глазунова.

Форма урока: комбинированный урок, метапредметный урок.

Метод урока: словесный, поисково-ориентированный, с опережающими и последующими заданиями.

Оборудование урока: портреты, картины, находящиеся в галере И.С.Глазунова планшеты, карандаши, рабочие листы, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

Организационный моментУрок начинается на первом этаже галереи, зал №5 где расположены картины И.Глазунова, посвященные исторической теме КУЛИКОВО ПОЛЕ, зал №6.

  1. Вступительное слово учителя (напоминание о теме и эпиграфе урока, о цели и задачах

     Сегодня мы с вами посетили галерею И.С.Глазунова, которая является культурным наследием и кратко ознакомимся с биографией гениального художника современности.

    Илья Сергеевич Глазунов – живописец, график, иллюстратор русской классической литературы, театральный художник, архитектор, автор книги «Россия распятая». Лауреат Государственной премии за реставрацию Московского Кремля. Родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде (Санкт-Петербург) - умер 9 июля 2017 года. В годы ВОВ остался сиротой, испытал блокаду Ленинграда. Учеба, первые успехи художника, чувства первой любви, все это связано с Ленинградом. Илья Глазунов был очень верующим человеком, любил Россию, был большим патриотом своей Родины. Чтил традиции, хорошо знал историю. Сегодня мы с вами увидим, как Илья Сергеевич передал свои чувства к Родине через свои картины.

Слово преподавателя – информационный блок:

    Исторический период, который передает нам художник, является одним из самых тяжелых периодов Руси. События, тех давних лет, оживают перед нами, как будто мы сами являемся очевидцами событий, изображенных на картине. На сколько реалистично передается настроение героев того времени, сколько трагизма и героизма русских князей, благодаря мужеству которых, была освобождена многострадальная земля. 

«Главное для меня», - говорил художник, - почувствовать внутреннюю музыку души человека и передать на холсте его образ с предельным сходством, без которого портрет не может называться портретом». 

     Учитель проводит краткий инструктаж обучающихся по работе в группах в галерее и обращает внимание на то, что в залах галереи можно фотографировать и вести видеосъемку без вспышки. Можно использовать электронный каталог галереи (на сайте галереи).

     Учитель предлагает ученикам, по теме урока, кратко записывать свои наблюдения по каждой выбранной картине.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями:

Определение с обучающимися цели и задач предстоящей самостоятельной работы и составление плана действий для их достижения. Определение места работы (зал галереи, этаж).

                Организация самостоятельная работы обучающихся в группах:

- обсуждение участия каждого обучающегося в группе, распределение ролей;

- исследовательская работа групп по выполнению заданий с использованием материалов рабочего листа и экспозиции галереи Ильи Глазунова;

- промежуточное обсуждение полученных результатов работы в группе;

- оформление заданий в каждой группе по завершению метапредметного урока в музее.

Работа в залах галереи:

  1. Учитель дает урок: (время 25-30 минут).

        Семейные ценности –это любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта и взаимовыручка, ответственность за близких людей и перед близкими, ответственность перед Родиной. Всё это является фундаментом, на котором строится общество, являясь залогом его прочности и долговечности. 

Произведения Ильи Глазунова к уроку в музее по светской этике.

1. Рождение теленка. 1952г.

2. Князь Дмитрий Донской. На рассвете. 2004г. Из цикла "Поле Куликово"

3. Князь Игорь.1962г.

4. Горбун. 1966г.

5. Дворник. Новогодняя ночь.1968г.

6. Княгиня Евдокия. Проводы войска. 2004г. Из цикла "Поле Куликово"

7. Два князя. 2003г.

               Два князя. 2003г.                                                                                                                              В картине Глазунова «Два князя» мы видим отца и сына у подножия реки. Мы можем предположить, что здесь идет процесс обучения: отец учит сына чему-то важному. На противоположном берегу реки видно зарево горящих деревень, тучи сгустились и опустились, будто хотят защитить от врага землю, где проливается кровь не винных детей, стариков, женщин. В поведении отца – тревога, за происходящее и, вместе с этим, проявление заботы, любовь к сыну, как к будущему князю. Обучение сына происходит не только через слова, но и через чувства, через уважение, благодаря которым сын, через любовь к отцу, впитает ответственность в отношении семьи и Родины.

       Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение, передача опыта, преемственность.

Княгиня Евдокия. Проводы войска. 2004г. Из цикла "Поле Куликово" (1-этаж, зал №2)

   Следующая картина «Княгиня Евдокия»                                                                                                                                            

  Вся Москва вышла провожать ратников. "Княгиня же великая Евдокия Дмитриевна… и других православных князей, и многие жены воевод, и боярыни московские, и простых воинов жены провожали их и от слез и рыданий не могли вымолвить и слова, в последний раз целуя мужей своих.  Князь же великий и сам едва удерживался от слез, не стал плакать при людях, но в сердце своем весьма прослезился. И, утешая княгиню свою, так сказал: "…Жена! Если Бог за нас, то кто против нас?" И сел на любимого коня своего, и все князья и воеводы сели на коней своих и выступили из города" стоящих за спиной великой княгини. Художник описал всю трагичность события, проводы мужа, отца, сына. Здесь Дмитрий отправляется со своей ратью на битву с ордынцами. Тревога на лице княгини Евдокии и грустные лица старцев и сожаление о том, что не могут быть рядом с ним на поле битвы. Взгляд их устремлен в даль, в след уходящим воинам. 

        Жизненные трудности, горе, радость, переживания, легче переносить вместе, внутри дома.  Семья должна использовать лучшие дары – терпение и спокойствие, быть добрыми, чуткими и поддерживать друг друга.

Обучающиеся получают задание на карточках. И по предложенной им для анализа учителем картине выполняют задания: дают характеристику картинам «Ленинградская весна» и ….

  1. Самостоятельная работа обучающихся в галерее. Осмотр залов галереи и детальное рассмотрение предложенных картин.
  2. Рефлексия и подготовка к открытому метапредметному уроку.

   Взаимодействие участников урока с учителем и между собой: консультации учителя в ходе проведения урока, выполнение заданий в группе, промежуточное обсуждение полученных результатов работы в группе; оформление рабочего листа в каждой группе, защита и оппонирование полученных результатов и выводов каждой группой, проверка, самопроверка и корректировка выполнения заданий, подведение итогов.

  1. Заключительный этап: открытый урок.

На заключительном этапе уроке ученики подводят итоги работы и обсуждают вопрос использования полученных знаний в повседневной жизни.

В картине «Дворник» «Новогодняя ночь» художник отобразил проблему одиночества. Вопросы одиночества всегда волновали психологов и общественность, так как человек – это, прежде всего, социальное существо, окруженное другими людьми, и, по идее, он не должен испытывать чувства одиночества. Тем не менее, в реальной жизни нередко люди живут изолированно, ни с кем не общаются и ведут замкнутый образ жизни. Но особую актуальность эти вопросы приобрели в наше время, когда наблюдается отчужденность людей друг от друга, когда рушатся традиционные семейные устои и коллективы. И не случайно они находятся в центре внимания многих отечественных и зарубежных психологов.

Семья – первая ячейка, где человек овладевает начальными формами взаимодействия, получает первые навыки общения, воспринимает первые нормы и ценности, которые семья транслирует от общества, где происходит социализация личности.


Картина «Горбун».

Здесь мы видим одинокого человека в большом городе. Картина в темных тонах, хорошо передает душевное состояние героя-Горбуна. Канарейка в клетке, инвалид, как в клетке своей инвалидности, как птица в неволе. Инвалидность ставит перед человеком множество психологических проблем. Психологические проблемы инвалидов обусловлены получением некой психологической травмы в связи с наступлением определенного недуга.   Одной из психологических проблем является их самовосприятие. Инвалиды себя считают «другими», это влечет за собой замкнутость и неудовлетворенность собственной жизнью.   Инвалидность всегда откладывает отпечаток на психике человека. Они замыкаются в себе, злятся на себя и на окружающих – происходит неудовлетворенность жизнью.

Но сейчас, отношение к инвалидам стало принципиально меняться. Мы каждый день видим инвалидов, работаем с ними, общаемся.

Работа в группах:

На метапредметном уроке, обучающиеся работают в группах. По заранее подготовленным карточкам домашнего задания, дети проводят анализ выполненных заданий.

Выбирается жюри.

По, заранее, составленной таблице, жюри отслеживает работу детей.



Предварительный просмотр:

6 класс.  Ноябрь 2018г.

Урок Светская этика.

Учитель истории, обществознания, светской этики (первой категории) А.Х.Идигова.

ТЕМА УРОКА:

 Семейные ценности в картинах художника Ильи Глазунова.

Эпиграф к уроку: 

Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.).              

                                                                                                                                    Шотландский писатель             

Рабочий лист группы №1

Основные требования к работе в группе:

  1. Внимательно прочитайте задание для группы.

Задания будут связаны со следующими картинами художника И.С.Глазунова: «Князь Олег и Игорь», (1972). «Княгиня Евдокия», 1979 «Два князя», «Горбун», «Дворник», «Рождение теленка», «Утро», «Ленинградская весна»,

http://www.russdom.ru/oldsayte/2005/200504i/skin/razvorot2.jpghttp://yro.narod.ru/bibliotheca/gen/EVD/F9_Glaz_Prowody.jpg

     ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу картина глазунова Рождение теленкаКартинки по запросу глазунов дворник

          Картинки по запросу глазунов горбун

           

                           

C:\Users\Библиотекарь\Downloads\f1374eb1-1bd9-4a00-bacf-6632fb7fa2a4.jpg              Картинки по запросу глазунов дворник 

Распределите роли в группе для выступления по данной теме на открытом уроке.

Подготовьтесь в галерее к выполнению заданий дома (сделайте фотографии нужных картин).

ЗАДАНИЯ:

  1. Выберите для анализа две картины из предложенных. Объясните, проанализировав предложенные картины, какие семейные взаимоотношения открываются вам по этим картинам?

(Рассматривая эти картины И.Глазунова дети должны сформулировать одну из возможных проблем человеческих взаимоотношений и возможность выхода человека из этой ситуации. Важно, чтобы учащийся мог сформулировать важные нравственные человеческие и семейные качества, такие, как терпимость, заботливость, сострадание, взаимопомощь, взаимоуважение, патриотизм и др.).

  1. Объясните, какие картины И. Глазунова, расположенные в экспозиции первого этажа, иллюстрируют его отношение к семейным ценностям. Назовите три картины.

(Дети должны выбрать картины, которые иллюстрируют важность семейных ценностей).

  1. Запишите названия картин И. Глазунова, указав на их соответствие следующим человеческим качествам или важным семейным ценностям. Почему об этих ценностях человеку важно помнить всегда?

1. Приемственность__________________________________________________

2. Уважение________________________________________________________

3. Любопытство_____________________________________________________

4. Общение________________________________________________________

5. Ответственность _________________________________________________

6. Традиции________________________________________________________  

7. Любовь__________________________________________________________

8. Забота___________________________________________________________

  1. В вашем доме семейные ценности – это определенные правила и идеалы, по которым вы живете, стараясь не нарушать их. Перечень семейных ценностей может быть бесконечен, и для каждой семьи ценности уникальны. Выделите и объясните ценности, которые важны для вашей семьи:

- важность принадлежности к семье

-  доверие, уважение, ответственность, честность

- способность прощать

- патриотизм

- душевная щедрость

- соблюдение семейных традиций

- способность любить 

- взаимопонимание

- общительность и пр.

  1. Есть ли у вашей семьи жизненное кредо? Расскажите в 3х - 4х предложениях о наиболее важном девизе своей семьи. 

(Дети должны написать о самых важных ценностях их семьи, которых, по их мнению, они придерживаются из поколения в поколение).

  1.  Назовите известные вам произведения искусства других авторов (художников, музыкантов, литераторов и пр.), рассказывающие о семье, традициях, семейных ценностях.

 Например:

1) Лучшая школа дисциплины есть семья (Смайлс С.).

2)  Вражда с родными гораздо тягостнее, чем с чужими (Демокрит).

3) В семейной жизни главное - терпение (Чернышевский Н. Г.).C:\Users\Библиотекарь\Downloads\post-221-1268903676.jpg

4) К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе (Сократ).

«Крестьянские дети» художник Маковский Владимир Егорович

  1. Рассмотрите картины И.С.Глазунова, выберете одну или несколько из его работ, которые близки именно вам с позиции понимания семейных ценностей (сюжетно, эмоционально, красочно, образно, и т.д.), запишите названия и объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в музее "Народная вышивка"

Цели урока: 1.       Познакомить учащихся с марийской вышивкой.2.       Развитие коррекции внимания в ходе демонстрации одежды мари и ...

Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"

Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам ...

Урок в музее

Урок посвящен жизни и творчеству учителю английского языкак Марченковой Е.В....

конспект урока "Художественные музеи"]

конспект урока "Художественные музеи"]...

Урок в музее: "Боевой путь 150 идрицкой стрелковой дивизии"

Урок в музее построен по технологии критического мышлния.Цель урока: Сформировать   исследовательские навыки с помощью нахождения и обработки информации. Урок предусматривает самостоятельную...

Методическая разработка урока в музее "Вышивка атласными лентами как вид рукоделия и декоративно-прикладного творчества"

Урок спланирован по программе "Рукоделие". Программа синтезирует цели и задачи творческого и художественного восприятия мира вышивки. Для расширения визуального ряда учащихся на уроке используются мат...

урок в музее:"Пироги для ярмарки"

цель урока:·познакомить детей с  народными традициями славянских народов, культурой, кулинарными традициями.·        закрепить  знания о выпечке, дат...