Уроки в музее для начальной школы по теме "П.И. Чайковский и русский балет"
методическая разработка по краеведению на тему
Два урока под общим названием "П.И. Чайковский и русский балет" были созданы к юбилею композитора. Они представляют собой интерактивные экскурсии в школьном музее для учащихся начальной школы. Урокам предшествует большая подготовка. Во-первых, организуется временная выставка в музее, во-вторых, готовятся экскурсоводы - учащиеся 8 класса (6 человек), в третьих, подбирается видео- и аудиоматериалы.В подготовительный этап входит также изучение учащимися начальной школы некоторых произведений П.И. Чайковского на уроках музыки и выполнение творческих работ (рисунков, поделок) на тему сказочных сюжетов балетов ("Щелкунчик", "Лебедино озеро", "Спящая красавица"). Урок длится 20-25 минут. В завершении его проводится викторина с призами. Проведенные учащимися 8 класса уроки в апреле 2011 г. вызвали самые теплые отклики среди учащихся и их классных руководителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chaykovskiy_.balet_.doc | 37 КБ |
biografiya_chaykovskogo.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия на тему: «П.И. Чайковский. Русский классический балет»
Уроки в начальной школе «Две встречи с П.И. Чайковским».
Вторая встреча.
Здравствуйте, уважаемые посетители музея. Перед вами находится выставка, посвященная русскому классическому балету. Мы хотим рассказать вам об этом прекрасном виде искусства и о постановках знаменитых балетов на музыку Петра Ильича Чайковского. Конечно, вы сможете назвать эти балеты? ( «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») Именно балетная музыка Чайковского вдохновила нас на создание этой выставки. Возможно, вы узнали музыку, которая прозвучала в начале экскурсии? Это вальс из «Щелкунчика». Чуть позже мы послушаем ее еще, а сейчас поговорим о том, что видим.
Конечно, вы, прежде всего, обратили внимание на картины Матлюбы Яхьяевой, художницы и доброго друга нашей школы. Вам будет не трудно узнать, на какой из картин изображена Одетта – принцесса-лебедь, главный персонаж «Лебединого озера»? Да, по головному убору из лебяжьего пуха можно догадаться. Сине-голубой цвет фона картины напоминает о том, что часть действия разворачивается на берегу озера, где Принц встречает и влюбляется в Одетту, и куда, обманутый злым колдуном и его дочерью, бежит спасать любимую девушку. Подумайте, почему художница сделала фоном картин наш город. Скоро мы это обсудим. А сейчас, обратите, пожалуйста, внимание на то, как выразительны движения балерин. Например, прыжок Одетты. Нам кажется, что она летит. Прыжок высокий, а руки балерины, словно большие сильные крылья, взмахнули к небу.
А вот на большой картине по центру выставки мы видим уже стоящих балерин. Пожалуйста, опишите словами, как движутся их руки? (Плавно и красиво, изящно, грациозно, нежно и т.д.) Хореографы, (те, кто придумывают элементы танца и весь танец), очень много внимания уделяют движениям рук. Выразительностью рук прославились Галина Уланова и многие русские балерины. А вы знаете, как называется искусство «разговора руками»? Пантомима. Как вы, например, покажите руками фразу «Оттуда сейчас придет один человек, который…»? Попробуйте.
Раньше в балете пантомима играла ключевую роль. Иначе было не понять, что происходит на сцене. Великие хореографы Петипа, Фокин и Лев Иванов, ставившие балеты Чайковского 100 лет назад придумывали много мимических сцен. До сих пор в этих балетных сказках на сцену выходят персонажи (например, король и королева), которые «танцуют» только руками.
Глядя на хрупкие изящные фигуры молодых танцовщиц, (их вес 40-45 кг), нам трудно представить, какие они сильные и смелые. Между тем, это так. Когда балерина бежит навстречу партнеру, прыгает, и он ловит ее в прыжке, она не боится. Это на сцене. Но и в жизни, балерины очень храбрые. Известный хореограф Джордж Баланчин рассказал такую историю. Во время революции на улицах нашего города было много хулиганов, которые нападали на прохожих. И однажды вечером на одну известную балерину и ее приятеля напали. Приятель испугался, а девушка точными ударами рук и ног свалила напавших хулиганов и позвала полицию. Баланчин сравнил балет с боксом: те же концентрация, напряжение, быстрота в движениях. Но при этом все трюки надо проделать так, чтобы публика думала, что это легко. Конечно, балету учатся с раннего детства. Вы знаете, как называется в Петербурге балетное училище? Академия балета имени Вагановой. Почти 100 лет назад Агриппина Ваганова танцевала на сцене нашего Мариинского театра, а потом воспитывала юных балерин. Наша балетная Академия выпустила много звезд русского балета. Среди них…(перечисление) Пожалуйста, слушайте внимательно, потому что очень скоро мы проведем маленькую викторину, и победители получат призы.
Как вы думаете, сложно писать музыку к балету? Не совсем так же, как другую музыку. Хореограф продумывает весь план сцен и танцев, указывает ритм, характер и даже количество тактов музыки. Например, требует 24 такта пения птицы. Композитор в соответствии с заказом сочиняет. Петр Ильич Чайковский выполнял эти заказы с радостью. Он любил балетное искусство. Однажды одна балерина попросила композитора сочинить музыку на уже готовый танец, и Чайковский сделал так, что ей не нужно было переучивать ни одного движения. Музыка идеально совпала с танцем. Он был гением в балетной музыке. Чайковский совершенно изменил роль музыки в балете. Она перестала быть фоном для танца, а, наоборот, стала определять развитие балетного спектакля.
Гениальным хореографом был Мариус Петипа, поставивший балеты на музыку Чайковского в Мариинском театре. Родом из Франции Петипа жил и трудился в Петербурге более 50 лет. Его постановки были великолепны. «Спящая красавица» и «Щелкунчик» вызывали у публики восторг. Петербуржцы после премьеры балетов Чайковского, встречаясь со знакомыми на улице, вместо слов приветствия спрашивали: «Вы смотрели «Спящую красавицу»? Вы смотрели «Щелкунчика»?» Публика восхищалась всем – музыкой, танцами, роскошными костюмами и декорациями. Не удивительно. Мариинский театр был императорским театром – лучшим в России. Император, его семья - все любили театр. А вы, уважаемые посетители музея, любите музыку, театр? Знаете ли вы, в честь кого назван наш лучший театр оперы и балета? Да, Мариинский? В честь императрицы Марии Федоровны – прекрасной женщины, матери, которая, кстати, очень любила музыку Чайковского.
Сейчас мы с вами послушаем и посмотрим фрагмент балета «Спящая красавица» в постановке Мариуса Петипа. Напомним вам, что сюжет балета взят из сказки Шарля Перро. Заколдованная злой феей Карабос, принцесса Аврора уснула, прошло 100 лет, и полюбивший Аврору принц снял с нее чары. Балет насыщен разнообразными сказочными героями (танцы "Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина"). Все они, как живые люди, любят, страдают, радуются. Мы с вами посмотрим танец принцессы Авроры на балу. (ПРОСМОТР)
Вам понравилось? Правда, танец и музыка сочетаются с архитектурой Петербурга? Поэтому на картинах Матлюбы Яхьяевой мы можем увидеть танцовщиц на фоне Города. Пластика танца переливается в пластику петербургских улиц и набережных. Балетные пачки сверкают, словно таинственные цветы в дымке белых ночей. Их движения полны поэзии и вдохновения. Словно добрые феи сказок они готовы помочь добрым и смелым героям, живущим рядом с нами.
В наше время на сцене Мариинского театра мы можем увидеть современные постановки, среди них – «Щелкунчик» с декорациями и костюмами известного художника Михаила Шемякина. Обратите, пожалуйста, внимание на эскизы Михаила Шемякина к балету «Щелкунчик». Костюмы и декорации, созданные им оригинальны и фантастичны. Мы видим не просто мышиное войско, а людей с определенными характерами. Наверное, многие из вас смотрели новый фильм «Щелкунчик»? Очень необычно и современно в фильме звучит музыка Чайковского. Балет «Щелкунчик» был создан по сказке немецкого писателя Гофмана. Вы можете увидеть на нашей выставке большое количество рисунков учащихся, созданных под руководством учителя музыки, а также макет декорации к «Щелкунчику», сделанный ребятами 4-а класса. Конечно, вы знаете сюжет сказки. Но помните ли вы, куда отправились Мари и принц-Щелкунчик после победы над мышами. Они попадают в прекрасную страну, полную сладостей. У Гофмана она называлась Конфетюрбург. И в балете ей посвящено целое действие. Вы видите на фотографии огромный торт. Мы не можем предложить вам такой же, но все-таки приготовили сладости, которые вы обязательно получите. Для этого вам необходимо отгадать вопросы викторины. Сейчас мы включим музыку из «Щелкунчика», и пока она звучит, вы будете отгадывать наши вопросы.
Спасибо всем создателям этой выставки. В нашем рассказе мы постарались показать вам, что музыка Петра Ильича Чайковского и балетное искусство нужны современному человеку.
Предварительный просмотр:
П.И. Чайковский и русский классический балет.
Уроки в начальной школе «Две встречи с П.И. Чайковским».
Первая встреча.
Здравствуйте, уважаемые посетители музея. Сегодня наша первая встреча, посвященная великому русскому композитору Петру Ильичу Чайковскому. Мы с вами будем решать серьезную задачу: с помощью скульптурного портрета, (ведь мы находимся в музее скульптуры, а значит, будем смотреть скульптуры), постараемся понять образ композитора, прикоснуться к его жизни и судьбе.
Всем нам с детства знакомо имя Петра Ильича Чайковского. Многие, конечно, знают и любят его музыкальные произведения. Надо сказать, что Чайковский – самый известный и исполняемый в мире русский композитор. Может быть, кто-то из вас играет на рояле и вспомнит, например, «Детский альбом» - «Болезнь куклы», «Новая кукла». А если кто-то не слышал музыки Чайковского, то, возможно, после нашей встречи захочет послушать.
Мы скажем вам удивительный факт: в нашем городе, где долго жил композитор, где 150 лет звучит его музыка, нет достойного его памятника. Сейчас городская власть и горожане думают, обсуждают, какой памятник Чайковскому ставить на Невском проспекте. Давайте и мы будем участвовать в этом обсуждении. Для того, чтобы лучше разбираться в теме, мы предлагаем вам внимательно выслушать наш рассказ.
Как музыку надо слушать самому, так и скульптуру надо увидеть и рассмотреть. В экспозиции нашего музея находятся две работы Эдуарда Агаяна, посвященные Петру Ильичу Чайковскому. Перед вами - портрет композитора (показать жестом). Каким вы его видите? (Активно подтверждать, если говорят – страдальческое, измученное, вдохновенное). Мы видим лицо зрелого, не молодого человека. Лицо худощавое, замученное, лоб перерезан морщиной, брови нахмурены, взгляд словно обращен внутрь себя.
Посмотрите, пожалуйста, на живописные портреты Чайковского. Сравните. Не правда ли, на них лицо другое? (пусть говорят – доброе, спокойное и т.п.) Таким Чайковского видели почти всегда на людях. Сохранилось много фотографий композитора. Везде мы увидим светлое, грустное и спокойное лицо. И все-таки не всегда композитор был грустным. Многие знакомые композитора вспоминали, что Чайковский заразительно смеялся, ценил шутки и розыгрыши. Особенно он любил общаться с детьми. Во время Рождественских праздников, которые всегда были самыми радостными и для детей и для взрослых (вспомните рождественскую сказку «Щелкунчик»), он веселился и играл с самыми маленькими детьми своих знакомых. Дети всегда чувствовали доброту Чайковского, он относился к ним, как к равным.
О его природной мягкости и доброте сохранилось много воспоминаний. Он помогал советами, заступничеством, а подчас и деньгами бедным молодым музыкантам. Уличные и деревенские ребятишки всегда рассчитывали на сладости, которые композитор раздавал им во время прогулок. Чайковский сочувствовал горю даже малознакомых людей, а если касалось ребенка, мог и заплакать. Такая чувствительность Петра Ильича объяснялась и его характером, и печальными событиями в его детстве.
Он родился в Воткинске, где служил отец.(Показ фотографий). Потом их большая семья (6 детей) переехала в Петербург. Маму композитор обожал. Любой ее отъезд с младшими братьями, расставание с семьей были для 10-летнего Петра трагедией. Однажды во время отсутствия родителей, Петра взяли к себе погостить их хорошие друзья, у которых тоже были дети. Видимо, Петр принес из пансионата, где учился, бациллу холеры. Сам он не заболел, а младший ребенок в той семье заболел и умер. Холера тогда была смертельным заболеванием. На чувство вины, которое испытал будущий композитор, наложилось еще более страшное горе: от холеры умерла любимая мама. Всю жизнь Чайковский переживал ее раннюю смерть. Обучившись по воле родителей в училище правоведения (показ), став юристом, Петр Ильич в 19 лет начал всерьез заниматься музыкой. Он поступил учиться в только что созданные Антоном Рубинштейном музыкальные классы Консерватории. Знаменитые и талантливые музыканты братья Рубинштейны прошли через всю жизнь Чайковского.(Показ) Отец поддержал сына в занятиях музыкой, хотя в семье средств не хватало, а рассчитывать на большой заработок музыканта было нельзя. Но семья была дружной и справлялась с невзгодами, помогали родственники, хозяйство вела 15-летняя Саша – сестра Петра Ильича. Правда, от одиночества страдали младшие братья-близнецы. Старшие были заняты. Однажды Петр увидел, как они мыкаются, и с тех пор все свободное время стал посвящать им. В нем они обрели не только любовь брата, но по их воспоминаниям, нежность мамы. Рассказ о доброте Чайковского был бы не полным без упоминания фактов его уважительного и благоговейного отношения к своим наставникам - братьям Рубинштейнам. Он всегда смиренно переносил их критику, подчас несправедливую. Даже когда был уже очень известным композитором, склонял перед ними голову. Антон Рубинштейн основал Консерваторию в Петербурге, Николай возглавлял ее в Москве. Конечно, знаменитые Рубинштейны помогли раскрыться гению Чайковского.
Сейчас нас поражает, что очень многие популярные произведения Чайковского проваливались на премьерах. Так часто бывает с теми, кто опережает свое время. В прессе его называли малоодаренным, часто не понимали и не принимали его произведений. От несправедливости, различных жизненных невзгод Петр Ильич иногда впадал в страшное отчаяние. Но тогда помощь приходила почти чудесным способом. Так композитору помогала замечательная женщина – графиня фон Мекк, мать 11 детей. При этом они не встречались, а только обменивались прекрасными письмами 14 лет.
Наверное, можно подумать, что скульптор не понял доброго характера Чайковского и создал неверный образ? А может быть, скульптор хотел сказать нам что-то другое, не столь очевидное всем? И в своей работе он хотел постичь жизнь внутреннюю, жизнь души творческого человека. Когда человек закрывается от суеты, думает, сочиняет. Вам знакомо это состояние? Наверное, тогда хорошо уединится на природе, как любил это делать Чайковский. Не случайно, обратите внимание, в своем проекте памятника, (жест) скульптор Эдуард Агаян изобразил Чайковского, сидящим на скамейке в парке. Эта модель (показать жестом) была создана вместе с портретом для участия в конкурсе на установку памятника в Таврическом саду. Конечно, вариант Эдуарда Агаяна подходил и для сада, и в принципе, был интересен. Конкурс закончился ничем, в 1988 году у городских властей не оказалось денег на установку памятника Чайковскому. В итоге один скульптор просто подарил скромный бюст композитора, который и поставили в саду. Посмотрите на другие памятники (жестом показать), многие города приняли более достойные варианты. Мы выбрали памятники похожие на проект Агаяна. Обратите внимание, что модель, которая находится в нашем музее и впервые экспонируется, отличается от той, которая хранится в Государственном музее городской скульптуры. Это различие не только в цвете, но и в наклоне головы композитора. Поскольку портрет создавался в паре с моделью, подумайте с какой? К сожалению, наша модель нуждается в реставрации, и мы очень надеемся на то, что ее удастся сделать.
Несмотря на то что, Петр Ильич Чайковский, став популярным композитором, много путешествовал, ездил с гастролями (даже был в Америке), подолгу жил в других городах, он считал наш город Петербург своей родиной. Здесь прошли его полные горя и радости детство и юность, здесь он стал композитором, здесь, наконец, звучала и делала бессмертным его имя Музыка, которой он посвятил всю жизнь. Здесь он скончался в 53 года от холеры, и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.(показ памятника).
Завершая нашу встречу, мы хотим задать вам вопрос: вам было интереснее слушать о Чайковском в музее, здесь и вместе размышлять на темы искусства? Если вам понравилось, откликнитесь на тему установки памятника Чайковскому в нашем городе. Выскажетесь, нужен ли памятник, и каким он может быть. Может быть, кто-то захочет нарисовать памятник или портрет композитора, каким вы его видите. Мы вам будем благодарны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока-праздника для учащихся начальной школы (музыка+технология) Название урока: «Весенний перезвон»
В начальной школе целесообразно проводить интегрированные уроки-праздники. Данный конспект урока совмещает музыкальную и технологическую деятельность учащихся. Целесообразно проводить тако...
Применение игровых технологий на уроках французского языка в начальной школе.(Сценарий урока-конкурса по теме"осень"во 2 классе.)
Уроки-конкурсы в начальной школе можно использовать для проверки усвоения пройденного материала, для оптимизации процесса повторения, для осуществления принципа коммуникативной направленности изучения...
Урок анг яз. итоговая работа после прочитанного курса лекций Никитенко Специфика проведения урока анг. яз. в начальной школе
Данная работа является итогом прослушанного курса лекций по теме" Специфика проведения уроков анг. яз. в начальной школе"....
Дидактический материал по русскому языку к урокам повторения изученного в начальной школе(5 класс).
Дидактический материал помогает учащимся повторить и закрепить сведения по орфографии. Одновременно проводится и работа по развитию речи и расширению лексического запаса обучающихся....
Мастер класс «Современный урок в контексте реализации ФГОС: Урок немецкого языка в начальной школе. Портфель достижений»
Данный мастер класс был представлен на НПК ВШЭ в Г. Перми...
Урок математики, УМК «Перспективная начальная школа», Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема урока: «Сколько прошло времени? Солнечные и песочные часы».
Цели урока:- познакомить с песочными и солнечными часами; учить отвечать на вопрос «Сколько прошло времени?».Планируемые результаты: Предметные:- научить измерять и выражать продолжительно...
Мастер-класс на ШМО учителей начальных классов «Виды работ с текстильным материалом на уроках ручного труда в начальной школе»
Данный мастер-класс я проводила на объединенном ШМО учителей начальных классов. Я поделилась своим опытом работы с детьми ОВЗ в области создания кукол-оберегов из мешковины. Дети откликаются с большим...