конспект урока "Художественные музеи"]
методическая разработка по мхк (8 класс) по теме

конспект урока "Художественные музеи"]

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hudozhestvennye_muzei.docx22.78 КБ

Предварительный просмотр:

Художественные музеи

                                                                   

Варакян Шушан Генриковна

Учитель МХК и географии первой квалификационной  категории ГБОУ СОШ № 709               г. Москвы

Цели:

Расширить представления о художественных музеях изобразительного искусства и их типах.

Познакомить учащихся с крупнейшими музеями России.

Формировать понятие о важности музеев как хранилищ культурного наследия человечества.

Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес к истории изобразительного искусства.

Развивать образное мышление, способность анализировать материал, выделять главное.

Оборудование и материалы:

Список литературы для проведения поисковой работы.

Репродукции.

Проектор.

Компьютер.

Экран.

ПЛАН УРОКА

Беседа об истории возникновения музейного искусства.

Выступление учащихся с результатами поисковой работы.  

Тест с ответами

Подведение итогов.

Ход урока

                                                                       Эпиграф

Воскресное утро. Осенний пейзаж.

А небо- прозрачно и чисто.

Сегодня мы с другом идем в Эрмитаж!

Ложатся нам под ноги листья.

Мы слышим столько про этот музей

от наших знакомых, родных и друзей!

И стало неловко нам даже,

что не были мы в Эрмитаже.

И вот мы в музей знаменитый спешим,

опавшей листвою мы дружно шуршим,

и вот мы под аркой проходим,

и вот мы на площадь выходим.

А вот перед нами и Зимний дворец!

Огромный зеленый фигурный ларец.

                                             О.Тарутина

                                                   

Учитель: Какие бывают музеи?

Учащиеся: Музеи бывают разные:

  • литературные
  • исторические,
  • художественные
  • технические
  • музыкальные
  • политехнические…

Учитель: Но мы будем знакомиться с художественными музеями, т.е. с музеями, где хранятся, выставляются, изучаются и реставрируются произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры. Слово «художество» означает «искусство», поэтому

 Художественный музей – учреждение, где хранятся, изучаются и экспонируются произведения изобразительного искусства.

Учитель: В музеях устраиваются вернисажи – торжественное открытие выставки со специально приглашенными лицами. Часто музеи устраивают временные выставки и обмениваются коллекциями – собраниями произведений.

Музеи различаются не только по составу, но и по размеру своих коллекций. Одни размещаются в небольших залах, другие занимают несколько дворцов.

Но каждый художественный музей хранит в себе память многих веков и народов, в нем как в зеркале отражаются художественные вкусы времени и истории человеческого общества.

Накапливая мудрость красоты, музей дает нам возможность через знакомство с подлинными произведениями искусства связать прошлое с настоящим и спрогнозировать будущее, воспитывать историческую память и развивать чувство прекрасного.

Музей – это своеобразная “машина времени”. Ведь попадая в храм муз и знакомясь с произведениями всех времен и народов, мы совершаем путешествие не только в пространстве, но и во времени.

Учитель: Как и когда возникли музеи?

Учащиеся: Слово «музей» произошло от греческого слова museion. Так называли священную рощу, посещаемую девятью древнегреческими музами – богинями-покровительницами искусств и науки. Музей – это храм муз.

В древности - произведения искусства находились в храмах, в церквях монастырях.

Учитель: Первые собрания с систематическим коллекционированием художественных произведений появились в ХV веке в эпоху Возрождения (например, коллекция флорентийских банкиров и покровителей искусства Медичи). Часто для лучшей сохранности коллекции помещались в застекленных лоджиях – галереях.

Так, в ХVI веке в Италии, а позже и в странах Западной Европы возникли  художественные галереи – специальные помещения для хранения картин. Но это были частные коллекции.

Первым государственным музеем стал Британский музей в Лондоне В 1791 г. Королевское художественное собрание в Лувре стало достоянием широкой публики. Позже и в городах Европы (Мадрид, Будапешт, Прага, Мюнхен, Стокгольм) были основаны национальные музеи и галереи.

Учитель:  Первым русский музей как называется и кто создал?

Учащиеся: Кунсткамера. Петр 1

Учитель: Созданная Петром I в 1714 году.

Кроме произведений искусства, здесь были представлены естественные диковинные предметы, собранные Петром.

Это были зоологические коллекции, гербарии, минералы.

Богатейшие коллекции произведений искусства были собраны в царских дворцах (Зимнем дворце, Петергофе, Царском селе, Павловске) и в усадьбах и дворцах знатных дворян (Строгановых, Шуваловых, Юсуповых, Шереметьевых, Голицыных).

Учитель: Что такое Анфилада?

Учащиеся: С ХIХ века в России излюбленным расположением музейных залов был  анфиладный (от французского слова enfiler – нанизывать на нить).

Учитель: Анфилада – это ряд последовательно сменяющих друг друга залов, дверные проемы которых расположены на одной оси, создавая сквозную перспективу в интерьере особняка или дворца.

Учитель: Один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев мира. В нем собраны памятники культуры и искусства с древнейших времен и до наших дней.

Учитель: Как переводится Эрмитаж и где возник?

Учащиеся: эрмитаж - от франц. место уединения, место отдыха, отшельник)

Учитель: Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Грандиозное двухсотметровое здание в стиле барокко с белоснежными колоннами было воздвигнуто архитектором Растрелли всего за 8 лет

Современный Эрмитаж занимает пять зданий, в которых 400 экспозиционных зданий.

Здания Эрмитажа — Зимний дворец (1754-1762, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-1767, архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот),

Старый Эрмитаж (1771-1787, архитектор Ю. М. Фельтен),

Новый Эрмитаж (1839-1852, архитектор Л. фон Кленце),

Эрмитажный театр (1783-1787, архитектор Джиакомо Кваренги) — выдающийся архитектурный ансамбль.

Учитель: Государственный Русский музей одно из крупнейших в мире хранилищ шедевров национального искусства. В нем хранятся экспонаты, отражающие   историю отечественного искусства с глубокой древности до наших дней.

Учитель: В каком году состоялось торжественное открытие Русского музея?

Учащиеся: 7 марта 1898 года состоялось торжественное открытие Русского музея построенный выдающимся русским зодчим К. Росси.

Учитель:  Как  ласково называют галерею  

 

Учащиеся: «Третьяковкой» художественная галерея носит имя своего основателя -просвещенного московского купца Павла Михайловича Третьякова /1832-1898/. который, коллекционируя произведения отечественного искусства, более 30 лет работал над созданием музея русской национальной школы живописи. На протяжении многих лет Третьяков покупал лучшие произведения русских художников.

     

Учитель:  Датой основания галереи считается 1856 год, когда Третьяков приобрел две первые картины  Н.Г. Шильдера «Искушение»; иВ.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» В 1872 году Третьяков начал постройку первых залов будущей галереи, пристраивая их к дому в Лаврушинском переулке, где он жил сам.

Чтобы увидеть бесценные сокровища национального искусства, в галерею едут со всех концов нашей страны люди всех профессий, разных поколений, взрослые и дети. Это крупнейший музей русского и советского изобразительного искусства, имеющий мировую известность. Третьяковская галерея стала поистине народным музеем.

Учитель:  Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Основателем и первым директором музея был профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев, которому удалось привлечь частные и общественные средства на строительство музея и создание первых коллекций. Здание музея было построено по проекту архитектора Р. И. Клейна. Открытие музея состоялось в 1912году.

Учитель: Искусство, хранилищем которого является музей, воспитывает в каждом из нас, прежде всего, Человека, помогая развивать важные чувства и качества. Художественный музей играет важную роль в национальной и мировой художественной культуре. Он бережно хранит художественное наследие, изучает, реставрирует и делает его доступным нам, зрителям. Каждый год музеи посещают тысячи человек. Это говорит о том, что у людей существует естественная потребность в общении с искусством. Прикосновение к прекрасному делает душу человека чище, помыслы возвышеннее, чувства глубже.

Учитель: А теперь маленький тест к уроку

1. Где в древности и в средние века хранились произведения искусства?

2. Какие музеи вы знаете?

3. Кто был основателем музея им. Пушкина?

4. Какие первые произведения приобрел Третьяков? 

5. Что в переводе с фр. означает слово «Эрмитаж»?

6. Кто проектировал здание Зимнего дворца?

7. Какой первый зарубежный музей?

8. Как называется первый русский музей

9. Кто основал Третьяковскую галерею

10. Где возник Эрмитаж

11. В каком стиле были построены здания Эрмитаж

12. Объясните происхождение слова “музей”

13. Чем отличается музей от галереи

Список литературы:

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. (эра DVD, версия 2005 г.)

К. Багемская  “Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина” (г. Ленинград “Детская литература”1974 г.)

Музеи мира (г. Москва “Терра - книжный клуб” 2001 г.)

А.М. Вачьянц. Вариации прекрасного. Введение в мировую художественную культуру.  Художественные музеи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Мероприятие, посвященно 200-летию со дня создания Царскосельского  лицея, «…Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует Лицей!» ...

Конспект внеклассного мероприятия «Благослови, ликующая муза, благослови: да здравствует лицей!»

Внеклассное мероприятие посвящено 200-летию со дня основания Царскосельского лицея....

Конспект занятия"Экскурсия в Рославльский историко-краеведческий музей".

.Внеклассное занятие  проводилось с учащимися 8 класса коррекционной школы.С учащимися проводилась подготовительная работа.В течение всего занятия использовались различные средства обучения: слов...

Конспект урока "Музей мадам Тюссо", презентация "музей мадам Тюссо"

Музей мадам Тюссо - один из самых известных музеев мира. Туристы, путешествуя по Лондону, никогда не дбходят его стороной....

Конспект урока "Музеи мира"

Внеклассное мероприятие по предмету «Искусство»Тема: «Крупнейшие художественные музеи мира»Цель.   Обобщить представление о художественных музеях мира ...

Конспект проекта "Муза Эвтерпа"

Материал содержит информацию про одну из девяти муз Эвтерпу. Материал разработан на три занятия....

Конспект урока " Музеи в жизни города"

Конспект урока "Изобразительного искусства" 3 класс, 4 четверть, Тема: "Музеи в жизни города"....