Классный час по теме "Особенные дети"
классный час (7 класс)
Классный час, посвященный людям с ограниченными возможностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsel.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Особенные дети»
Цель:
1. Сформировать представление об "особом ребенке".
2. Познакомить с некоторыми проблемами детей-инвалидов.
3. Развивать чувство доброты, сочувствия и толерантности к людям с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
4. Сформировать представление о здоровье как ценности человеческой
жизни.
5. Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье, здоровье своих
близких, окружающих и готовность воспринимать здоровье как
ценность человеческой жизни
Учитель: "Здравствуйте!" Любую нашу встречу мы начинаем именно
этими словами. И все вы знаете, что означают они не только приветствие, но
и пожелание здоровья тому, к кому обращены.
Здоровье очень важно для человека. Здоровье - это подарок судьбы.
Необходимо научиться беречь и уважать этот дар. Именно поэтому уже с
раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им
здоровья. Желая другим - желаем и себе. Но всегда ли только от нашего
желания зависит наше здоровье и здоровье окружающих?
Ученик 1: К сожалению, на нашей планете есть немало людей
обделенных физическим здоровьем, т.е. эти люди инвалиды или с
рождения или в результате перенесенной болезни или травм.
Ученик 2: Сейчас в нашей школе проходит декада посвящённая Дню
инвалида. Традиционно его принято праздновать 3 декабря. Так постановила
в 1992 году Организация Объединенных Наций. Обычно в этот день принято
привлекать внимание к проблемам инвалидов, к защите их достоинства, прав
и благополучия.
Учитель: Как вы думаете, что означает число 40 млн. человек? Верно. Это
число детей, проживающих на сегодняшний день в России. А что означает
число – 1млн. человек? Это дети-инвалиды. И только 3% этих детей учатся в
наших школах
Учитель1: Кто же это такие - инвалиды? (Ответы)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых настолько ограничены
заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней
помощи и помощи государства.
Ученик1: В "Большом энциклопедическом словаре" написано: "Инвалид
(от лат. invalidus - слабый, немощный) - лицо, частично или полностью
утратившее трудоспособность".
Учитель: А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашей станице, в
других местах? (Ответы) Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда
замечаем их. Они есть и в нашей школе и учатся они по инклюзивной и
дистанционной программе. Да, школы сделали эти въезды для инвалидных
колясок , но родители не спешат отпускать своих детей в наши классы? Как
вы думаете , почему? Проблема в том, что не все могут сочувствовать,
проявлять милосердие, быть добрыми и великодушными. Сегодня мы
проведем один из уроков доброты. И постараемся стать добрее и
великодушнее. И в нашей станице таких людей много. Это и взрослые и
дети. В немецком языке есть понятие "Sonderkind" (зондеркинд) - особый
ребенок, и его в равной степени применяют как к талантливым детям, так и к
детям-инвалидам. Да, мы тоже будем называть таких ребят "особые
дети".
И в жизни, в быту подстерегают нас опасности: электричество, кипяток,
большая высота многоэтажных , автомобили. Но люди часто или не
задумываются или просто рискуют: перебегают дорогу в неположенном
месте или на красный свет светофора, купаются в незнакомых местах или в
слишком холодной воде, переходят речки по тонкому льду, дерутся и много
чего другого делают, не берегут самое ценное, что есть у нас - жизнь и
здоровье.
Кроме этого, в мире происходят катастрофы и аварии: авто и
авиакатастрофы, пожары, аварии на заводах, землетрясения, ураганы,
наводнения и т.п.
После военных действий тоже появляются инвалиды вследствие ранений и
контузий.
Случается, что человек заболевает. Но не все болезни пока еще подчинились
врачам.
Ученик1: Как так чувствуют себя в нашей жизни люди с проблемами
зрения? Существует специальная азбука - азбука Брайля, чтобы эти люди
тоже могли читать, обучаться, общаться. В основе ее стоит выпуклое
шеститочие: комбинациями точек обозначаются и буквы, и цифры, и нотные
знаки.
Ученик2: А как живут люди с проблемами слуха? Ведь на улице они не
слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об
опасности издали. В лесу мы "аукаем", чтобы не потерять друг друга, а как
они? А они общаются жестами, это - жестовая речь. Поэтому таким людям
необходимо видеть руки и лицо собеседника.
Ученик3: А если человек лишен и зрения и слуха? Как общаться тогда? А
тогда необходим контакт "ладонь в ладонь". Тогда пальцы "говорящего"
пишут слово из букв в ладошке "слушателя". Буквы эти особенные. Такой
набор "букв" называется дактильной азбукой.
Учитель: - Ребята сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными
возможностями, инвалидах, многие из вас ощутили на себе, выполняя
различные задания, как трудно порой жить людям инвалидам. А особенно
трудно в нашем мире жить «особым детям».
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз ,они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей
Немощны они не телом бренным..
Немощны душой своей холодной
Не помочь пытались детям бедным
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.
Ну а тех кто их не понимает
Пусть простит Господь за волю их
Пусть они услышат как рыдают
Мамы у кроваток чад больных
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной
Осенит крестом весь мир людской
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой
Чтоб ни войн и не землетрясений
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
- Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее. Чтобы хоть
как-то помочь им. В течении занятия, по вашим глазам, мне стало понятно,
что всё услышанное, увиденное тронуло ваши сердца. Хочется добавить, что
каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному
человеку. И как сказал один из таких людей: « Мы чувствуем себя
нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение
людей к нам.
- Думаю, многие из вас не станут больше смеяться над такими людьми, а
наоборот по возможности предложат им свою помощь. А вот как мы можем
помочь им, я хочу услышать от вас. ( ответы детей: – сделать вход и выход,
из магазинов, транспорта, предназначенным, для инвалидных колясок; -
помочь перейти дорогу, сходить в магазин, помочь убрать квартиру, уделить
внимание.)
Рефлексия
- Что такое здоровье? Что означают слова "особый ребенок", "дети с
ограниченными возможностями здоровья", инвалид? Надо ли беречь свое
здоровье и здоровье окружающих? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Что такое здоровый образ жизни?
Вывод: Беречь здоровье необходимо, так как у здорового человека больше
возможностей и сил для достижений своих целей, исполнения мечты,
общения и т.д. Чтобы беречь здоровье необходимо заниматься спортом, не
курить, не употреблять наркотики и алкоголь, соблюдать режим. Выполнять
советы врачей, чтобы не затягивать болезни. Сохранять и улучшать
экологию. Нужно вести здоровый образ жизни.
Классный час на тему:
«Проявление милосердия к детям с ограниченными возможностями»
Цель занятия:
Вырабатывать у детей правильное и разумное отношение к людям с ограниченными возможностями;
Познакомится с некоторыми проблемами детей-инвалидов;
Способствовать формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
Воспитывать чувство милосердия к окружающим людям.
Оборудование: вырезанные лучики солнца из цветного картона (по количеству детей), карандаши, тетради, полотно с проектором для просмотра фотографий, видеоклипа.
Оформление: тема классного часа, тематические плакаты, картинки.
Ход занятия:
- Здравствуйте, дорогие ребята, родители, гости! Каждый раз при встрече мы говорим «Здравствуйте». Этим приветствием мы желаем друг другу здоровья тому, к кому обращаемся. Здоровье – это подарок судьбы, который необходимо научиться беречь. Именно поэтому уже с раннего детства мы учимся не просто приветствовать людей, а желать им здоровья.
Но всегда ли от нашего желания зависит наше здоровье? К сожалению, на нашей планете есть немало людей обделенных физическим здоровьем. Эти люди инвалиды или с рождения или в результате перенесенной болезни или травм. Кто же это такие - инвалиды? (Ответы детей)
Инвалиды - это люди, возможности здоровья которых, настолько ограничены заболеванием или увечьем, что они не могут обходиться без посторонней помощи и помощи государства.
А вы сами видели когда-нибудь таких людей в нашем городе, в других местах? (Ответы детей)
Да, действительно, они есть. Просто мы не всегда замечаем их. В нашей стране таких людей много. Это и взрослые и дети.
Инвалиды очень нуждаются не только в нашей помощи, но в простом человеческом понимании, сочувствии и милосердии.
Люди на свет
Рождаются разными:
Непохожими, своеобразными.
Чтобы других
Ты смог понимать,
Нужно терпенье
В себе воспитать.
Нужно с добром
К людям в дом приходить,
Дружбу, Любовь. В своем сердце хранить!
- Инвалидом быть тяжело, а быть ребёнком-инвалидом ещё тяжелее. В этом случае, инвалидность – это огромное испытание, которое выпадает на долю детей и их родителей. Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях, из них около 1,5 миллионов дети.
Дети - инвалиды – это обычные дети, такие же, как и все остальные. Они любят общаться, играть, рисовать, петь, но из-за болезни они часто вынуждены находиться в замкнутом пространстве.
Стихотворение инвалида Сергея Ольгина.
С вами вера, надежда, любовь
Хоть каждый шаг дается нелегко нам,
Хоть каждый час – паденье и подъем,
Под этим старым синим небосклоном
Мы любим жизнь, и жить не устаем.
Порой бывает – жизнь сдается черной,
И не в туманном сне, а наяву,
На дно невзгоды тянут, но упорно
Мы все же остаемся на плоту.
Мы ненавидим, если нас жалеют,
И в трудной повседневности своей
Становимся сильней и здоровее
При помощи единства и друзей.
Так не пугай нас трудная дорога.
Лютуй зима. Грозой гроза греми.
Друзья, мы вместе можем сделать много,
Чтобы остаться на земле людьми.
Сломать никак несчастья нас не могут,
Не стынет на морозе наша кровь,
Приходят вовремя всегда нам на подмогу,
Надежда, вера, мудрость и любовь!
-Нам, здоровым людям бывает сложно понять, как тяжело приходится детям-инвалидам совершать вполне привычные для нас действия. Чтобы понять, насколько для них это непросто, давайте сделаем несколько практических упражнений.
Практические задания:
1. По желанию приглашаются два ученика. С завязанными глазами им необходимо:
- Подойти к столу, взять ручку, на листе написать своё имя.
- На доске нарисовать свой дом с крышей, с окнами и дверями.
- По команде сделать шаг вправо, два шага вперед, шаг влево, шаг назад, присесть, повернуться вокруг себя.
- Посмотреть в окно и рассказать о том, что видишь.
- Ребята, сложно было вам выполнять эти простые задания? Почему вы не смогли некоторые из них выполнить? Что вы чувствовали, о чём думали, когда у вас были завязаны глаза? (ответы детей)
Вот видите, вы очень остро почувствовали свою беспомощность и растерянность. Вот так чувствуют себя в нашей жизни дети, у которых есть проблемы со зрением. Людей, у которых повреждены глаза, называют слабовидящими. Вы должны помнить об этом и всегда помогать им, например, перевести через дорогу, обойти препятствие.
- А как вы думаете, могут ли слепые люди работать? (Ответы детей)
Есть «Общество слепых», где люди, не имея зрения изготавливают вещи общего потребления (крышки, выключатели, розетки).
Согласны ли вы, что с дружеской помощью таким людям было бы намного комфортнее, надежнее? (Ответы детей)
2. По желанию приглашаются 2 ученика. Они закрывают себе уши ладонями. Учитель тихо произносит пару фраз, просит детей понять сказанное.
- Трудно ли было понять меня? (Ответы детей)
Вот так живут дети, у которых есть проблемы со слухом. Людей, у которых поврежден слух, называют слабослышащими. На улице они плохо или совсем не слышат гудков автомобилей, их не окликнешь, не предупредишь об опасности издали. С такими людьми надо объясняться очень медленно и выразительно, т.к. многие из них умеют читать по губам. Поэтому таким людям необходимо видеть руки и лицо собеседника. Они также нуждаются в добром к ним отношении.
Есть дети, у которых нет руки или ноги, или обеих рук и ног, или руки и ноги совсем не слушаются своего хозяина. Люди, у которых нет ног, чаще всего, передвигаются на инвалидных колясках. Они вынуждены постоянно пользоваться посторонней помощью. Мы должны помнить о том, как тяжело людям в инвалидных колясках и по возможности помогать им.
Есть еще много заболеваний, которые мешают жить ребёнку полноценной жизнью.
В нашей стране для детей-инвалидов существуют реабилитационные центры, где квалифицированные специалисты оказывают им помощь. По отношению к детям-инвалидам нам нужно учиться быть добрыми, терпеливыми, милосердными.
Ребята, а чем мы можем помочь таким детям? (Ответы детей)
Детям предлагают выполнить задание:
- Возьмите вырезанный из цветного картона лучик солнца, подумайте и запишите на нём, чем вы хотели бы помочь ребёнку-инвалиду.
После выполненного задания дети приклеивают лучики на изготовленный макет солнца.
- Дети с ограниченными физическими возможностями хотят получать такое же удовольствие от жизни, как и все остальные. Они также хотят рисовать, танцевать, петь, участвовать в соревнованиях. Поэтому для глухих людей созданы театры мимики и жестов, для слепых издаются специальные книги, для не ходячих организуются спортивные соревнования и даже специальные Олимпийские игры.
Многие инвалиды детства благодаря своему упорству добились определённых результатов. Я приведу вам несколько примеров человеческой стойкости, мужества и несгибаемой силы духа, людей с ограниченными возможностями, но безграничными способностями.
Ник Вуйчич
Ник Вуйчич родился с синдромом «Тетра-Амелия» – редким наследственным заболеванием, приводящим к отсутствию четырёх конечностей. В возрасте 10 лет он пытался утопиться в ванне, чтобы не доставлять больше своим близким неудобств. Сейчас Ник – один из самых известных и популярных мотивационных спикеров в мире, имеет красавицу-жену и двоих детей. И одним своим существованием дает надежду на «нормальную» жизнь тысячам людей.
Кэрри Браун
17 -летняя Кэрри Браун – носитель синдрома Дауна. Не так давно, благодаря активной поддержке своих знакомых и интернета, она стала моделью одного из американских производителей молодежной одежды. Кэрри начала выкладывать свои фотографии в одежде «WetSeal» на своей страничке в социальной сети, которая стала настолько популярной, что ее пригласили стать лицом марки.
Соня Шаталова
Соня - аутист, она с рождения не может говорить. Девочка с детства видела мир иначе, чем большинство детей. Имея тяжёлую форму заболевания, Соня пишет необычные афоризмы, стихи. В 13 лет она написала такое стихотворение:
«Что заставляет уходить в бессмертье
Мельчайшие частички бытия?
Их разделяют звезды и столетья,
И вместе с ними исчезаю я.
Но, исчезая во Вселенской книге,
Я оставляю четкие черты.
И в каждом атоме, и в каждом миге
Меж мной и Вечностью наведены мосты».
Недавно Соне исполнилось 18 лет. Она с прекрасными результатами окончила в Москве 11 классов по обычной школьной программе. Благодаря помощи специалистов её связь с обыденной реальностью становится всё крепче.
Наталья Януто
Родилась и живёт в посёлке Белозёрском Московской области. После несчастного случая девочка, прикованная к постели, сжала кулаки и стала биться за своё право быть счастливой. Сначала увлеклась бисероплетением, а спустя несколько лет на Чемпионате Европы дважды поднялась на самую высокую ступеньку пьедестала по армспорту.
Мэри Верди
Девочка на инвалидной коляске, очень захотела танцевать. Она училась грациозно вращаться и делать изящные движения. Однажды Мэри решила принять участие в конкурсе танцев, но не предупредила организаторов о том, что она инвалид. Онемевшая публика следила за ее выступлением, а один из судей даже открыл рот от удивления. Мэри создала группу "Танцующие колеса".
Нина Малер – психолог из Швейцарии
Родилась в 1944 г. Русские корни (бабушка из России). До 16 лет обычная девочка. Любила спорт: легкая атлетика, катание на коньках, прыжки в воду. Много друзей. В 16 лет тяжело заболела – полиомиелит. Нарушена дыхательная функция, парализованы руки и ноги. Она могла дышать только с помощью аппарата искусственной вентиляции легких. Поддержка родных и близких помогла ей выстоять и найти смысл жизни в этом тяжелом состоянии. В 1968 г. Нина вышла замуж за УрсаДорица. В их доме временно проживали другие инвалиды – друзья и знакомые. Нина старалась научить их распоряжаться деньгами, быть независимыми, преодолевать разочарование. Позже она создала фонд помощи инвалидам России. Нина была депутатом городского совета. Умерла 6 ноября 2008 г.
Лиззи Веласкес
В один не слишком прекрасный день Лиззи увидела выложенный в интернете ролик под названием «Самая страшная женщина на свете» с множеством просмотров и соответствующих комментариев. Несложно догадаться, что ролик демонстрировал… саму Лиззи, родившуюся с редчайшим синдромом, из-за которого у нее полностью отсутствует жировая ткань. Первым порывом Лиззи было ринуться в неравный «бой» с комментаторами и ответить им все, что она о них думает. Но вместо этого она взяла себя в руки и доказала всему миру, что необязательно быть красавицей, чтобы вдохновлять людей. Она уже выпустила две книги и успешно выступает с мотивационными речами.
Яна Мансурова
Яне в раннем детстве был поставлен страшный диагноз - ДЦП, это означало, что она никогда не сможет двигаться, разговаривать - это было как приговор для нее. Но вопреки всем прогнозам она начала двигаться, начала управлять своими конечностями (ногами). Именно ногами Яна начала рисовать. Ее рисунки были светлыми и радостными, полными любви и добра. Последние два года Яна еще пишет стихи, ее произведения попали на страницы газет и журналов.
Я ногами нарисую,
Что руками не могу.
Я ногами нарисую
Незабудки и луну….
- Ребята, вы увидели, что инвалиды это такие же люди, как и все. Из-за несчастного случая или болезни они попали в тяжелое положение. Они нуждаются в счастье, радости, общении и сильнее других людей страдают от одиночества, равнодушия, непонимания и нуждаются в помощи здоровых людей.
Помните, ребята: «Есть превосходные люди, которые невыносимы и есть другие, которые нравятся со всеми недостатками». Эти прекрасные слова сказал французский философ Ф. де Ларошфуко.
Сегодня мы с вами говорили о людях с ограниченными возможностями здоровья, инвалидах. И как трудно порой жить людям инвалидам, особенно трудно в нашем мире детям - инвалидам.
Кто такие дети-инвалиды?
Дети-инвалиды - Ангелы земли
Сколько незаслуженной обиды
На себе они перенесли
Сколько раз, они лицом в подушку
Чтоб не плакать на глазах у всех
Говорили ночи как подружке…
Разве то что есть мы ,-это Грех?
Сколько раз их матери украдкой
Увозили в сторону детей
Чтоб не слышать шёпот этот гадкий
Злых, недобрых, немощных людей.
Немощны они не телом бренным.
Немощны душой своей холодной.
Не помочь пытались детям бедным.
Прочь всегда их гнали взглядом злобным
Не грустите матери не надо
Ваши дети- ангелы, не зло
Богом нам они даны в награду,
Чтобы в мир нести любовь, тепло.
Ну а тех, кто их не понимает,
Пусть простит Господь за волю их.
Пусть они услышат, как рыдают
Мамы у кроваток чад больных.
Но не все на свете равнодушны,
Больше тех, кто хочет им помочь.
Открывая душу им радушно
Горе помогают превозмочь.
Пусть Господь рукой своей нетленной,
Осенит крестом весь мир людской.
Чтобы на всей Земле, во всей Вселенной
Мир всегда царил, царил покой.
Чтоб ни войн и не землетрясений,
Ни цунами страшных, НИКОГДА
Сбереги Господь от потрясений
Всех людей, ОТНЫНЕ и ВСЕГДА...
- Доброта и милосердие свойственны любому народу на Земле. Я, думаю, что вы станете добрее, внимательнее, отзывчивее к детям с ограниченными возможностями. Ведь что каждый инвалид желает, чтоб к нему относились как к полноценному человеку. И как сказал один из таких людей: «Мы чувствуем себя нормально, как и все другие люди, инвалидами нас делает – отношение людей к нам».
В заключение идёт демонстрация видеоклипа, посвященного детям с ограниченными возможностями «Мы просто другие».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час с презентацией " Дети, ваши права!"
Данный классный час я проводила в день знаний 1 сентября для своих шестиклассников....
Классный час по теме "Дети войны"
Разработка классного часа, посвященного 9 мая...
классный час "Семья взаимоотношения детей и взрослых"
Содействовать углублению моральных знаний школьников; формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей, воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения...
Классный час "Жизнь - глазами детей"
Классный час разработан с учетом возрастныз особенностей детей. В ходе классного часа я стремилась к тому, что бы каждый ребенок высказал свое мнение, суждение, мысли.Что бы каждый ребенок ...
Классный час "Ваши права, дети! (итоговый)
«ВАШИ ПРАВА, ДЕТИ!»Цель: Обобщить знания детей об их гражданских правах и обязанностях. Способствовать развитию правового мировоззрения нравственных представлений. Развивать умение рассужд...