Классное родительское собрание "Почему дети лгут?"
материал (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Работая классным руководителем, я столкнулась с ложью учеников, воспитанных ,умных, и правдивых, как я полагала. Эту тему я вынесла на классное родительское собрание.
«Как он мог меня обмануть? Ведь я всегда доверяла ему, учила только хорошему, старалась быть другом и добрым советчиком, а он предал мое доверие, подвел….» - так или примерно так могут думать некоторые родители , сталкиваясь с обманом со стороны своих детей. Для некоторых взрослых роль «обманутого родителя» почти не переносима. По их представлениям, таким образом ребенок совершает чуть ли не преступление. В его вранье им видится злонамеренный обман, ставящий под сомнение саму любовь и привязанность. А между тем, вранье ребенка может иметь совершенно «безобидную» основу и быть всего лишь одним из видов игры, носящей, к тому же, познавательный характер.
Ничто так не выводит учителей и родителей из себя, как детская ложь. Взрослые опасаются, что ложь — это признак порочного характера ребенка, что из маленького обманщика вырастет лишенный нравственных принципов человек. Негодование вызывает и то, что, солгав, ребенок обманул доверие окружающих.
Многие родители и учителя теряются, не знают, как дальше строить свои отношения с ребенком: можно ли продолжать ему доверять, наказывать ли его и какое наказание будет подходящим?
Для меня же (как и для большинства детская ложь — это свидетельство не моральных, а скорее психологических проблем ребенка.
Перечислять причины, толкающие детей на обман, можно довольно долго. Здесь очень многое зависит от конкретной ситуации. Но если пытаться рассмотреть ситуацию в целом, то можно сделать вывод о том, что одной из основных причин детской лжи является исследовательский интерес и их эксперименты с реальностью. Дети стремятся изучить реакцию родителей на свою ложь, угадать, удастся или не удастся им "провести" родителей.
Чаще всего это происходит в начале третьего года жизни. Еще вчера такой открытый и непосредственный, малыш вдруг начинает хитрить, увиливать от своих обязанностей под надуманными предлогами, отрицать очевидную провинность, перекладывать свою вину на других. Это тревожит родителей, и они всеми доступными средствами стараются избавить ребенка от привычки "врать”.
Вымыслы и уловки ребенка – лишь более зрелые и логичные формы воздействия на окружающих, нежели сложившийся еще в младенчестве стиль эмоционального давления (истерики, слезы, выпрашивание и т.д.)
Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.
Усиливается давление на ребенка. Его ловят на слове, заставляют признать свою неправоту или "разоблачают” по старинке:"Не ври, у тебя все на лбу написано”.
Тактика разоблачения маленьких "обманщиков” и принуждение к признанию оказываются, однако, малоэффективными. Прикрыв ладошкой "предательский” лобик, ребенок продолжает сочинять, прямо глядя нам в глаза. Может быть, он не догадывается, что врет? Не понимает разницы между вымыслом и реальностью? Возможно, в этом возрасте ему бесполезно объяснять, что врать стыдно?
Причины лжи: от стремления избежать наказания от стремления добыть нечто, чего иначе не получишь, до желания сохранить в неприкосновенности свой внутренний мир, страх унижения, ложь с целью защиты товарищей. Умолчание правды, как и вранье – просто различные способы лжи. Жульничество – один из видов лжиЛожь и хвастовство: ложь для предотвращения вмешательства в личную жизнь; Ложь ради проверки собственной силы (введение в заблуждение). В большинстве случаев ложь наносит ущерб, но бывают и исключения (бывает, что, только солгав, можно отвести беду от другого человека).Иногда сказать правду невежливо или жестоко. Ябедничество и донос часто побуждаются не самыми благородными мотивами. Откровенность может быть грубой.
Почему дети лгут больше, чем другие?
Чем отличаются солгавшие дети от честных?
В исследовании измерялись 24 различных признака неблагополучия – от нарушения поведения до низкого материального уровня. Дети с высоким IQ( коэффициент интеллекта) лгут намного реже детей с IQ ниже среднего. Видимо оттого, что одаренные дети в большей степени способны предвидеть неприятности связанные с разоблачением обмана. Еще одно объяснение связи интеллекта с честностью: одаренные дети просто тоньше жульничают и умнее лгут. Их труднее уличить во лжи.
Итак, не следует считать высокий интеллект гарантией честности. Если у ребенка способности ближе к средним, в школе у него возникает больше искушений, в особенности при условии, что от него требуют высоких оценок и успехов не всегда доступных ему, то предпосылок списывать или сжульничать у него больше, чем у ребенка с высоким IQ.
Боязнь родительского гнева, несомненно, важнейшая причина детской лжи. Поэтому, если вы хотите добиться от ребенка искренности, постарайтесь, чтобы его не сковывал страх перед вашим гневом. Очень важно не допускать чрезмерных реакций, не доводить дело до конфликта, а попробовать вместе разобраться в проблемах ребенка и решить, и решить, что можно сделать сообща. Рекомендуется не брать на себя роль жандарма. Действительно, часто ли вы станете лгать, если рядом с вами живет суровый надсмотрщик, следящий за каждым вашим шагом? Стараться не провоцировать ложь, фразами типа: «Я не стану тебя наказывать, если ты признаешься» или «Во сколько ты пришел?», - если вы уверены в этом, что ваш ребенок задержался. Часто причиной лжи является желание защитить сою личную жизнь. Если родители хотят предотвратить ложь, то необходимо прямо заявить о своем праве на личную жизнь, и предоставить такое же право детям.
Начиная с шестого класса мир ребенка подразделяется на два: на мир сверстников и мир родителей. Причем мир сверстников часто оказывает на подростка более сильное влияние, чем мир родителей. Доверие между родителями и детьми – очень важный фактор в отношениях между ними. Страх потери доверия может остановить ребенка, он может не солгать.
Методы воспитания подразделены на три категории:
1.Силовоое давление (использование власти над ребенком).
2.Отношения любви, не исключающие гнева и неодобрения, но не допускающие физических наказаний.
3.Рациональные отношения, при которых родители акцентировали внимание на тех последствиях, которые поведение ребенка имело для других людей.
(Третий тип оказался наиболее предпочтительным).
Общепризнанно: ребенок, подвергавшийся физическим наказаниям, лжет чаще, чтобы избежать их. Он едва ли достигнет того уровня, когда ложь отвергается, как угроза доверию или интересам других людей. Он всегда будет рассматривать ложь как средство избежать боли.
Основные принципы наказаний: Избегайте применять физические наказания.
Отделяйте наказания за ложь от наказания за скрываемый ложью проступок.
Чтобы способствовать формированию у ребенка моральных убеждений, подчеркивайте, какое значение его поступок имеет для других людей, а не просто, что он есть зло сам по себе.
Наказание должно быть соразмерно поступку. Ложь и доверие связаны друг с другом многими нитями. Лгущий ребенок подрывает доверие родителей. Обманутый родитель должен сделать над собой усилие, чтобы простить ребенка и восстановить доверие. Недоверчивый родитель может подорвать у ребенка (честного) его веру в его справедливость и преданность. Важно понять: дети порой лгут нам поскольку они нам не доверяют , поскольку они не уверены, что могут быть честными и не пострадать от нас – родителей и взрослых.
К детям нужно относиться так, чтобы дети знали, что они могут доверить взрослым правду. Доверие детей вначале достается родителям даром, по мере этого, как дети взрослеют, это доверие все время приходится заслуживать.
Главное, что лживый человек не способен быть честным даже с самим собой, что приводит к непониманию себя и окружающего мира.
Конечно, все родители хотят, чтобы их дети выросли порядочными людьми и потому с малых лет в той или иной форме внушают им древнюю истину: "Лгать - нехорошо". Однако, рано или поздно, мы должны быть готовы к тому, что ребенок солжет, а нам следует разобраться, почему это произошло и как правильнее поступать в таких случаях.
Самая распространенная реакция родителей - гнев и твердое намерение "выжечь нечестность каленым железом". Правда, такая реакция скорее всего даст обратный эффект, ложь станет более продуманной. Что делать?
Для начала давайте вспомним, что только примерно в 5-6 лет дети начинают понимать разницу между фантазией и реальностью, а к 7-8 годам большинство уже четко отделяют одно от другого. Конечно, если ребенок старше 7-ми лет продолжает хронически обманывать, то, скорее всего, у него проблемы.
Проанализировав все выше сказанное, можно сделать вывод:
вот 4 основные причины, почему дети лгут :
1.Чтобы добиться нашей похвалы или проявления любви.
2.Чтобы скрыть вину.
3.Чтобы избежать наказания.
4.Чтобы выразить свою враждебность к нам.
Советы родителям:
1.Эффект наказания – написать 100 – 150 раз фразу: «Я никогда не буду обманывать родителей»;(учителя)
2. Выполнение какой – либо работы,
3.В разумной пропорции использовать нравоучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классное родительское собрание «Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей»
Пословицы о семье «Не нужен клад, когда в семье лад», «Согласную семью и горе не берёт»: «Семья вся вместе - душа на месте»"Наши дети – это наша старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, эт...
Выступление на классном родительском собрании на тему «Активная роль родителей в жизни детей»
От того, какими будут взаимоотношения в семье, зависит, какими вырастут дети. От того, какими они вырастут, какое получат воспитание в детстве, зависит их будущее и ...
Классное родительское собрание "Семья как фактор укрепления духовно-нравственного и социального здоровья детей"
Родительское собрание в 7 классе...
Классное родительское собрание на тему «Как помочь детям в подготовке домашнего задания, хорошо учиться, быть успешными»
С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения....
Классное родительское собрание «Безопасность наших детей в наших руках»
Соблюдение учащимися техники безопасности в учебное и внеурочное время....
Сценарий классного родительского собрания "Роль семьи в воспитании детей. Взаимоотношения родителей и детей"
На родительском собрании применялась технология кроссенс. С ее помощью родители определили тему, задачи собрания и вопросы, которые будут обсуждаться. В конце собрания было проведено анкетирован...