Классный час по теме "Дети войны"
классный час (5 класс) по теме

Максутова Надежда Викторовна

Разработка классного часа, посвященного 9 мая

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl._chas.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме
«Детство, опалённое войною»

Дата проведения: 06.05.2011 год

Цели классного часа:

воспитание патриота своей Родины;

воспитание чувства гуманности, уважения и сопереживания к ветеранам войны и труда;

довести до ребят мысль о смысле жизни, о войне и мире, о добре и зле, о несовместимости войны и детства;

развитие патриотического сознания учащихся

Наглядные пособия и оборудование: 

Мультимедийная презентация.

Плакаты «Трагедия войны» и «Дневник Тани Савичевой».

Записи песен «Ленинградские мальчики» и «День Победы», запись голоса Веры Енютины и Юрия Левитана «Минута молчания»  

Звучит песня «Ленинградские мальчики»  (слайд 1)

Учитель:

Какие ассоциации и чувства у вас возникли?

Какие слова всплыли в памяти и о чём вспомнили? (война, победа, горе, смерть,

холод, голод и т.д)

        (слайд 2)

Черное небо в багровом огне.
Пот на глаза накатил пелену.
Что я могу рассказать о войне
Мальчикам, думающим про войну?
Мальчикам, думающим, что война –
Это знамен полыхающий шелк,
Мальчикам, думающим, что она –
Это горнист, подымающий полк,
Я говорю, что война – это путь,
Путь без привала и ночью, и днем,
Я говорю, что война – это грудь,
Сжатая жестким ружейным ремнем,
Я говорю им о том, что война –
Это шинели расплавленный жгут,
Я говорю им о том, что она –
Это лучи, что безжалостно жгут,
Это мосты у бойцов на плечах
Это завалы из каменных груд,
Это дозоры в бессонных ночах,
Это лопаты, грызущие грунт,
Это глаза воспаливший песок,
Черствой буханки последний кусок,
Тинистый пруд, из которого пьют,
Я говорю, что война – это труд!

Если ж претензии будут ко мне,
Цель я преследую только одну:
Надо внушить уваженье к войне
Мальчикам, думающим про войну.
                                       

Учитель: От себя хочу добавить, что далеко не лишнее в этом ряду слово труд. Если бы не трудились самоотверженно наши бабушки и дедушки, во время войны, мы не дожили бы до Победы. Трудовой фронт был не менее важен, чем военный. Но трудились во имя Победы не только взрослые, но и дети, которым выпало «Детство, опалённое войною». (слайд 3)

Этой теме мы и посвящаем сегодня наш классный час.

II. Презентация (с комментариями учителя) о детях войны, их трудном военном детстве
 и величайшем трудовом подвиге.

Учитель: История сохранила для нас множество фотокадров, плакатов и лозунгов, по которым можно узнать многое о тех далёких сороковых - роковых….. Презентацию, которую вы сегодня увидите, посвящается детям войны - труженикам… (слайд 4)

Война 1941-1945 годов была самой жестокой, самой кровопролитной войной, из всех войн, которые только знало человечество. Война – это 1418 дней и ночей. В ходе Великой Отечественной войны наша армия сражалась в 6 гигантских битвах. Провела около 40 крупных наступательных операций. Война- это…70000 разоренных деревень, 1710 разорённых городов  и 27 млн. погибших……(слайды 5-6)

 “Все для фронта, все для победы” - повсюду звучал такой девиз. (слайд 7) Тяжело было. Этот лозунг прибавлял сил тогда, когда их, кажется, вовсе не оставалось. А в тылу оставались женщины, старики и, конечно, дети.

Да, война  не детское дело. Так было всегда. Так и должно быть. Но эта война была особенной. Поэтому она и называлась Великой Отечественной, что вся страна от мала до велика поднялась на защиту любимой Родины. Многие юные патриоты погибли в боях с врагом, а четверо из них  Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков и Зина Портнова были удостоены за героизм звания Героя Советского Союза. (слайды 8 – 9)

В те горестные годы войны дети быстро взрослели и уже в свои 10 -14 лет осознали себя частицей своего народа и старались ни в чем не уступать взрослым: тысячи ребят сражались на фронте, в действующей армии. Немало выпало испытаний на их долю. Дети в тылу не воевали…

Одни стояли у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка, подставляли стул. Другие работали на ткацких фабриках, чтобы было как можно больше тёплой одежды для фронтовиков. Это был ответ учащихся на призыв ЦК ВЛКСМ, который прозвучал 29 мая 1942 года. (слайд 10)

Дети тех грозных лет так вспоминали войну: «Всю войну было голодно и холодно. Работали все от мала до велика, т.е. те, кто мало- мальски мог работать. Поручили, дали задание - выполняй. Никакие слёзы, хныканья не помогали, да старались и не хныкать. Работали на поле, на заводе, на фабрике почти целые сутки. Вообще спать или отдыхать некогда. Редко удавалось поспать - это тогда когда падали с ног. За хорошую работу награждали зерном, но мы не получали, а сдали в фонд фронта. Зимой отправляли на лесозаготовки, лес валить. Такая работа требовала силы. А какие силы, одни слёзы, но мы работали через не могу». (слайд 11)

Вместе со взрослыми сотни подростков воевали в партизанских отрядах. Они ходили на разведку, подрывали воинские эшелоны врага, устраивали засады. (слайд 12)

Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизанским связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовских ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос...
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…

Многие дети заменили отцов и братьев на полях и заводах. Но нелегко пришлось и тем, кто не воевал, не стоял за станком. Они ведь тоже День Победы «приближали, как могли». Можно спросить, что героического в том, чтобы в 5, 10 или 12 лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети? Многое! Что помнят о матери? Об отце? Только смерть их. (слайд 13)

Еще они помнят, как убегали на фронт, как тосковали по школе и продолжали учиться, несмотря ни на что, и как умирали от голода и холода. (слайд 14)

Девчонка руки протянула
И головой – на край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла...
Никто не обронил ни слова
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

Ребенок, прошедший через ужас войны, ребенок ли? Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать? Должны рассказать! Потому что и сейчас тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся дома и горят детские кроватки.

Какими же они были дети военной поры, дети из 40-х годов? О чем мечтали, что пережили за эти 4 года войны? 

После войны весь мир узнал печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой.

С сентября 1941 года по январь 1944 года, 900 дней и ночей, Ленинград был в блокаде. 640 тысяч ленинградцев погибло от голода и холода, ведь рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали в день по 250 г хлеба, а служащим и детям  по 125 г. Немцы рассчитывали, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадут его. Но они просчитались. Не погиб город, ведь на его защиту встали со взрослыми рядом дети Ленинграда. (слайды 15 – 17)

Таня Савичева не совершила боевой подвиг. Ее подвигом было то, что она написала историю своей семьи. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких записей. (слайд 18)

Эта тонкая тетрадка стоит многих толстых книг.
Пионерка Ленинграда, потрясает твой дневник
Таня, Савичева Таня, ты в сердцах у нас жива,
Затаив на миг дыханье, слышит мир твои слова.
''Женя умерла 28 декабря в 12.00ч. утра 1941г."
"Бабушка умерла 25 января в З ч. дня 1942г. "
"Лека умер 17 марта в 5ч. утра 1942г. "
''Дядя Вася умер в 2ч. ночи 14 апреля 1942г. "
"Дядя Леша умер 10 мая в 4ч. дня 1942г."
"Мама умерла 13 мая в 7.30ч. утра 1942г. "
"Савичевы умерли."
''Умерли все."
"Осталась одна Таня."

А потом умерла и Таня. Она была вывезена с другими детьми в Горьковскую область. Сильное истощение и нервное потрясение сломили девочку. Умерла она 23 мая 1944 года.

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая,
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
"Вновь не должно это все повториться!"

(слайд 19) Свыше 27 миллионов людей потеряла наша страна во Второй мировой войне. Язык цифр скуп. Но вы все же вслушайтесь и представьте… Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это 50 с лишним лет поминальных мгновений.

Во время Второй мировой войны на земле погибло около 15 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских, сколько польских, а сколько белорусских или французских. Погибали дети граждане мира.

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

 Звучит запись голоса Веры Енютины и Юрия Левитана «Минута молчания» (слайд 20)

(слайд 21)        66 лет, как закончилась война. Для огромной мировой истории это, может быть, и вовсе краткий миг. Но для людей это целая жизнь. Отгремели бои пожаром. Время бежит, как ветер. Годы текут, как реки. Как утесы, как скалы стоят герои. Бессмертен их славный подвиг. Память хранит былое. Память нужна не пожилым, кто выстоял, она нужна нам, молодым, чтобы мы знали, что такое жизнь и смерть, война и мир, какой ценой достигается свобода, чтобы мы берегли и сохраняли эту свободу. Ведь когда приходит беспамятство, оно порождает людей без роду и племени, без памяти и родства. Пока память жива  будет мир.

Помните! Через века, через года!
Помните! О тех, кто уже не придет никогда!
Помните! Не плачьте!
В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, –
Помните! Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Встречайте трепетную весну, люди Земли!
Убейте войну, прокляните войну!
Люди Земли!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!…
Но тех, кто уже не придет никогда,
Заклинаю: помните!

Возложение цветов к памятнику во дворе школы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: «Идут по войне девчата»

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.Цель: нравственно-патриотическое воспитание школьников.Задачи: расширение кругозора школьников; воспитание чувства гордости за участие женщин в ...

классный час "Детство, опаленное войной"

дать знания о ВОВ, познакомить учащихся  сюными защитниками Родины и их подвигами, рассказать о родном городе  в годы ВОВ....

Разработка классного часа "Женщины и войны"

Данную разработку классого часа можно использовать при подготовки классого часа к 23 февраля и 8 марта...

Разработка классного часа по теме " Война и дети"

Данный классный час предназначен для учащихся  6 класа. На классный час приглашались люди села, которые в годы войны были детьми....

Классный час: " Давно окончилась война".

И сейчас где - то идет война, рассыпаются от снарядов дома, горят детские кроватки, гибнут люди. мы не знаем, как пахнут порох и кровь, как нелепа бывает смерть. но мы знаем, как прекрасна жизнь!...

Индивидуальный проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему: «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

Индивидуальный  проект по технологии культурно-просветительской деятельности на тему:  «Классный час «Женское лицо войны», посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественн...

Классный час "Великая Отечественная Война - Народная война"

Классный час, посвященный "Дню победы"...