Рабочая программа по курсу "Экология растений и животных"
календарно-тематическое планирование (7 класс)

Лакушина Оксана Евгеньевна

Рабочая программа по курсу "Экология растений и животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Барлукская средняя общеобразовательная школа

Рабочая программа курса

«Экология растений и животных»

ФИО учителя: Лакушина Оксана Евгеньевна

Должность: учитель географии, I категория

Телефон: 89041499033

Электронный адрес: lakushina-oksana@yandex.ru

2018 г.

Рабочая программа курса «Экология растений и животных»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Экология растений и животных» для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в основной образовательной программе школы  ООО ФГОС, учетом авторской программы И.М.Швец «Экология растений и животных». Программа рассчитана на 1 год обучения.

Программа ориентирована на использование  учебников:

А.М.Былова, Н.И.Шорина. Экология растений: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2013. – 240 с.: ил

В.Г.Бабенко. Экология животных: Пособие для учащихся 6 класса общеобразовательной школы/Под ред. д-ра биол.наук проф. Н.М.Черновой. – М.: Издательский центр «Вентана – Граф», 2007. – 128 с.: ил

Основная цель курса:

 - формирование у учащихся представления об  экологии растений и животных.

Задачи курса:

 - создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями  экологии растений и животных;

- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований глобальных, региональных и локальных экологических проблем;

- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований;

- воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.

Общепредметный образовательный минимум охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов – знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоционально- ценностных отношений – в форме личностных ориентаций.  Освоение  этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся следующие ключевые образовательные компетенции:

1.Ценностно-смысловую (ученик способен видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Учащийся самоопределяется в ситуациях  учебной и иной деятельности).

2.Общекультурную (опыт освоения учащимися научной картины мира).

3.Учебно-познавательную (самостоятельный выбор учащимися критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; использование элементов причинно- следственного и структурно- функционального анализа; умение учащихся самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения и оценки результата. Умение самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулировать полученные результаты. Участие в проектной деятельности, в организации учебно-исследовательской работы: умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, овладение приемами исследовательской деятельности, элементами прогноза).

4.Информационную ( умение выделять основную и второстепенную информацию. Развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства. Объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах; извлекать необходимую информацию из источников различных знаковых систем – текста, таблицы, схемы, аудиовизуального ряда и др. Переводить информацию из одной знаковой системы в другую – из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст; выбирать и использовать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Использовать  мультимедийные ресурсы и  компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности).

5.Коммуникативную (овладение навыками работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, основными видами публичных выступлений- высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута).

6.Социально-трудовую (овладение этикой взаимоотношений с одноклассниками при выполнении заданий на уроке и с окружающим обществом в целом; овладение знаниями в области профессионального самоопределения).

7.Компетенцию личностного самосовершенствования (формирование культуры мышления и поведения. Овладение правилами заботы о собственном здоровье, правилами внутренней экологической культуры. Овладение комплексом качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности).

В рабочей программе  заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся экологических умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. В программе предусмотрено проведение лабораторных работ, что так же способствует приобретению практических умений и навыков и повышению уровня знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры.

Планируемые результаты обучения

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к обучению;
  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;
  • формирование основ экологической культуры;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе учебной деятельности;

Метапредметные:

Учащиеся должны уметь:

  • проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
  • систематизировать и обобщать разные виды информации;
  • составлять план выполнения учебной задачи, соотносить свои действия с поставленной задачей и осуществлять коррекцию;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления групповой и парной деятельности во время экскурсии;
  • использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;
  • работать с электронными ресурсами, в том числе, ресурсами Интернет.

Предметные:

Учащиеся должны знать:

основные характеристики растительного и животного мира

Учащиеся должны уметь:

  1. Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни растений и животных;

характеризовать роль растений и животных в природе

аргументировать необходимость бережного отношения к природным сообществам.

2.  Описывать многообразие условий произрастания растений и обитания животных. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе животных различных классов.

3. Приводить примеры экологического неблагополучия среди животных, различных форм взаимодействия между растениями и животными, разнообразия реакций растений и животных на изменение различных экологических факторов, редких и охраняемых растений и животных своего региона.

4. Объяснять взаимовлияние экологических факторов и живых организмов, особенности распространения растений и животных в зависимости от действия экологических факторов.

5. Давать характеристику основным видам приспособлений растений и животных к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания животных.

6. Объяснять взаимоотношения между растениями и животными, между животными разных видов, состояние популяций животных по динамике популяционных характеристик.

7. Объяснять значение различных экологических факторов для существования растений и животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия растений и животного мира для устойчивого развития экосистем.

8. Понимать роль и значение человека для сохранения разнообразных сред обитания растений и животных, понимать роль человека в изменении численности отдельных видов растений и  животных и в уменьшении их биоразнообразия.

9. Объяснять роль и значение растений и животных в распространении живого вещества на планете Земля.

10. Прогнозировать изменения в развитии растительного и животного мира Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.

11. Применять знания по аутоэкологии животных для ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

12. Называть этические нормы взаимоотношений человека с живыми объектами природы.

Основное содержание курса

Тема 1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет (1ч)

Экология как наука. Среда обитания и условия существования. Взаимосвязи живых организмов и среды. Особенности взаимодействия растений и животных с окружающей их средой. Экология растений и животных как учебный предмет.

Основные понятия: среда обитания, условия существования, взаимосвязи, экология растений, растительные сообщества.

Тема 2. Свет в жизни растений (1ч)

Свет и фотосинтез. Влияние света на рост и цветение растений. Свет как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к свету. Приспособление растений к меняющимся условиям освещения.

Основные понятия: свет и фотосинтез, растения длинного дня, растения короткого дня, прямой солнечный свет, рассеянный свет, светолюбивые растения, теневыносливые и тенелюбивые растения.

Практическая работа. Изучение потребностей в количестве света у растений своей местности.

Опыт в домашних условиях. Влияние света на рост и развитие растений. (В ходе работы доказывается, что солнечный свет оказывает непосредственное влияние на рост и развитие растений. Сравниваются выросшие на свету и в темноте проростки.) Лабораторная работа. Изучение строения листьев светолюбивого и тенелюбивого растений под микроскопом. (Под микроскопом изучаются микропрепараты листьев камелии и герани. Делается вывод о связи строения листа с его функцией и его расположением относительно направления световых лучей.)

Тема 3. Тепло в жизни растений (1ч)

Тепло как необходимое условие жизни растений. Значение тепла для прорастания семян, роста и развития растений. Температура как экологический фактор. Разнообразие температурных условий на Земле. Экологические группы растений по отношению к теплу. Приспособления растений к различным температурам. Выделение тепла растениями. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды.

Основные понятия: тепло — необходимое условие жизни, тепловые пояса, теплолюбивые растения.

Практическая работа. Изучение (по справочникам) сельскохозяйственных растений, наиболее приспособленных к выращиванию в своей местности.

Тема 4. Вода в жизни растений (1ч)

Вода как необходимое условие жизни растений. Значение воды для питания, охлаждения, расселения, для прорастания семян, роста и развития растений. Влажность как экологический фактор. Экологические группы растений по отношению к воде. Приспособление растений к различным условиям влажности.

Основные понятия: влажность, вода — необходимое условие жизни, влаголюбивые растения, засухоустойчивые растения, суккуленты, орошение, осушение.

Опыт в домашних условиях. Влияние воды и тепла на прорастание растений.

Лабораторная работа. Знакомство с водными, влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. (По гербарным экземплярам или рисункам проводится работа, в ходе которой выявляются особенности строения растений с разным отношением к влаге.)

Тема 5. Воздух в жизни растений (1ч)

Газовый состав и движение масс воздуха как экологические факторы в жизни растений. Значение для растений азота, кислорода и углекислого газа. Приспособление растений к извлечению азота, кислорода и углекислого газа из воздуха. Приспособление растений к опылению и распространению ветром.

Основные понятия: газовый состав воздуха, кислотные дожди, ветроустойчивые растения.

Лабораторные работы. Изучение приспособлений растений к опылению и распространению ветром. (Изучение проводится по коллекции плодов и семян с помощью лупы.) Определение с помощью домашних растений степени запыленности воздуха. (С помощью ленты-скотча определяется степень запыленности воздуха.)

Тема 6. Почва в жизни растений (1ч)

Почва как необходимое условие жизни растений. Виды почв. Состав почвы. Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв. Плодородие почв. Действия человека, влияющие на качество почв.

Основные понятия: минеральные и органические вещества почвы, гумус, почвенное питание, плодородие почвы, солевыносливые (солеустойчивые) растения, органические и минеральные удобрения, эрозия почв.

Домашняя практическая работа. Влияние механического состава почвы на прорастание семян, рост и развитие проростков. (Проращиваются семена, например, фасоли, в типах почвы: песке; глине; почве, принесенной из сада или с огорода. В ходе работы доказывается, что сроки прорастания семян и развития проростков зависят от типа почвы.)

Тема 7. Животные и растения (1ч)

Взаимное влияние животных и растений. Значение животных для опыления и распространения растений. Значение растений для животных. Растения-хищники.

Основные понятия: растительноядные животные, растения-хищники, животные-опылители и распространители семян растений. Лабораторные работы. Способы распространения плодов и семян. (С помощью коллекции плодов и семян и лупы изучаются приспособления семян и плодов к распространению животными.) Изучение защитных приспособлений растений. (На гербарных экземплярах растений доказывается, что у растений имеется пассивная защита от поедания их животными, например: у крапивы — жгучие волоски, у барбариса или боярышника — колючки.)

Тема 8. Влияние растений друг на друга (1ч)

Прямое и опосредованное влияние растений друг на друга. Различные формы взаимодействия между растениями. Конкуренция между растениями по отношению к различным экологическим факторам.

Основные понятия: растения-паразиты, конкуренция, прямое влияние.

Лабораторная работа. Взаимодействие лиан с другими растениями. (С помощью гербарных экземпляров, например гороха, чины, плюща и других, изучаются приспособления лиан, обеспечивающие им преимущество в выживании.)

Тема 9. Грибы и бактерии в жизни растений (1ч)

Роль грибов и бактерий в жизни растений. Круговорот веществ и непрерывность жизни. Бактериальные и грибные болезни растений.

Основные понятия: сапротрофы, паразиты, круговорот веществ, микориза, фитофтороз.

Лабораторная работа. Грибные заболевания злаков. (Изучаются на гербарных экземплярах.)

Тема 10. Сезонные изменения растений (1 ч)

Приспособленность растений к сезонам года. Листопад и его роль в жизни растений. Озимые и яровые однолетники. Глубокий и вынужденный покой. Фенологические фазы растений и влияние на них климата и погоды.

Основные понятия: лесная подстилка, озимые однолетники, глубокий и вынужденный покой, весеннее сокодвижение, яровые однолетники, фенология, фенологические фазы.

Тема 11. Изменение растений в течение жизни (1ч)

Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний. Причины покоя семян. Условия обитания и длительность возрастных состояний растений.

Основные понятия: периоды течения жизни растений, период покоя, период молодости, период зрелости.

Тема 12. Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений (2ч)

Разнообразие условий существования растений. Жизненное состояние растений как показатель условий их жизни. Уровни жизненного состояния растений.

Основные понятия: условия существования, жизненное состояние растений, широкая и узкая приспособленность. Практическая работа. Воздействие человека на растительность. (По материалам учебного пособия «Экология растений», учебника «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (авт.: И.Н. Пономарева и др.)» и др.) прослеживается влияние человека на растительность на разных этапах развития общества.)

Тема 13. Жизненные формы растений (1 ч)

Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев разных климатических зон. Жизненные формы растений своей местности.

Основные понятия: широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья; суккулентные стеблевые деревья; бутылочные и розеточные деревья; деревья-душители и деревья-рощи.

  Практическая работа. Изучение жизненных форм растений на пришкольном участке. (Изучаются особенности различных жизненных форм растений на пришкольном участке или в любом природном комплексе. Делаются выводы о преимущественном распространении определенных жизненных форм и обсуждается их санитарное состояние.)

Тема 14. Растительные сообщества (2ч)

Растительные сообщества, их видовой состав. Естественные и искусственные растительные сообщества. Устойчивость растительных сообществ. Взаимное влияние растений друг на друга в сообществе. Количественные соотношения видов в растительном сообществе. Строение растительных сообществ: ярусность, слоистость, горизонтальная расчлененность. Суточные и сезонные изменения в растительных сообществах.

Основные понятия: растительные сообщества, устойчивость растительных сообществ, видовой состав, разнообразие растений, ярусность, смены растительных сообществ.

Практическая работа. Изучение состояния сообщества пришкольного участка, городского парка, сквера и т. д. (Группами по3-5 человек обследуется состояние растительности на пришкольном участке, в парке, сквере и т. д., выясняется степень антропогенного влияния на растения.)

Экскурсия. Строение растительного сообщества.

Тема 15. Охрана растительного мира (1 ч)

Обеднение видового разнообразия растений. Редкие и охраняемые растения. Охраняемые территории. Редкие и охраняемые растения своей местности.

Основные понятия: редкие растения, охраняемые растения, Красная книга, охраняемые территории.

Практическая работа. Охраняемые территории России. (С помощью пособия «Экология растений» и атласа с географической картой «Охрана природы России» учащиеся знакомятся с разнообразием охраняемых территорий России и, если есть возможность — с охраняемыми растениями своей местности.)

 

      Тема 16. Экология животных: раздел науки и учебный предмет (1 ч)

Экология животных. Многообразие животных. Особенности взаимодействия животных и среды обитания.

Тема 17. Условия существования животных (1ч)

Условия существования. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды  обитания.

     Тема 18. Среды жизни (2 ч)

Среда обитания: наземная, воздушная, почвенная, водная, организменная, характеристика.

Проект №1 «Среды жизни и их обитатели»

Тема 19. Жилища в жизни животных (1 ч)

Общая характеристика жилища – как среды обитания.

      Тема 20. Биотические экологические факторы в жизни животных (2 ч)

Животные и растения. Взаимоотношения между животными: хищничество, конкуренция, паразитизм, симбиоз. Пищевые связи.

Проект № 2 «Типы взаимоотношений насекомых нашей местности»

     Тема 21.  Свет в жизни животных (1ч.)

Общая характеристика отношения животных к свету. Свет как экологический фактор.

    Тема 22. Вода в жизни животных (1ч.)

Значение воды в жизни животных

Лабораторная работа № 1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы»»

     Тема 23. Температура в жизни животных  (1ч.)

Значение тепла для жизнедеятельности животных. Экологические группы животных по отношению к теплу.

     Тема 24.  Кислород в жизни животных (1ч.).

Значение воздуха в жизни животных.

Практическая работа (домашняя) №1 «Сравнение приспособлений млекопитающих к воздушной и наземной средам жизни»

    Тема 25. Сезонные изменения в жизни животных (2).

Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к условиям существования.

Практическая работа (дома) №2 «Фенологические наблюдения за животными зимой и весной»

      Тема 26. Численность животных  (1)

Популяции животных. Характеристика популяций.

Лабораторная работа № 3 « Динамика численности насекомых».

        Тема 27. Изменения в животном мире Земли (3 ч.)

Многообразие видов животных.  Естественные и искусственные условия обитания.

Проект№3 «Охраняемые виды животных нашего края»

Тематический план

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

1

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

1

2

Свет в жизни растений

1

3

Тепло в жизни растений

1

4

Вода в жизни растений

1

5

Воздух в жизни растений

1

6

Почва в жизни растений

1

7

Животные и растения

1

8

Влияние растений друг на друга

1

9

Грибы и бактерии в жизни растений

1

10

Сезонные изменения растений

1

11

Изменение растений в течение жизни

1

12

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

2

13

Жизненные формы растений

1

14

Растительные сообщества

2

15

Охрана растительного мира

1

16

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

1

17

Условия существования животных. 

1

18

   Среды жизни

2

19

Жилища в жизни животных

1

20

Биотические и экологические факторы в жизни животных

2

21

Свет в жизни животных

1

22

Вода в жизни животных

1

23

 Температура в жизни животных  

1

24

Кислород в жизни животных

1

25

   Сезонные изменения в жизни животных

1

26

     Численность животных  

1

27

Изменения в животном мире Земли

3

28

Обобщающий урок

1

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Название раздела

Неделя

Кол-во часов

1

Экология растений: раздел науки и учебный предмет

1

1

2

Свет в жизни растений

2

1

3

Тепло в жизни растений

3

1

4

Вода в жизни растений

4

1

5

Воздух в жизни растений

5

1

6

Почва в жизни растений

6

1

7

Животные и растения

7

1

8

Влияние растений друг на друга

8

1

9

Грибы и бактерии в жизни растений

9

1

10

Сезонные изменения растений

10

1

11

Изменение растений в течение жизни

11

1

12

Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

12

2

13

Жизненные формы растений

13

1

14

Растительные сообщества

14-15

2

15

Охрана растительного мира

16

1

16

Экология животных: раздел науки и учебный предмет

17

1

17

Условия существования животных. 

18

1

18

   Среды жизни

19-20

2

19

Жилища в жизни животных

21

1

20

Биотические и экологические факторы в жизни животных

22-23

2

21

Свет в жизни животных

24

1

22

Вода в жизни животных

25

1

23

 Температура в жизни животных  

26

1

24

Кислород в жизни животных

27

1

25

   Сезонные изменения в жизни животных

28

1

26

     Численность животных  

29

1

27

Изменения в животном мире Земли

30-32

3

28

Обобщающий урок

33

1

29

Защита проектов

34

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Экология растений и животных" для 5-6 классов

Программа кружка для учащихся 5-6 классов. Ребята получат  знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, с окружающей  средой. От общих представлений о среде обитания и услови...

Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)

Рабочая  программа по биологии для 7 класса составлена на  основе  авторской  программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс, для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений, реализующих программы VII и (или) VIII вида.

Рабочая программа курса «Биология. Растения, грибы, бактерии» 7 класс содержит учебный план по предмету, календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по естествознанию "Растения, грибы, лишайники" 7 класс для специальных коррекционных школ VIII вида

Рабочая программа по естествознанию 7 класс составлена по программе В.В.Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII  вида под редакцией Никишова...

Рабочая программа по биологии "Растения" 7 класс для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по биологии «Растения» для 7 класса составлена  на основании нормативно-правовых документов. При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности ...

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта 7 класс коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...