Рабочая программа по учебному курсу биологии "Животные" для 7 класса (по программе В.В.Пасечника)
рабочая программа (биология, 7 класс) по теме
Рабочая программа по биологии для 7 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Средняя общеобразовательная школа №14»
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________________________ Протокол № ____от «____»___________________2012 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УМР МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» ______________ « »_________________2012г. | «Утверждаю» Директор МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14» Е.Т.Савельева________________ Приказ № ____ от «___»__________2012г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу биология «Животные»
7 класс
Базовый уровень
Составлена учителем биологии
МБОУ МО г.Нягань «СОШ №14»
Малкиной О.В.
высшая квалификационная
категория
г.Нягань
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Нормативная база преподавания предмета:
- Закон «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089 (на основании п.6, ч. 2, ст.32 закона РФ «Об образовании»);
- Рабочие программы учебных дисциплин созданы на основе примерных программ ФГОС РФ по заказу Министерства просвещения России (п.7, часть 2, статья 32 закона РФ «Об образовании»;
- Распоряжение Правительства ХМАО – Югры № 458-рп от 31 августа 2005 г. «Об утверждении перечня предметов и количества учебных часов на изучение учебных предметов регионального компонента государственных образовательных стандартов общего, начального и среднего профессионального образования»;
- Региональный базисный учебный план образовательных учреждений ХМАО – Югры, реализуемых программы общего образования, утверждённый приказом ДОиН ХМАО – Югры № 99 от 30. января 2007 года;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования (п.23, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Образовательная программа МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год (п.6, ч.2, ст.32, закона РФ «Об образовании»);
- Учебный план МБОУ СОШ № 14 на 2012 – 2013 учебный год;
- Примерная программа основного общего образования по биологии (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»).
- Примерная программа основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172.
Уровень программы (базовый стандарт/профиль/ продвинутый): базовый стандарт
Место предмета в Федеральном базисном учебном плане:
Объём часов: 68 ч (в год), 2 ч (в неделю).
Количество часов регионального компонента, встроенного в базовый курс и специфика работы с ним: нет
Количество часов школьного компонента, встроенного в базовый курс: нет
Вид программы: компилятивная
Принцип обучения: концентрический
Для каких обучающихся составлена: общеобразовательные классы
Характеристика особенностей программы:
Рабочая программа по биологии для 7 классов составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии. В содержание авторской программы внесены следующие изменения: часы резервного времени использованы на изучение наиболее трудных тем, увеличено количество часов на темы: «Многообразие животных» – 37 часов вместо 34, «Развитие животного мира на Земле» – 3 часа вместо 2, «Биоценозы» – 4 часа вместо 2, «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» – 5 часов вместо 3, уменьшено количество часов на тему «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» – 12 часов вместо 14. Такое распределение часов достаточно на основании учета требований к уровню подготовки учащихся.
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Цель и задачи курса:
Цель: формировать у учащихся знания о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека.
Образовательные:
- освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
Развивающие:
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитательные:
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период:
В результате изучения биологии ученик должен
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности). Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, конференции, деловые игры, встречи с интересными людьми, семинары, изучение нового материала, уроки обобщения знаний, предусмотренные программой.
Контроль уровня обученности:
Вид работы | I четв | II четв | III четв | IV четв | Итого в год |
Контрольная работа | 1 | 2 | 0 | 2 | 5 |
самостоятельная | 0 | 1 | 0 | 1 | 2 |
тест | 2 | 2 | 3 | 1 | 8 |
лабораторная | 4 | 3 | 6 | 0 | 13 |
экскурсии | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 |
всего | 7 | 8 | 9 | 6 | 30 |
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: технология проблемного обучения
Цель:
Повышение интереса к предмету, развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
Задачи:
1. Совершенствование форм и методов обучения.
2. Провести диагностику обучающихся на владение учебно-организационными умениями.
3. Применение элементов развивающего обучения с целью развития интеллектуальных умений и навыков.
4. Обучить приемам работы с техническими средствами дополнительной литературой, картами.
5. Контроль влияния технологии обучения на качество знаний.
Результат:
1.Технология должна способствовать формированию личности, полностью работающей самостоятельно.
2. Повышение качества обучения до 60 %.
3.Повышение качества обучения у обучающихся позволит вовлечь детей в активную учебную деятельность и повысить их профессиональную направленность.
Основные методы работы на уроке (продуктивные и репродуктивные и т.д.): продуктивные и репродуктивные, словесный, наглядный, практический, проблемно- поисковый, репродуктивный, самостоятельная работа.
Формы организации деятельности учащихся: практические работы, самостоятельные работы, зачет, лекции, беседы, конференции, экскурсии.
Критерии оценивания различных видов работ:
Оценка знаний учащихся
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
-допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий |
«2» |
допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии |
Критерии оценки устного ответа:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос. - Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Ответ полностью самостоятельный. |
«4» | - Конкретный ответ на поставленный вопрос. - Приведены самостоятельно примеры. - Ответ содержит логику изложения. - Допущены две несущественные ошибки или одна грубая ошибка. |
«3» | - Ответ неконкретный, излишне пространный. - Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить наводящие вопросы учителя. |
«2» | - Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы. |
Критерии оценки лабораторных работ:
Отметка | Критерии оценки |
«5» | - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов. Соблюдает требования правил безопасного труда. |
«4» | - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета. |
«3» | - ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки; |
«2» | - ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно; |
Оценка практических умений учащихся
- Оценка умений проводить опыты
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» |
|
«3» |
|
«2» |
|
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка | Критерии оценки |
«5» |
|
«4» | -правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
|
«3» | - допущены неточности 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; - допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдений и выводов. |
«2» | - допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдений по заданию учителя; неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса); допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов. |
Оснащение учебного процесса
( учебно – методический комплекс (УМК)
Программа курса: Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. (Сборник нормативных документов. Биология. Составители Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа. 2006, -172.)
Учебник: Учебник В.В.Латюшин, В,А, Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005
Методическое пособие:
- В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
- Сборник нормативных документов. Биология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
- Биология. 7-8 классы: тесты / авт.-сост. М.В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. – 150с.;
- Шапкин В.А. «Биология. Животные»: Пособие для учителя. – М.:Дрофа, 2001. – 192с.;
Другие учебные пособия:
- Латюшин В.В., Ламехова Е.А. Биология. Животные: Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144с.: ил;
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание),
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы;
- Презентации к урокам;
- Таблицы, муляжи, гербарии, влажные препараты, микроскопы, микропрепараты и др.
- Технические средства обучения: компьютер, проектор, цифровой микроскоп, цифровая лаборатория «Архимед».
Основное содержание программы курса биологии
«Животные» 7 класс.
Введение. Общие сведения о животном мире (2 ч)
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных (37ч)
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12ч)
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных.
3. Индивидуальное развитие животных (3ч)
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле (3ч)
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5. Закономерности размещения животных на Земле (2ч)
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы (4ч)
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5ч)
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Календарно – тематическое планирование по биологии для 7 класса
на 2012 – 2013 учебный год
Название программы: Примерная программа основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные»
Автор программы: В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В.М. Пакулова Год издания: 2006 г. Издательство: «Дрофа»
Учебник: В.В.Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005
Количество часов за год: 68 ч, (в неделю – 2 ч)
Выполнение программы
Перечень четвертей | Количество часов по плану | Количество проведенных часов по факту |
1 четверть | 18 | |
2 четверть | 14 | |
3 четверть | 20 | |
4 четверть | 16 | |
Итого за год: | 68 |
Выполнение практической части программы
Перечень четвертей | Контрольные работы | Практические работы | Лабораторные работы | Самостоятельные работы | Тесты | Экскурсии | Развитие речи | Другие виды | Итого | ||
1 четверть | по плану | 1 | 4 | 2 | 7 | ||||||
фактически | |||||||||||
2 четверть | по плану | 2 | 3 | 1 | 2 | 8 | |||||
фактически | |||||||||||
3 четверть | по плану | 6 | 3 | 9 | |||||||
фактически | |||||||||||
4 четверть | по плану | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 | |||||
фактически | |||||||||||
Итого за год: | по плану | ||||||||||
фактически | 5 | 13 | 2 | 8 | 2 | 30 |
№ урока | Количество часов | Дата | Темы | Формирование компетенций | Практическая часть программы | |||||||
знаний | умений и навыков | |||||||||||
Раздел: «Введение. Общие сведения о животном мире.» - 2 часа | ||||||||||||
1 | 1 | 1 н 09 | 1. История развития зоологии. | Этология, зоогеография, энтомология, орнитология, эхтиология, эволюция животных. | Формулировать определение термина. Выделять признаки классификации наук о животных. Сравнивать растения и животных. Доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей. | |||||||
2 | 1 | 2 н 09 | 2. Современная зоология. | Входная контрольная работа | ||||||||
Раздел 1 « Многообразие животных» - 37 часов | ||||||||||||
3 | 1 | 2 н 09 | 1. Общая характеристика простейших. | Корненожки, радиолярии, солнечники, споровики, циста, раковина, простейшие, инфузории, колония, жгутиконосцы. | Работать с живыми культурами, готовить микропрепараты с живыми животными, распознавать микроскопических животных. Анализировать содержание таблиц. Выделять особенности жизнедеятельности. Приводить аргументы, доказывающие единство происхождения животных и растений. Доказывать свою точку зрения. | |||||||
4 | 1 | 3 н 09 | 2. Многообразие простейших. | Л.р.№1 «Наблюдение многообразия водных многоклеточных животных» | ||||||||
5 | 1 | 3 н 09 | 3. Тип Губки. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
6 | 1 | 4 н 09 | 4. Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни Гидры пресноводной. | Губки, специализация клеток, эктодерма, энтодерма, полость кишечная, лучевая симметрия, полип, медуза, коралл, регенерация, кожно-мышечный мешок, гермафродит, хозяин промежуточный и окончательный, параподия, полихеты, олигохеты, пиявки, гирудин, анабиоз, моллюски, брюхоногие, двустворчатые, головоногие, иглокожие, хитин, мозаичное зрение, партеногенез, отряды насекомых. | Вести наблюдение за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики беспозвоночных. Объяснять усложнение беспозвоночных в процессе эволюции. анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность беспозвоночных. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о беспозвоночных. | |||||||
7 | 1 | 4 н 09 | 5. Многообразие кишечнополостных, их значение. Общая характеристика типа. | |||||||||
8 | 1 | 5 н 09 | 6. Тип Плоские черви. Общая характеристика типа | |||||||||
9 | 1 | 5 н 09 | 7. Тип Круглые черви. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | ||||||||
10 | 1 | 1 н 10 | 8. Тип Кольчатые черви. Особенности строения и жизнедеятельности дождевого червя. | Л.р. №3 «Внешнее строение дождевого червя» | ||||||||
11 | 1 | 2 н 10 | 9. Многообразие кольчатых червей. | Тест «Типы плоские, круглые, кольчатые черви» | ||||||||
12 | 1 | 2 н 10 | 10. Тип Моллюски, особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
13 | 1 | 3 н 10 | 11. Многообразие моллюсков. | Л.р. №4 «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков» | ||||||||
14 | 1 | 3 н 10 | 12. Тип Иглокожие, особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
15 | 1 | 4 н 10 | 13. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | |||||||||
16 | 1 | 4 н 10 | 14. Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Клещи. | |||||||||
17 | 1 | 5 н 10 | 15. Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
18 | 1 | 5 н 10 | 16. Отряды насекомых (таракановые, прямокрылые) | Тест по теме «Класс насекомые» | ||||||||
19 | 1 | 2 н 11 | 17. Отряды насекомых (стрекозы, жуки, вши, клопы) | Л.р. №5 «Изучение представителей отр. насекомых». | ||||||||
20 | 1 | 2 н 11 | 18. Отряды насекомых (бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи). | |||||||||
21 | 1 | 3 н 11 | 19. Отряды насекомых (перепончатокрылые) | КР по теме «Тип Членистоногие» | ||||||||
22 | 1 | 3 н 11 | 20. Характеристика хордовых животных. | Хорда, бесчерепные, ланцетник, позвоночные, хрящевые робы, костные рыбы, отряды рыб, земноводные, отряды земноводных, головастик, пресмыкающиеся, отряды пресмыкающихся, гнездовые и выводковые птицы, инкубация, отряды птиц, млекопитающие, отряды млекопитающих, первозвери, сумчатые, настоящие звери. | Вести наблюдение за животными, ставить простейшие опыты, определять систематическое положение животного, распознавать изученных животных, пользоваться простейшим лабораторным оборудованием. Выделять особенности строения и признаки систематики позвоночных. Объяснять усложнение позвоночных в процессе эволюции. Анализировать содержание таблиц. Объяснять значение терминов. Выделять причинно-следственную зависимость между образом жизни и средой обитания. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Сравнивать строение и жизнедеятельность позвоночных. Используя современные компьютерные технологии готовить сообщения и создавать презентации о позвоночных | |||||||
23 | 1 | 4 н 11 | 21. Надкласс Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности. | Л.р.№6 «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб» | ||||||||
24 | 1 | 4 н 11 | 22. Класс Хрящевые рыбы. | |||||||||
25 | 1 | 5 н 11 | 23. Класс Костные рыбы | Самостоятельная работа «Строение и жизнедеятельность рыб» | ||||||||
26 | 1 | 1 н 12 | 24. Класс Земноводные или Амфибии. Особенности строения и жизнедеятельности. | |||||||||
27 | 1 | 2 н 12 | 25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии, отряд Чешуйчатые. | |||||||||
28 | 1 | 2 н 12 | 26. Отряды пресмыкающихся. Черепахи и крокодилы, их характеристика. | Тест «Класс Земноводные и Пресмыкающиеся» | ||||||||
29 | 1 | 3 н 12 | 27. Класс Птицы, общая характеристика класса. | Л.р.№7 «Изучение внешнего строения птиц» | ||||||||
30 | 1 | 3 н 12 | 28. Нелетающие птицы. | |||||||||
31 | 1 | 4 н 12 | 29. Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств. | Тест «Класс Птицы» | ||||||||
32 | 1 | 4 н 12 | 30. Хищные птицы. | Промежуточная контрольная работа | ||||||||
33 | 1 | 5 н 12 | 31. Куриные и воробьинообразные. | |||||||||
34 | 1 | 2 н 01 | 32. Класс млекопитающие. Первозвери. | |||||||||
35 | 1 | 3 н 01 | 33. Сумчатые. Насекомоядные. Рукокрылые. | |||||||||
36 | 1 | 3 н 01 | 34. Грызуны. Зайцеобразные. | |||||||||
37 | 1 | 4 н 01 | 35. Копытные. Хоботные. | |||||||||
38 | 1 | 4 н 01 | 36. Китообразные. Ластоногие. Хищные. | |||||||||
39 | 1 | 5 н 01 | 37. Приматы. | Тест «Тип млекопитающие» | ||||||||
Раздел 2. «Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных» - 12 часов | ||||||||||||
40 | 1 | 5 н 01 | 1. Покровы тела. Сравнительная характеристика. | Покровы тела, наружный и внутренний скелет, осевой скелет, кости скелета, полости тела: первичная, вторичная и смешанная, диффузия, газообмен, органы дыхания, альвеолы, диафрагма, обмен веществ, ферменты, кровеносная система: замкнутая, незамкнутая, кровеносные сосуды, круги кровообращения, фагоцитоз, клетки крови, виды крови, органы выделения, раздражимость, строение нервной системы, рефлекс, инстинкт, органы чувств, регуляция нервная и гуморальная. | Выявлять сходства и различия в строении тела животных. Находить черты сходства в строении животных. Обосновывать взаимосвязь строения и функций органов животных. Анализировать содержание таблиц и рисунков. Доказывать, что организм – открытая система. Прогнозировать последствия повреждения различных органов животных. | Л.р. №8 «Изучение особенностей различных покровов тела». | ||||||
41 | 1 | 1 н 02 | 2. Опорно-двигательная система. Сравнительная характеристика. | |||||||||
42 | 1 | 1 н 02 | 3. Опорно-двигательная система различных классов животных | Л.р. №9 «Наблюдение за способами передвижения животных». | ||||||||
43 | 1 | 2 н 02 | 4. Способы передвижения животных. Полости тела. | |||||||||
44 | 1 | 2 н 02 | 5. Органы дыхания и газообмен у б/п и позвоночных животных. | Л.р. №10 «Наблюдение за способами дыхания животных». | ||||||||
45 | 1 | 3 н 02 | 6. Органы пищеварения, усложнение в процессе эволюции. Обмен веществ и превращение энергии. | Л.р. №11 «Наблюдение за особенностями питания животных». | ||||||||
46 | 1 | 3 н 02 | 7. Кровеносная система, усложнение в процессе эволюции. Кровь. | |||||||||
47 | 1 | 4 н 02 | 8. Органы выделения, сравнительная характеристика. | Тест «Эволюция органов пищеварения, кровеносной системы и органов выделения» | ||||||||
48 | 1 | 4 н 02 | 9. Нервная система животных, усложнение в процессе эволюции. | |||||||||
49 | 1 | 1 н 03 | 10. Нервная система. Рефлекс. Инстинкты. | |||||||||
50 | 1 | 1 н 03 | 11. Органы чувств, их строение и значение. | Л.р.№12 «Знакомство с различными органами чувств у животных». | ||||||||
51 | 1 | 2 н 03 | 12. Регуляция деятельности организма, обобщение и повторение. | |||||||||
Раздел 3. «Индивидуальное развитие животных» - 3 часа | ||||||||||||
52 | 1 | 2 н 03 | 1. Продление рода. Органы размножения. | Размножение: бесполое, половое, половые органы, гермафродитизм, раздельнополость, почкование, живорождение, оплодотворение, метаморфоз, развитие с превращением и без превращения. | Распознавать стадии развития животного, определять возраст некоторых животных. Обосновывать взаимосвязь строения органов размножения и типа развития животного. Доказывать эволюционное преимущество оплодотворения и развития зародыша в материнском организме перед внешним. Наблюдать за развитием своих домашних животных. | |||||||
53 | 1 | 3 н 03 | 2. Способы размножения животных. Оплодотворение | Л.р. №13 «Изучение стадий развития животных и опред. их возраста» | ||||||||
54 | 1 | 3 н 03 | 3. Развитие и продолжительность жизни животных. | Тест «Способы размножения» | ||||||||
Раздел 4. «Развитие животного мира на Земле» - 3 часа | ||||||||||||
55 | 1 | 4 н 03 | 1. Доказательства эволюции животных. | Филогенез, переходные формы, эмбриональное развитие, гомологичные органы, рудиментарные органы, атавизм, наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, дивергенция, видообразование, ареал, миграции. | Анализировать доказательства эволюции, находить палеонтологические доказательства в природе, разбираться в причинах и результатах эволюции, характеризовать условия обитания. Сравнивать рудименты и атавизмы. Находить различия в палеонтологических, сравнительно-анатомических и эмбриологических доказательствах. | |||||||
56 | 1 | 1 н 04 | 2. Сравнительно-анатомические доказательства животных. | |||||||||
57 | 1 | 2 н 04 | 3. Дарвин о причинах эволюции животных. Многообразие видов как результат эволюции. | Тест «Эволюционное учение» | ||||||||
Раздел 5. «Закономерности размещения животных на Земле» - 2 часа | ||||||||||||
58 | 1 | 2 н 04 | 1. Ареалы обитания. | Ареал. Виды ареалов. Эндемики. Виды-космополиты. Механизм образования ареалов. Миграция. Зоогеографические области. | Объяснять механизм образования ареалов. Анализировать содержание таблиц. Объяснять причины миграций. | |||||||
59 | 1 | 3 н 04 | 2. Миграции. | |||||||||
Раздел 6. «Биоценозы» - 4 часа | ||||||||||||
60 | 1 | 3 н 04 | 1. Естественные и искусственные биоценозы. | Биоценоз, ярусность, продуценты, консументы, редуценты, факторы среды, цепи питания, пирамида биомассы, энергетическая пирамида. экологическая группа. | Определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу, выявлять влияние окружающей среды на биоценоз, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания. Аргументировать целесообразность сложной структуры консументов в отличие от продуцентов. Сравнивать продуктивность естественного и искусственного биоценозов. | |||||||
61 | 1 | 4 н 04 | 2. Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Самостоятельная работа «Структура БГЦ» | ||||||||
62 | 1 | 4 н 04 | 3. Цепи питания. Поток энергии. | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза». | ||||||||
63 | 1 | 1 н 05 | 4. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | КР по теме «Биоценозы» | ||||||||
Раздел 6. «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» - 5 часов | ||||||||||||
64 | 1 | 2 н 05 | 1. Воздействие деятельности человека на животных. | Промысел, промысловые животные, одомашнивание, отбор, селекция, разведение, мониторинг, заповедники, заказники, памятники природы, Красная книга, акклиматизация. | Осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов - животному миру, правильно пользоваться Красной книгой, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу. Объяснять вред браконьерства. Раскрывать сущность законов России об охране животного мира. Обосновывать целесообразность мониторинга. Готовить презентации. | |||||||
65 | 1 | 3 н 05 | 2. Одомашнивание животных. | Экскурсия «Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных». | ||||||||
66 | 1 | 3 н 05 | 3. Законы России об охране животного мира. Система мониторинга. | |||||||||
67 | 1 | 4 н 05 | 4. Охрана и рациональное использование животного мира. | |||||||||
68 | 1 | 4 н 05 | 5.Контрольно- обобщающий урок. | Итоговая котрольная работа. | ||||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Человек и его здоровье" для 8 класса (по программе В.В.Пасечника)
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе авторской программы В.В. Пасечника и федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образ...
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 5 класс под редакцией С.И.Львовой
Данная программа составлена на основе программы по русскому языку под редакцией С.И.Львовой, рекомендована Министерством образования РФ.Традиционно программа 5 класса рассчитана на шестичасовую ...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса профильный уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (35 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 10 класса (70 часов) базовый уровень (по программе В.В.Пасечника)
Программа разработана на основе авторской программы изучения биологии (автор – В.В.Пасечник), соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полного) общего образования, тр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Физика» 7 класс Базовый уровень Программа Гутник Е.М., Перышкин А.В. на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа по учебному курсу "Физика" 7 класс разработана по новому учебнику Физики для 7-ого класса под редакцией Перышкина А.В., 2016 года издания. В новом учебнике добавлены новые пара...