рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

НИКИТИНА ЯНА ЮРЬЕВНА

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., допущена Министерством образования Российской Федерации, Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения) авторов А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина Образовательной системы "Школа 2100", рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует  требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области "Окружающий мир", Поглазовой О. Т., Шилина В. Д. Окружающий мир УМК ФГОС: программа и тематическое планирование. -  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2010.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_rasteniy.doc181.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР ГБОУ Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

__________ Л. Р. Кульпина

 «___»__________20____г.                              

УТВЕРЖДАЮ:                        

Директор ГБОУ

Белебеевская коррекционная

школа VIII  вида

___________ Л. Р. Имаева

«___»__________20____г.

Рассмотрено  на заседании                                                                                   педагогического совета школы                                                                                         протокол №  1 от 30 августа 2013 года

Рабочая программа

по  курсу мир растений для обучающихся 7 класса

срок реализации программы 1 год

Автор-составитель программы:

Я. Ю. Никитина,  учитель биологии

                                                     

Белебей-2013

Содержание

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………..3
  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН…………………………………..7
  3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………......8
  4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ……………………………......10
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………..12

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// - под редакцией Воронковой В.В., допущена Министерством образования Российской Федерации, Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения) авторов А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина Образовательной системы "Школа 2100", рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует  требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области "Окружающий мир", Поглазовой О. Т., Шилина В. Д. Окружающий мир УМК ФГОС: программа и тематическое планирование. -  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2010.

При написании рабочей программы были использованы «Программно-методические материалы по обучению детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под редакцией кандидата психологических наук, профессора И. М. Бгажноковой,  исследования А. В. Бабушкиной, Л. Б. Баряева,  Н. Ф.Дементьева,  А. И.Долженко, А. А.Ереминой, С. Д. Забрамной, Т. Н.Ивановой, Т. Н.Исаевой,  Е. Т. Логиновой, Л. Н. Поперечной,  Н. Г. Радышевой.

Программа разрабатывалась для обучающихся с тяжелой умственной отсталостью с целью социальной адаптации,  коррекции и развития мелкой моторики, внимания, речи, памяти, наблюдательности.

        Мир растений как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у обучающихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении, жизнедеятельности растений, бактерий, грибов, их разнообразия в природе Земли в результате эволюции.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития обучающихся.

В программе за счет некоторого сокращения анатомического и морфологического материала расширен экологический.

Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении обучающихся: с многообразным проявлением свойств организмов; взаимосвязями растений и грибов с окружающей средой; растительным сообществом, со значением растений в природе; ролью человека в природе.

Преподавание курса направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития обучающихся.

В процессе знакомства с живой природой у обучающихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно –следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на нее.

Для понимания обучающимся сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений.

Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающихся: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Обучающимся предлагаются для просмотра мультимедийные презентации, учебные документальные и художественные фильмы. 

Актуальность: программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся 7 класса с интеллектуальной недостаточностью и  возможностями их познавательной  деятельности.

Новизна: индивидуальный подход в обучении, создание специальных (коррекционных) условий, сочетание традиционных и инновационных технологий в обучении детей с нарушением интеллекта.

Цель: обеспечить обучающимся понимание высокой значимости жизни, понимание ценности знаний о своеобразии царств: растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;

сформировать основополагающие понятия о клеточном строении живых организмов, об организме и биогеоценозе как особых формах (уровнях) организации жизни, о биологическом разнообразии в природе Земли как результате эволюции и как основе ее устойчивого развития.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

  • овладение системой комплексных знаний о многообразии живых организмов и принципах их классификации;
  • обучение приемам самостоятельной учебной деятельности;
  • формирование активной жизненной позиции путём включения обучающихся в решении доступных для них проблем окружающей природной среды.
  • овладение умений ведения фенологических наблюдений, опытнической и практической работы.

Коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие наблюдательности, мышления;
  • коррекция и развитие внимания, памяти;
  • коррекция и развитие личностных качеств обучающихся.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание  любознательности и интереса к предмету;
  • воспитание любви к природе, экологической культуры;
  • воспитание  бережного  отношения к окружающей природе.

Контингент обучаемых: обучающиеся 7 класса коррекционной школы VIII вида.

Объем часов: 1 час в неделю, всего 36 часов.

При изучении курса обучающиеся получают представления о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, основанных на использовании биологических систем.

Содержание курса мир растений 7 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.

Планируемый результат: обучающиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема

Всего

часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1

Введение

1

1

2

Мир вокруг. Что нас окружает

1

1

3

Оболочка планеты, охваченная жизнью

7

4

3

4

Живые обитатели планеты

8

5

3

5

Разнообразие и красота растений

15

7

7

6

Разнообразие грибов

4

3

1

7

Итого

36

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 

Тема № 1. Введение. (1ч).

Знакомство с предметом. Ботаника – наука о растениях. Общее знакомство с растениями (1 ч).

Тема № 2.  Мир вокруг. Что нас окружает (1 ч).

Богатства природы (1 ч).

Тема № 3. Оболочка планеты, охваченная жизнью (7 ч).

Где обитают живые организмы (1 ч). Живое и неживое (1 ч).  Растения (1 ч). Равновесие в природе. (1 ч). Живые участники круговорота веществ. (1 ч).  Как живые организмы запасают энергию солнца (1 ч).  Повторение раздела «Оболочка планеты, охваченная жизнью» (1 ч).

Тема № 4.  Живые обитатели планеты (8 ч).

Растения–живые организмы. (1 ч). Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. (1 ч). Смертность живых организмов. (1 ч). Бережное отношение к живым обитателям Земли. (1 ч). Растения кормят всех обитателей Земли и насыщают воздух кислородом (1 ч). Растения – производители (1 ч).   Значение растений в жизни человека (1 ч). Повторение раздела «Живые обитатели планеты» (1 ч).

Тема № 5. Разнообразие и красота растений (15 ч).

 Многообразие растений (1 ч). Дикорастущие и культурные растения (1 ч). Разнообразие растений поля, сада, огорода (1 ч).  Хлебные растения (1 ч). Деревья, кустарники, травянистые растения; их отличительные признаки (1 ч). Хвойные, лиственные деревья и кустарники (1 ч). Растения родного края: растения пришкольного участка, парка, леса (1 ч). Разнообразие и красота цветковых растений (1 ч). Декоративные и комнатные растения (1 ч). Урок обобщения и систематизации знаний (1 ч). Ягодные кустарники и кустарнички; ядовитые ягоды (1 ч). Лекарственные растения (1 ч). Необходимость сохранения видового многообразия растений (1 ч). Красная книга растений (1 ч). Растения родного края, занесенные в Красную книгу (1 ч).

Тема № 6. Разнообразие грибов (4 ч).

Значение грибов. Многообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы (1 ч). Строение шляпочного гриба: грибница, плодовое тело (шляпка, ножка). Пластинчатые и трубчатые грибы.  (1 ч). Другие виды грибов (дрожжевые, кефирные, пенициллиновые), их использование человеком (1 ч). Урок обобщения и систематизации знаний (1 ч).

Основные требования, предъявляемые к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны знать: дикорастущие, культурные, комнатные растения, деревья, кустарники и травянистые растения, хвойные и лиственные деревья; наиболее распространённые растения своей местности, ядовитые растения, грибы.

Обучающиеся должны уметь: различать  объекты живой и неживой природы, называть признаки живых существ; существенные признаки (внешние) изучаемых групп объектов окружающего мира, растений, грибов; различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, словесного описания представителей различных групп растений, грибов, животных; приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), сравнивать растения, грибы,  называя их сходства и различия; различать внешние части дерева, цветкового растения; оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу; участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности); вести наблюдения за растениями, сезонными изменениями в природе.

  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Содержание программы предусматривает разнообразные формы занятий: вводное, традиционное, практическое, занятие – ознакомление, усвоение, применение на практике, повторение, обобщения и контроля полученных знаний.

Стимулируют интерес к общению нетрадиционные занятия в виде игр, викторин, кроссвордов, конкурсов.

Немаловажную роль играет совместная деятельность обучающихся и педагога в изготовлении дидактического материала к занятиям: образцов изделий, подбора рисунков и зарисовок. Качество условия содержания программы определяется выбором методов обучения и воспитания.

На занятиях используются следующие методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный; 
  • репродуктивный (педагог сам подбирает материал);
  • поисковый (педагог помогает в решении проблемы); 
  • эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых).

На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания: рассказ, беседа.

В работе  используются все виды деятельности, развивающие личность: игра,  труд,  познание, учение, общение, творчество.

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • индивидуально-групповая;
  • групповая (или в парах);
  • фронтальная;
  • экскурсия.

Методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемный;
  • частично поисковый или эвристический;
  • исследовательский.

Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д. );
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
  • Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя направление специализации, педагога, степень сложности задания и т.п.

Дидактический материал для уроков: таблицы, карты,  картины, инструкционные карты, перфокарты, дидактические карточки, памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал, мультимедийные материалы, компьютерные программные средства и др.

Форма подведения итогов: опрос, тестовые задания, контрольные занятия, самостоятельная работа.

IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНОЙ СПИСОК

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995.
  2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – Спб.: Речь, 2003.
  3. Малер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  4. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М, 1992.
  5. Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида //Дефектология. — 1995. — № 5.
  6.  Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектологов пед. Институтов/ под ред. В. В. Воронковой- М.: 1999.
  7. Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир УМК ФГОС: программа и тематическое планирование. -  Смоленск : Ассоциация XXI век,  2010.
  8. Программы специальной (коррекционной0 общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред.         В. В. Воронковой. -М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб. 1. -232 с.
  9. Программы курса окружающего мира (для начальной ступени обучения) авторов А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, А. С. Раутиана, С. В. Тырина Образовательной системы "Школа 2100", рекомендованной Министерством образования и науки РФ, которая реализует  требования ФГОС(а) второго поколения в образовательной области "Окружающий мир",
  10. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  11. Тупоногов Б.К.Коррекционная направленность методов обучения детей с нарушением развития //Дефектология. — 2001. — № 3.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ СПИСОК

  1. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Молодая гвардия, 1972. – 3304с. 6 ил.;
  2. Биология 6-9 класс. Библиотека электронных наглядных пособий
  3. Биология в школе. Функции и среда обитания живых организмов. Электронные уроки и тесты.
  4. Биология: Сборник тестов, задач и заданий с ответами / по материалам  Всероссийских и Международных олимпиад: Пособие для учащихся. – М.: Мнемозина, 1998
  5. Биология. 6-7 классы:  нестандартные уроки и мероприятия (КВН, устный журнал, праздники, викторины, загадки, кроссворды, интеллектуально-игровые задания) / составитель Н.А. Касаткина. –  Волгоград: Учитель, 2007.
  6. Большой справочник по биологии. – М.: Издательство АСТ, 2000
  7. Н.В. Виноградова, О.Т. Поглазова. Учимся познавать мир. Рабочая тетрадь №1 для для учащихся 3-го класса общеобразовательных учреждений, Москва «Вентана-граф», 2007.
  8. Журналы "Биология в школе" (2001-2004 г.).
  9. Кузнецов А.А. О стандарте второго поколения // Биология в школе. - 2009. - №2.
  10. Открытая биология. Полный интерактивный курс биологии для учащихся школы, лицеев, гимназий, колледжей, студентов вузов. Версия 2.6. Физикон
  11. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Учебник "Биология: расте-ния, бактерии, грибы,  лишайники"  для   6  класса  (М., "Вентана-Граф", 2001 г.).
  12. А.А. Плешаков. Проверочные работы по природоведению: Тетрадь для учащихся 3-го класса начальной школы. Москва «АСТ-ПРЕСС ШКОЛА», 2003.

Приложение 1

Министерство образования Республики Башкортостан Государственное бюджетное

образовательное учреждение Белебеевская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Урок  мира растений в 7 классе на тему:

«Знакомство с предметом. Ботаника – наука о растениях. Общее знакомство с растениями»

Провела: Я. Ю. Никитина учитель биологии

Белебей, 2013

Урок «Знакомство с предметом. Ботаника – наука о растениях. Общее знакомство с растениями»

Цели и задачи урока:

  • Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности;  дать представление о месте биологии в системе естественных наук, структуре науки биологии, дать понятие о царствах живой природы, о многообразии живых организмов; дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих растительный мир; показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой; дать представление о значении растений в природе и жизни человека.
  • Развивать и коррегировать внимание, мелкую моторику рук, мышление.
  • Воспитывать интерес к природе

Оборудование  и наглядный материал для урока: гербарии,  комнатные растения, коллекции насекомых, таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация «Ботаника наука о растениях».

Ход урока:

  1. Организация. Нацеливание.
  1. отчет дежурного
  2. проверка рабочих мест
  1. Актуализация знаний.

Рассказ о правилах поведения в кабинете биологии, так как несоблюдение техники безопасности при работе в кабинете может быть связано с риском для обучающихся и возможностью повреждения оборудования и наглядных материалов.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: Биология изучает мир живых организмов, их строение, жизнедеятельность. А какие группы живых организмов вы можете назвать?  Обучающиеся: Животные, растения, грибы, лишайники, микроорганизмы.

Учитель: Слово «биос» означает жизнь, а «логос» — учение. Это значит, что биология переводится с греческого как «учение о жизни» или, иными словами, наука о живых организмах. Сам термин появился только в 1802 г., его предложил французский ученый Жан Батист де Ламарк. Но, как мы уже говорили, жизнь на Земле существует в различных формах. Поэтому и биология делится на несколько «ветвей» — самостоятельных наук. Одна из них — ботаника — наука, изучением которой мы с вами займемся в этом году. Основоположником ботаники считается древнегреческий ученый Теофраст. Он жил в 370—286 годах до нашей эры и был учеником знаменитого Аристотеля. Он собрал и объединил разрозненные знания о растениях в единую науку. А кто знает, что означает слово «ботаника»? Это слово тоже происходит от греческого слова«ботанэ», что означает «трава», «зелень», «растение». Какие же еще «ветви» делится наука биология?

Физминутка ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ рук.

Давайте вместе с вами заполним таблицу.

(Учитель  подводит итог сказанному детьми и дополняет их ответы, заполняя таблицу, заранее начерченную на доске. Дети рисуют такую же таблицу в тетради.)

Структура науки биологии

Наука

Предмет изучения

Ботаника

Растения

Зоология

Животные

Микология

Грибы

Микробиология

Микроорганизмы

Учитель: В этом году мы с вами будем изучать не только растения, но и грибы, лишайники, микроорганизмы.

Но как можно разобраться во всем многообразии живых организмов? Для этого их необходимо разделить на несколько больших групп. Такие большие группы живых организмов называют царства. 

 Царство — самая крупная единица систематики. Систематика — это наука о классификации. К ней мы с вами еще вернемся.

Все живые организмы принято делить на четыре царства: дробянки, животные, грибы и растения. Самые примитивные из них — дробянки. Клетки этих организмов не содержат ядра, поэтому их называют доядерными, или прокариотами. Все остальные организмы относятся к ядерным, или эукариотам.

Давайте изобразим все это схематически(раздаются таблицы обучающимся).

Рассказ учителя с элементами беседы:

Итак, наука биология изучает живые организмы. Для начала давайте вспомним, чем живые организмы отличаются от неживых. Итак, все живые организмы обладают следующими свойствами: дыхание (поглощение и выделение газов), питание, размножение (воспроизведение себе подобных),

Наддарство

Царство

Классификация

Происхождение

Прокариоты

 

 

Дробянки

 

 

Бактерии

От более примитивных неподвижных без клеточной стенки гетеротрофрв около 3,8 млрд лет назад (архейская эра)

Цианеи (синезеленые

водоросли)

От примитивных фотосинтези-рующих одноклеточных организмов около 3—3,2 млрд лет назад

Эукариоты

 

 

 

 

 

 

 

Животные

 

 

Низшие животные

(одноклеточные)

От примитивных подвижных одноклеточных организмов с гетеротрофным питанием       

Высшие животные

(многоклеточные)

От одноклеточных ядерных жгутиковых гетеротрофных организмов около 1,6 млрд лет назад

Грибы

 

 

Низшие грибы

От одноклеточных подвижных гетеротрофных организмов около 2—1,8 млрд лет назад (раньше царства животных и царства растений)

Высшие грибы

От примитивных представителей низших грибов в кембрийский период

Растения

 

 

 

Багрянки

(красные водоросли)

От примитивных одноклеточных подвижных организмов в девонский период

Настоящие водоросли

(зеленые и бурые

водоросли)

От разных групп примитивных . одноклеточных подвижных организмов в силурийский и девонский периоды

Высшие растения

От примитивных зеленых водорослей в силурийский период

Рост (увеличение массы и размеров организма) и развитие(качественные изменения организма), раздражимость (реакция на изменение окружающей среды), смерть. Каждым из этих свойств или несколькими свойствами сразу могут обладать и неживые организмы. Например, сосулька растет: вода стекает по ней и замерзает, вы все это неоднократно наблюдали. Про размножение компьютерного вируса вы все тоже слышали. Лавины, камнепады, реки тоже двигаются.

Все живые организмы на Земле, даже самые маленькие, обладают всеми этими свойствами. Но есть еще одно свойство, которое мы не назвали, тем не менее оно очень важно. Все живые организмы состоят из клеток или их производных; Об этом мы с вами еще поговорим на последующих уроках.

Со свойствами живых организмов мы с вами уже разобрались. А вот чем растения отличаются от животных, грибов, микроорганизмов? (раздаются таблицы обучающимся).

Различия животных и растений

Признак сравнения

Растения

Животные

Питание

Образуют питательные вещества

за счет энергии света

Питаются готовыми органическими веществами

Рост

Не ограничен

Большинство растет до определенного возраста

Движение

 

Малоподвижны, большинство ведут прикрепленный образ жизни или не имеют специфических органов для передвижения

Активно передвигаются, большинство имеют специфические органы для передвижения

Газообмен

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Способны к фотосинтезу (поглощение углекислого газа и выделение кислорода)

Большинство вдыхает кислород, выдыхает углекислый газ. Не способны к фотосинтезу

Строение

клетки

Клеточная стенка состоит из клетчатки (целлюлозы); есть пластиды, обеспечивающие фотосинтез, окраску плодов, цветов

Наружный слой клетки тонкий, эластичный; пластиды отсутствуют

ФИЗМИНУТКА для глаз.

Грибы же занимают как бы промежуточное место между растениями и животными. Хотя раньше их относили к растениям. Это и не удивительно, ведь они не перемещаются с места на место, не хватают пищу, а растут всю жизнь на одном месте. Но надо сказать, что кроме грибов, которые мы привыкли видеть в лесу, есть еще и другие. Например:  плесень, которая завелась на старом хлебе — это тоже гриб. Или дрожжи, которые кладут в тесто — тоже гриб. Если более подробно рассмотреть это царство, то можно выделить несколько признаков, которые объединяют их с растениями или с животными. Давайте,  их перечислим.

Признаки грибов, сближающие их с царством растений

  1. Прикрепленный образ жизни.
  2. Неограниченный рост в течение жизни.
  3. Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов).

Признаки грибов, сближающие их с царством животных

  1. Наличие хитина в клеточных стенках.
  2. Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма.

Изучением грибов мы займемся на последующих уроках, а сейчас вернемся к растениям. Как вы думаете, сколько видов растений существует на Земле? Общее число ныне живущих видов растений — приблизительно 400 — 500 тысяч! (По разным данным). Теофрасту было известно около 600 видов растений.

И действительно, куда бы мы ни посмотрели, везде нас окружают растения. Одни живут на суше, а другие в воде. Одни из них микроскопические, а другие достигают гигантских размеров. Большая часть суши покрыта растениями, даже в безводных пустынях можно встретить значительное количество растений. Арктика и Антарктика в теплое время года тоже покрыты растениями. Как известно, большую часть земного шара занимают моря. Здесь широко представлены водные растения — преимущественно разнообразные виды водорослей. Некоторые из них достигают колоссальных размеров — до100 метров в длину.

Роль растений в природе и жизни человека огромна. Как вы думаете, какова роль растений в природе? Большинство растений имеют зеленый цвет, а значит, способны к фотосинтезу, то есть способны превращать энергию солнца в энергию органических веществ, то есть они являются источником пищи для всех остальных организмов на Земле. Кроме того, в процессе фотосинтеза растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород, необходимый для дыхания других живых организмов. Точно определить объем работы, выполняемый растениями, практически невозможно. По весьма приблизительным подсчетам растения в процессе фотосинтеза образуют ежегодно около 400 млрд тонн органических веществ, поглощая при этом около 175 млрд. тонн углерода. Параллельно они выделяют в атмосферу кислород, так необходимый нам для дыхания.

Представьте себе, что одно взрослое дерево выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трех человек. А один гектар зеленых насаждений поглощает в течение часа восемь килограммов углекислого газа. Примерно столько, сколько выделяют двести человек за то же время!

Кроме этой, планетарной роли, зеленые растения являются также местообитанием и убежищем для многих животных. Кроме того, животные используют растения не только в качестве пищи, но и как «лекарства» от некоторых болезней.

Но огромна роль растений и в жизни человека. Попробуйте ответить на вопрос «Каково значение зеленых растений в жизни человека?»

ФИЗМИНУТКА (СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Основные сферы использования растений человеком.

  • Продукты питания.
  • Корм для животных.
  • Одежда из растительных тканей (хлопок, лен).
  • Источник сырья для промышленности и хозяйственной деятельности.
  • Лекарственные средства и сырье для медицинских препаратов.
  • Декоративная роль.
  • Охрана и улучшение окружающей среды.

Но биология даже со всеми входящими в нее науками не смогла бы ответить на многие интересующие нас вопросы, поэтому ей на помощь приходят физика, химия, география и многие другие науки. Например, в ботанике специалисты выделяют целый ряд специальных отраслей, многие из которых связаны с различными науками.

Структура науки ботаники

Наука

Предмет изучения

Анатомия растений

Внутреннее строение растений

Морфология растений

Внешнее строение растений

Физиология растений  

Процессы, происходящие в растении

Систематика растений

Классификация растений

Геоботаника

Строение и значение растительных сообществ

Селекция

Сорта растений и их свойства

Цитология

Клетка (у нас - растительная)

Биохимия растений

Химический состав растений

Палеоботаника

Ископаемые растения

Экология растений

Связь растений с окружающей средой

В настоящее время о жизни растений известно очень много, но это не значит, что все вопросы уже решены. Ведь чем больше секретов природы мы узнаем, тем больше нам открывается непонятного, неизвестного и увлекательного.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

  1. На какие науки делится наука биология?
  2. Что изучает наука ботаника?
  3. Что изучает наука зоология?
  4. Что изучает наука микробиология?
  5. Что изучает наука микология?
  6. Какие организмы относят к доядерным?
  7. Назовите признаки живых организмов.
  8. Каковы основные различия животных и растений?
  9. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством животных.
  10. Назовите признаки грибов, сближающие их с царством растений.
  11. Какова роль растений и в жизни человека?
  12. Какова роль растений в природе?
  13. Каково общее число ныне живущих видов растений?

VI. Итог урока.

  1. Рефлексия.
  1. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта 7 класс коррекционной школы VIII вида

Рабочая программа по миру растений в 7 классе составлена на основе   Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 – вида 5-9 классы – М.: Владос, 2001. 232 стр.// -...

календарно-тематическое планирование по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида 7 класс

Программа:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружа...

календарно-тематическое планирование по миру растений для обучающихся с тяжелой структурой дефекта в коррекционной школе VIII вида 7 класс

Программа:Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под ред. В. В. Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружа...

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида.

ПРОГРАММА по курсу "Озеленение" для учащихся старших классов со сложной структурой дефекта специальной (коррекционной) школы VIII вида....