Кружок "Юный патриот"
рабочая программа (6 класс)

Приезжих Ольга Александровна

Данный документ  содержит материал по работе на кружке "Юный патриот"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot.docx48.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Цель программы – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, с уважением относящегося к культурному достоянию человечества.

        Задачи программы:

-воспитание патриотических чувств: любви к своему городу (селу), к своей Родине, её историческому прошлому и традициям;

-формирование обоснованного поведения в социальной среде и потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в социуме.

-развивать чувство сопричастности к  жизни общества;

-формировать личностные качества культурного человека – доброту, терпимость, ответственность, патриотизм.

-создавать условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы и творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Особенностью программы является возможность для реализации межпредметных связей дисциплин начальной школы. Курс «Юный патриот» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры.

В основе методики преподавания курса «Юный патриот» лежит проблемно – поисковый метод, обеспечивающий реализацию развивающих задач. При этом используются разнообразные формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения, выполняют практические работы, в том числе и исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги. Для решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с ветеранами воин, людьми военных профессий, организация посильной практической деятельности. Занятия могут проходить не только в классе, но и на улице, музее.

Занятия курса разделены на теоретические и практические.

В качестве дидактического материала могут быть использованы наборы плакатов с символами страны, края, села, школы; портреты участников ВО войны, великих полководцев; наборы открыток городов-героев; репродукции картин и фотоальбомы. Целесообразно использование ИКТ и ресурсов Интернета.

Изучив курс «Юный патриот», обучающиеся:

 должны знать:

-название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);

-символику страны, края, села, школы;

-государственные праздники;

-имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

  должны уметь:

-описывать изученные события истории Отечества;

-оценивать поступки других с позиции добра и зла;

-уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

-поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Учебно-тематический план

по внеурочной деятельности «Юный патриот»

Класс: 6-7

Руководитель кружка: Приезжих Ольга Александровна

Количество часов:

в  год – 34 ч., в неделю – 1 ч.

Структура курса

п.п

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

1

 Я – гражданин

6

Познавательные:

-умение строить высказывание;

-формулировка проблемы;

-рефлексия деятельности;

-структурирование знаний;

-поиск информации;

-моделирование.

Коммуникативные:

-постановка вопроса;

-умение выражать свои мысли;

-управление поведением партнера;

-планирование учебного сотрудничества.

Регулятивные:

-целеполагание;

-планирование;

-контроль;

-коррекция;

-оценка.

Личностные:

-сомоопределение;

смыслообразование;

-нравственно-эстетическое оценивание.

2

Мы - дети планета Земля

3

3

Права человека

8

4

Живые страницы прошлого

5

5

Прошлое рядом

8

6

Заключение и обобщение

4

Итого

34

Календарно - тематическое  планирование

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения

Теория

Практика

Тип занятия

   Вид занятия

По плану

По факту

Учебная деятельность

                                                      Раздел I. Я – гражданин (7 ч)

1

Россия - Родина моя.

1

1

ОНЗ, Р

Беседа, конкурс рисунков

2

Символы государства – герб и флаг.

Гимн России.

Беседа

3

Моя малая Родина Смирныховский район

1

ОНЗ

Урок – путешествие

4

Родной край – частица России. Символика края.

1

ОНЗ

Учебный диалог, презентация

5

Люди, помогающие своей Родине.

1

ОНЗ

Исследование

6

Почётные граждане нашего села

1

Исследование

Раздел II. Мы - дети планета Земля (3 ч)

7

Природа нашего края

1

ОНЗ

Экскурсия

8

КВН «Птицы»

1

Р

КВН

9

Исчезающая красота

1

ОНЗ

Путешествие по страницам Красной книги

Раздел III. Права человека (8 ч.)

10

Свои права хочу я знать

1

ОНЗ

Беседа

11

Путешествие по стране «Права Человека»

1

Р

Путешествие

12-13

Права детей

2

Р

Игра

14

Литературные герои имеют права

1

Р

Литературная игра

15

Эрудит-лото «Закон о правах ребенка»

1

Р

Эрудит-лото

16

Выборы в сказочную думу

1

Р

Деловая игра

17

Проект «В справедливом государстве добра и равноправия»

1

Р

Презентация проекта

Раздел V. Живые страницы прошлого (5 ч)

18

Как жили наши предки славяне

1

ОНЗ

Беседа

19-20

Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский

2

ОНЗ

Учебный диалог, презентация

21

Военные забавы юного Петра.

1

ОНЗ

Учебный диалог, презентация

22

Преданья старины глубокой

1

Интеллектуально-познавательная игра

Раздел VI. Прошлое рядом (7 ч)

23

Путешествие по городам – героям

4

ОНЗ

Путешествие

24-25

Наш поселок в годы Великой Отечественной войны

2

ОНЗ

Экскурсия

26

День защитника Отечества.

1

ОНЗ

Устный журнал

27

Проект «Военная летопись нашей семьи».

1

Р

Проект

 

28-29

Дети войны.

2

ОНЗ

Устный журнал

30

Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

1

Р

Конкурс

Раздел VII. Заключение (ч)

31

Зарница.

1

Р

Соревнования

32-

Колесо Истории

1

Р

Интеллектуальная игра

33

Мы говорим о нашей Родине

Игра-путешествие

34

Выпуск  газеты о работе кружка

2

35

Обобщающее занятие по курсу «Юный патриот»

1

Р

Устный журнал

Поисковая деятельность

1

ВОВ в судьбе моей семьи

Исследование.

Оформление электронной презентации.

Составление электронной библиотеки

В течение года

2

ВОВ в судьбе моего поселка

Исследование.

Оформление электронной презентации.

Составление электронной библиотеки

В течение года

3

Сбор материалов на тему «Дети и война»

Исследование.

Оформление электронной презентации.

Составление электронной библиотеки

В течение года

4

Сбор материалов  о ветеранах  ВОВ на микроучастке

Исследование.

Оформление электронной презентации.

Составление электронной библиотеки

В течение года


Содержание курса «Юный патриот»

1-4 класс

Раздел I. Я – гражданин (7 ч)

Тема: Россия – Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России.

Россия -  наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства (герб, флаг, гимн). История появления символов.  

Цель: развивать познавательный интерес к своей стране; дать понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага, об их функциональном предназначении, о символическом значении цветов и образов; воспитывать у учащихся уважительное отношение к символам своего государства; формировать чувство гордости за свою Родину.

Понятия: герб, флаг, гимн, символ, значение цветов и образов.

Тема: Родной край – частица России. Символика края.

 Символика края. Город Благовещенск. Достопримечательности края. Люди и их занятия.

Цель: вызвать у детей интерес к познанию родного края; познакомить с символикой края, правами и обязанностями граждан; воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма.

Понятия: гражданин, права и обязанности граждан, патриот.

Раздел II. Живые страницы прошлого (5 часов)

Тема: Как жили наши предки славяне.

Кто такие славяне. Быт, нравы и культура восточных славян.

Цель: познакомить с происхождением восточных славян; дать характеристику их личностных качеств, поведения, внешнего вида и быта, традициями на основе народных песен и игр; формировать личностные компетентности – открытость, доброжелательность.

Тема: Русские полководцы. Дмитрий Донской и Александр Невский.

Кто такой полководец. Русские полководцы Дмитрий Донской и Александр Невский и их деяния. Почитание героев народом. История названия села Александровского.

Цель: создать у детей целостный образ Дмитрия Донского и Александра Невского как великих полководцев, почитаемых народом; познакомить с историей названия родного села Александровского.

 Понятия: полководец, святой.

Тема: Военные забавы юного Петра.

Царь Петр I. Потешные бои. Основание русской армии и флота. Россия – морская держава. Нахимовские училища.

Цель: познакомить с ролью царя Петра Алексеевича в основании русской армии и флота; развивать логическое мышление.

Понятия: армия, флот.

Раздел III. Прошлое рядом

Тема: Путешествие по городам – героям. (Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Курск).

Город – герой Москва. Блокада Ленинграда. Дорога жизни. Сталинградская битва. Дом Павлова. Курская дуга.

Цель: пополнить знания школьников об отдельных страницах истории и культуры городов – героев; людях, оставивших след в памяти народа; воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей страны  и благодарности защитникам Отечества; развивать умение работать в группах.

Понятия: город – герой, защитник.

Тема: Село в годы Великой Отечественной войны. Экскурсия в музей боевой славы

Село в годы Великой Отечественной войны. Земляки – герои. Посещение краеведческого музея.

Цель: расширить знания учащихся об истории родного села в годы Великой Отечественной войны, земляках - Героях Советского Союза.

Понятия: война, подвиг, награда.

Тема: День защитника Отечества.

Государственный праздник День защитника Отечества. История праздника. Есть профессия Родину защищать.

Цель: познакомить с понятием «государственный праздник», историей праздника День защитника Отечества; формировать осознанную необходимость защищать Отечество, воспитывать уважительное отношение к армии, военной профессии; развивать смекалку и наблюдательность.

Понятия: военный, Отечество.

Тема: Проект «Военная летопись нашей семьи».

Что такое летопись. Военная летопись семьи. Династии военных.

Цель: воспитание патриотических чувств на примере героического прошлого отцов, дедов и прадедов; формирование исследовательских умений.

Тема: Дети войны.

Дети в годы Великой Отечественной войны. Дети герои. Дневник Тани Савичевой. Современные войны и судьбы детей. Дети Беслана.

Цель: расширять знания детей о героических подвигах их сверстников в годы Великой Отечественной войны; воспитывать патриотические чувства; формировать чувства сострадания и милосердия к участникам военных событий; развивать умения работать с различными источниками информации и анализировать их, формулировать свою точку зрения.

Понятие: дети войны.

Тема: День Победы.

День Победы. История праздника. Ветераны войны. Памятники и память.

Цель: познакомить с историей праздника, дать представление о величии духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости, воспитывать уважительное отношение к ветеранам войны; развивать эмоциональную отзывчивость учащихся.

Понятия: ветеран, поклонение.

Тема: Конкурс чтецов, посвященный «Дню Победы».

Великая Отечественная война в творчестве поэтов. Поэты -односельчане о войне.

Цель: знакомство с творчеством поэтов, отразивших в произведениях героическое прошлое родной страны, и творчеством поэтов - односельчан; развивать речевые умения.

Раздел IV. Заключение (3ч)

Тема: Зарница.

Проведение военно–спортивной игры «Зарничка».

Цель: развивать выносливость, силу, смекалку, сноровку, мышление, стремление к победе; воспитывать чувства товарищества, взаимовыручки и поддержки; реализовывать в практической деятельности полученные знания и умения.

Тема: Конкурс рисунков «Мы за Мир!»

Дети за мир на планете.

Цель: формирование эмоциональной отзывчивости детей и умения передавать свои чувства в рисунке; развитие творческих умений детей и умения работать в группе.

Тема: Что мы узнали и чему научились за год.

Подведение итогов работы, обзор курса. Рефлексия. Отзывы и пожелания.

Цель: подвести итоги работы за весь курс.

Перечень информационно-методического обеспечения:

Список литературы  для  учителя:

  1. Т.С. Голубева. Государственная символика России//Начальная школа. – 2001, №7.
  2. Мой дом – моя Родина: Стихи и рисунки ленинградских детей / Сост. Л.А. Зыков.- Л., 1988.
  3. Н.А. Печень. Символы воинской славы. – М.: ВЛАДОС, 2004.
  4. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.
  5. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселева. Я – гражданин России! -  М.: «ВАКО», 2006.
  6. И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Беседы о великих соотечественниках с детьми 5-7 лет. – М,: «ТЦ Сфера», 2005.
  7. Мы о селе стихами говорим. Сборник стихов к 230-летию села Александровского / Составители О.В. Карпинец, Л.Ф. Шубная. -  Новопавловск, 2007.

Предполагаемая результативность курса

Изучив курс «Юный патриот», учащиеся должны:

Знать:

  • название страны, региона, где живет учащийся, родного города(села);
  • символику страны, края, села, школы;
  • государственные праздники;
  • имена великих полководцев и названия городов-героев, изученных в курсе.

   Уметь:

  • описывать изученные события истории Отечества;
  • оценивать поступки других с позиции добра и зла;
  • уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;
  • поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Быть патриотом и гражданином

Разработка классного часа по актуальной проблеме. Как можно воспитывать чувство патриотизма и гражданственности. В классном часе принимают участие родители и учителя....

статья "Легко ли быть патриотом"

"Арбатские вести" №22, 12 декабря 2007 г. Легко ли стать патриотом?Жизнь показала: нынешняя молодежь хочет активнее влиять на судьбу своей страны. Сейчас при поддержке властей развивается мол...

Положение общероссийского конкурса "Патриоты России"на 2011-2012 годы

Положение общероссийского ежемесячного конкурса "Патриоты России" на 2011-2012 годы...

Конкурс "Патриоты России" задания на сентябрь

Задания на сентябрь 2011 года. 100 вопросов и темы сочинений и эссе...

Программа "Патриоты России"

Программа "Патриоты России" направлена на воспитание патриотизма, гражданского долга, национальногосамознания...

В космос люди улетают патриотами своей страны, города, края,а возвращаются — патриотами всей Земли

Что такое космос?На данный момент времени мы живем в современном мире информационных технологий, и часто слышим про понятие космос. Сейчас каждый человек должен знать о том, что такое космос, а также ...

Программа патриотического воспитания учащихся: «Патриот Ямала – патриот России»

Цель программы:развитие у учащихся патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, отражающей сопричастность к делам и достижениям старших поколений; формирование активной жизнен...