Статья на тему : "Формирование УУД, результаты освоения ООП».
статья

«Формирование УУД, результаты освоения ООП».

 В настоящее время система образования  функционирует в условиях перехода к новым стандартам. Содержание образовательной области “Искусство” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной порождать идеи, воплощая их в жизнь.

Новые задачи, поставленные на сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей музыки

Тема: «Формирование УУД, результаты освоения ООП».

                                                                                                                     Ракчеева Л.В.

учитель музыки

высшей категории

 

                                            г.Энгельс, 2014

«Формирование УУД, результаты освоения ООП».

 В настоящее время система образования  функционирует в условиях перехода к новым стандартам. Содержание образовательной области “Искусство” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной порождать идеи, воплощая их в жизнь.

Новые задачи, поставленные на сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Среди ряда компетенций можно выделить следующие:

Социальная:

  • умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими в коллективе, команде;

Продуктивная:

  • умение работать и зарабатывать;
  •  способность к созданию собственного продукта;
  • умение принимать решения и отвечать за них;

Нравственная:

  • готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Формированию данных ключевых компетенций способствует формирование  у  обучающихся основного общего образования УУД.

Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений[1]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

личностные  учебные действия выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;                                                                                                                            

 - регулятивные действия - учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что художественное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, красок, слов, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества;                                                                        

   - познавательные универсальные действия  приобщают к шедеврам мировой культуры – народному, профессиональному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, толерантности жизни в поликультурном обществе;                                                                                          

коммуникативные учебные действия  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В основе развития УУД в основной школе, так же как и в начальной школе, лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе УУД.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями должно происходит на разных учебных предметах математика, литература, музыка, ИЗО и т.д., так как только в комплексной работе учителей предметников можно достичь положительного результата.  В связи с этим возникла  необходимость в создании единых универсальных учебных действий для основного общего образования.

     Структура моего урока:

    Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки;

личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;

   Проверка домашнего задания (в случае, если оно задавалось);

   Актуализация знаний: подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;

   Сообщение нового материала

   Закрепление изученного материала (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);

   Вокально – хоровая работа

   Поведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

   Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Развитие личностных универсальных действий

Эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах

 музыкальной деятельности под руководством учителя;

Задание 1

Цель: умение выявлять и называть базовые ценности: Родина, народ, мир, семья, природа, добро, формулировать свое к ним отношение.

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: песня Г. Струве на слова Н. «Моя Россия», р.н.п. «Во поле береза стояла», А. Варламов слова М. Лермонтова «Горные вершины»

Описание задания: учитель знакомит класс с музыкальными композициями: р.н.п «Во поле береза стояла», романс А. Варламова «Горные вершины»,

песня Г.Струве «Моя Россия», после прослушивания формулируются основные ценности, которые воспеваются народом и композиторами в музыкальных произведениях,

 выражается свое отношение к своему Отечеству.

Развитие регулятивных универсальных действий

Регулятивные действия направлены на организацию своей учебной деятельности. Одной из важнейших составляющих регулятивных универсальных учебных действий

является рефлексивно-оценочная самостоятельность. Умение осознавать, что ты делаешь, аргументировать и обосновывать свою работу и работу других учащихся,

с позиции приобретаемого опыта, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков.

Задание 1

Цель: умение самостоятельно выполнить задание, данное учителем на уроке, и оценить свою работу, участвовать в оценке других работ. В конце подводятся итоги,

обсуждается эффективность таких заданий, увлекательность и полезность выбранных форм.

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: Н. Римский-Корсаков отрывки из симфонической сюиты Шехерезада.

Описание задания: учитель знакомит учащихся с понятием программная музыка, рассказывает сюжет на который Н.Римский-Корсаков написал симфоническую

 сюиту «Шехерезада», далее прослушиваются музыкальные фрагменты, затем детям предлагается сочинить небольшую восточную сказку. В конце урока, после

 прослушивания всех учащихся, подводятся итоги, учитель предлагает список критериев оценки: увлекательность, оригинальность, скорость выполнения задания.

Развитие познавательных универсальных действий

Познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей;

моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение

 значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление,

 классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное

 выполнение учебно-творческих задач;

Задание 1

Цель: сформировать первичные исследовательские умения.

Форма выполнения: индивидуальная, парная групповая.

Оборудование: музыкальные фрагменты произведений русских и зарубежных классиков.

Описание задания: учитель задает подготовить дома небольшое либретто в стихах или прозе озвучить свою история музыкальными произведениями, которые

звучали на уроках. Красочно оформить обложку своего сочинения. Провести в классе конкурс на лучший проект.

Задание 2

Цель: развитие навыков смыслового чтения, сравнение, сопоставление музыкальных произведений по одному или нескольким основаниям.

Форма выполнения: индивидуальная

Оборудование: стихотворение И. Козлова «Венецианская ночь», русский перевод стихотворения, в положенного основу романсы Ф. Шуберта «Баркарола»,

 романс М. Глинки «Венецианская ночь», романс Ф. Шуберта «Баркарола».

 Описание задания: учитель предлагает выразительно прочитать предложенные стихотворения, а затем прослушать музыкальные сочинения, в основу которых

 легли эти произведения. Далее учитель предлагает выявить общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта. Сравнить какими музыкальными средствами композиторы

 подчеркнули поэтичность стихотворного образа солнечной Италии.

Развитие коммуникативных универсальных действий

Коммуникативная деятельность направлена на самопознание и выражение эмоций, становление позитивного самоощущения и самооценки, слушание другого человека,

взаимодействие партнеров в игре на музыкальных инструментах, пении и танцах.

Задание 1

Цель: формирование коммуникативных действий, путем сотрудничества

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: военная маршевая песня

Описания задания: учитель разучивает с учащимися военную маршевую песню. Затем предлагает прохлопать и проговорить ритмический рисунок песни,

далее показывает на барабане, как возможно дополнить музыкальное произведение другим инструментом. Учитель дает возможность каждому ученику попробовать

 себя в качестве барабанщика. Затем выбирается один человек, который будет исполнять свою партию на барабане, а остальной класс петь песню.

Задание 2

Цель: формирование личностно-ценностного отношения к музыке в процессе коллективного исполнения.

Форма выполнения: групповая.

Оборудование: русская народная песня.

Описание задания: учитель разучивает русскую народную песню с учащимися. Затем делит класс на две группы, одна из которых будет петь песню, а

вторая аккомпанировать на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, рубель, бубен). Затем учитель должен предложить группам поменяться.

Для отслеживания уровня сформированности УУД  используются различные методики:

  • - «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской)-

наблюдение;

- «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн»  - тестирование;

- «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) - анкетирование;

- «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») - тестирование;

- «Оценка сформированности навыков чтения» из  методического комплекса  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - тестирование;

- «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова – тестирование и многие другие.

Данные диагностики  заносятся в таблицу:

Диагностическая  карта сформирования УУД

Класс:

Предмет:

Дата:

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

№п/п

ФИО ученика

Регулятивные УУД

(0-1-2)

Познавательные УУД

(0-1-2)

Коммуникативные УУД

(0-1-2)

Общий балл

Вывод

(К,Н, П, М)

Регулятивные УУД

(0-1-2)

Познавательные УУД

(0-1-2)

Коммуникативные УУД

(0-1-2)

Общий балл

Вывод

(К,Н, П, М)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

10-9 баллов  максимальный уровень, 8-7 баллов  повышенный уровень, 6-5 баллов необходимый уровень 0-4 балла критический уровень

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление по теме: "Формирование УУД, результаты освоения ООП"

Формирование УУД   учащихся на уроках музыки...

Роль педколлектива в формировании личностных результатов освоения основной образовательной программы

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений и проблемных групп, так и учителям, интересующимся вопросом развити...

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...

Статья на тему: "Формирование метапредметных результатов обучения на уроках истории"

Эта статья посвящена формированию метапредметных результатов обучения на уроках истории...

Статья по теме "Формирование метапредметных результатов на уроках истории"

Обзор некоторых технологий формирования метапредметных результатов на уроках истрии...