Выступление по теме: "Формирование УУД, результаты освоения ООП"
статья (5 класс) на тему

Ракчеева Людмила Викторовна

Формирование УУД   учащихся на уроках музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО учителей музыки

Тема: «Формирование УУД, результаты освоения ООП».

                                                                                                                     Ракчеева Л.В.

учитель музыки

высшей категории

 

                                            г.Энгельс, 2014

«Формирование УУД, результаты освоения ООП».

 В настоящее время система образования  функционирует в условиях перехода к новым стандартам. Содержание образовательной области “Искусство” в рамках “Стандартов второго поколения” для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной порождать идеи, воплощая их в жизнь.

Новые задачи, поставленные на сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и нового образовательного стандарта. Все более значимым становится его развивающий потенциал, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства к сфере образования.

Одним из условий решения современных задач образования является формирование ключевых образовательных компетенций  учащихся. Среди ряда компетенций можно выделить следующие:

Социальная:

  • умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими в коллективе, команде;

Продуктивная:

  • умение работать и зарабатывать;
  •  способность к созданию собственного продукта;
  • умение принимать решения и отвечать за них;

Нравственная:

  • готовность, способность и потребность жить по общечеловеческим нравственным законам.

Формированию данных ключевых компетенций способствует формирование  у  обучающихся основного общего образования УУД.

Термин «универсальные учебные действия» имеет несколько значений[1]. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;

— обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемых ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный, познавательный, коммуникативный.

- личностные  учебные действия выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;                                                                                                                              - регулятивные действия - учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что художественное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, красок, слов, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества;                                                                           - познавательные универсальные действия  приобщают к шедеврам мировой культуры – народному, профессиональному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, толерантности жизни в поликультурном обществе;                                                                                          

- коммуникативные учебные действия  формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

В основе развития УУД в основной школе, так же как и в начальной школе, лежит системно-деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования — знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. Всё это придаёт особую актуальность задаче развития в основной школе УУД.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями должно происходит на разных учебных предметах математика, литература, музыка, ИЗО и т.д., так как только в комплексной работе учителей предметников можно достичь положительного результата.  В связи с этим возникла  необходимость в создании единых универсальных учебных действий для основного общего образования.

     Структура моего урока:

    Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока; универсальные учебные действия;

   Проверка домашнего задания (в случае, если оно задавалось);

   Актуализация знаний: подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи;

   Сообщение нового материала

   Закрепление изученного материала (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);

   Вокально – хоровая работа

   Поведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

   Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Развитие личностных универсальных действий

Эмоционально-ценностная деятельность – личностное, эмоционально-прочувствованное общение с произведениями искусства, осуществляемое в различных видах музыкальной деятельности под руководством учителя;

Задание 1

Цель: умение выявлять и называть базовые ценности: Родина, народ, мир, семья, природа, добро, формулировать свое к ним отношение.

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: песня Г. Струве на слова Н. «Моя Россия», р.н.п. «Во поле береза стояла», А. Варламов слова М. Лермонтова «Горные вершины»

Описание задания: учитель знакомит класс с музыкальными композициями: р.н.п «Во поле береза стояла», романс А. Варламова «Горные вершины», песня Г.Струве «Моя Россия», после прослушивания формулируются основные ценности, которые воспеваются народом и композиторами в музыкальных произведениях, выражается свое отношение к своему Отечеству.

Развитие регулятивных универсальных действий

Регулятивные действия направлены на организацию своей учебной деятельности. Одной из важнейших составляющих регулятивных универсальных учебных действий является рефлексивно-оценочная самостоятельность. Умение осознавать, что ты делаешь, аргументировать и обосновывать свою работу и работу других учащихся, с позиции приобретаемого опыта, осваиваемых музыкальных знаний, умений и навыков.

Задание 1

Цель: умение самостоятельно выполнить задание, данное учителем на уроке, и оценить свою работу, участвовать в оценке других работ. В конце подводятся итоги, обсуждается эффективность таких заданий, увлекательность и полезность выбранных форм.

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: Н. Римский-Корсаков отрывки из симфонической сюиты Шехерезада.

Описание задания: учитель знакомит учащихся с понятием программная музыка, рассказывает сюжет на который Н.Римский-Корсаков написал симфоническую сюиту «Шехерезада», далее прослушиваются музыкальные фрагменты, затем детям предлагается сочинить небольшую восточную сказку. В конце урока, после прослушивания всех учащихся, подводятся итоги, учитель предлагает список критериев оценки: увлекательность, оригинальность, скорость выполнения задания.

Развитие познавательных универсальных действий

Познавательная деятельность – наблюдение, выявление интонационно-жанровой основы изучаемых музыкальных произведений, их стилевых особенностей; моделирование художественно-творческого процесса в слушательской, исполнительской деятельности, импровизации и сочинении музыки; поиск и выделение значимых связей и отношений между частями музыкального целого; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация произведений музыкального искусства по одному или нескольким предложенным основаниям; поиск оригинальных решений и самостоятельное выполнение учебно-творческих задач;

Задание 1

Цель: сформировать первичные исследовательские умения.

Форма выполнения: индивидуальная, парная групповая.

Оборудование: музыкальные фрагменты произведений русских и зарубежных классиков.

Описание задания: учитель задает подготовить дома небольшое либретто в стихах или прозе озвучить свою история музыкальными произведениями, которые звучали на уроках. Красочно оформить обложку своего сочинения. Провести в классе конкурс на лучший проект.

Задание 2

Цель: развитие навыков смыслового чтения, сравнение, сопоставление музыкальных произведений по одному или нескольким основаниям.

Форма выполнения: индивидуальная

Оборудование: стихотворение И. Козлова «Венецианская ночь», русский перевод стихотворения, в положенного основу романсы Ф. Шуберта «Баркарола», романс М. Глинки «Венецианская ночь», романс Ф. Шуберта «Баркарола».

 Описание задания: учитель предлагает выразительно прочитать предложенные стихотворения, а затем прослушать музыкальные сочинения, в основу которых легли эти произведения. Далее учитель предлагает выявить общие черты у романсов М. Глинки и Ф. Шуберта. Сравнить какими музыкальными средствами композиторы подчеркнули поэтичность стихотворного образа солнечной Италии.

Развитие коммуникативных универсальных действий

Коммуникативная деятельность направлена на самопознание и выражение эмоций, становление позитивного самоощущения и самооценки, слушание другого человека, взаимодействие партнеров в игре на музыкальных инструментах, пении и танцах.

Задание 1

Цель: формирование коммуникативных действий, путем сотрудничества

Форма выполнения: индивидуальная, парная, групповая

Оборудование: военная маршевая песня

Описания задания: учитель разучивает с учащимися военную маршевую песню. Затем предлагает прохлопать и проговорить ритмический рисунок песни, далее показывает на барабане, как возможно дополнить музыкальное произведение другим инструментом. Учитель дает возможность каждому ученику попробовать себя в качестве барабанщика. Затем выбирается один человек, который будет исполнять свою партию на барабане, а остальной класс петь песню.

Задание 2

Цель: формирование личностно-ценностного отношения к музыке в процессе коллективного исполнения.

Форма выполнения: групповая.

Оборудование: русская народная песня.

Описание задания: учитель разучивает русскую народную песню с учащимися. Затем делит класс на две группы, одна из которых будет петь песню, а вторая аккомпанировать на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, рубель, бубен). Затем учитель должен предложить группам поменяться.

Для отслеживания уровня сформированности УУД  используются различные методики:

  • - «Изучение периода адаптации учащихся в 5 классе» (по методике Александровской)-

наблюдение;

- «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн»  - тестирование;

- «Школьная мотивация» (Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой) - анкетирование;

- «Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние» (по методике М.Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации») - тестирование;

- «Оценка сформированности навыков чтения» из  методического комплекса  «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой - тестирование;

- «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л. Переслени, Т.Фотекова – тестирование и многие другие.

Данные диагностики  заносятся в таблицу:

Диагностическая  карта сформирования УУД

Класс:

Предмет:

Дата:

Стартовая диагностика

Итоговая диагностика

№п/п

ФИО ученика

Регулятивные УУД

(0-1-2)

Познавательные УУД

(0-1-2)

Коммуникативные УУД

(0-1-2)

Общий балл

Вывод

(К,Н, П, М)

Регулятивные УУД

(0-1-2)

Познавательные УУД

(0-1-2)

Коммуникативные УУД

(0-1-2)

Общий балл

Вывод

(К,Н, П, М)

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

10-9 баллов  максимальный уровень, 8-7 баллов  повышенный уровень, 6-5 баллов необходимый уровень 0-4 балла критический уровень

       

 


[1] Фундаментальном ядре содержания общего образования – М., 2010, с.53-54


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на тему "Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида"

Данная презентация отражает систему работы учителя над формированием коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка в школе-интернате 5 вида....

Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""

В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....

Выступление на тему "Формирование УУД в условиях реализации ФГОС НОО"

Выступление на тему "Формирование УУД в условиях реализации ФГОС НОО". Доклад был прочитан на педсовете по теме "ФГОС: опыт, проблемы, перспективы."...

Выступление по теме "Формирование семейных ценностей на уроках английского языка на всех ступенях обучения" на педагогическом совете школы.

Материал содержит информацию по воспитанию духовно-нравственных ценностей на всех ступенях образования с помощью курса "Английский язык", показывает разные способы  по формированию семейных ценно...

Выступление на тему "Формирование читательской компетентности учащихся начальной школы"

Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения...

«Профессиональная компетентность учителя географии в рамках внедрения ФГОС» с выступлением на тему «Формирование личностных УУД на уроках географии и биологии»

Как понять себя и чувства другого?Эта деятельность обеспечивает ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решен...