Доклад по теме: «Урок географии. Формирование личностных результатов освоения образовательной программы»
статья по географии

Углова Елена Александровна

Выступление на медодическом объединении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_geo_lr_na_urokah_geografii.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина

муниципального образования городской округ Люберцы

Московской области

Доклад по теме:

«Урок географии.

Формирование личностных результатов

освоения образовательной программы»

Составитель:

Углова Елена Александровна,

учитель географии;

высшей категории;

РМО учителей географии

г. Люберцы. 2023год

Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.

В связи с этим задачей любого учителя становится «научить учиться». Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей без всякого исключения».

В условиях принятия ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускника средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения, навыки, а самое главное – «добывать» себе знания самостоятельно, где учитель, по сути, выступает в роли консультанта на уроке.

Современное образование особенное внимание акцентируется на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения  программы.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой ценностные ориентации, установки,  личностные качества и обусловленные ими устойчивые характеристики деятельности знания, умения, способности – т.е. рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.

Личностные результаты освоения ООП группируются по направлениям воспитания:

гражданско-патриотическое

духовно-нравственное

эстетическое

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия

трудовое

экологическое

ценность научного познания

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.

Развитие личностных результатов обучения на уроках географии можно рассматривать по разным сферам:

  • В сфере сознания, как ценностную ориентацию школьника:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

  • В сфере отношений,  как гармонично развитые социальные чувства и качества:

- эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде;

- патриотизм, любовь к своему региону,  стране;

- уважение к истории, культуре и образу жизни других народов, толерантность.

  • В сфере деятельности, как образовательные результаты:

- опыт творческой деятельности;

- разнообразные умения;

- навыки саморегуляции и самоорганизации, самостоятельной деятельности;

- самоактуализация.

Достижения личностных результатов в обучении географии обеспечивают:

Географическое содержание – осмысление учащимися места географии в жизни общества и усвоение истории ее развития, умение ориентироваться на местности, картографические умения, формирование представлений о пространственном разнообразии мира и т.д. – всё это на основе предметных материалов.

Средства обучения - это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки, картины, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы (слайды) и диафильмы, кинофильмы, презентации телепередачи, компьютерные программы и т. д.

Технологии обучения – это методы и приёмы, формы организации обучения и формы организации учебной деятельности обучающихся.

Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение;

λόγος — слово, учение) — специальный набор форм,

 методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств,

 системно используемых в образовательном процессе

 на основе декларируемых психолого-педагогических установок,

 приводящий всегда к достижению прогнозируемого

образовательного результата с допустимой нормой отклонения.

В настоящее время, из современных образовательных технологий, используемых на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО  в приоритете системно-деятельностный подход на уроках географии он эффективен при условии применения определенных методов: деятельности; системности; психологического комфорта; творчества.

Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности  учеников -  обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение ….

Развитию познавательной мыслительной активности  на уроках географии способствует  рациональная  организация самостоятельной работы.

Одним из эффективных инструментариев личностного развития в рамках предмета  «география» является активизация процесса обучения. Использование активных форм и методов обучения (дидактические и ролевые игры, практические работы на местности, экскурсии…), ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.

Повышение эмоционального фона урока (демонстрация учебных видеофильмов, чтение литературных произведений,  обсуждение текущих событий сообразных теме урока…) -  необходимое условие достижения личностных результатов обучения географии. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности – один из компонентов содержания образования, который определяет формирование личностного результата посредством оценочной деятельности, через осмысление ценностей и выражается через: убеждения, взгляды, нормы поведения, эмоции, мировоззренческие идеи учащихся.

Эмоциональная сфера личности определяет сформированность: мировоззренческих убеждений, оценочных суждений, системы ценностей, мотивацию к учебной деятельности.

        Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии для построения процесса обучения школьников,  т.к. каждые  из них призваны формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.  

Достижения личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации посредством внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, на основе профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики.

Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационных наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространство, время, природу, человеческое общество в тесном сплетении между собой сразу на всех уровнях. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников личностных результатов.

В преподавании географии выделяют ряд проблем:

1.     Методические

        отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;

        низкий уровень оснащения кабинетов современным оборудованием.

        Недостаточно используются практико-ориентированные технологии, например геоинформационные, опять же из-за отсутствия оборудования.

2.     Кадровые

3.     Проблемы мотивационного характера

        Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;

        Недостаточный учет возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации деятельности.

        Невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении ГИА в 11 классе, т.к. данный предмет не востребован при поступлении в вуз.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) Режим доступа:  http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
  2. Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. / гл. ред. В. В. Давыдов М. : Большая Русская энциклопедия, 2015. – 604 с.
  3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. : учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. –Москва : Политическая литература, 1975. –304 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»

Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната,   ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...

Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».

Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс

Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...

Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии.

Данные учебные задания помогут учителю  в  формировании предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии....

Тест по теме 2.3. Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...

Разработка учебных заданий по географии для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы

Разработан пакет заданий  на формирование результатов освоения основной образовательной программы согласно ПРП по географии....