Доклад по теме: «Урок географии. Формирование личностных результатов освоения образовательной программы»
статья по географии
Выступление на медодическом объединении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo_geo_lr_na_urokah_geografii.docx | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
гимназия № 20 имени Героя Советского Союза Н.Д. Дугина
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
Доклад по теме:
«Урок географии.
Формирование личностных результатов
освоения образовательной программы»
Составитель:
Углова Елена Александровна,
учитель географии;
высшей категории;
РМО учителей географии
г. Люберцы. 2023год
Современные условия жизни и трудовой деятельности предъявляют повышенные требования к реализации личности в социуме и конкурентоспособности профессионалов на рынке труда.
В связи с этим задачей любого учителя становится «научить учиться». Выдающийся психолог В.В. Давыдов сказал, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей без всякого исключения».
В условиях принятия ФГОС к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускника средней школы ориентироваться в потоке информации, творчески решать возникающие проблемы, применять на практике полученные знания, умения, навыки, а самое главное – «добывать» себе знания самостоятельно, где учитель, по сути, выступает в роли консультанта на уроке.
Современное образование особенное внимание акцентируется на тесном взаимодействии и единстве учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования представляют собой ценностные ориентации, установки, личностные качества и обусловленные ими устойчивые характеристики деятельности знания, умения, способности – т.е. рассматриваются как достижения обучающихся в их личностном развитии.
Личностные результаты освоения ООП группируются по направлениям воспитания:
гражданско-патриотическое
духовно-нравственное
эстетическое
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия
трудовое
экологическое
ценность научного познания
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным и предметным.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
Развитие личностных результатов обучения на уроках географии можно рассматривать по разным сферам:
- В сфере сознания, как ценностную ориентацию школьника:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
- В сфере отношений, как гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально – ценностное отношение к окружающей среде;
- патриотизм, любовь к своему региону, стране;
- уважение к истории, культуре и образу жизни других народов, толерантность.
- В сфере деятельности, как образовательные результаты:
- опыт творческой деятельности;
- разнообразные умения;
- навыки саморегуляции и самоорганизации, самостоятельной деятельности;
- самоактуализация.
Достижения личностных результатов в обучении географии обеспечивают:
Географическое содержание – осмысление учащимися места географии в жизни общества и усвоение истории ее развития, умение ориентироваться на местности, картографические умения, формирование представлений о пространственном разнообразии мира и т.д. – всё это на основе предметных материалов.
Средства обучения - это учебные программы, учебники, карты, книги, журналы, газетные вырезки, картины, таблицы, схемы, диаграммы, макеты и модели, диапозитивы (слайды) и диафильмы, кинофильмы, презентации телепередачи, компьютерные программы и т. д.
Технологии обучения – это методы и приёмы, формы организации обучения и формы организации учебной деятельности обучающихся.
Педагогическая технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение;
λόγος — слово, учение) — специальный набор форм,
методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств,
системно используемых в образовательном процессе
на основе декларируемых психолого-педагогических установок,
приводящий всегда к достижению прогнозируемого
образовательного результата с допустимой нормой отклонения.
В настоящее время, из современных образовательных технологий, используемых на уроках географии в условиях реализации ФГОС ООО в приоритете системно-деятельностный подход на уроках географии он эффективен при условии применения определенных методов: деятельности; системности; психологического комфорта; творчества.
Наиболее эффективной в преподавании географии является личностно-ориентированная технология, целью которой является создание условий для проявления познавательной активности учеников - обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение ….
Развитию познавательной мыслительной активности на уроках географии способствует рациональная организация самостоятельной работы.
Одним из эффективных инструментариев личностного развития в рамках предмета «география» является активизация процесса обучения. Использование активных форм и методов обучения (дидактические и ролевые игры, практические работы на местности, экскурсии…), ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
Повышение эмоционального фона урока (демонстрация учебных видеофильмов, чтение литературных произведений, обсуждение текущих событий сообразных теме урока…) - необходимое условие достижения личностных результатов обучения географии. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности – один из компонентов содержания образования, который определяет формирование личностного результата посредством оценочной деятельности, через осмысление ценностей и выражается через: убеждения, взгляды, нормы поведения, эмоции, мировоззренческие идеи учащихся.
Эмоциональная сфера личности определяет сформированность: мировоззренческих убеждений, оценочных суждений, системы ценностей, мотивацию к учебной деятельности.
Современному учителю необходимо применять и вариативно использовать разнообразные технологии для построения процесса обучения школьников, т.к. каждые из них призваны формировать разносторонние качества личности ребенка, необходимые для успешного обучения и развития.
Достижения личностных результатов не выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательной организации посредством внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований, на основе профессиональных методиках психолого-педагогической диагностики.
Уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общественных ветвей знания, а картографическая составляющая сближает ее с группой информационных наук. Географическое образование обеспечивает формирование у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространство, время, природу, человеческое общество в тесном сплетении между собой сразу на всех уровнях. Таким образом, география, как учебный предмет, предоставляет неограниченные возможности для формирования у школьников личностных результатов.
В преподавании географии выделяют ряд проблем:
1. Методические
∙ отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;
∙ низкий уровень оснащения кабинетов современным оборудованием.
∙ Недостаточно используются практико-ориентированные технологии, например геоинформационные, опять же из-за отсутствия оборудования.
2. Кадровые
3. Проблемы мотивационного характера
∙ Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;
∙ Недостаточный учет возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации деятельности.
∙ Невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении ГИА в 11 классе, т.к. данный предмет не востребован при поступлении в вуз.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"(Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101) Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027
- Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т 2. / гл. ред. В. В. Давыдов М. : Большая Русская энциклопедия, 2015. – 604 с.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. : учеб. пособие / А. Н. Леонтьев. –Москва : Политическая литература, 1975. –304 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Об успешной социализации обучающихся, роли педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы»
Социализация воспитанников – одна из приоритетных задач школы-интерната, ведь то, насколько подготовленным к «взрослой» жизни выйдет подросток из её стен, во многом опред...
Педсовет «Успешная социализация ученика. Роль педагогического коллектива в формирование личностных результатов освоения образовательной программы».
Материал для выступления на педсовете будет интересен как представителям администрации школы, руководителям методических объединений, так и учителям, интересующимся вопросом социализации и формировани...
Роль педагогического коллектива в формировании личностных результатов освоения образовательной программы
Педагогический совет...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы.География.5 класс
Учебные задания для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы в 5 классе по географии. Составлены на основе ФГОС 2021...
Разработка учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии.
Данные учебные задания помогут учителю в формировании предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по географии....
Тест по теме 2.3. Практикум по разработке учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Тестирование в рамках КПК "Реализация требований обновленных ФГОС НОО, ФГОС ООО в работе учителя (предмет "Иностранный язык")"...
Разработка учебных заданий по географии для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы
Разработан пакет заданий на формирование результатов освоения основной образовательной программы согласно ПРП по географии....