Статья по теме "Формирование метапредметных результатов на уроках истории"
статья по истории

Олейник Ольга Владимировна

Обзор некоторых технологий формирования метапредметных результатов на уроках истрии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metapredmetnie_na_istori.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование метапредметных результатов» на уроках истории.

Из истории образования в России-Советском Союзе в XX- XXI веке.

В Советской России с 1918 года в «Основных положениях единой трудовой школы» выделялось два дня в неделю, при этом один день является совершенно свободным от обычных занятий и должен быть попользован для чтения, экскурсий, спектаклей и других самостоятельных детских занятий, другой день используется для клубных и лабораторных занятий, рефератов, экскурсий, ученических собраний.

Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей  - с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры.

В советской школе после 1930г.были и уроки – игры, уроки-путешествия, диспуты, дискуссии, интегрированные уроки и т.д. На всех этих уроках учителя формировали, если говорить современным языком, метапредметные результаты обучения.

Метапредметным результатам обучения истории, их формированию, в российской-советской школе всегда уделялось особое внимание.

Метапредметные результаты изучения истории сегодня включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

-Владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

В основе лежит деятельностный подход, интеграция учебного материала и рефлексия. Иными словами, под метапредметными (над предметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Приемы формирования УУД на уроках истории и обществознания.

Использование разных продуманных видов работы на уроке служит мотивацией для

дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную работу учащихся с источником информации, метапредметные результаты, и  формирование ключевых компетенций.

Приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД:

-Постановка вопросов к тексту.На основании прочитанного текста обучающиеся задают друг другу вопросы. Такие задания развивают умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

-Смысловое чтение.  «Спросить – значит понять». Техника активно-продуктивного обучения.

-Метод проектов.

- Прием «Составь задание (ребус, кроссворд, тестовый вопрос и т.п)» Это его осмысление, анализ, связь с предыдущим пройденным материалом.

- «Текст с историческими ошибками» проверяет умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии и структурировать знания.

- «Кубик Блума». Прием удобен при проверке домашнего задания. Если ученики знают материал домашнего задания, они без труда смогут составить вопрос и ответить на него.

-«Исторический текст, с пропусками слов» Учащимися составляются тексты и слова для справок для индивидуальной работы.

 -Приём «Жокей и лошадь». Приём интерактивного обучения. Форма коллективного обучения. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый «жокей» должен найти свою «лошадь».

- Работая с различными источниками информации, например, работа с текстом, практическая работу.

Специфика уроков истории и обществознания заключается в необходимости применения большого объемом знаний из смежных дисциплин, что создает благоприятные условия для формирования метапредметных знаний обучающихся.

Процесс формирования метапредметных знаний на отдельных этапах урока в рамках технологии проблемного обучения:

Этапы урока

Метапредметные умения (УУД)

Критерии оценки

Этап целеполагания

Развитие умения обучающегося самостоятельно планировать цели и задачи,

умение четко определять области знаемого и незнаемого; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную

Грамотность изложения цели и задач.

Этап постановки проблемы

Осознание возникшей ситуации. Постановка цели деятельности по отношению к познанию объекта или решению проблемы. 

Грамотность изложения, креативность.

Этап работы с проблемным полем темы

Установления аналогий, отнесения к известным понятиям; умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем. Принимать на себя ответственность за результаты своих действий. развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять различными способами);

развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку или ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

Грамотность изложения, креативность, новизна, степень освоения

Этап оценивания

Сопоставление известных точек зрения, концепций и версий с собственным полученным результатом

Грамотность изложения, креативность, аргументация

Этап рефлексии

Умение анализировать итоги своей деятельности (как положительные, так и отрицательные), делать выводы, вносить коррективы, определять новые цели и задачи на основе результатов работы

Степень освоения тематического материала

 Метапредметные результаты являются интеграцией универсальных учебных действий и позволяют современному ученику быть компетентным и социально грамотным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания. Технология развития критического мышления.

Технология  критического мышления. На примере урока истории в 7 классе На примере  урока истории в 7 классе«Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предпосылки петровских  преоб...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Презентация  "Формирование метапредметных результатов  на уроках истории и обществознания " ( на примере урока  истории в 7 классе «Россия на рубеже XVII-XVIII в.в. Предп...

Статья "Особенности оценивания метапредметных результатов на уроках английского языка"

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных у...

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Достижение метапредметных результатов на уроках истории и обществознание. Обобщение проделанной работы. Деление опытом...

Формирование метапредметных результатов на уроках истории и обществознания

Доклад может быть представлен на МО или других видах педагогических объединений....