Спорт как элемент развития психологических и эмоционально-волевых качеств учащихся
статья

Везирова Ольга Андреевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sport.docx18.94 КБ

Предварительный просмотр:

Занятия  спортом в школе как элемент развития психологических и эмоционально-волевых качеств человека

Занятия спортом  направлены на развитие как физической, так и психологической составляющей человека. Они вырабатывают выносливость, гибкость, координацию , повышают скорость реакции, учат навыкам самозащиты, помогают выплескивать агрессию и эмоции. Учат самоконтролю ,сдержанности и мирному решению конфликтов.

Резервы человеческой психики — это важнейший ресурс, позволяющий экономить время на спортивную подготовку. Важную роль для успеха играют и врожденные задатки, и генетическая предрасположенность, но мастерство определяется сформированными навыками, то есть устойчивыми психофизиологическими связями.

Говоря о развитии психики при изучении занятий спортом в различных его проявлениях, мы выделяем в первую очередь эмоциональную устойчивость. Существует множество видов развития психологической выносливости.

Приемы, используемые в спорте направлены на контроль эмоционально-волевой сферы, а именно, на борьбу со стрессом, страхом и усталостью.

 Основной источник стресса — это вообще вся наша жизнь. В результате тренировок уровень приемлемого для человека стресса повышается, а способности его становятся больше, чем у человека, не занимающегося спортом.

Для борьбы со стрессом используются различные техники и в целом тренируется эмоционально-волевая устойчивость. Вырабатываются такие качества, как настойчивость, выдержка, решительность, ответственность, дисциплинированность, самоорганизованность. Важное место в этой подготовке отводится борьбе с собой:

создается абсолютная вера в себя, уверенность в своей победе, создание сосотояния успешности

абсолютная концентрация на процессе без мыслей о результате, что позволяет вести себя максимально эффективным образом;

контроль усилием воли, который позволяет отдавать самому себе приказы (т. н. «самоприказ»);

невозмутимость духа, достигаемая за счет отстранения от собственных переживаний;

десенситизация — избавление от чувства страха, боли, достижение большей мышечной силы, обострение реакции (путем нейтрализации нежелательных условных рефлексов);

уверенность профессионала: вера в свои силы, основанная на большом опыте и знании пределов своих возможностей.

Главное и основное — это управление своими эмоциями, способность совладать с собой и продолжить занятия. Готовность выдерживать усиленные физические нагрузки, справляться со страхом, стрессом и болью.Способность поднимать боевой дух и настраивать себя на победу, а также активировать скрытые резервы психики в нужный момент, как и повышать уровень своих физических и психических возможностей в целом. Знание себя и своих пределов, компенсация слабых мест и опора на сильные. Все это в совокупности делает человека гармонично физически и психически развитым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презе...

«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».

   В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педаг...

Развитие и коррекция эмоционально - волевой сферы у обучающихся с РДА (методические рекомендации)

Данные методические рекомендации адресованы педагогам-психологам, практическим психологам, работающим с детьми с синдромом РДА. Целью данных методических рекомендаций является оказание методической п...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...

Программа психологического практикума "Я - пятиклассник! Адаптация детей в новой школе: развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевых качеств и уверенности в себе"

Переход из младшего школьного звена в среднее – серьезное испытание для большинства пятиклассников, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, ...

Методическое сообщение «Формирование и развития эмоционально-волевого поведения у учащихся ДШМ»

Вот несколько советов, которые помогут ученику избежать негативных форм сценического волнения. Прежде всего, не стоит всем жаловаться на то, что вы страшно боитесь. Даже если кто и посочувствует, то с...