Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП
материал по теме

Ткаченко Марина Викторовна

В работе рассматривается понятие  психологической коррекции, ее причины и направления работы. Особо уделяется место понятию конфликт и псих. тренировке. Работа включает текстовый материал и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon текстовый файл34.5 КБ
Office presentation icon презентация222 КБ

Предварительный просмотр:

 «Психологическая коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей с ДЦП»

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений – это организованная система психологических воздействия. Основными ее направлениями является:

- смягчение эмоционального дискомфорта у детей;

 - повышение активности и самостоятельности;

- устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких, как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.

Важным этапом работы с такими детьми является коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивость и саморегуляции.

Причинами эмоциональных нарушений являются:

1) патологические изменения ЦНС и организма в целом, связанные с остаточным заболевание. Конечно, эмоциональное неблагополучие у детей с ДЦП может быть и обусловлено органическими патохарактерологическими особенностями. У большинства детей с раннего возраста отчетливо проявляются повышенная раздражительность, тревожное беспокойство, капризность, негативизм. Все это благоприятный фон для формирования таких личностных характеристик, как противоречивость, сенситивность, наивность, эгоцентризм, импрессивность.    

2) дефекты процесса воспитания. Важное место занимает и родительская позиция, стиль семейного воспитания, общий микроклимат дома. В частности, важным фактором, предрасполагающим к эмоциональным нарушениям, служит неадекватные родительские установки, дисгармоничный стиль семейного воспитания (гипер или гипоопека).

Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушений должна идти по 2 путям:

- медицинскому (лечебно-воспитательные мероприятия, медикаментозное лечение, психотерапевтическое лечение);

 - психолого-педагогическому.

Направления психолого-педагогической коррекции:

- воздействие на ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду;

- воздействие на мотивационную сферу ребенка с целью переориентации личностных установок на достижение реальных, доступных целей, формирования четкой ближайшей и отделенной жизненной перспективы, и также развития и укрепления общепринятых морально-этических норм поведения в социальной среде;

- изменение поведения. Поведение – это система взамосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в ходе его взаимодействия со средой. Несоответствие реакций, действий и поступков человека общепринятым в обществе формам и нормам поведения рассматривается как нарушение поведения.

Нарушение эмоционально сферы, прежде всего, связано с конфликтом. Традиционно выделяют 3 вида направленности конфликта у детей:

1) конфликт в рамках межличностных отношений - повышенная возбудимость, что выражается в бурных аффективных вспышках в процессе общения, негативные эмоциональные реакции по незначительному поводу;

2) интрапсихический (внутриличностный) конфликт - повышенная тормозимость, слабо отраженная общительность, глубокое переживание обиды, возможны стойкие неврозоподобные реакции (энурез, страхи).

3)  смешанный конфликт – агрессивность, импульсивность. Встречается чаще 2-х других.

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Их в большинстве своем рассматривают как болезни личности. Наиболее распространенная причина детских неврозов – психическая травма. Психические травмы – это внешние раздражители, оказывающие патогенное болезненное воздействие на ребенка. Для осуществления коррекционной работы необходим содержательный анализ психической травмы ребенка.

Поэтому важное значение  в коррекции эмоциональных расстройств у детей с ДЦП имеет психорегулирующая тренировка. Цели таких занятий: смягчение эмоционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения. Она способствует повышению устойчивости детей к экстремальным ситуациям, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения.

Важным моментом при реализации данных направлений работы является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успеха в их развитии, пусть даже небольшого, и обязательно акцентировать внимание на этом успехе. Тем самым  в ребенка пробуждается чувство самоудовлетворения и желание трудиться в данном направлении, проявляется новая эмоциональная установка.

Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствования личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее школы ценностей, задачей педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, занятие любимым и полезным делом) и формированию адекватного уровня притязаний.

Коррекция эмоционально-волевой сферы

Для повышения эффективности проводимым мероприятий необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.

Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и ЦНС, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, - обуславливает необходимость создания разных моделей психолого-педагогической реабилитации детей с ДЦП, исходя из индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук

«Психология детей с нарушениями функций ОДА»

Л.И.Акатов «Социальная реабилитация детей с

ограниченными возможностями здоровья»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая коррекция эмоционально- волевых нарушений у детей с ДЦП

Слайд 2

Эмоционально-волевая сфера - сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности и его реакция, отражающая значимость для него воздействующего раздражителя или результата собственного действия

Слайд 3

Психологическая коррекция эмоциональных нарушений – это организованная система психологических воздействий, направленная на: смягчение эмоционального дискомфорта у детей повышение активности и самостоятельности устранение вторичных личностных реакций

Слайд 4

Причины эмоциональных нарушений : патологические изменения ЦНС и организма в целом, связанные с остаточным заболевание дефекты процесса воспитания

Слайд 5

2 ПУТИ КОРРЕКЦИИ формирование адекватного отношения к окружающим изменение поведения воздействие на мотивационную сферу медицинский психолого-педагогический

Слайд 6

3 вида направленности конфликта у детей конфликт в рамках межличностных отношений интрапсихический (внутриличностный) конфликт смешанный конфликт

Слайд 7

Коррекция эмоционально –волевой сферы Воспитание самостоятельности в принятии решений Развитие умения совершенствовать свою деятельность Развитие инициативы Формирование стремления добиваться результата Выработка умения преодолевать трудности Формирование адекватности чувств Развитие критичности у учащихся Воспитание чувства удовлетворения от достигнутых успехов Формирование высших духовных чувств Расширение круга культурных потребностей детей Предупреждение возникновения трудных привычек Устранение навыков некритичности, заниженной самооценки Воспитание умения анализировать свою деятельность Формирование самооценки, самоконтроля Формирование адекватного уровня притязаний

Слайд 8

Психокоррекция - один из способов психологического воздействия на развитие ребенка с целью изменения свойств и качеств его личности

Слайд 9

Принципы психокоррекции комплексности; личностного подхода; деятельностного подхода; единства диагностики и коррекции; иерархический; каузальный; временной; единства коррекционной работы с ребенком и его окружением.

Слайд 10

Методы психокоррекции основные (игротерапия, арттерапия, психоанализ, поведенческий тренинг) специальные (включают тактические и технические приемы психокоррекции, направленные на устранении имеющегося дефекта с учетом индивидуально-психологических факторов)

Слайд 11

Музыкотерапия (использование музыки в качестве средства коррекции)

Слайд 12

Психогимнастика (проведение специальных занятий, направленных на развитие и коррекцию различных сторон личности ребенка)

Слайд 13

Арттерапия ( специальная форма психотерапии, основанная на творческой деятельности)

Слайд 14

Сказкатерапия ( использование сказочной формы для развития творческих способностей и для совершенствования отношений с окружающим миром)

Слайд 15

Библиотерапия воздействие на ребенка с помощью специально подобранной литературы, направленное на нормализацию его психического состояния

Слайд 16

Игротерапия психологическое динамическое воздействие на детей с использованием игры

Слайд 17

Куклотерапия (основной прием коррекционного воздействия - использование кукол)

Слайд 18

Пальчиковые куклы Теневые куклы Веревочные куклы Плоскостные куклы Перчаточные куклы Объемные куклы Куклы- марионетки Виды кукол


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Радуга эмоций"по формированию и коррекции эмоционально-волевой сферы детей с детским церебральным параличом и задержкой психического развития средствами арттерапии.

Приоритетной задачей в реабилитации детей с ограниченными возможностями является задача их социальной адаптации.Эта категория детей особенно нуждается в своевременном выявлении присущих им дефек...

Программа психопрофилактики и коррекции эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми нарушениями речи.

Психопрофилактическая работа по предупреждению и коррекции  стресса, тревожности и других негативных проявлений эмоционально-волевой сферы необходима практически всему контингенту школьников.Данн...

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством методов арт-терапии.

Данный материал предназначен для организации внеклассной работы воспитателя, В нем описываются основные техники рисования, что является частью методов арт-терапии, поясняется влияние данных метов на э...

Психологическое занятие по коррекции эмоционально-волевой сферы

Формирование у детей положительных черт характера, доброго отношения к окружающим....

Программа коррекции эмоционально-волевой сферы детей средствами театрализованной деятельности "Ролевое фехтование"

Программа дополнительного образования для детей школьного возраста, клиентов психологического центра....

Статья "Коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ посредством арт-терапии".

Статья содержит описание методов и приемов арт-терапии. Рассказывает о способах применения данных методов в различных случаях при нарушении эмоционально-волевой сферы ребенка....

Доклад "Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями в условиях классно-урочного обучения"

quot;Коррекция эмоционально-волевой сферы учащихся с тяжелыми множественными нарушениями   в условиях классно-урочного обучения"...