Программа коррекционно-развивающих занятий "Развитие познавательной и эмоционально- волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью"
рабочая программа по психологии (5, 7 класс)

Соловьева Надежда Александровна

Программа коррекционно-развивающих занятий (групповых и индивидуальных) для 5 и 7 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

индивидуальных и групповых коррекционных занятий

для обучающихся  5 и 7  классов

ОГКОУ «Приволжская школа-интернат

на 2017-2018 уч. год

Пояснительная записка

В связи с тем, что количество учащихся с отклонениями в развитии в последнее время возросло, возникла необходимость создания для таких учащихся специальных, адаптированных для их психофизиологических особенностей коррекционных программ.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны: низкий уровень интеллектуальной активности (умственные операции недостаточно сформированы: в частности, дети с трудом обобщают и абстрагируют признаки предметов); некоторое недоразвитие сложных форм поведения (плохо развита произвольная регуляция поведения, вследствие чего детям трудно подчиняться требованиям учителя); речевая активность очень низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности, спонтанная речь отличается бедностью словаря,  отмечаются трудности понимания логико-грамматических конструкций; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность очень слабая и нестойкая; запоминание механическое. Характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой.  Социализация этих обучающихся  чрезвычайно затруднена в связи с отсутствием у них навыков межличностного общения в среде нормальных людей, несформированностью потребности в таком общении, негативным восприятием других людей, гипертрофированным эгоцентризмом, склонностью к социальному иждивенчеству. Эти дети не имеют широких контактов со сверстниками. Чаще всего они окружены людьми со сходными социально-психологическими и коммуникативными проблемами. Их навыки общения, социальные навыки весьма ограниченны. Данная программа ориентирована на личностное развитие и развитие коммуникативных навыков, а также коррекции эмоционально – волевой сферы.

Цель коррекционной работы: коррекция познавательной, эмоционально-волевой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с повышение самостоятельности  и расширение возможности их общения в современном обществе, через преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения..

Задачи коррекционной работы:

- развитие  внимания, памяти, мышления, пространственных представлений;

сплочение группы, освоение навыков работы в коллективе;

- создание благоприятного психологического климата;

- оснащение коммуникативными навыками и обучение способам выражения эмоций (тревога, агрессия, положительные эмоции и др.);

- формирование образа «Я», навыков самопознания;

- формирование положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, но основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- мотивация подростков на обращение к своему внутреннему миру, на анализ собственных поступков;

- развитие способности к эмпатии, уважительному отношению к другим людям.

Пути реализации программы:

  1. Сбор и анализ информации (информационно-аналитическая деятельность).

 Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики.

2Планирование, организация, координация (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный  процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с умственной отсталостью при специально созданных  условиях обучения, воспитания, развития, социализации  рассматриваемой категории детей.

3. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих  программ особым потребностям ребёнка.

4. Регуляция и корректировка (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых  условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

Методы и формы реализации программы

Для реализации поставленных целей выбрана групповая форма работы.

 В ходе занятий использовались следующие методические средства:

  1. Арт – методы, т.к. изобразительная деятельность выступает инструментом коммуникации, позволяя ребенку восполнит дефицит общения  и построить более гармоничные взаимоотношения  с миром. Во многих случаях работа   с изобразительными материалами позволяет получить седативный эффект и снимает эмоциональное напряжение. 
  2. Игротерапия -  позволяет моделировать систему социальных отношений в наглядно – действенной форме в особых игровых условиях, возрастает мера социальной компетентности, развивается способность к разрешению проблемных ситуаций; формируются равноправные партнерские взаимоотношения ребенка со сверстниками, что обеспечивает возможность позитивного личностного развития. Игротерапия позволяет организовать поэтапную отработку в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, происходит постепенное формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой команде. Создание ситуации успеха помогает более эффективному усвоению получаемых знаний. Наибольшей привлекательностью обладают ролевые игры. Однако самым слабым звеном у наших детей является развитие речи. Детям трудно выражать свои мысли и чувства, обращаться к другим, получать обратную связь, поэтому в программу включены постановка известных сказок и придумывание своих с последующим их проигрыванием. 
  3. Психогимнастика  - в основе лежит использование двигательной экспрессии. Основная цель – преодоление барьеров в общении, создание доброжелательной атмосферы, развитии лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

Условия реализации программы

Содержание программы предполагается реализовывать в объеме 35 занятий за 1 год обучения (1 час в неделю).  Каждая встреча рассчитана на 40 минут.

Разработанная  программа опирается на  следующие законодательные и правовые документы:

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Закон об образовании РФ;

- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка РФ;

- Этический кодекс психолога.

Перспективы.

- Продолжать работу по повышению самостоятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- Расширение возможности их общения в современном обществе;

- Сформированность положительных  межличностных взаимоотношений между детьми, на основе которых каждый ребенок смог быть успешно социализироваться;

- Освоение навыков работы в коллективе.

Содержание программы.

Структура занятий включает в себя введение в занятие, основную часть, обсуждение занятия и релаксационные упражнения.  Каждое занятие традиционно начинается с процедуры приветствия. Задачей вводной части является создание у учащихся определенного положительного эмоционального фона. Используются дыхательные упражнения, разминка, упражнения на активизацию умственной деятельности. Далее происходит  обсуждение результатов домашнего задания и припоминание содержания прошлого занятия, а также оценка в баллах своего настроения.

Завершает вступительный этап подвижная коммуникативная игра, которая проводиться с целью повышения энергетического ресурса группы, формирование эмоционально положительного настроя на продолжение занятия, а также способствует развитию коллективных форм взаимодействия, проявляющихся в доброжелательном отношении к одноклассникам, умении подчинять свои действия внешним требованиям.

Основной этап занятия носит коррекционно-развивающий характер и нацелен на формирование и развитие основных функций, необходимых при усвоении учебного материала: развитии концентрации, устойчивости и распределения внимания, тренировки памяти, развитии пространственных представлений, речи и мышления. Используется совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.

Задания и упражнения на развитие речевой и мыслительной деятельности объединены не случайно. Логическое мышление речевое, в нем слово является и основой, и средством, и результатом этого процесса. Развитие логического мышления во многом зависит от уровня развития речи детей, а формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) определяется степенью участия речи в процессе мыслительной деятельности. Задания и упражнения данного блока проводятся в устной форме, но требуют большого количества стимульного материала (карточки с картинками, словами, репродукции и т.д.) и очень часто сопровождаются процессом рисования.

Завершает основной этап процедура домашнего задания.

Чаще всего - это небольшие творческие работы. Домашнее задание помогает не только закреплению полученных знаний, но и дает возможность ребенку заявить о себе.

Заключительный этап включает в себя подведение итогов, обсуждение результатов работы и тех трудностей, которые возникли у детей при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы учащихся на вопросы, чем они занимались и чему научились на данном занятии.

Завершает занятие игра, как правило, малоподвижная. Ее  целью  является развитие рефлексии, проявляющейся в осмыслении собственных действий и состояний, самопознании внутреннего мира, а также в формировании позитивного образа «Я». Каждый участник группы перед прощанием должен получить «поглаживание» либо со стороны одноклассников и психолога, либо самостоятельно заявив о своих достоинствах и успехах.  Основная ее задача - получение детьми позитивного опыта общения, создание положительного самовосприятия, независимо от реальных успехов ребенка в учебной деятельности и повышение настроения в конце занятия.

Упражнения для разминки и релаксации могут варьироваться в зависимости от  психоэмоционального состояния обучающихся и группы в целом.

В программу включены многофункциональные упражнения, которые могут  оказывать различное воздействие:

- беседы, опросы, наблюдения;

- словесные игры;

- игровой тренинг (психоигры, предметные игры);

- система упражнений по развитию познавательных процессов;

- элементы арттерапии, сказкотерапии.

Тематика развивающих занятий включает 4 основных блока:

  1. Развитие и коррекция познавательной сферы:

- развитие внимания, памяти, мышления;

- приобретение знаний об окружающей действительности, способствующих улучшению социальных навыков;

- формирование развернутой монологической и диалогической речи. Умения правильно и последовательно излагать свои мысли, соблюдая правила построения сообщения;

- становление понятийного аппарата и основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения и обобщения;

- расширение словарного запаса.

2. Самопознание. Что я знаю о себе:

- формирование способности к самопознанию; зачем нужно знать себя, свое тело, свой внутренний мир;

- умение определять личностные качества свои и других людей;

- формирование адекватной самооценки;

- достоинства и недостатки;

- навыки осуществления контроля за своей деятельностью, овладение контрольно-оценочными действиями;

3. Развитие коммуникативных навыков. Я и другие:

- становление умения владеть средствами общения;

- формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к одноклассникам;

- формирование коллективного обсуждения заданий;

- установление позитивных взаимоотношений с окружающими: выслушивать товарищей, корректно выражать свое отношение к собеседнику;

- способности выражения собственного мнения, формирование позитивного образа «Я».

4. Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы:

- чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние;

- формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

- понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки».  Химические и эмоциональные зависимости;

- отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых;

- понятие группового давления и принятие собственного решения;

- формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения;

-  поиск компромиссов, умение противостоять групповому давлению;

- понятие насилия и права защищать свои границы;

- формирование навыков противостояния групповому давлению и насилию и осознание права и необходимости защищать себя;

- понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций;

- коррекция агрессивности обучающихся.

План

индивидуальных и групповых коррекционных занятий

№ п/п

Наименование разделов программы

Количество часов

1

Обследование детей

1

2

Развитие и коррекция познавательной сферы

10

3

Самопознание. Что я знаю о себе

7

4

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

8

5

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы

9

Итого часов:

35

Содержание программы для обучающихся 7 класса

«Индивидуальные и групповые коррекционные занятия»

  1. Обследование детей (1 часа).
  2. Развитие и коррекция познавательной сферы (10 часов).

Увеличение объема внимания и наблюдательности. Увеличение уровня распределения внимания. Усиление концентрации и устойчивости внимания. Тренировка переключения внимания. Развитие слуховой памяти. Зрительная память. Ассоциативная память. Развитие мыслительных навыков: классификация, обобщение, причинно-следственные отношения.

  1. Самопознание (7 часов).

Зачем нужно знать себя?  Я глазами других.  Самооценка. Ярмарка достоинств. Уверенное и неуверенное поведение.

  1. Развитие и совершенствование коммуникативных навыков (8 часов).

Общение в жизни человека. Барьеры общения. Учимся слушать друг друга. Пойми меня. Критика. Комплименты или лесть. Вежливость. Зачем нужен этикет. Умение вести беседу.

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы (9 часов).

Чувства, сложности идентификации чувств. Выражение чувств. Отделение чувств от поведения.  Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния.  Понятие зависимости, понятия: «соблазн», «вредные привычки».  Химические и эмоциональные зависимости.  отработка методов противостояния внешнему воздействию ровесников и взрослых.  Понятие группового давления и принятие собственного решения.  формирование навыков выражения и отстаивания собственного мнения. Понятие насилия и права защищать свои границы. Понятие «конфликт», отработка умения выхода из конфликтных ситуаций. Коррекция агрессивности обучающихся.

Планируемый результат:

Повышение продуктивности  внимания; 

- Развитие памяти;

- Развитие навыков совместной деятельности;

- Гармонизация эмоционального состояния ребенка;

- Развитие адекватной самооценки;

- Развитие коммуникативных умений и навыков;

- Развитие эмпатии, построение доверительных отношений между участниками занятий;

- Гармонизация психоэмоционального состояния;

- Овладение методам саморегуляции;

- Социализация и адаптация в современном обществе.

Обучающиеся должны уметь:

- признавать собственные ошибки;

- сочувствовать другим, своим сверстникам, взрослым и живому миру;

- выплескивать гнев в приемлемой форме, а не физической агрессией;

- анализировать процесс и результаты познавательной деятельности;

- контролировать себя, находить ошибки в работе и самостоятельно их исправлять;

- работать самостоятельно в парах, в группах;

-  адекватно воспринимать окружающую действительность и самого себя;

-  знать об опасности курения, употребления алкоголя, наркотиков;

- уметь отстаивать свое мнение;

- уметь идентифицировать свое эмоциональное состояние.

Раздел программы

Тема

занятия

Дата

Кол-во час

Задачи

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

1

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. комплектование групп для коррекционных занятий;

3. воспитание положительного отношения к занятиям

Развитие и коррекция познавательной сферы

Увеличение объема внимания и наблюдательности

1

1. Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Увеличение уровня распределения внимания

1

1. Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности  внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Усиление концентрации и устойчивости внимания

1

1. Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Тренировка переключения внимания

1

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Развитие слуховой памяти

1

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Развитие зрительной памяти

1

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Развитие ассоциативной памяти

1

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания,  умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Развитие мыслительных навыков: классификация

1

1. Формирование мыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

Развитие мыслительных навыков: обобщение

1

1. Формирование  мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Причинно-следственные отношения

1

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Самопознание. Что я знаю о себе

Зачем нужно знать себя?

1

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Мое тело

1

1. Закрепление знаний о своем теле; 

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Мой волшебный мир

1

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

Самоценность

1

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2.  развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Мои достижения

1

1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.

Буду делать хорошо и не буду плохо

1

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

Взаимодействие

1

1. Дать  представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Как мы видим друг друга

1

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание  чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Я глазами других

1

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Дружба начинается с улыбки

1

1.Формирование наблюдательности  и умения слушать  другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Разговор взглядов. Пойми меня

1

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Умеем ли мы вежливо общаться?

1

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Поведение в общественных местах

1

1.Формирование положительного отношения к  общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Урок мудрости (уважение к старшим)

1

1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям  диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

1

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Чувства и поступки

1

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Стресс

1

1. Формирование умения  идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие  осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Почему некоторые привычки бывают вредными

1

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений  об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Умей выбирать

1

1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Я отвечаю за свое решение

1

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Хозяин своего «Я»

1

1. Формирование  умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

1

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Надо ли уметь сдерживать себя?

1

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3. воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Список литературы

  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков школьников. Пособие для учителей, школьных психологов и родителей. – Обнинск.: Принтер, 1993. – 20с.
  2. Амбросьева Н.Н. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников – М., 2007.
  3. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. – СнП., 2003 .
  4. Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
  5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М., 1995.
  6. Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники/ О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 347 с.- (Психологический практикум).
  7. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Навыки конструктивного взаимодействия с подростками. – М., 1997.
  8. Кривцова С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром. – М., 2003 .
  9. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей сирот: социально-эмоциональные проблемы./ Под ред. Л.М. Шипициной, Е.И. Казаковой. СПб., 2000.
  10. Лещинская Е.А. Тренинги общения для учащихся 4 – 6 классов. Киев., 1994.
  11.  Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка. – М., 2004 .
  12. Практикум по психологическим играм  с детьми и подростками/Азарова Т.В., Барчук О.И., Беглова Т.В., Битянова М.Р., Королева Е.Г., Пяткова О.М.; под общей ред. Битяновой М.Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии»)
  13.   Прихожан А.М. Психологический справочник, или Как обрести уверенность в себе. М., 1994.
  14. Слепович Е.С., Поляков А.М. Работа  с детьми  с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.  – СПб.: Речь, 2008. – 247 с.
  15. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей инвалидов младшего школьного возраста для умственно отсталых детей(со сложной структурой дефекта)

Основным системообразующим фактором в предлагаемых разработках отводится понятию «социальная независимость» ребенка-инвалида, под которой подразумевается не столько приспособление или компенсация тех ...

Исследование эмоциональной сферы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

В презентации раскрываются особенности эмоционально-волевой сферы обучающихся с интеллектуальными нарушениями.В зависимости от формы интеллектуальной недостаточности можно выделить ряд эмоционал...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы» для учащихся 6-10 классов

Цель: Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы и адаптивных форм поведенияЗадачи программы:- Формирование способности распознавать и дифференциацировать эмоциональные состояния;- Развитие произ...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий с элементами сказкотерапии «СКАЗОЧНЫЙ МИР» (Развитие эмоционально-волевой сферы обучающихся)

Цель программы гармонизировать эмоционально-волевую сферу детей младшего школьного возраста, испытывающих внутреннюю дисгармонию.Разработана на основе работ Т. Зинкевич-Евстигневой и Ткач Р.М....

Программа занятий по коррекции недостатков эмоционально-волевой и поведенческой сферы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР.

Целью данного комплекса занятий является развитие у обучающихся способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста обучающихся, ...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий по курсу «Предметно – практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (II вариант) (2 – 3 классов)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...