«Создание условий для реализации творческого развития обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями во внеурочной деятельности».
статья по технологии (9 класс) на тему

Прохватилова Ольга Валентиновна

     В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

   Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет призваны обеспечить достижение этой цели, в том числе и через создание комфортных для ребенка услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_publikatsiya.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

О.В. Прохватилова,

городской округ город Михайловка,

 МКОУ СОШ №10

Создание условий для реализации творческого развития обучающихся  с эмоционально-волевыми нарушениями  во внеурочной деятельности.

     В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России сформулирована  новая цель современного отечественного  образования: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

   Образовательные стандарты второго поколения, также как и другие важные документы последних лет призваны обеспечить достижение этой цели, в том числе и через создание комфортных для ребенка услуг и систем; искоренение всех форм насилия в отношении детей; гарантирование прав детей в ситуациях, когда дети особо уязвимы.

    Впервые в документах такого уровня уделяется столь значительное внимание деятельности школьников, организуемой за рамками уроков. При этом подчеркивается важность занятий по интересам, отвечающих особым образовательным потребностям учащихся.

   До недавнего времени  термин «дети с особыми потребностями» рассматривался однозначно – категория детей, юридически определяемых как «дети с ограниченными возможностями здоровья». Сегодня к категории детей с ОСП относят и тех детей, которые, так или иначе, отличаются от большинства. Это дети, говорящие на другом языке, принадлежащие к иным культурам, отличающиеся друг от друга стилем жизни, вероисповеданием, имеющие разные интересы и способности к обучению, с эмоционально-волевыми нарушениями.

    И сегодня мне хотелось  бы поговорить о детях, находящихся в трудной жизненной ситуации и создании условий для реализации  их творческого развития.

    В школе я  преподаю технологию, предмет, как многие говорят, не «первостепенный». Руковожу детским объединением «Творческая мастерская»  и организую работу с талантливыми  и отстающими детьми, предоставляя им не только возможность выбора творческих  проектов, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Среди этих детей встречаются дети с низкой мотивацией и находящиеся в трудной жизненной ситуации.  Как же быть с ними?  Как же  учителям - взрослым узнать о том, что ребёнок испытывает душевное страдание? Переживания и внутренние конфликты всегда находят способ заявить о себе.

   Они проявляются в виде:

проблем в школе – ухудшение успеваемости и поведения, потеря интереса к учебе; конфликтов в семье – частые ссоры и разногласия между ребёнком и родителями, братьями и сёстрами; трудностей в общении: замкнутость, неумение находить общий язык со сверстниками, агрессивное или вызывающее поведение; душевных страданий: частые слёзы, подавленность, неожиданные смены настроения без видимых причин, раздражительность, обидчивость, многочисленные страхи, кошмарные сны; проблем со здоровьем: расстройство сна или аппетита, боли в животе, головные боли, заикание, нервные тики.

   Эти дети нуждаются в особом внимании и взрослых, и сверстников. В нашей школе обучаются вынужденные переселенцы. На долю этих  детей выпало немало испытаний. Им пришлось пережить утрату дома, родины, гибель близких людей, эмиграцию.

    Как им помочь?  Что с ними делать?

    В целях развития творческого потенциала таких  учащихся  я проектирую и организую систему внеклассной  работы, основываясь на учете следующих принципов: принцип учета структуры дефекта; деятельностный принцип; принцип создания ситуации успеха; принцип доступности материала; принцип эмоциональной насыщенности; принцип взаимосвязи разных видов деятельности; принцип реализации потребности в социальной принадлежности;

принцип создания ситуаций, способствующих формированию социальных навыков и умений.

    Исходя из своего опыта, определила следующие условия  развития творческой способности:

   Первое условие – материальная, ресурсная, психологическая готовность образовательных учреждений, готовность распознать и развивать творческую одаренность (или творческие способности) ребенка.

   Второе условие – адекватная позиция родителей детей, их вера в возможности и способности ребенка, к раскрытию талантов и способностей и современные формы взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников и обучающихся.

     Третьим условием развития творческих способностей ребенка  является его психолого-педагогическое сопровождение. Целью такого сопровождения является формирование положительных личностных качеств самого ребенка – его самоотношение и самоуважение, вера в свои возможности, готовность к трудностям, воля и оптимизм. Обучающиеся с эмоционально- волевыми нарушениями должны научиться постепенно принимать участие во всех сферах жизни общества, тем самим, переставая быть обузой для государства, семьи и общества.

    Четвертое условие -  это система внеурочной деятельности, обеспечивающая включение ребенка в активную жизнь учреждения и социума. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности.

    Одним из средств развития творческой одаренности являются творческие конкурсы. Я привлекала таких дети для  участия во всех школьных и внешкольных мероприятиях: творческих проектах, НОУ, городских и областных выставках,   различные акции  милосердия и ярмарках. Но полного удовлетворения  от проделанной работы я не получала. А хотелось,  чтобы дети могли сами видеть своё продвижение и свой успех, могли не только победить свои страхи, «раскрыться», в дальнейшем определиться с профессией,  но и научились помогать тем,  кто больше их нуждается в помощи! Так  обучающихся с эмоционально- волевыми нарушениями  становятся  «обычными» учениками, помогая с детства тем, кому нужна помощь, учатся чувствовать и ценить любовь и поддержку, а это, наверно, самое человечное в человеке. У всех детей,   развивается чувство взаимопомощи, взаимовыручки, стираются  барьеры в общении, формируется активная гражданская  позиция.

   В целях формирования мотивации обучающихся с эмоционально-волевыми нарушениями в решении  проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке, было принято решение  организовать волонтёрскую группу из учащихся девушек  8-х  классов  для посещения  старшей группы д/сада «Улыбка».  Этот  проект представляет собой объединение  двух равноправных и взаимосвязанных между собой блока: программа взаимодействия педагогов - учителя технологии МКОУ «СОШ № 10» и воспитателей старшей группы д/сада «Улыбка» и взаимодействие детей. Это одна из групповых форм внеурочной деятельности  в социализации ребёнка - тимуровская работа, - или, как сейчас принято  говорить,   волонтёрская  деятельность.

  В детской субкультуре наиболее полно раскрываются особенности внутреннего мира детства. Изучив его особенности, структуру и потенциал, я  пришла к выводу о возможности и необходимости рассматривания детской субкультуры как одного из механизмов социализации личности ребенка при сохранении и развитии того ценного, что таит в себе детство. Ребенок так устроен, что порой легче, чем взрослый вступает в контакт со сверстниками, находит общие точки соприкосновения. Каждый ребенок представляет собой ценность как личность. Вместе с тем, объединяясь с детьми другого коллектива в детское сообщество, образуют не просто особую культуру, а особое социальное и педагогическое пространство, где происходит формирование современной социальной личности. Грамотная организация общения является важнейшим условием решения педагогических задач взаимодействия детских коллективов.

   Только участвуя в совместной деятельности, дети объединяются и вступают между собою во взаимоотношения. Дошкольники стремятся к активному общению в совместной деятельности с учащимися школы.      Результатами волонтёрской деятельностью стали: обязательные совместные праздники: «День знаний», карнавал «Новогоднее чудо», спортивный праздник «Сильные, ловкие, смелые», экскурсии по школе, д/саду и городу, презентации,  проект «Страна детства», подготовка  портфолио достижений воспитанников и учащихся в рамках одного возрастного периода жизни, конкурсы и выставки,  экологические десанты,  а так же участие в городских  выставках, посвящённым Дню Победы, Дню Города, что способствовало  воспитанию любви к малой родине, городу, стране, сохранению семейных традиций.

  Таким образом, включая ребенка в субкультуру, расширяя границы общения, формируется  толерантное поведение, создаются  условия для осознанного выбора им способов саморазвития, духовно – нравственного воспитания,  комфортного самоощущения в различных жизненных ситуациях.   Развитие духовного мира ребенка, его творческих способностей, созидательного отношения к себе и окружающим может быть источником укрепления его физического, душевного и социального здоровья. Оно дает чувство принадлежности к обществу, ощущение "нужности", возможность выражения своих чувств, формирования и развития личности. Творческие порывы, любовь к искусству и желание выразить себя в музыке, танце, живописи, слове – едва ли не важнейшие составляющие внутренней жизни ребенка, и чем более слабым и уязвимым он нам кажется, тем более яркой и сильной может быть в нем потребность в творческом самовыражении. Только так – через радость самовыражения и радость признания придет к человеку ощущение полноты жизни.

     Данная молодёжная инициатива способствовала в первую очередь, формированию школьной мотивации дошкольников, более эффективной подготовке к школе; опыт работы ДОУ и школы может быть апробирован и  использован другими ОУ города.

     Хочется сделать вывод,  что молодёжная инициатива в лице добровольцев (волонтеров) поднимает имидж нашего  учебного заведения, с появлением (добровольцев увеличивается круг общения, привлекаются новые интеллектуальные ресурсы, внимание общественности к решаемым проблемам,                              и, что немаловажно, добровольческая деятельность может отвлечь человека от негативных поступков.

     Я считаю, что важнее всего воспитать ребят дружелюбными: тогда они всегда будут вызывать у окружающих симпатию и желание помочь. Одно из наиболее важных, но довольно трудно приобретаемых качеств - способность располагать людей к себе

     Если вы хотите  испытать себя в чем-то новом, реализовать собственную идею или мечту, стремитесь  к приобретению нового опыта и знаний, тогда делайте добрые дела и участвуйте в волонтерских проектах. Это возможность сделать мир лучше, светлее. Вселяйте в детей веру в будущее и в собственные силы.  ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

Список используемой литературы:

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы"
  2. Конвенция о правах ребенка: Конвенция ООН. -  Москва: РИОР, 2009.
  3.  «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - Утверждена Президентом  Российской  Федерации Д.Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271
  4.  Борзова В. А. , Борзов А. А. Развитие творческих способностей у детей. – Самара,1994.
  5. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.,1981.
  6.  Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М.,1999.
  7. Письмо Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 5.03.2010 г. № 322/05 «Об организации работы по вовлечению молодежи в волонтерскую деятельность».  

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии и реализация творческого потенциала через организацию проектной и внеурочной деятельности».

Актуальность проблемы :развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентиров...

Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС

Развитие творческой личности ребенка становится одной из главных задач  в системе общего образования. Изменение традиционных методов преподавания требует поиск наиболее результативных путей воспи...

«Развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС»

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл....

Тема: «Ярмарка проектов обучающихся 1-2 классов как созданное условие для реализации творческих способностей детей с высокой познавательной мотивации»

Уважаемые коллеги! Разрешите поделиться с Вами опытом работы по формированию у учащихся универсальных учебных действий посредством проектной деятельности....

Развитие творческих способностей обучающихся через урочную и внеурочную деятельность в условиях реализации ФГОС ООО

laquo; Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний. к тренировке памяти … хочется . Чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире» В.А. Сухомли...

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Интерактивные методы обучения как средство творческого развития учащихся в урочной и внеурочной деятельности...


 

Комментарии

Прохватилова Ольга Валентиновна

Публикация статьи в рамках международной научно-практической конференции ″Образовательная среда как основа развития индивидуальности обучающихся и их социализации″