3.1 Выступления на МО
материал
3.1 Выступления на МО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 657 КБ |
![]() | 212.5 КБ |
![]() | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Усиление практической направленности в изучении курса географии России.
Гайворонская В.А. учитель географии, ВКК
МОКУ «Вознесеновская СОШ им И.В.Гермашева»
Современное общество ставит перед школьным образованием задачу воспитания и развития личности, готовой к активной деятельности и ответственному поведению в различных жизненных ситуациях. В решении этой задачи больше значение имеет школьный курс географии, который через систему практических работ может развивать у школьников ключевые компетенции, такие, как способность к коммуникации, умение работать в группе, умение решать поставленные проблемы, владение информационными технологиями, способность к самостоятельному получению знаний, работа с числом и другие.
Практическая направленность в обучении географии (по Е.А. Беловоловой) включает:
- усвоение содержания образования (знания, умения);
- усвоение методологических знаний (знаний о действиях, способах познания), методов географического познания;
- развитие умственных способностей;
- обогащение жизненного опыта учащихся.
Реализация практической направленности обучения географии заключается в формировании у школьников умений применять знания в процессе практической деятельности.
Умения – это операционная часть знаний. Они включают предметные знания, знания о действиях, их алгоритме, мыслительные операции, приемы и способы действий, эмоционально-ценностное отношение.
В ходе выполнения практических работ у школьников формируются общеучебные (универсальные) умения и специальные умения, характерные для предметной области география. К этим специальным умениям, которые формируются в ходе выполнения практических работ в курсе географии России в 8-9 классах, относятся:
- умение читать и понимать карты различного географического содержания;
- умение проводить наблюдения в географической среде и фиксировать их результаты;
- умение использовать статистические материалы для анализа различных географических данных;
- умение составлять географические характеристики территорий;
- умение анализировать различные источники географической информации для получения знаний о географическом объекте или явлении и т.д.
Курс «География России», который преподается в 8 и 9 классах, позволяет проводить большое количество разнообразных практических работ. Это заключительный курс географии в основной школе, и большинство географических умений у учащихся уже в основном сформировано. Но в 8 и 9 классах мы отрабатываем эти основные умения, совершенствуем их и формируем новые. Большинство практических работ проводится на основе краеведческого материала, что позволяет расширить кругозор школьников и привязать изучаемый материал к определенной территории. Это такие работы, как:
- изучение формирование рельефа своего региона и закономерностей его формирования;
- изучение геологического строения, горных пород и минералов, и полезных ископаемых своего региона;
- выявление способов адаптации человека к климатическим условиям на примере своего региона;
- выявление экологических проблем внутренних вод своего региона;
- выявление особенностей почв, растительного и животного мира своего региона и т.д.
В условиях совершенствования содержания школьного курса географии, мы проводим практические работы нового содержания:
- выявление по карте специфики административно-территориального устройства страны;
- составление аннотации к какому-либо источнику по истории открытия и освоения территории России;
- прогнозирование темпов роста населения России;
- выявление обеспеченности потребностей населения своего региона различными видами услуг;
- оценка экологической ситуации в крае на основе различных источников географической информации;
- составление картосхемы объектов Всемирного культурного наследия на территории России и т.д.
Рассмотрим примеры практических работ, которые мы проводим в 8 классе при изучении темы «Население России».
№ | Содержание работы | Задачи | Вид деятельности |
1. | Определение и сравнение показателей прироста населения в разных частях страны. Прогнозирование темпов роста населения России | 1.Обучение умениям анализировать статистические показатели и на этой основе: 2. делать выводы и 3.выстраивать прогнозы | 1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации» 2.Выявление субъектов федерации, численность населения в которых выросла за период с 1989г - 2002 год -2010 г 3.Формулирование вывода о причинах, по которым произошло увеличение численности населения в этих регионах 4.Прогнозирование изменение численности населения в стране в ближайшие годы |
2. | Определение крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с национально-территориальным и политико-административным устройством России | 1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять данные с картографическим материалом 2.Включение картографических умений (на основе карт социально-географической тематики) в структуру компетенция учащихся | 1.Анализ статистической таблицы «Численность крупнейших народов Российской федерации». 2. Выявление крупнейших народов России по численности населения 3.Сопоставление статистического материала с картами «Народы России» на стр.8-9 в атласе и «Административной картой России» стр. 4-5 в атласе 4.Выявление народов России, которые имеют свои национально-территориальные структуры (республики, автономные округа, автономные области) и народов, которые таковых не имеют 5.Формултрование вывода о национальном составе и национально-территориальном устройстве России |
3. | Влияние природных условий на особенности одежды и жилища народов России | 1.Изучение особенностей национального костюма и жилища народов России 2.Выявление зависимости между особенностями костюма и жилища народов и природной зоной их проживание | 1.Выявление особенностей национального костюма на основе изучения кукол в национальных костюмах (работа в группах) 2.Выявление особенностей национальных жилищ на основе изучения иллюстраций (работа в группах) 3.Формулирование вывода о влиянии природных условий на одежду, жилище и занятость народов России |
4. | Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны. Выявление закономерностей. | 1.Отработка умения анализировать статистические данные и сопоставлять с картографическим материалом 2.Выявлять закономерности размещения городского и сельского населения по территории страны | 1.Анализ статистической таблицы «Численность и состав населения Российской Федерации». 2.Выявление территорий с наиболее высоким и наиболее низким показателем доли городского населения 3.Анализ карты «Плотность населения России» стр.6 атласа 4.Сопоставление статистических данных с картой плотности и политико-административной картой России 5.Формулирование вывода о закономерностях размещения городского и сельского населения страны |
5. | Определение тенденций изменения доли занятых в сферах современного производства на примере Республика Калмыкия (Практическая работа на основе анализа дополнительных источников информации о рейтинге профессий и спросе на рынке труда Республики Калмыкия) | 1.Совершенствование приемов и способов действий, направленных на анализ информации из различных источников 2.Выявление закономерностей на основе анализа собранного материала | 1. Сбор информации из различных источников: отчеты статистического управления Республики Калмыкия, анкеты выпускников школы, материалов из центра занятости населения. (работа в группах) 2. Анализ собранной информации 3.Формулирование вывода об изменении тенденции занятости в Республике Калмыкия на современном этапе |
Таким образом, применение различных цифровых показателей в форме статистических данных, диаграмм, графиков составляет основу овладения школьниками статистическими методами. В современном мире цифровая информация и работа с числом – одна из ключевых компетенций, которая необходима человеку в обычной жизни и профессиональной деятельности. А работа с картографическим материалом продолжает отработку умений работы с картой, что так же является необходимой компетенцией современного человека. Поэтому изучение темы «Население России» и проведение практических работ имеют практическую направленность подготовки учащихся к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435846-1397314781.jpg)
Выступление участников секции «Физика» на Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»
Выступление участников секции «Физика» на открытии гимназического интеллектуального клуба «Олимп»....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/23/picture-190512-1634937881.jpg)
Некоторые выступления Логвиненко О.В на заседаниях ЦК. Выступление на конкурсе "Учитель года 2015". Выступления в школе
24 декабря 2014 г. выступала с докладом "Обобщение опыта работы".В 2012 г я выступала на пед.совете и учредительном совете с докладом на тему: Эффективное приме...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-509725-1421862500.jpg)
Выступление С.И. Назаровой на нижегородской областной педагогической конференции "Наша новая школа: через развитие педагогического потенциала к поддержке талантливой молодежи". Тема выступления "Новая школа-новые задачи"
Данное выступеление было заслушено участниками нижегородской областной педагогической конференцией, проходившей 29 сентября 2010 года в г. Н. Новгороде (концертный зал "Юпитер" Торгово-промышленн...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/15/picture-592493-1423986554.jpg)
"Практическая риторика. Публичное выступление" - урок (4 часа) Видеоурок "Информационное выступление" сайт для скачивания http://www.ssyoutube.com/v/BUVfAuIKX_Q&rel=0&fs=1
Урок знакомит учащихся с риторикой, известными ораторами древности; даёт возможность расширить представление о публичном выступлении и его структуре, о видах выступлений и требованиях к ни...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/02/picture-263500-1414945764.jpg)
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/20/picture-551667-1463746486.jpg)
Выступление на августовской учительской конференции 27.08.2015. Тема выступления "Проектная деятельность как средство формирования метапредметных результатов"
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страня. Следовате...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-641257-1547364508.jpg)
Выступление на городской конференции «Инновационные технологии в образовании», выступление на заседании круглого стола.
Одно из главных направлений работы школы – создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также про...