Воспитательная система школы
материал

Воспитательная система УО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_sistema_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательная система образовательного учреждения:

к проблеме понимания и представления результатов

До сего времени  в практике воспитания   еще  прослеживается  некоторая путаница -  что  мы создаем в нашей школе – систему?  Или  концепцию?  Или модель системы? А если  чувствуем, что система создана – как  её описать? Как представить результаты?  ?  Как  оценить  её эффективность?

      Можно выделить  ряд позиций, которые выступают «стержнем» представлений о воспитательной системе школы:

  1. Воспитательная система как  пространство влияния на учащегося охватывает образовательное учреждение в целом, включая всех субъектов, все виды деятельности.
  2. Описание воспитательной системы  оптимально для повседневной практики, если изложено в программе развития образовательного учреждения.
  3. Цель, обозначенная в программе развития ОУ, определяет направленность воспитательной системы  образовательного учреждения. Цель ОУ, как правило,  одна, а вот ожидаемых результатов, представленных в цели,  может быть несколько.
  4. Гуманистический вариант целеполагания  - описание ожидаемых результатов как изменений в учащихся (выпускниках) данного образовательного учреждения.
  5.  Цель в контексте  программно – целевого подхода в управлении -  конкретна, диагностична, реалистична. Имеет критерии, показатели оценки ожидаемого результата, также представленные в программе развития.
  6.  Результативность воспитательной системы можно обнаружить, анализируя  данные по каждому критерию и показателю оценки ожидаемых результатов.
  7. Представление  описания воспитательной системы  без  полученных результатов  ничего о качестве этой системы не говорит.

   Первое, что необходимо сделать -  договориться о понятиях. Система (от греч. systema - целое; составленное из частей; соединение) -    упорядоченное множество компонентов (элементов), находящихся во взаимной связи, зависимости и взаимодействии друг с другом и на этой основе образующих целостное единство. Целостное единство системы – это качественная черта, отличающая любую систему от других систем, систему от среды обитания. Будучи целым, в то же время входит в другие более широкие системы как их часть, элемент

    Для понимания  значимости влияния системы школы на человека важно, что для  целостных систем характерно то, что энергия внутренних связей ( с чем связано развитие этих систем) существенно выше энергии внешних воздействий. С этой качественной характеристикой, на наш взгляд, связаны значительные, пока недостаточно использованные  потенциалы воспитательной системы образовательного учреждения.

    Наличие воспитательной системы позволяет сделать более эффективным воспитательный процесс, а соответственно, и результат – личностные изменения человека. Система позволяет сделать осмысленной и целенаправленной деятельность и учащихся, и педагогов, и родителей, обеспечивает их со-развитие в коллективе.

    Для  осознания и описания систем удобно представить их в  виде компонентов и связей между ними. Воспитательная система  включает следующие компоненты (см. схему 1).

Схема 1.

 Воспитательная система образовательного учреждения

    Для создания и развития воспитательной системы школы  руководителю необходимо представлять содержание  каждого компонента, его взаимосвязи с другими и значение для целостной системы.

    Современное информационное пространство дает возможность познакомиться  с воспитательной системой школы сначала заочно – через описание, а при желании и в процессе посещения образовательного учреждения. Поэтому посмотрим на компоненты воспитательной системы с точки зрения полноты описания. Желательно, чтобы знакомство с описанием  воспитательной системы  обеспечивало  формирование  четкого образа, чтобы у читателя  не возникало вопросов – а зачем это делается? А в какой логике это происходит в годовом цикле? А  кто это организует?

       Ценностно-смысловое ядро воспитательной системы  включает ценности, принципы организации деятельности, описание изменений учащегося  по этапам, цели и задачи, критерии оценки ожидаемых результатов. В зависимости от содержания этого компонента  выстраивается и содержание деятельности образовательного учреждения как воспитательной системы.

    Какие ценности служат ориентиром ? Понятны ли они всем субъектам воспитательного процесса? Спросим себя, для примера, всем ли родителям понятны такие ценности как «креативность», «самоактуализация»? Однозначно ли всеми участниками  деятельности вопринимается  понятие «здоровый образ жизни»?  

    Таким образом, в рамках  воспитательной системы конкретной школы  хочется увидеть, как  эти ценности  «пронизывают»  деятельность, отношения, среду  и  становятся в результате  социально – востребованным опытом конкретного выпускника.

     Цель – это заданный качественно (а если необходимо и количественно) образ желаемого результата, который реально может быть достигнут к фиксированному моменту времени вследствие реализации действий, предусмотренных программой.    В контексте программно – целевого подхода к цели предъявляются определенные требования. Качество цели  можно  оценить по показателям конкретности, измеримости, достижимости, реалистичности.

    Образ желаемого результата включает личностные изменения учащегося образовательного учреждения, за которых  учреждение берет на себя ответственность и  изменение которых предполагает обнаружить к моменту завершения обучения в образовательном учреждении.

    Педагогическому коллективу ОУ  для того, чтобы ответить на вопрос – за какие изменения мы можем нести  ответственность, соответственно, можем обеспечить позитивные изменения? – необходимо иметь отчетливое представление о структуре личности, движущих силах её развития  с одной стороны, и об особеннностях  образовательного учреждения, его ресурсном обеспечении и потенциалах – с другой.

    Анализ качества  целей  воспитательных систем образовательных учреждений позволяет выделить  затруднения педагогических коллективов ОУ, связанные:

-  С нечеткостью представления  об ожидаемом результате  как желаемых изменений в личности учащегося. За какие изменения мы берем на себя ответственность? Это связано как  с недостаточным знанием психологии личности, так и недостаточной методологической компетентностью, сложностью самоопределения в педагогических подходах, знанием структуры цели, требованиями к её качеству.

-   Качество цели низкое, чаще проблема в конкретности и измеримости. Это затруднение связано с недостаточным пониманием позиций программно – целевого подхода.

-   В документах, на сайте ОУ, в программе развития встречается несколько целей образовательного учреждения. Затруднение связано со смешением разных подходов  в коллективе ОУ, недостаточной методологической компетентностью.  

     Критерии оценки ожидаемого результата отражают возможность проверки степени достижения цели. Напомним, что критерий (от греч. kriterion -- средство для суждения)  – это признак, на основании которого производится изучение, определение или классификация чего-либо; "мерило оценки", а показатели это наблюдаемые и поддающиеся фиксации результаты, которые можно определять качественно, измерять количественно, сравнивать, описывать.

   Соответственно, представляя результаты, необходимо понимать, что  результаты – это информация по показателям и критериям в соответствии с обозначенной в образовательном учреждении  целью.

   В числе наиболее характерного  затруднения выделим рассогласование между целью образовательного учреждения, критериями её оценки и представляемыми результатами. Необходимо осознать, что  результивность оценивается по полученнным  результатам относительно обозначенной цели,  иные результаты ( не запланированные) могут быть отнесены к эффектам. Либо стоит поразмышлять – влияние ли это воспитательной системы школы?

    В числе результатов образовательные учреждения нередко  представляют  данные областного мониторингового среза «Качество воспитательного процесса». Это позитивная тенденция, такую информацию использовать необходимо.Но – во первых она не должна быть единственной  информацией о качестве воспитания. Проблема же заключается в том, что иногда в числе  критериев и показателей  оценки цели учреждения активность учащегося в организации деятельности, комфортность самочувствия в ОУ не обозначены, и, таким образом, для данной системы являются лишь эффектами, то есть не могут быть представлены как полученные результаты.  Решением этого затруднения могла бы быть работа ОУ с комплексом своих критериев и показателей,  с системой представлений  о результатах разного уровня.

       Не останавливаясь подробно на задачах,  отметим в  числе  недочета, встречающегося в описаниях,  «смешение» подцелей,  задач и ожидаемых результатов. Разграничение целей и задач в рамках  описания воспитательной системы ОУ, на наш взгляд, удобно, если в качестве  основы  используются   либо остальные пять компонентов воспитательной системы (задачи будут связаны с деятельностью, отношениями, средой, управлением, субъектами), либо по  направлениям деятельности ОУ (задачи будут связаны с организацией массовых мероприятий, методической работой и т.д.).

    Принципы организации деятельности – это те правила, законы, используя которые во всех ситуациях взаимодействия (и с учащимися, и с родителями, и в школе, и вне её стен)  руководитель рассчитывает приближаться к реализации поставленной цели. Нам представляется  убедительным, если принцип, указанный в описании воспитательной системы  реально и эффективно работает в практике воспитательного процесса. Понятно, что таких принципов не может быть много, они хорошо известны всем  субъектам и поддержаны ими, поэтому их  формулировка  проста для запоминания и воспроизведения.

     Субъекты деятельности, ее организующие и участвующие в ней – это учащиеся, родители, педагоги, сотрудники школы, социальные партнеры. В описании воспитательной системы ОУ интересно прочитать о  субъектах воспитательного процесса, которые обогащают его,а также о формах изучения и просвещения всех субъектов.

      Для осознания важно понять, какова логика организации деятельности в образовательном учреждении. Есть  ли системообразующий вид деятельности? Каким образом обеспечивается  «движение» к цели через основной воспитательный комплекс – урок? Есть ли  свои традиции? В чем особенность каждого направления, если таковые обозначены? Определены  ли  формы, технологии, в которых  реализуется деятельность (урочная, внеурочная, внешкольная), режим, логика форм и видов деятельности?

    На наш взгляд, индикатором функционирования  воспитательной системы  в школе  может выступать   качество организации  "ключевых" дел.  «Ключевое" дело» – это дело событийного характера (значимое, важное событие), актуализирующее ценности данной воспитательной системы, данного коллектива, объединяющее в процессе подготовки и ежегодного проведения максимально возможное число учащихся, родителей, педагогов, выпускников, социальных партнеров.  

    В представлении системы важно указать – какие технологии используются для становления и обогащения отношений и взаимоотношений? За счет чего складывается атмосфера? Какие традиции способствуют этому – в системе отношений – кого с кем?

   В числе затруднений выделим рассогласование между провозглашаемыми  целью, ценностями, принципами, и содержанием деятельности. Выбор форм недостаточно адекватен новым условиям взросления  учащихся, их возрастным потребностям, особенностям. Выбор технологий, форм деятельности, обеспечивающих становление гуманных отношений, часто неосознаваем и  чрезвычайно слабо обеспечен методической поддержкой.

    Освоенная среда системы включает в себя внутреннюю предметную среду (оформление помещений, характер расположения мебели, освещение, температурный режим, характер текстовой информации, наглядности и т.п.) и освоенную внешнюю среду, то есть те объекты ближайшего социума, которые субъекты используют в процессе деятельности. Анализ  описаний воспитательных  систем  школ  позволяет обнаружить преимущественно перечисление  «объектов»  внешней среды без  указания содержания  взаимодействия, формы договора о сотрудничестве.  Анализ показывает, что  зачастую отсутствует логика подбора партнеров в соответствии с целью системы, чаще по принципу «что  рядом расположено» или «кто сам пришел». Между тем,  «в современных условиях без  социально - педагогического партнерства  субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся. …необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ» »[2, с. 21] Возникает естественный вопрос : как выстраивать? Закономерно увидеть  эту логику в описании.

    Значимо, если в описании системы представлены принципы и особенности управления,структура управления, содержание деятельности органов управления. Возможно, представлены также  отдельные формы анализа, планирования, мотивации, контроля. Представлена  система мониторинга.

Итак, представление о воспитательной системе сложилось. Создание  воспитательной системы начинается с  формирования видения  и  проектирования. Все идеи,  замыслы, конечно, должны быть где – то зафиксированы. Не случайно у руководителей возникает вопрос – где?  

В системе образования России  принят и  активно используется программно – целевой принцип. Программно-целевое управление — управление, ориентирующееся на достижение конкретного конечного результата в решении определенной проблемы, развитии системы в заранее установленные сроки.  В законе РФ «Об образовании» указано, что механизмом реализации является  федеральная программа. Нам представляется логичным в контексте программно – целевого подхода, заданного в системе образования России,  реализуемого в Новгородской области, выделить в качестве основного  документа, включающего описание воспитательной системы  – программу  развития образовательного учреждения.  На наш взгляд, это  удобно, так как структура программы  позволяет  включить как  анализ состояния  воспитательной системы, так и  описание желаемого состояния (концепции) и средств обновления, тактику перехода в обновленное состояние.

    «Программа (от греч. Programma – распоряжение, объявление) – нормативная модель совместной деятельности людей, определяющая последовательность действий по достижению поставленной цели.  В контексте программно – целевого подхода  программа понимается как система увязанных между собой по содержанию, срокам, ресурсам мероприятий (действий) различного  характера, направленных на достижение единой цели.

В описании концепция может быть  условно поделена на модель и механизм реализации  модели. Поясним  каким образом  связаны концепция и модель.

Концепция  - это комплекс взаимосвязанных идей, принципов, цели и средств её достижения.  Модель  - это упрощенный  образ желаемой системы образ, аналог определенного фрагмента социальной реальности. Является заместителем изучаемого объекта и позволяет получить о нем информацию

Таким образом,  модель  включает   цель, ценности,принципы, критерии и показатели оценки, задачи,   и является частью концепции. Обращаем внимание, что речь идет о модели организации  воспитательного процесса. На наш взгляд, моделировать  личность  учащегося  некорректно.

    Педагогическим колллективам, стоящим перед проблемой представления воспитательной системы школы и её результатов    можно  порекомендовать:   

  1.  Осознание затруднений и поиск путей решения определяется методологическими основаниями педагогической деятельности. Акцент в обновлении методической работы школ необходимо сделать на методологическую компетентность педагога и руководителя.
  2. Использование возможностей ресурсных центров для  повышения  компетентности в сфере воспитания. В числе эффективных  форм исследователи выделяют  обучение «команды школы», включающей руководителей и  педагогов – лидеров в сфере воспитания.
  3. Напомним, что программно – целевой подход  предполагает использование современных достижений науки, эффективных технологий. Использовать  метод экспертизы  в подготовке воспитательной системы школы  к представлению общественности, а также  консультирование, знакомство с опытом  презентации результатов других ОУ.  

      Для обеспечения  развития воспитательных систем школ на уровне управления системой образования  необходимы  как методическая поддержка, так и организационная  в аспекте обеспечения возможности для самоопределения школы в выборе средств воспитания, определения  разумной меры  участия в  районных конкурсных мероприятиях.    

Литература.

  1. Данилюк А. Я.Кондаков А.М.Тишков В. А. Концепция духовно  -нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Учебное издание /Серия «Стандарты второго поколения»
  2. О.А.Лепнева, Е.А.Тимошко. Мониторинг качества воспитательного процесса. Учебно – методическое пособие. – В.Новгород, НИРО, 2009. - 196с.
  3. Колесникова И.А. Педагогическая реальность: опыт межпарадигмальной рефлексии. – СПб, 2001.
  4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Проект./Под.ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. –М:, «Просвещение», 2008.
  5. Поляков С.Д. Реалистическое воспитание. – М. 2004.- 224 с.
  6. Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской Академии Образования  www.centeroko.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система школы по социализации учащихся с ограниченными возможностями здоровья "Из школы в жизнь"

Воспитательная система включает основные разделы:системообразующая деятельность-деятельностный подход и интеграция обучения, воспитания и дополнительного образования детей;основные субЪекты воспитател...

Воспитательная система школы "Школа моей мечты"

«Гуманистическая, личностно-ориентированная концепция воспитания школьников».  (школа, где созданы  условия для индивидуального проявления социальной и творческой активности участников обра...

Воспитательная система школы «Школа – воспитательный центр»

Цель воспитательной системы: создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика  – нравственно и физически здоровой, гуманной, ду...

презентация по теме "Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса"

Данная презентация является представлением опыта работы школьного МО классных руководителей МБОУ СОШ №4 по теме "Совершенствование воспитательной системы школы"....

Система дополнительного образования в воспитательной системе школы.

Построить работу объединений ДО так, чтобы её практический результат вышел за пределы самого объединения, служил доброму и живому делу, а не оставался «мёртвым», пускай и научным, грузом – вот цель, к...

«Совершенствование воспитательной системы школы посредством моделирования и построения воспитательных систем класса»

Пути совершенствования воспитательной системы школы и формирование у воспитателей установки на осуществление деятельности по моделированию и построению воспитательных систем классов....

Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.

Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...